В чем разница между соискателем и аспирантом. Кто такие соискатели работы? Понятие и принципы соискательства

Кто из нас хотя бы раз в жизни не был озадачен поиском работы? Эта тема стара как мир. В обиходе сотрудников центров занятости фигурируют два понятия: работодатель и соискатель. Кто это? Какими качествами обладает идеальный кандидат?

Общая информация

Итак, соискатель. Кто это, нетрудно догадаться. Человека, претендующего на вакантную должность, называют именно так. К сожалению, работодатели отмечают, что зачастую соискатель изо всех сил старается выставить себя в лучшем свете и приписать те качества, которые ему на самом деле не присущи. Вот почему наниматель при вынесении решения должен опираться не только на заверения и рекомендации, но и на собственное мнение.

Как правило, соискатель на должность по имеющейся специальности для поиска подходящего варианта обращается в рекрутинговое агентство. Работу рекрутера легкой назвать нельзя. А все потому, что ему приходится постоянно сталкиваться с большим количеством людей. Не все из них отличаются порядочностью. Рассмотрим, какие требования к соискателю предъявляют опытные специалисты.

Самые ожидаемые качества

Идеальный соискатель - кто это? Человек, который обладает знаниями, опытом и умениями в конкретной сфере, имеет высшее профильное образование. Очень ценится универсальность, к примеру, финансовый директор со знанием бухгалтерского учета. Работодателю наверняка понравятся конкретные предложения по увеличению прибыли компании. Кроме того, учитывайте, что в настоящее время без навыков работы на компьютере вряд ли получится занять престижную должность. Несомненно, претендент на вакантное место должен отличаться коммуникабельностью и инициативностью. В процессе восхождения по карьерной лестнице поможет исполнительность, способность мыслить аналитически, самоконтроль, порядочность и упорство.

Естественно, все вышеперечисленные качества вряд ли могут быть присущи одному человеку. Однако нужно стремиться к тому, чтобы обладать хотя бы половиной из них.

Внешний вид

Внушающий доверие соискатель работы - кто это? Социологи отмечают, что среди успешных людей в большинстве своем ухоженные, симпатичные и хорошо сложенные индивиды. Как правило, и ровный цвет лица ассоциируются с хорошим здоровьем и работоспособностью. Секрет прост: окружающим кажется, что человек, который тщательным образом следит за своим внешним видом, лучше организован и дисциплинирован, легче переносит физические и психологические перегрузки. Однако, как и везде, в этом деле важна мера. Чересчур яркая и непомерно холеная внешность вызовет обратную реакцию.

Путь к успеху

Соискатель - кто это? Человек, который предпринимает активные действия для трудоустройства. Для того чтобы не терять времени зря, изучите ситуацию на современном рынке труда и выясните, какие специальности пользуются спросом, переизбыток каких предложений заметен даже невооруженным глазом.

При отсутствии связей и нужных знакомств можно обратиться в местную службу занятости или в кадровые агентства. Учитывайте, что второй вариант может больно ударить по вашему кошельку.

Алгоритм действий

Соискатель вакансии - это кто? Прежде всего, это тот человек, который уже определился, в какой конкретно области он хочет развиваться в профессиональном плане. При этом задумки типа «хочу работать с бумагами в офисе» никуда не годятся.

Важно очертить круг вакансий, которые вы считаете приемлемыми для себя. Среди них могут быть работы, которые вы уже выполняли, и те, за которые вы бы с радостью взялись.

Подготовка к важному разговору

Предположим, вы получили приглашение на собеседование. Помните, что при наличии вакантной должности руководитель находится в поиске самого подходящего кандидата. Вам необходимо убедить потенциального работодателя, что вы и есть тот самый вариант.

Важные правила:

Не приходите на собеседование намного раньше назначенного или слишком поздно: и в том, и в другом случае вы покажете себя не с лучшей стороны.

Первое, что вы должны сделать, - улыбнуться.

Не садитесь, пока руководитель сам вам это не предложит.

Постарайтесь принять как можно более естественную позу. Не разваливайтесь на стуле и не держите спину в напряжении.

Не стоит оправдываться по поводу недостатка опыта или неподходящего возраста.

Держите дистанцию. Фамильярность неприятно удивит потенциальное начальство.

В любом случае поблагодарите руководителя за оказанное вам внимание.

Если в оговоренные сроки вам не сообщили о результатах собеседования, проявите инициативу: позвоните и напомните о себе.

Если вы работодатель

Перечислим наиболее распространенные методы поиска соискателей:

1. Внутренние резервы. Результативным может стать рассмотрение работающих в компании сотрудников.

3. Объявления в газетах, по радио, на специализированных интернет-ресурсах. Конкурентов у вас, конечно, будет масса, но попробовать всегда стоит.

4. Рекрутинговые агентства. берут за поиск подходящих кандидатов немалые деньги, но это самый верный способ найти именно тот вариант, который вас устроит.

Заключение

Независимо от того, работодатель вы или соискатель, будьте вежливы, правдивы и объективны. Четко поставленные цели помогут достичь желаемого в максимально короткие сроки.

Последние изменения: Январь 2019

Каждый наемный работник хотя бы раз в жизни искал работу и проходил собеседование. Как правило, в течение жизни, периодически приходится подыскивать новые вакансии и отправлять резюме. Готовясь к первой встрече, следует учитывать, что соискатель работы – это лицо, которое намерено трудоустроиться в компании и считает свою кандидатуру подходящей для работы на этом месте.

Просматривая предложения работодателей, нужно помнить, что соискателей вакансии может быть несколько, особенно, если компания предлагает отличные условия работы и славится отличной репутацией.

Кто такой соискатель

Перед тем, как откликаться на объявление о найме персонала, предстоит оценить свои шансы на успех, исходя из требований компании и представлений работодателя о том, кто такой соискатель, идеально подходящий на данную должность.

Успешный соискатель на должность должен отвечать всем параметрам, определенным работодателем, однако задача человека, ищущего работу, убедить представителей организации, что именно он лучше остальных справится с возложенными обязанностями.

Таким образом, необходимо не показать, что умеет работник, а понять, кто такой соискатель для конкретной вакансии.
Когда встает вопрос определения соискателя, это кто такой, правильнее руководствоваться:

  • общепринятыми нормами, применяемыми к наемному персоналу;
  • конкретными параметрами, определенными компанией-работодателем.

Намереваясь убедить, что человек лучше всего подходит под описание о вакантной должности, не стоит забывать о бессмысленности ложной информации о себе перед рекрутером. Так или иначе обман раскроется, когда претендент на работу не сможет справиться с объемом, возложенным работодателем.

Как ищут персонал

Соискательство предполагает поиск работы наемными работниками, чьи кандидатуры будет рассматривать руководство компании. Чтобы обеспечить принятие на работу наиболее подходящего человека, требуется обеспечить наличие нескольких кандидатов на должность.

Как правило, поиск претендентов на должность ведется различными методами. Их выбор часто зависит от особенностей характера работы и требований к навыкам и знаниям работника. Для одних вакансий более эффективна публикация в газете с объявлениями, для других – организуется поиск через агентство. Тот, кто ищет работу, также имеет свои предпочтения при выборе источников информации о вакансиях.

Методы поиска новых работников предусматривают различные пути:

  1. Компании, серьезно относящиеся к кадрам, часто создают особый кадровый резерв, чтобы в нужное время предложить работникам, показавшим отличные результаты работы, шанс на карьерный рост или развитие в новом направлении. В таком случае, кандидата ищут в пределах организации из числа наиболее соответствующих работников.
  2. Объявления в газетах, журналах, на телевидении.
  3. Публикация в сети, на бесплатных досках, специализированных сайтах открывает возможность донести информацию до широкого круга претендентов об образовании вакантного места, однако предстоит провести жесткий отбор среди откликнувшихся.
  4. Агентства по трудоустройству значительно облегчают процесс подбора оптимально подходящего кандидата, поскольку отсеивают тех, которые не соответствуют пожеланиям компании. Первичные собеседования проходят на базе рекрутинговых агентств, которым предстоит провести первичную оценку кандидата.

Чем большее количество желающих занять вакантное место, тем труднее добиться принятия на работу конкретным кандидатом. Потребуется изучить, как правильно вести себя на собеседовании, чтобы получить желанное место.

Как вести себя на собеседовании

Соискание должности начинается с изучения основ поведения при первой встрече с рекрутером или представителем компании.

Человек, который устраивается на работу, должен помнить, какие характеристики неприемлемо демонстрировать при встрече с работодателем:

  • Безответственность работника проявляется уже на первом собеседовании, если человек опоздал. Непунктуальность свидетельствует против кандидата, поскольку предполагает, что и на работе он будет относиться к обязанностям также непунктуально. Чтобы не попасть в черный список рекрутера, четко соблюдайте договоренности, а если встреча по каким-либо причинам отменяется или переносится, следует сразу оповестить.
  • Аккуратный внешний вид свидетельствует об отношении к себе, тому впечатлению, которое создает о себе кандидат. Приходить в мятой, грязной одежде на переговоры с потенциальный работодателем неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Необязательно одеваться на встречу в дорогие бренды, гораздо важнее быть опрятным и чистым, не забывая о маникюре, обуви, прическе.
  • Никто не любит высокомерных людей, но, если работник действительно ценен, иногда на некоторые проявления могут закрыть глаза. Если же человек, приходя с улицы, видя новых собеседников, ведет себя высокомерно, никаких шансов добиться одобрения кандидатуры у него нет.
  • Неверные сведения в , выявленные в процессе беседы, если не заставят сразу отказать в найме, то серьезно насторожат рекрутера, ведь начинать трудоустройство в компании с обмана – не самый лучший способ проявить себя.
На собеседовании ведут себя в рамках делового стиля переговоров. Нескромность и развязность соискателя недопустимы, если не поставлена цель, чтобы компания отказала в найме. Однако чрезмерная закрытость и сухость также помешают расположить к себе собеседника.

Перед походом на собеседование, если человек действительно хочет произвести хорошее впечатление, следует обдумать возможные каверзные вопросы со стороны рекрутера и подготовить ряд фраз о себе, из которых можно было бы сформировать положительное мнение. Но прежде всего, не стоит забывать, что значит соискание для работодателя – это предоставление шанса кандидатам доказать, что именно они лучше всего подходят под описание «идеального работника».

Соискательство – это одна из форм подготовки научных кадров. К ней часто прибегают различные сотрудники вузов и НИИ.

Причина выбора именно такой формы, как правило, такова: человек подготовил кандидатскую диссертацию во время свой работы, а потому не нуждается в обучении в аспирантуре.

Соискательство подразумевает, что человек лично ведёт работу над диссертационным исследованием.

Если результаты будут достаточно приемлемыми, то он может в дальнейшем претендовать на степень кандидата наук.

Отличия от аспирантуры

Основное отличие от аспирантуры заключается в том, что соискатель в принципе не проходит какой-либо курс обучения, также он не участвует в педагогической работе на кафедре и другой активности, которая присуща аспирантам. Он только готовит диссертационное исследование – и всё.

Обычно к данному подходу прибегают уже опытные научные сотрудники и работники научных/учебных заведений, у которых имеется достаточно знаний и опыта для подготовки диссертации, но которым не требуется обучение по тематике диссертации, которую они выбрали.

Также соискателю, если сравнивать с аспирантурой, не требуется сдавать какие-либо вступительные экзамены. Он просто зачисляется приказом руководителя учреждения по результатам позитивного заключения кафедры, к которой прикреплён соискатель, также по результатам собеседования с будущим научным руководителем.

Мнение эксперта

Чем сегодня плоха система соискательства? Прежде всего, не поступив в аспирантуру, вы не получите диплом об её окончании с пометкой “преподаватель-исследователь”. С 2014 год аспирантура — это третья ступень образования после бакалавриата и магистратуры. Скорее всего, именно такой диплом в будущем станет “пропуском” к преподавательской деятельности».

Нина Кузнецова

Эксперт проекта

Требования

Для того чтобы стать соискателем, необходимо соответствовать нескольким требованиям.

Если человека прикрепляют к научному или учебному заведению, важно, чтобы у него имелось высшее профессиональное образование, либо степень кандидата наук, если это соискатель степени доктора наук.

Также необходимо соответствовать определённым квалификационным требованиям, которые устанавливаются ВАК.

Как стать соискателем?

Для подготовки кандидатской диссертации, соискатель должен подать на имя руководителя заявление и приложить к нему копию диплома о высшем профессиональном образовании, а также опционально удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.

Если человек прикрепляется для подготовки докторской диссертации, то нужно подать на имя руководителя заявление и приложить к нему копию диплома кандидата наук.

Если по приказу руководителя человек был прикреплён как соискатель, то в 3-месячный срок он должен предоставить кафедре тему диссертации и индивидуальный план по её подготовке. Они должны быть утверждены руководством учебного заведения. Периодически соискатель должен также отчитываться на кафедре и аттестоваться каждый год. Иначе человек может быть просто отчислен.

Мнения и отзывы

Честно говоря, я начала писать работу без поступления в аспирантуру. И, конечно, сильно пожалела. Так как в моем университете совета для защиты не было и нет и по сей день. В итоге мне нужно ехать в другой город, где мне, конечно, могут помочь с защитой, но все это, если честно, больше похоже на сражение или битву. А еще на игру в русскую рулетку. Последние годы очень усложнили процедуру соискательства.

Подготовка научных кадров и высшего преподавательского состава осуществляется в форме соискательства или обучения в аспирантуре. Аспирантура является структурно-функциональным подразделением системы высшего образования, предоставляющим выпускникам вузов с квалификацией магистра или специалиста возможность продолжить послевузовское образование с дальнейшей защитой кандидатской диссертации. Аспиранты и соискатели выполняют работу над диссертацией по индивидуально составленным планам, но форма этой работы имеет важные отличия.

Определение

Соискатель – специалист с высшим профессиональным образованием, претендующий на ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющий самостоятельную работу над диссертацией в качестве прикрепленного к высшему учебному или научно-исследовательскому заведению научного сотрудника.

Аспирант – претендент на ученую степень кандидата наук, обучающийся в аспирантуре при высшем учебном заведении.

Сравнение

При поступлении в аспирантуру лица, получившие рекомендации научных руководителей, сдают вступительные экзамены.

Для аспиранта срок обучения в аспирантуре составляет 4 года, при заочном обучении – 5 лет. В течение этого времени он обязан посещать занятия по дисциплинам, входящим в обязательный кандидатский минимум, а также принимать участие в научно-исследовательской и учебной работе кафедры.

Ежегодно, в соответствии с индивидуально составленным графиком и планом, аспирант должен предоставлять совету кафедры отчет о проделанной научной работе. По ее результатам после сдачи кандидатского минимума он допускается к защите кандидатской диссертации.

В кандидатский минимум входят 3 экзамена: по специальности, иностранному языку и философии.

Аспиранты, выбравшие очную форму обучения, получают стипендию и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Формой соискательства ученой степени обычно пользуются сотрудники научных институтов или высших учебных заведений, самостоятельно подготовившие кандидатские диссертации. Они не нуждаются в обучении в аспирантуре, избавлены от необходимости сдавать вступительные экзамены при прикреплении к кафедре высшего учебного заведения и принимать обязательное участие в учебной работе.

Основаниями для прикрепления служат результат научного собеседования, рекомендации научного руководителя и заключение кафедры.

В некоторых случаях форма прикрепления существует только для сдачи экзаменов кандидатского минимума, которые соискатель сдает на тех же условиях, что и аспирант.

На подготовку и защиту кандидатской диссертации прикрепленному соискателю отводится 3 года.

Все это время он имеет право заниматься своей профессиональной деятельностью, не прерывая ее для посещения занятий по дисциплинам, обязательным для аспирантов.

Выводы сайт

  1. Соискатель работает над диссертацией самостоятельно, без дополнительного обучения в аспирантуре. Аспирант при подготовке диссертации проходит обучение по индивидуально составленной программе.
  2. Лицо, поступающее в аспирантуру, сдает вступительные экзамены. Соискатель не сдает вступительных экзаменов: его прикрепление к кафедре оговаривается в приказе ректора.
  3. Аспирант обязан принимать участие в научной и учебной работе кафедры. Соискатель может не заниматься учебной работой.
  4. Срок обучения в аспирантуре – 4 года или 5 лет. Соискатель прикрепляется к высшему учебному или научному заведению на 3 года.
  5. Соискатель, в отличие от аспиранта очной формы обучения, не получает стипендию и не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Приблизительность овладела

Торопящимися людьми.

Что-то учат, о чем-то знают,

В общем - сеют, в среднем - стригут,

Приблизительно объясняют,

Относительно берегут.

Р.И. Рождественский

Гораздо труднее увидеть проблему, чем най­ти ее решение. Для первого требуется во­ображение, а для второго - только умение.

К. Бернар

Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исклю­чительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бы­вает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организацион­ная форма выполнения диссертационного исследования, как соиска­тельство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в про­цессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указы­вается: на соискание ученой степени...

Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соис­кательства, на финише диссертационного марафона эти различия ис­чезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертаци­онное исследование в режиме соискательства, представляя диссерта­цию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридиче­ских наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соиска­тель - не аспирант.

Различие же между двумя организационными формами вы­полнения диссертационного исследования - аспирантурой и соиска­тельством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профес­сионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован, а «россыпью» рассылается дорабо­танный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального об­разования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Мини­стерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юс­тиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвер­жденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограмми­рованного в нем времени на выполнение аспирантом-очником науч­но-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспи­ранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением раз­работчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.

В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информа­тике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с кон­тролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего дис­сертационное исследование.

Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серь­езным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно колле­гия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспиран­тов, она будет закрыта.

И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне на­целен на результативную самостоятельную научно-исследователь­скую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависи­мости от эффективности внешнего контроля, на прохождении кото­рого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих фор­мальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при форма­лизации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и про­сто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохожде­ние» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор на­стоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.

Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему зани­маться правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организа­ционной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой че­ловек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организа­ционной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его на­учной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного сове­та, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему

ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвер­жденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, оп­ределяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзаме­ны, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегист­рировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Погра­ничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).

Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для под­готовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излага­ются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляе­мых и рассматриваемых при этом документов и т.д.

Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и по­зволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.

Что касается кандидатских экзаменов, которые ему пред­стоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 По­ложения о порядке присуждения ученых степеней установлен пере­чень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискате­лями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо эк­замена по истории и философии науки сдавался экзамен «филосо­фия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экза­мена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссерта­ции сдавался экзамен по специальности - в широком "понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным дово­дом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформиро­вать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, кото­рые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома».

Следует обратить внимание на то. что установленные упомя­нутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кад­ров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окон­чив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положе­нием срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юриди­ческом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за по­следние десять лет средний возраст работающих в научно-образова­тельной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докто­ров наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.

Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокуп­ный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два ме­сяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невоз­можно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на диско­теки, тусовки, застолье.

С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, на­пример, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной спе­циальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нуж­ной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они опреде­ляются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспиранту­ре специальностями.

В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссерта­ционные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспиран­тура, и диссертационные советы по всем без исключения юридиче­ским научным специальностям.

В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специаль­ностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы сле­дующие группы специальностей и специальности (под соответст­вующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муни­ципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предприниматель­ское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспер­тиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информаци­онное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая сте­пень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присужда­ется и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Инфор­мационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и про­мышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и техно­логии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.

Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъ­ективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя но­менклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образо­вании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство ко­дифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграци­онных законов с огромным количеством подзаконных и ведомствен­ных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль граж­данского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в по­следнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в право­вом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих за­рубежных правовых систем - даже толком защитить их в междуна­родных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специально­сти, связанной с правовым обеспечением управления в сложных эко­номических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объеди­нение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпри­нимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специаль­ностям гражданского права и гражданского процесса, предпринима­тельского права и арбитражного процесса с их объединением в спе­циальности 12.00.15.

А если говорить по большому счету, то к классификатору на­учных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому члене­нию науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности от­расль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профи­лактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юри­дическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как бли­жайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и резуль­тативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.

И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и органи­зацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого за­нимается историческая наука. Хронологический вектор от настояще­го в прошлое - это история, которая послойно занимается исследова­ниями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в офици­альных классификациях.

Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устояв­шейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической мето­дологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе от­носительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее от­дельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...

И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколе­ний, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».

Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих уче­ных вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классифи­катор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный прин­цип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учиты­вающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.

Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, ли­бо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по дого­вору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локаль­ные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного иссле­дования - соискательство.

В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои сооб­ражения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.

В то же время следует указать и на ошибочность одного уко­ренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выпол­нять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах ру­ководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше при­ведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоя­тельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закре­пленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация мо­жет выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель дол­жен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, мас­титым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного канди­дата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (со­искателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).

Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два науч­ных руководителя либо научный руководитель и одновременно на­учный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфиче­ских (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.

Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по воз­расту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвы­чайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо органи­зационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.



Поделиться