Субъектами финансовых отношений выступают. Субъекты финансовых отношений

Цели и инструменты финансовой политики.

Структура финансовой системы.

Лекция 1. Финансы и финансовая система: сущность и содержание.

Учебные вопросы:

1. Сущность финансовых отношений и задачи финансовой системы.

Термин финансы (от лат. financia –платеж, наличность, доход) возник в XI-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение, начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением денежных средств.

Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств, т.е. финансы не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределениям и использования фондов денежных средств.

Финансовые отношения складываются:

1. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

2. между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;

4. между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;

5. между отдельными уровнями бюджетной системы;

6. между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

По своему материальному содержанию финансы − это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Национальный доход − величина доходов всех граждан страны, включая доходы от принадлежащих им факторов производства за рубежом.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

1. осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

2. создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

3. способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Сущность финансов наиболее полно раскрывается в выполняемых ими функциях. Однако трактовка функций финансов в различных учебниках не одинакова. Так, в учебнике под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова рассматриваются такие функции: распределительная, стимулирующая, контрольная. Несколько иной подход дан в учебниках под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Г.Н. Белоглазовой. Они в отличие от вышеназванных авторов считают, что необходимо под функциями понимать не «работу», выполняемую финансами, а общественное назначение, присущее именно данной категории, которое выражается в следующих функциях: формирование денежных фондов (доходов); использование денежных фондов (доходов); контроль (с определенными оговорками) над процессами образования и использования, осуществляемый отдельными лицами или органами.

Другая трактовка заключается в том, что функции финансов − распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция −объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

Мы полагаем, что функции финансов можно представить в следующем виде (схема 1):

1. Обеспечение деятельности государства, которая направлена на аккумулирование денежных ресурсов для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне.

2. Воспроизводственная функция − накопление необходимого количества денежных фондов (в том числе капитала) для осуществления расширенного воспроизводства.

  1. Распределительная функция, которая заключается в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, в том числе национального дохода между отдельными сферами, отраслями, социальными слоями и группами.
  2. Стимулирующая функция − государство создает условия для ускоренного развития национальной экономики (через регулирование налогов, льгот и др.).
  3. Функция стабилизации экономики − регулирование государством с помощью финансов процесса развития экономической системы (например, капитальные вложения в расширение производства).
  4. Контрольная функция, которая предусматривает контроль государства за порядком аккумулирования и распределения денежных средств предприятиями, финансово-кредитными институтами и организациями.

Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают:

Ø эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг;

Ø различные виды ценных бумаг (акции, облигации и др.);

Ø аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов);

Ø кредитование и т.п.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Организация (предприятие) (франц. organisation, от лат. organiso - придаю стройный вид) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой - обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Организация (предприятие) может осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо одновременно все виды.

В процессе предпринимательской деятельности у организаций (предприятий) возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; партнерами по совместной деятельности; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой и т.п., сопровождающиеся движением денежных средств.

Материальную основу финансов составляют деньги. Однако необходимое условие возникновения финансов - реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления. Оно обусловлено взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, с бюджетной и кредитной системами, в процессе которых создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

В зарубежной литературе финансы рассматривают как денежные потоки (процессы, связанные с движением денег).

В работах отечественных ученых сущность финансов обычно выражается как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств. За последнее время появились и другие определения содержания финансов, приближенные к зарубежным. Неоднозначная трактовка определения свидетельствует о сложности и многостороннем характере финансов. Объектом финансов служат не только процессы, возникающие при движении денежных средств, но и опосредствующие их экономические отношения. Финансы организаций (предприятий) представляют собой совокупность денежных отношений, опосредующих экономические отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Как экономическая категория финансы организаций (предприятий) - это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят распределительный и перераспределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс.

Финансы организаций (предприятий) являются самостоятельным звеном финансовой системы, обслуживающей материальной производство и услуги. Именно в этом звене финансовой системы формируется значительная часть национального дохода страны, осуществляется их распределение внутри организаций и частичное перераспределение через бюджетную систему и систему внебюджетных фондов.

Сфера финансовых отношений организаций (предприятий) разнообразна и существенно расширилась и изменилась с развитием реальных рыночных отношений, введением Гражданского кодекса РФ. В зависимости от экономического содержания финансовые отношения организаций (предприятий) можно сгруппировать по следующим направлениям:
возникающие между учредителями в момент создания организации (предприятия) при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала. В свою очередь уставный (складочный, акционерный) капитал служит первоначальным источником образования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
между отдельными организациями (предприятиями), связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, мате риалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения - основные в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. На них приходится наибольший объем платежей, от их эффективной организации во многом зависит финансовый результат деятельности предприятий; между организациями (предприятиями) и их подразделениями - филиалами, цехами, отделами, бригадами - в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
между организациями (предприятиями) и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов;
между организациями (предприятиями) и вышестоящими организациями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является организация (предприятие). Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие организаций (предприятий);
между организациями (предприятиями) и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета.

От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние организаций (предприятий) и формирование доходной базы бюджетов разных уровней:
между организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг.

От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий:
между организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
между организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими субъектами.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения, методы реализации. Однако все они носят двусторонний характер и их материальную основу составляет движение денежных средств, благодаря их использованию формируются денежные потоки, ими сопровождается формирование уставного капитала организации (предприятия), начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения, финансовых резервов и в целом финансовых ресурсов организации.

Функции финансов. Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.

Среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов организаций (предприятий). В экономической литературе в настоящее время существует большой разброс в определении функций, как по их количеству, так и по содержанию. Отмечается единство лишь по двум функциям: распределительной и контрольной. Во многих литературных источниках указаны такие функции: формирование капитала, доходов и денежных фондов; использование доходов и денежных фондов, ресурсосберегающая, контрольная и т.п. Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и цель - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации (предприятия). Большинство экономистов признают, что финансы предприятий выполняют три основные функции: формирования капитала и доходов организации (предприятия); распределения и использования доходов; контрольную.

Все функции тесно взаимодействуют между собой.

При выполнении финансами функции формирования капитала происходит формирование первоначального капитала организации (предприятия), его приращение; привлечение денежных средств из различных источников в целях формирования необходимого для предпринимательской деятельности объема финансовых ресурсов, сопровождающееся движением денежных средств. В современных условиях не все денежные средства предприятия носят фондовый характер. Предприятие самостоятельно решает вопрос формирования денежных фондов и резервов.

Распределение и использование доходов на уровне организаций (предприятий) проявляется в распределении выручки от реализации продукции и доходов от иной деятельности в стоимостном выражении по направлениям использования, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. С помощью этой функции осуществляется контроль за своевременным поступлением выручки от реализации продукции и оказания услуг, формированием и целевым использованием денежных фондов и в целом финансовых ресурсов организации, изменениями финансовых показателей, соблюдением налогового законодательства и т.п.

В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых организацией (предприятием) доходов определяет возможности его дальнейшего развития. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы организации (предприятия) и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование такого свидетельства может привести к банкротству предприятия.

Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений. Контрольная функция осуществляется как непосредственно в организации, так и ее собственниками, контрагентами, кредитными и государственными органами.

Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); строительство городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация) и т. д. Предоставление такого рода благ предполагает, что часть имеющихся производственных ресурсов будет израсходована иначе, чем это было бы сделано частным сектором, т. е. будет осуществлена аллокация ресурсов.

Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости. Перераспределение доходов основывается на двух основных правилах. Во-первых, лица, имеющие повышенный доход, вносят в фонд общества по своим относительным размерам долю, превышающую получаемую ими общественную помощь. Во-вторых, лица с низкими доходами получают от государства больше, чем вкладывают в общий финансовый фонд.

Функция стабилизации экономики осуществляется путем реализации целевых установок экономической политики, направленной на обеспечение высокой занятости, стабильности цен, постоянного и соразмерного экономического роста.

Кроме указанных финансовая система выполняет более узкие, традиционные функции.

Аккумулирующая функция – осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем.

Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате достигается структурная перестройка народного хозяйства, выполняются различные программы целевого назначения.

Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Финансовая политика. Субъекты финансовых отношений

В нашей экономической литературе в широком плане под финансовой политикой было принято понимать единство объективного и субъективного. Объективная сторона заключается в том, что политика строится в соответствии с требованиями экономических закономерностей. Отсюда следует, что успех проведения финансовой политики во многом зависит от познания, выявления экономических закономерностей. Вместе с тем политика всегда субъективна, так как реализуется людьми, их волей и усилиями.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты выступают базовыми при построении финансового законодательства; субъективные – это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на реализацию стратегических целей, специализированных программ и на осуществление текущей народнохозяйственной деятельности.

В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства, а также на стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритетные отрасли экономики ; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д.

При переходе экономики от кризисного к состоянию устойчивого развития направление финансовой политики изменяется. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются государства, предприятия , фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане . Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств , через соответствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отношения складываются в виде групп отношений:

  • между государством и местными органами;
  • между государством и предприятиями;
  • между фирмами;
  • между фирмами и банками;
  • между государством и общественными организациями;
  • между государством и населением.

Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства , осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов ; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т. д.

Государственный и консолидированный бюджеты. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный федерализм

Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет . С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями , отраслями и сферами народного хозяйства.

В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.

Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путем особых экономических форм в виде доходов и расходов .

Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:

  • налоги (обязательные платежи, взимаемые в государственный или местный бюджет с физических и юридических лиц);
  • сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

Внешние источники – это доходы в виде заемных средств, предоставляемых другими государствами или международными организациями.

Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хозяйства; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.

Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций , связанных с социально-экономическим развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных экономических программ.

В тех случаях, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит .

Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10 % от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20 %, является критическим.

Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на развитие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности , на активизацию .

Секвестр . В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирования расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.

Внешний долг – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Наличие большого государственного долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.

Бюджетная система – это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом государственного устройства.

Бюджетное устройство России включает в свой состав:

  • федеральный (республиканский) бюджет, в котором сосредоточиваются бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, имеющих общегосударственный характер;
  • бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты);
  • местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

В целом в бюджетную систему России включаются: федеральный бюджет; республиканские бюджеты республик , входящих в состав Российской Федерации; краевые и областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области; бюджеты поселков, районных городов, расположенных на территории района и других населенных пунктов. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности.

Принцип единства означает, что все бюджеты строятся по единым правовым нормам .

Принцип самостоятельности означает, что все уровни бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом их использования на нужды каждого из субъектов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа .

Внебюджетные фонды – это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; по уровню управления – на федеральные, региональные и местные.

К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:

Фонд государственного социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Этот фонд создается страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций.

Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Он занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей . Доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий и организаций; граждан, занимающихся трудовой деятельностью; а также средств из республиканского бюджета для выплаты государственных пенсий и пособий военным.

Государственный фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов.

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. В Петербурге, например, учреждения здравоохранения, включенные в систему оказания обязательных медицинских услуг, выдают гражданам страховые медицинские полисы, владельцы которых получают право на бесплатную медицинскую помощь.

Бюджетный федерализм – это совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления, предполагающая децентрализацию финансовой системы и расширение бюджетных прав регионов.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

  • самостоятельность бюджетов различных уровней;
  • законодательное разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходованию доходов между федеральными, региональными и местными органами управления;
  • установление правовых методов регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи субъектам Федерации;
  • обеспечение соответствия (сбалансированности) между функциями по расходованию средств и поступлениями доходов, закрепленными за данным бюджетным уровнем.

Российская система бюджетного федерализма включает:

  • систему полюсов бюджетных потоков: федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты;
  • налоговый федерализм, т. е. разграничение налогов на федеральные, региональные и местные;
  • создание блока финансовых трансфертов в виде федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • блок дотаций и субвенций субъектам Федерации.

Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан » для содержания публичной власти .

В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты .

Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.

Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:

Субъекты налоговой системы или налогоплательщики , т. е. физические и юридические лица , которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.

Объекты налоговой системы – доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата , прибыль , недвижимое имущество и т. д.).

Источник налога чистый доход общества .

Налоговая ставка – это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка – это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).

Твердые налоговые ставки – это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается).

Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).

Регрессивное налогообложение – по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.

Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. е. каждый последующий прирост нормы налогообложения меньше предыдущего.

Функции налогов . При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.

Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала ; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения.

Принципы налогообложения . Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом.

Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.

Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.

Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика. Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога.

Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.

Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения.

Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х. Халлером.

Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность.

К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения .

Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы , связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.

Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами.

Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой.

Кривая А. Лаффера . При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.

Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Одни решают возникшие в экономике проблемы с позиций спроса («экономика спроса»), другие – с позиций предложения («экономика предложения»).

Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.

Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции. Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий , которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.

В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа.

В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 22.1).

Графическое изображение кривой свидетельствует о том, что при нулевой ставке налога поступления в бюджет отсутствуют, при 100 %-ной ставке поступления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.

Максимальная величина налоговых поступлений в бюджет достигается в точке А при налоговой ставке гд = 50 %. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до rB в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).

Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50–70 %.

Современная налоговая система включает два основных вида налогов : прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные объекты имущества: земельные участки, дома, промышленные и торговые предприятия , денежный капитал .

Личными налогами облагаются доходы отдельных физических или юридических лиц .

К числу таких налогов относятся подоходный, поимущественный, с наследств и дарений.

Косвенные налоги взимаются с покупателей через цены, устанавливаемые на товары и услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает доход, в состав которого входят налоговые поступления. Последние непосредственно перечисляются в фонд государства .

Целевые налоги . Кроме прямых и косвенных налогов в последнее время широкое распространение получили взносы, связанные с социальными выплатами. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд страховой медицины, фонд занятости, фонд социального страхования . По своей сущности они являются целевыми налогами, так как имеют определенное назначение. Классификация основных видов налогов Российской Федерации представлена в табл. 22.1.

Система налогов . В Российской Федерации в зависимости от органа, который взимает налог, различают федеральные, региональные и местные налоги (табл. 22.2).

Федеральные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет .

Региональные налоги включают в себя региональные платежи за пользование природными ресурсами (плата за воду, лесной налог и др.).

Местные налоги взимаются местными органами на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты .

К числу важнейших налогов относятся:

  • Подоходный налог с физических лиц – прямой прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов населения. Подоходный налог является регулирующим налогом. Значительная его часть обычно зачисляется в местные бюджеты.
  • Налог на прибыль предприятий и организаций – прямой пропорциональный налог. Ставка этого налога разделена: 13 % от прибыли (доходов) предприятий и организаций зачисляется в федеральный бюджет, до 22 % – в региональные бюджеты.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный, регрессивный налог, относящийся к числу регулирующих. Основная его ставка составляет 20 %. Во многих случаях часть этого налога зачисляется в региональные бюджеты. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее влияние на экономический рост.

Акцизы – это сборы, взимаемые при продаже особых товаров. Их перечень утверждается специальным законом . К числу таких товаров обычно относятся табачные изделия, драгоценности, нефтепродукты и т. д. Этот налог является косвенным, регрессивным, регулирующим, устанавливается на товары с неэластичным спросом.

Поимущественные налоги – это налоги на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий. Его ставка составляет 0,1 % на имущество граждан и до 2 % – на имущество юридических лиц. Поимущественные налоги, как правило, закрепляются за региональными и местными бюджетами. Они являются прямыми, пропорциональными налогами.

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений.

В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.
Субъектами финансовых отношений выступают:

Государство;

Юридические лица;

Физические лица.

В связи с этим различают:

Общегосударственные (публичные финансы);

Муниципальные финансы;

Финансы хозяйствующих субъектов;

Финансы домашних хозяйств.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

Муниципальные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник перераспределит их, создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов. Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

К централизованным денежным фондам относятся: федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, местные (муниципальные) бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, как специфическое звено публичных финансов.

На уровне предприятий и населения формируются децентрализованные денежные фонды – уставный фонд, резервный фонд, амортизационный, фонды оплаты труда, бюджеты домашних хозяйств и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Публичные денежные фонды создаются для финансирования функций государства, предусмотренных действующим законодательством, а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

Образование денежных фондов предприятий и населения осуществляется в децентрализованном порядке, в процессе хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели, население) самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. Децентрализованные фонды создаются для удовлетворения индивидуальных потребностей, обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию.



Поделиться