"Стелс" (самолет): технические характеристики. Невидимый самолет - выдумка или реальность

Применение технологии «Стелс» (от англ. Stealth - тайный, скрытный) - одна из самых заметных тенденций в проектировании и создании новых боевых самолётов в последние годы. Однако её использование заставляет идти конструкторов на компромиссы, негативно сказывающиеся на лётных характеристиках и массе боевой нагрузки самолёта.

Сейчас существует возможность спроектировать самолёт таким образом, чтобы он был максимально невидим для радиолокатора в определённом диапазоне волн. Это можно осуществить подбором специально разработанных материалов и выбором соответствующей формы планера самолёта. Основной целью всего этого является то, чтобы рассеять большую часть излучения и энергии, за исключением направления к приёмнику радиолокатора, а оставшуюся - поглотить.

Иностранные образцы Стелс

Первым малозаметным самолётом, сконструированным по технологии «Стелс» и принятым на вооружение ВВС США, стал Lockheed F-117 A. Впервые он поднялся в воздух 18 июня 1981 года на испытательном полигоне фирмы «Lockheed» в Неваде, в условиях максимальной секретности.

По своим размерам он был довольно близок к истребителю, но выглядел довольно необычно для того времени. Характерными особенностями данного самолёта были: крыло с большой стреловидностью по передней кромке, отсутствие горизонтального оперения и наклонные кили, рулевые поверхности которых совмещали функции рулей направления и высоты. Двигатели General Electric F 404 не имели форсажных камер и были глубоко спрятаны в корневых частях крыла.

F-117 A не был истребителем, это был полноценный ударный самолёт, как и A-12 Avenger 2, создававшийся по заказу ВМС США, но не принятый на вооружение по ряду причин.

Следующим самолётом-«невидимкой», принятым на вооружение, стал бомбардировщик В-2 А, но к тому времени уже полным ходом шли испытания новых истребителей, построенных по технологии «Стелс». В рамках программы ATF ВВС США делали выбор между самолётами Lockheed YF-22 и Northrop YF-23. Было построено по два прототипа истребителей, причем один оснащался двигателями Pratt & Whithney, а второй- General Electric YF 120.

23 апреля 1991 года, по итогам этого конкурса, был объявлен победитель, им стал YF-22 с двигателями YF 119. Сегодня этот самолёт, заметно отличающийся от своего прототипа, известен как F-22 Raptor, принят на вооружение ВВС США и строится серийно.

Оснащённый двигателями F 199, с тягой 155,70 кН и управляемым вектором тяги, F-22 имеет крыло площадью 78 кв.м. Самолёт оснащён обычными органами управления, включающими элероны, горизонтальное оперение, рули направления, предкрылки и флапероны. Компрессоры двигателей скрыты изогнутыми каналами воздухозаборников, а ракеты класса «воздух-воздух» и другие виды боеприпасов скрыты во внутренних отсеках планера.

Следующее поколение самолётов было создано по программе JSF. После создания самолётов-демонстраторов, в конце 2001 года победителем конкурса стала фирма «Lockheed Martin» со своим проектом Х-35, конкурентом выступала фирма «Boeing» со своим образцом Х-32. Серийный истребитель F-35 оснащён одним турбореактивным двигателем F 119, который на модификации F- 35B (c укороченным взлётом и вертикальной посадкой), создаваемый специально для КМП США, также еще приводит во вращение вспомогательный подъёмный вентилятор, который установлен за кабиной пилота.

Но более широко технология «Стелс» используется при создании перспективных беспилотных боевых самолётах (ББС или UCAV). Отсутствие кабины пилота даёт для конструкторов более широкое поле деятельности. Работы по таким летательным широко ведутся во многих странах мира. В США были созданы следующие демонстраторы ББС: Х-45 (Boeing) и Х-47 (Northrop Grumman). В Европе - ББС «Taranis» концерна «BAE Systems» и ББС «Neuron» мультинационального консорциума «Dassault».

Российские образцы

Не отстает и Россия в работах по разработке новых типов самолётов по технологии «Стелс». Последние истребители, созданные в бывшем СССР, МиГ-29 и МиГ-27, а также их современные модификации, разработанные и выпускающиеся в России, отличаются достаточно гармоничным сочетанием всех параметров. Все эти самолёты сконструированы с полным пониманием всех возможностей технологии «Стелс», ряд которых были включены в их конструкцию. Но гораздо большее внимание проблемам снижения радиолокационной заметности было уделено при создании новых самолётов Миг-1.44, Су-47 «Беркут», опыт разработки которых использован в разработке и создании новейшего истребителя будущего (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Данная машина обладает уникальными свойствами и превосходит все истребители по многим параметрам и показателям. В настоящее время проходят её лётные испытания.

Недостатки технологии «Стелс»

Основной показатель радиолокационной заметности - эффективная площадь рассеивания может резко увеличиться в 20-100 раз при открытии у самолёта-«невидимки» каких-либо створок. Соответственно их приходится специально конструировать и раскрывать непосредственно перед нанесением удара по цели и сразу закрывать по его завершения.

В настоящее время конструкторами многих стран ведутся работы по созданию приборов, которые сведут все преимущества «невидимок» на нет и уже существует ряд опытных образцов. Так, например, новые модернизированные каналы обмена данными могут позволить истребителям, работая в паре, реализовать принцип «бипозиционного радара», у которого передатчик и приёмник находятся на большом расстоянии и тем самым позволяют фиксировать слабое излучение «невидимки». Сегодня проводится проектирование и разработка модулей приёмников на основе нитрида галлия. По сравнению с модулями на основе арсенида галлия, используемые сегодня они работают с более широким спектром излучения, что сводит все преимущество радиопоглощающих покрытий к нулю, которые выполняют свою функцию только в узком диапазоне волн.

Ну, а что получится и кто выиграет в этой извечной битве людей, создающих оружие и людей, создающих «противоядие» увидим скоро.

Давно известно, что живучесть в бою можно обеспечить не только хорошей защитой, но и маскировкой. Долгое время в авиации маскировке уделялось слишком мало внимания. Фактически вся она сводилась лишь к специальной камуфляжной окраске: верхние поверхности самолёта красят в «камуфляж», а нижние - в голубой, под цвет неба



Открытие физика Петра Уфимцева

Около тридцати лет назад, листая популярный научно-технический журнал, сотрудники американской разведки наткнулись на статью русского физика Петра Уфимцева, в которой говорилось, что летательные аппараты типа «крыло», сделанные из определенных материалов, особым образом граненые и окрашенные, практически невидимы для радаров.

Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным. "Тупиковая" ветвь авиации.

Строительство и испытания летательного аппарата

Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.

Возможности для этого были. Тогда в Пентагоне – Министерстве обороны США – разрабатывалась программа создания самолетов нового поколения – высотного разведчика и высотного перехватчика, которые замышлялись недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника.Так в середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71, который отличали необычная аэродинамическая форма и специальная окраска, сделанные по «рецептам» Уфимцева и снижавшие радиолокационную видимость самолета.
Окрыленные успехом, американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название «стелс» (от английского слова «stealth» – втихомолку, украдкой).


Создание самолёта-невидимки

Попытки создать «самолет-полную невидимку » долго не имели успеха. Лишь двадцать лет назад США явили миру чудо военной техники, похожее на летучую мышь или корабль инопланетян. Были изготовлены две модификации «стелсов»: истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака. Чуть позже в строй вступил истребитель-невидимка F-22.Внешне F-117 похож на летающее крыло с размахом в 13, 2 м. Но кроме специально подобранной формы, вся его конструкция разработана с максимально возможным применением радиопоглощающих материалов.
Они снижают уровень отраженных сигналов, которые к тому же отражаются не обратно, как от обычных поверхностей, а вверх и вниз в узких секторах. С помощью специальных выхлопных сопел и подвода окружающего воздуха значительно снижена и интенсивность инфракрасного излучения реактивной струи двигателей, то есть «тепловые» датчики противника тоже не обнаружат этот самолёт.
У «невидимки» есть даже специальная система связи – лазерная, которую практически невозможно запеленговать. Правда, своими летно-техническим качествами F-117, мягко говоря, не блещет. Фигуры современного высшего пилотажа на нём не сделаешь - такова плата за «невидимость».


Технология стелс

Вся технология «стелс» была рассчитана на применение противником локаторов сантиметрового диапазона, для которых американские самолеты-«невидимки» действительно становятся малозаметными.Однако в России, да и у войск противовоздушной обороны (ПВО) других стран сегодня есть локаторы метрового диапазона, для которых неважно «стелс» это или обычный самолет.


Известие о невидимости «стеллсов» лишь для одного типа локаторов вызвало настоящий скандал в правительстве США. Ведь на разработку самолётов-невидимок были потрачены миллиарды, а оказалось что эффективность новых самолетов в бою может уступать даже старым машинам.Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве «стелсов» был связан с эмиграцией в США Уфимцева, который был привлечен к работам по созданию невидимок.
Тем же самым на протяжении многих лет Уфимцев занимался в СССР. И не только он.


Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Вывод авторитетных комиссий был таков:
1) самолет-невидимка, изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью – по сути это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому маневру и не способный к высшему пилотажу;
2) самолет можно обнаружить визуально и особыми высокочастотными радарами; кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными радарами и после «засечки» может быть легко сбит;
3) стоимость самолета непомерно высока.


Вывод: строительство таких самолетов нецелесообразно

; более того, этот тип самолета является «тупиковой ветвью развития военной авиации».

Поэтому в начале 1980-х годов работы по уфимцевскому «стелсу» в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где и реализовал за счёт американцев свои «бессмысленные», как доказало время, идеи.



Реализация идей конструктора в США

Современное развитие боевой авиации пошло другим путём: ведутся разработки самолетов нового поколения, отличавшихся сверхвысокой скоростью, высотой полета, меневренностью и незаметностью (за счёт этих свойств) для средств ПВО противника.

Сделать самолет, невидимый для противника, – давняя мечта армейских чинов любой страны. Работа в этом направлении ведется много лет, а результаты ее всегда засекречены и являются государственной тайной. Но некоторые проекты все же становятся достоянием общественности. IT.TUT.BY выбрал шесть самых знаменитых самолетов-невидимок.


"Хромой гоблин" Lockheed F-117 Night Hawk

По популярности в играх и кинематографе Lockheed F-117 Night Hawk может поспорить с голливудскими звездами первой величины. Но вот на поле боя желаемого перевеса своим создателям он так и не дал. При его проектировании конструкторы нарушили все возможные законы самолетостроения и аэродинамики, потратив на создание и производство невидимки 6,56 млрд долларов.

Поэтому, когда документацию показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот подобрать цензурных слов, чтобы выразить свое мнение, не смог, а выдал только: "I don"t care what in hell it looks like, I"ll get that ugly son-of-a-bitch to fly!".

Дик как в воду глядел, Lockheed F-117 Night Hawk летал так плохо, и управлять им было столь сложно, что пилоту постоянно помогал в управлении искусственный интеллект. Пускали за штурвал "Ночного ястреба" только очень подготовленных пилотов, налетавших не менее 1000 часов, это примерно от трех до пяти лет за штурвалом для летчика истребителя. Но даже несмотря на такие меры, из-за ошибок пилотов или компьютера было потеряно семь машин.

Сами пилоты за "выдающиеся" летные характеристики метко прозвали Lockheed F-117 Night Hawk "хромым гоблином" (Wobblin’ Goblin).



Самолет не был невидимкой в прямом смысле слова, радар системы ПВО мог засечь его, но только с очень близкого расстояния. Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) самолета при облучении его локатором, по некоторым данным, составляла от 0,01 до 0,0025 м² в зависимости от ракурса. Этого удалось добиться благодаря специфической угловатой форме самолета, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", применению композитных и радиопоглощающих материалов, а также специального покрытия.


Первым боевым применением "хромого гоблина" стала попытка устранения президента "Панамы" Мануэля Норьеги. Первую часть плана – пройти незамеченным по территории Панамы – два F-117 выполнили безупречно, но вторую – провалили. Начиненные суперсовременной аппаратурой и несущие "умные" боеприпасы два "хромых гоблина" в цель так ни разу и не попали.

Исправить пошатнувшуюся репутацию F-117 смогли во время войны в Персидском заливе, когда прошли незамеченными через порядки ПВО Ирака и уничтожили расположенную в Багдаде 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками. Хотя существует мнение, что это произошло благодаря тому, что системы ПВО, поставленные Ираку Францией, были отключены с помощью специальных закладок.


Однако, когда все системы работали, "хромому гоблину" приходилось несладко. Показателен случай в Югославии, когда F-117 был сбит с помощью устаревшего советского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125 "Нева". Комплекс был оборудован системой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели "Карат", благодаря которой можно было стрелять, не используя радар.

Ведь Night Hawk невидим для радара, а не для человеческого глаза. Сбитие сверхсамолета, каким F-117 представляли американцы, стало шоком для общественности, так похоронили легенду о неуязвимом самолете-невидимке. Сначала американцы отрицали сам факт уничтожения "хромого гоблина", а потом потребовали вернуть обломки самолета и не предавать инцидент огласке. Сербы не согласились и поместили обломки стелса в музей.



F-22A Raptor, истребитель, опасный для собственных пилотов

Это первый и пока единственный серийно выпускающийся самолет пятого поколения. Цена одного экземпляра в ценах 2008 года составляла 350 млн долларов, что было эквивалентно стоимости 20 тонн золота. Потом цена за один самолет и вовсе поднялась до 411,7 млн долларов. Такого не выдержал даже американский бюджет, и закупки пришлось сократить вдвое.


Тем не менее F-22A Raptor есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, совершенная БРЭО и малая заметность. На этом преимущества заканчиваются, по маневренности F-22A Raptor уступает многим российским истребителям 4-го поколения. Дело в том, что вектор тяги F-22A Raptor изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), то есть обеспечивает бонус только при тангаже. В то время как все современные российские двигатели вектор тяги могут изменять во всех плоскостях, причем отдельно друг от друга.


Антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, со временем этот недостаток удалось нивелировать, но затраты, потраченные на решение этой проблемы, еще больше увеличили цену самолета.

С 2011 года всем американским F-22A Raptor запрещено подниматься выше 7,6 тысячи метров из-за проблем с подачей кислорода. Считается, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни в 2010 году.



Так и нерешенные проблемы в работе бортовой системы генерации кислорода (OBOGS) привели к новому запрету с 2012 года: "Рапторам" запрещено совершать перелеты на большие расстояния, истребители должны находиться всегда вблизи взлетно-посадочных полос, чтобы пилоты всегда смогли совершить экстренную посадку.

Пилоты F-22A Raptor шутят, что переход армии США на дроны связан с тем, что беспилотникам не нужно дышать кислородом. В настоящем бою с самолетами противника "Раптор" замечен не был, а вот в учебном с французскими "Рафалями" поучаствовал. Итог 4:1 в пользу французов.

Наверное, поэтому американцы решили применять новейший и сверхдорогой F-22A Raptor против исламистов в Сирии, у которых не было ни собственной системы ПВО, ни истребителей, поэтому опасаться американскому самолету было нечего.


F-35 Lightning II: "Молния", которая боится… молнии

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения (на самом деле 4+) потрачены громадные деньги (56 млрд долларов), но довести до ума конструкцию так и не удалось. Lightning II ("Молния") задумывался как универсальный самолет, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
В итоге у американцев получилось сразу три самолета: F-35A (стандартный взлет и посадка), F-35B (короткий взлет и вертикальная посадка) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141, чертежи которого были переданы американцам по приказу Бориса Ельцина. Советский опыт был учтен, к нему были добавлены новые технологии, но хорошего самолета все равно не получилось.



Например, в докладе Управления эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E) указывается, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков, на больших высотах и скоростях из-за резкой смены температур разрушается рулевое оперение, во время полетов возникают трещины на лопасти реактивной турбины двигателя и масса других неисправностей. А чего, собственно, хотеть от собранного по советским чертежам с использованием китайских деталей самолета? Да-да, в целях экономии (это при затратах в 56 млрд долларов) глава Управления оборонных закупок Министерства обороны США Фрэнк Кендалл позволил корпорациям Northrop Grumman Corp и Honeywell International Inc использовать магниты китайского производства для изготовления компонентов бортовой РЛС, шасси и других узлов конструкции самолета.

Итог многомиллиардных трат пока не впечатляет, хотя заявленная ЭПР самолета в зависимости от ракурса может составлять до 0, 005 м², на самом деле все гораздо хуже. Как сообщает издание Air Force Magazine, F-35 Lightning II во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. "Молния" отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, а его ЭПР во время испытаний оказалась еще ниже, чем было заявлено в характеристиках.

Northrop B-2 Spirit, настоящий НЛО

Стелс-бомбардировщик Northrop B-2 Spirit очень похож на корабль пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в Зоне 51. Хотя, скорее всего, американцы позаимствовали идею у немцев, которые еще в 1945 году хотели запустить в серию истребитель-бомбардировщик Ho.229, построенный по схеме "летающее крыло".


Сегодня Northrop B-2 Spirit – самый дорогой самолет в истории авиации, его стоимость – два миллиарда и один миллион долларов в ценах 1997 года. Неудивительно, что построена всего 21 единица, каждой из которых присвоено собственное имя.

B-2 Spirit отличный инструмент для "установления демократии" там, где это необходимо США. Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых 907 кг бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway II, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета "призрака" 11 тыс. км.



B-2 Spirit максимально автоматизирован, поэтому экипаж насчитывает всего двух пилотов. И, несмотря на свой необычный и хрупкий вид, стелс-бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре, дующем со скоростью 40 м/с. Самолет невидим для устаревших радаров, но современные системы ПВО российского производства способны его обнаружить. Площадь ЭПР оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 м².


Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Например, размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета. Кроме того, специальный ангар защищает от атак террористов и других непредвиденных ситуаций.


Сообщается, что в случае возникновения очага пожара система пожаротушения способна за 20 секунд залить самолет пламягасящей пеной.

ПАК ФА, как всегда "не имеющий аналогов в мире"

Российскими СМИ принято присваивать практически каждому своему образцу вооружения приставку "не имеющий аналогов в мире". ПАК ФА не исключение, о самолете пока известно немного, и большая часть характеристик истребителя пока держится в секрете. ЭПР ПАК ФА оценивается как 0,3-0,4 м². Русские сделали ставку не на незаметность своего самолета на радарах, а на возможность срыва атаки ракеты, имеющей радиолокационное самонаведение. Поэтому истребитель имеет высокую маневренность, что вкупе с низкой заметностью позволяет успешно избегать ракетных атак.


Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить "плечо" тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II.


ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Расположение двигателей относительно оси симметрии самолета в виде буквы V, благодаря чему вектор тяги проходит вблизи центра тяжести самолета, позволяет летать даже при одном неработающем силовом агрегате.


А если летчик получил ранение или травму в бою, то ПАК ФА способен вернуться на аэродром и совершить посадку. Летать на сверхзвуке без форсажа российский истребитель тоже умеет, а его тяговооруженности позавидуют F-35 Lightning II и F-22A Raptor.

По-2

И все-таки создать настоящего невидимку получилось лучше всего у советских конструкторов еще в 1928 году, построивших биплан У-2. Самолет был предельно дешев и прост в производстве – его можно было собрать на любой мебельной фабрике. Он начисто отказывался входить в штопор, был незаметен для радаров противника, а по ночам еще и не видим и не слышим.


Немецкие солдаты ненавидели этот самолет, по их словам, от него не было жизни: "… ни печь нельзя разжечь, ни костер, летчики видят свет и сбрасывают на него бомбы, приходится всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать групповых потерь". На фоне ночного неба По-2 был неразличим, а чтобы добиться еще большей незаметности, летчики заходили на цель в сторону линии фронта, предварительно выключив двигатель. В итоге биплан почти беззвучно планировал на ничего не подозревающего врага, сбрасывал "подарки" и сразу улетал домой не разворачиваясь.

А еще это был первый самолет-невидимка, к которому можно добавить приставку "стелс": По-2 был фанерно-перкалевый, что делало его невидимым для ночных истребителей Bf 110 G-4, оснащенных радарами.

Неудивительно, что немцы приравнивали "русс фанера" к боевым истребителям и за каждую сбитую машину давали денежное вознаграждение, а то и железный крест. Кстати, сбить небесного тихохода было непросто. Скоростные немецкие машины просто проскакивали мимо медленного У-2, кроме того, пилоты "кукурузника" могли нарезать узкие круги вокруг дерева или высокого здания, и "мессеру" сбить в этом случае советский самолет было очень трудно, почти невозможно.

В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий «стелс“. Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-"невидимки».

Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии «стелс“ состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок» - порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим «стелс“-самолетам.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МИРЕ СОВРЕМЕННЫЕ САМОЛЕТЫ-"НЕВИДИМКИ»:
B-2: американский «дух»

F-22: американский «Раптор»
F-35: американская «молния»
Т-50: российская невидимка J-20: китайский «могучий дракон»
Х-2: японская «душа»


B-2: американский «дух»

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.
B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб, или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета «призрака» 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели – от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.
Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117: американский «хромой гоблин»

Lockheed F-117 Night Hawk – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это «хромым гоблином“ (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-"невидимок» F-117А было потеряно шесть самолетов – почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии - югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 «Нева».

F-22: американский «Раптор»

Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

На сегодняшний день «Раптор» считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн.

Тем не менее, F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция «Ирбис» истребителя Су-35С способна обнаруживать «Раптор» на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке - в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.

F-35: американская «молния»

F-35 Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: «Молния» отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа,
Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее, зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Т-50: российская невидимка
Российскими специалистами отдельные элементы технологии «стелс» были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными «стелс»-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) – российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета - он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.


Телеканал «Звезда"/YouTube


В конструкторском бюро „Сухой“ заявляют о „беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности“ машины», хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно – в районе 0,3-0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше – 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния для ПАК ФА засекречены.

В Т-50 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

ПАК ФА: боевые крылья будущего Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить «плечо» тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое , недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II. ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях.

В настоящее время на Т-50 установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2017 году, всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.

J-20: китайский «могучий дракон»

Chengdu J-20 – китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 годах.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок.
Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме утка: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть – идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Х-2: японская «душа»

Mitsubishi ATD-X Shinshin – прототип японского истребителя пятого поколения с технологией «стелс». Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители «Зеро». Истребитель получил поэтическое название Shinshin – «Душа».

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме – к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные Министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – «стелс». Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов.

Согласно предварительным планам, опытно-конструкторские работы по созданию нового F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.



Поделиться