"семь инструментов" управления качеством. Семь инструментов качества

Рассмотренные выше простые инструменты контроля качества («Семь инструментов контроля качества») предназначены для анализа ко­личественных данных о качестве. Они позволяют достаточно простыми, но научно обоснованными методами решать 95 % проблем анализа и управле­ния качеством в разных областях. Они используют приемы в основном математи­ческой статистики, однако доступны всем участникам процесса производства и применя­ются практически на всех этапах жизненного цикла продукции.

Тем не менее, при создании нового продукта не все факты имеют численную природу. Существуют факторы, которые поддаются лишь словесному описанию. Учет этих факторов составляет примерно 5 % проблем в области качества. Эти проблемы воз­никают в основном в области управления процессами, системами, коллективами, и при их решении наряду со статистическими методами необходимо использовать результаты операционного анализа, теории оптимизации, психологии и др.

Поэтому JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers - Союз японских ученых и инженеров) в 1979 г. на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов.

К «Семи инструментам управления» относятся:

1) диаграмма сродства (affinity diagram);

2) диаграмма (график) взаимосвязей (зависимостей) (interrelationship diagram);

3) древовидная (системная) диаграмма (дерево решений) (tree diagram);

4) матричная диаграмма или таблица качества (matrix diagram or quality table);

5) стрелочная диаграмма (arrow diagram);

6) диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществле­ния процесса) (Process Decision Program Chart - PDPC);

7) матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).



Сбор исходных данныхобычно осуществляют в период «мозговых штурмов» специалистов в исследуемой области и не­специалистов, но способных генерировать продуктивные идеи в новых для себя вопросах.

Каждый участник может свободно высказываться по обсуждаемой теме. Его предложения фиксируются. Проводится обработка результатов обсуждения, и предлагаются средства для решения проблемы.

Сфера применения «Семи новых инструментов контроля качества» быстро рас­ширяется. Эти методы применяются в таких областях как делопроизводство и управление, обучение и подготовка кадров и пр.

Наиболее эффективно применять «Семь новых инструментов» на этапе

· разработки новой продукции и подготовки проекта;

· для выработки мер по снижению брака и уменьшению рекламаций;

· для повышения надежности и безопасности;

· для обеспечения выпуска экологической продукции;

· для совершенствования стандартизации и т. д.

Рассмотрим кратко эти инструменты.

1. Диаграмма сродства (ДС)- позволяет выявить основные нарушения процесса путем объединения однородных устных данных.

§ определение темы для сбора данных;

§ создание группы по сбору данных от потребителей;

§ занесение полученных данных на карточки (самоклеящиеся листы), которые можно свободно перемещать;

§ группировка (систематизация) однородных данных по направлениям различных уровней;

§ формирование единого мнения членов группы по распределению данных;

§ создание иерархии выделенных направлений.

2. Диаграмма взаимосвязей (ДВ)- способствует определению взаимосвязи основных причин нарушения процесса с проблемами, существующими в организации.

Процедура создания ДС состоит из следующих этапов:

· формируется группа специалистов, которые устанавливают и группируют данные по проблеме;

· выявленные причины размещаются на карточках, и устанавливается связь между ними. Сравнивая причины (события) необходимо задавать вопрос: « Имеется ли между этими двумя событиями связь?» Если имеется, тогда спрашивают: «Какое событие вызывает другое или является причиной возникновения другого события?»;

· рисуют стрелку между двумя событиями, показывая направление влияния;

· после выявления взаимосвязей между всеми событиями считают число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.

Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным.

3. Древовидная диаграмма (ДД). После определения с помощью диаграммы взаимосвязей (ДВ) наиболее важных проблем, характеристик и т. п. с помощью ДД ищут методы решения этих про­блем. ДД указывает пути и задачи на различных уровнях, которые необходимо решать для достижения заданной цели.

ДД используют:

1. когда пожелания потребителей преобразуются в показатели работы организации;

2.требуется установить последовательность решения задач для достижения поставленной цели;

3. второстепенные задачи должны быть решены раньше основной задачи;

4. должны быть выявлены факты, определяющие основную проблему.

Создание ДД включает следующие этапы:

§ организуется группа, которая на основе ДС и ДВ определяет проблему исследования;

§ определяют возможные основные причины выявленной проблемы;

§ выделяют главную причину;

§ разрабатывают меры по её полному или частичному устранению.

4. Матричная диаграмма (МД)- позволяет наглядно представить взаимосвязи между различными факторами и степень их тесноты. Это повышает эффективность решения различных задач, учи­тывающих такие взаимосвязи. В качестве факторов, подвергаемых анализу с помо­щью МД, могут быть:

§ проблемы в области качества и причины их появления;

§ проблемы и способы их устранения;

§ потребительские свойства продукции, их инженерные характеристики;

§ свойства изделия и его комплектующих;

§ характеристики качества процесса и его элементы;

§ характеристики эффективности работы организации;

§ элементы системы менеджмента качества и др.

Метод матричных диаграмм, как и другие новые инструменты качества, обычно реализуется командой, перед которой поставлена какая-либо задача в области улуч­шения качества. Степень тесноты взаимосвязи между факторами оценивается либо с помощью экспертных оценок, либо с помощью корреляционного анализа.

5. Стрелочная диаграмма (СД). После предварительного анализа проблемы и способов ее решения, выполненного с помощью методов ДС, ДВ, ДД, МД, составляется план работ по решению проблемы, например по созданию продукта. План должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Для облегчения разработки и контроля плана работ путем повышения его наглядности используется СД. Стре­лочная диаграмма может иметь вид либо диаграммы Ганта, либо сетевого графа. На сетевом графе с помощью стрелок наглядно показана последовательность действий и влияние той или иной операции на ход выполнения последующих операций, поэтому сетевой граф более удобен для контроля над ходом выполне­ния работ, чем диаграмма Ганта.

6.Диаграмма планирования осуществления процесса - PDPC (Process Decision Program Chart) применяется для:

§ планирования и оценки сроков выполнения сложных процессов в области научных исследований,

§ производства новой продук­ции,

§ решения задач менеджмента со многими неизвестными, когда необходимо предусмотреть различные варианты решений, возможности корректировки про­граммы работ.

С помощью диаграммы PDPC отразить процесс к которому применим цикл Деминга (PDCА). В результате использования цикла Деминга к конкретному процессу при необходимости осуществляется одновременно и совершенствование этого процесса.

7. Анализ матричных данных (матрица приоритетов ).

Данный метод наряду с диаграммой взаимосвязей (ДВ) и в определенной степени матричной диаграммой (МД) предназначен для выделения факто­ров, имеющих приоритетное влияние на изучаемую проблему. Особенностью данного метода является то, что поставленная задача решается путем многофактор­ного анализа большого числа опытных данных, часто косвенным образом харак­теризующих изучаемые взаимосвязи. Анализ взаимосвязей между этими дан­ными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого явления (процесса).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Перечислите семь простых инструментов контроля качества. Для чего их используют?;

2. Для чего используют контрольный листок и диаграмму Парето?;

3. Какие факторы, влияющие на качество, представлены в диаграмме Исикавы?;

4. Что определяют с помощью гистограммы, диаграммы разброса и стратификации?;

5. С помощью какого простого инструмента судят об управляемости процесса?;

6. С какой целью разработаны «Семь новых инструментов контроля качества»? Перечислите их.

7. На каких этапах наиболее эффективно применять «Семь новых инструментов качества»?

Семь основных инструментов качества - название, которое дано набору очень простых графических методов, которые были определены как наиболее полезные для решения простых, повседневных вопросов, связанных с качеством. Они называются основными , потому что даже люди с недостаточной квалификацией или без статистической подготовки будут в состоянии понять эти принципы и применить их в своей повседневной работе.

Я часто видела, что даже высококвалифицированный персонал игнорирует идею использования современных инструментов качества, таких, как планирование эксперимента, проверка гипотез или многомерный анализ. Хотя для большинства профессионалов было бы полезно знать, что большинство вопросов, связанных с качеством могут быть решены с помощью этих семи основных инструментов качества.

Целью данной статьи является обзор этих основных инструментов и их эффективного использования. Получение наилучших результатов с помощью любого из этих инструментов не требует доказательств; специалист по качеству должен обеспечить полную, объективную и достаточную информацию.

Инструмент № 1: Диаграммы Исикавы

(также называемые «рыбий скелет» или «диаграммы причинно-следственных связей» ) являются причинно-следственными диаграммами, которые показывают основную причину (ы) конкретного события. Распространенным способом построения действительно информативного «рыбьего скелета» является одновременное применение метода «Пяти почему» (5 Whys) и диаграммы причинно-следственных связей.

  1. Людей - Персонал, участвующий в процессе; заинтересованные стороны и т.д.
  2. Методы - Процессы для выполнения задач и конкретные требований для их выполнения, такие как стратегии, процедуры, правила, инструкции и законы
  3. Машины - Любое оборудование, компьютеры, инструментарии и т.д., необходимые для выполнения работы
  4. Материалы - Сырье, детали, ручки, бумага и т.д., используемые для производства конечного продукта
  5. Показатели - Данные, полученные от процесса, которые используются для оценки его качества
  6. Окружающую среду - Условия, такие как местоположение, время, температура и культура, в которых этот процесс осуществляется

Инструмент № 2: Контрольный лист

Представляет собой структурированный, подготовленный бланк для сбора и анализа данных. Это универсальный инструмент, который может быть адаптирован для самых разнообразных целей. Собираемые данные могут быть количественными или качественными. Когда информация является количественной, контрольный листок называется учетным листом .

Определяющей характеристикой контрольного листа является то, что данные вносятся в него в виде отметок ("галочек"). Типичный контрольный лист разделен на графы, и отметки, сделанные в разных графах, имеют разные значения. Данные считываются с учетом расположения и количества отметок в листе. Контрольные листы обычно используют "шапку", которая отвечает на пять вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Разрабатывайте оперативные определения для каждого из вопросов.

  1. Кто заполнил контрольный лист
  2. Что было собрано (что представляет собой каждая отметка, идентификационный номер партии или число изделий в партии)
  3. Где происходил сбор данных (оборудование, помещение, инструментальные средства)
  4. Когда происходил сбор данных (час, смена, день недели)
  5. Почему эти данные были собраны

Инструмент № 3:

Является отображением статистической информации, которая представляется прямоугольниками для того, чтобы показать частоту элементов данных в последовательных числовых интервалах одинакового размера. В наиболее распространенной форме гистограммы, независимая переменная откладывается по горизонтальной оси, а зависимая переменная графически наносится по вертикальной оси.

Основная цель гистограммы - уточнить представленные данные. Это полезный инструмент для выведения обрабатываемых данных в области или столбцы гистограммы для установления частоты определенных событий или категорий данных. Эти гистограммы могут помочь отразить наибольшую частоту. Типичные области применения гистограмм анализа основной причины включают представление данных для определения доминирующей причины; понимание распределения проявлений различных проблем, причин, последствий и т.д. Диаграмма Парето, (объясняется далее в статье) представляет собой особый тип гистограммы.


Инструмент № 4:

Является важным инструментом и решением. Так как ресурсы организации ограничены, для владельцев процессов и заинтересованных сторон важно понимать первопричины ошибок, дефектов и т.д. Парето превосходно представляет этот механизм четким ранжированием основных причин дефекта. Диаграмма также известна как принцип 80:20.

Диаграмма, названная в честь экономиста и политолога Вильфредо Парето, представляет собой тип графика, который содержит столбцы и линейный график, где отдельные значения представлены в порядке убывания столбцов, а накопленная сумма представлена линией. Левая вертикальная ось обычно представляет частоту проявлений. Правая вертикальная ось - суммарный процент от общего числа проявлений. Так как причины располагаются в порядке убывания их значимости, кумулятивная функция является вогнутой. В качестве примера вышеизложенного, для того, чтобы снизить количество опозданий на 78%, достаточно устранить первые три причины.

Инструмент № 5: Диаграмма рассеяния или точечный график

Часто используется для выявления потенциальных связей между двумя переменными, где одну из них можно считать объясняющей переменной, а другую - зависимой. Это дает хорошую визуальную картину отношений между двумя переменными, и помогает при анализе коэффициента корреляции и регрессионной модели. Данные отображаются в виде набора точек, каждая из которых имеет значение одной переменной, определяющей положение по горизонтальной оси, и значение второй переменной, определяющей положение по вертикальной оси.

Точечная диаграмма используется, когда существует переменная, находящаяся под контролем экспериментатора. Если существует параметр, который систематично увеличивается и / или уменьшается при воздействии другого, это называется параметром управления или независимой переменной и обычно наносится по горизонтальной оси. Регулируемая или зависимая переменная обычно откладывается вдоль вертикальной оси. Если не существует зависимой переменной, или переменной может быть нанесена по любой из осей или на диаграмме рассеяния, она отобразит только степень корреляции (а не причинно-следственные отношения) между двумя переменными.


Инструмент № 6:

Представляет собой метод выборочного исследования населения. В статистических обследованиях, когда группы населения в генеральной совокупности отличаются, целесообразно делать выборку каждой группы (страты) отдельно. Стратификация является процессом деления членов общества на однородные подгруппы перед осуществлением выборки.

Страты должны быть взаимоисключающими: каждая единица населения должна быть отнесена только к одному слою. Страты должны быть исчерпывающими: ни одна единица населения не может быть исключена. Затем в рамках каждой страты производится простая случайная выборка или систематическая выборка.

Это часто повышает репрезентативность выборки за счет уменьшения ошибки выборки. Она может давать средневзвешенную величину, которая имеет меньшую изменчивость, чем среднее арифметическое простой случайной выборки населения. Я часто говорю группам, которые курирую, что правильные процедуры отбора являются более важными, чем просто наличие достаточного размера выборки!!


Инструмент № 7: Контрольные карты, также известные как карты Шухарта или карты поведения процесса

Представляет собой особый вид временной диаграммы, которая позволяет значимому изменению дифференцироваться вследствие естественной изменчивости процесса.

Если анализ контрольной карты показывает, что процесс находится под контролем (т.е. является стабильным, изменяется только из-за причин, свойственных процессу), то никакие исправления или изменения параметром управления процессом не требуются или не желательны. Кроме того, данные этого процесса могут быть использованы для прогнозирования будущей эффективности процесса.

Если карта показывает, что наблюдаемый процесс не управляемый, анализ этой карты может помочь определить источники изменения, которые затем могут быть устранены, чтобы снова восстановить управляемость процесса.

Контрольная карта может рассматриваться как часть объективного и упорядоченного подхода, который способствует правильным решениям в отношении управления процессом, в том числе, нужно ли изменять параметры управления процессом. Параметры процесса не должны исправляться для процесса, который находится под контролем, так как это приведет к снижению показателей процесса. Процесс, который является стабильным, но осуществляется вне заданного интервала (процент брака, например, может быть статистически управляемым, но выше заданной нормы), должен быть улучшен за счет целенаправленных усилий, чтобы понять причины текущей деятельности и коренным образом улучшить процесс.

Когда я руковожу простыми проектами (Six Sigma) (обычно называется проектом желтых поясов), где вопросы несложные и команда проекта состоит из людей с 3-х - 5-тилетним опытом участия в процессе, я решительно выступают за использование этих простых инструментов для решения вопросов, связанных с процессом.

Как эмпирическое правило, любой процесс, демонстрирующий воспроизводимость с 1-2% среднеквадратичных отклонений, может быть улучшен путем простого анализа с использованием этих инструментов. Только когда показатель воспроизводимости процессов более 2,5 - 3% среднеквадратичных отклонений, необходимо использовать инструменты средней и повышенной сложности для выявления и решения вопросов, связанных с процессом. Я также рекомендую любому начальному курсу обучения и тренингу Six Sigma использовать семь инструментов контроля качества для создания плодородной почвы для подготовки зеленых и черных поясов в рамках организации.

Материал подготовлен Андреем Гариным
по материалам зарубежных изданий
http://www.сайт/

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма;

Линейная(стрелочная) диаграмма;

Матричная диаграмма;

Метод мозгового штурма;

Карта технологического процесса;

«Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. Применение этих инструментов особенно эффективно, когда их используют как методы наиболее полной реализации планов на основе системного подхода в условиях сотрудничества всего коллектива предприятия.

Цель работы: рассмотреть сущность и применение семи новых инструментов управления качеством;

Задачи: рассмотреть:

диаграмму родственных связей;

диаграмму отношений;

древовидную диаграмму;

линейную(стрелочную) диаграмму;

матричную диаграмму;

метод мозгового штурма;

карту технологического процесса

ДИАГРАММА СРОДСТВА

Применение

Диаграмма сродства -- метод, позволяющий выявить основные нарушения процессе путем объединения родственных устных данных. Этот метод иногда называют KJ-методом (по имени ее основоположника -- японского ученого Джиро Кавакита (Jiro Kawakita). Этот метод - творческое средство организации больших количеств устных данных таких, как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме, теме и т.п.) в группы на основе естественных взаимосвязей между каждой идеей (темой) для определения этих тематических групп. Это в основном творческий, а не логический метод.

Самым большим препятствием для планирования улучшения является прежний успех или неудачи. Мы предполагаем, что-то, что срабатывало или не срабатывало прежде, будет действовать таким же образом и в будущем. Тем самым мы сохраняем образ мышления, который может оказаться подходящим, но в равной степени и не подходящим. Постоянное совершенствование требует новых логических моделей.

Описание

Диаграмма сродства является очень хорошим способом, помогающим группе людей достичь творческого уровня в отличие от интеллектуального подхода. Этот метод помогает также успешно организовать эти новые творческие идеи для последующей работы с ними, течение 30-45 минут обсуждающая группа может "выдать" и организовать более 100 идей или тем. Нетрудно представить, какое время это бы заняло при использовании традиционного процесса обсуждения. Кроме того, что этот метод является эффективным, он еще и обеспечивает истинное участие каждого, поскольку все идеи находят свое место в этом процессе. В этом отличие от большинства других дискуссий, где многие идеи теряются и, таким образом, не обсуждаются.

Лучший способ понять Диаграмму Сродства - изучить ее происхождение. Она б создана в 60-х гг., как аналитический метод японским антропологом Джиро Кавакито, корый исследовал большое количество различных обществ и организаций. Он делал очень подробные заметки для последующего анализа. Когда это время настало, он обнаружил огромное количество информации, которая не была никаким образом связана между собой: также не подпадала под прежние теории. Кавакито создал т.н. метод KJ для достижения двух важных целей:

1) Эффективная обработка большого количества информации

2) Определение новых моделей информации для последующего более тщательного изучения.

Некоторые ситуации для использования этого метода являются более естественными чем другие. Наиболее "чистые" ситуации:

Факты или мысли находятся в хаосе. Когда темы кажутся слишком обширными сложными для понимания;

Необходимо преодоление традиционных подходов. Когда единственными решениями являются только старые решения, попробуйте Диаграмму сродства.

3) Групповая поддержка решений необходима для последующей их реализации.

требует быстрого решения.

Процедура

1. Создание команды.

Наиболее эффективно работает группа, которая обладает знаниями, необходимыми для раскрытия различных измерений данного вопроса. Хорошо также, если команда уже работала раньше вместе. Но это не является необходимым условием. Наоборот, можно включить в группу того, кто никогда прежде не работал вместе. Иными словами, старайтесь включать в группу людей по мере необходимости. В группе должно быть 5-6 участников.

2. Формулирование обсуждаемой темы

Для начала тема формулируется очень широко. Например, "Что может нам помочь, для того, чтобы заручиться поддержкой высшего руководства?" Не должно быть иной формулировки, чем эта, иначе группа скатится на "привычные позиции". После того, как все согласились с темой, напишите ее наверху листа бумаги большого формата/на доске, чтобы все в группе могли это видеть.

3. Формулирование и запись идей

Идеи должны формулироваться с использованием традиционных принципов мозгового штурма:

не критиковать никакие идеи

сосредоточиться на формулировании большого количества идей за короткое время

поощрять участие каждого

Идеи должны быть записаны точно так, как они были высказаны, а не перефразированы записывающим.

Ответы должны быть записаны на маленьких карточках (одна идея на одну карточку).

Примечания

1) Все идеи должны размещаться на большой доске для осуществления постоянного контроля за всеми идеями.

2) Необходимо настаивать на том, чтобы все формулировки были короткими (не более 5-7 слов). С другой стороны, необходимо избегать формулировок в 1-2 слова, потому что их легко неправильно истолковать.

3) Каждое утверждение должно иметь существительное и глагол.

4) Размер написанных утверждений должен быть достаточно большим, чтобы можно было прочитать с расстояния 1-1,5 метра.

4. Перемещение заполненных карточек

Команда должна смешать карточки и разложить их в случайном порядке.

5. Организация карточек в группы по сродству

На этом этапе карточки должны быть организованы с участием всей команды или назначенного лица. Это должно происходить в тишине.

Примечания

1) Хотя один человек может проделать эту работу, но в таком случае теряется пре-имущество взаимодействия различных точек зрения, мнений и взглядов. Поэтому рекомендуется групповой подход. Посмотрите на две карточки, которые кажутся каким-то образом связанными друг с другом. Отложите их в сторону. Посмотрите на другие карточки, которые не связаны ни друг с другом, ни с двумя предыдущими карточками. Повторите этот процесс до тех пор, пока вы не разложите все карточки в 6-10 групп. Не старайтесь втиснуть одиночные карточки в те группы, в которые они не подходят. Эти карточки ("одиночки") могут стать началом новых групп или же никогда не найти свой "дом".

2) Необходимо поощрять участников группы реагировать на то, что они видят. Многие руководители стремятся структурировать все карточки наподобие шахмат и разложить все на заранее приготовленные места. В Диаграмме скорость, а не интеллект играет главную роль. Это процесс высокой энергии, а не интеллектуальная игра.

Несогласие относительно положения карточки должны решаться просто и не дипломатически: если вам не нравится, где находится карточка, переместите ее! Это не только ускоряет процедуру, но также дает возможность не согласиться с начальником и просто переложить его карточку.

Участники должны избегать неосознанного сортирования карточек в "безопасные* известные категории. Надо стараться создавать новые группы из имеющегося хаоса карточек.

6. Выделение ведущих карточек

Найдите в каждой группе карточку, которая выражает главную идею, связывающую все остальные карточки вместе. Это и будет ведущая карточка, которая помещается над каждой группой. Часто такие карточки не существуют. В таких случаях ее нужно создать.

Примечания

1) Ведущие карточки должны быть очень краткими. Они должны в трех-пяти словах выражать существо каждой группы.

Представьте, что все подробные карточки под ведущей будут убраны, все, что останется, - это только ведущие. Сможет ли кто-нибудь, кто не являлся членом команды понять сущность и детали обсужденных тем? Это хорошая проверка ваших ведущих карточек.

Каждая ведущая карточка должна четко выражать общую мысль, которая связывает все карточки вместе.

4) Избегайте клише, создание ведущих карточек является возможностью выявления новых идей в старых темах. Если ведущие карточки выглядят слишком знакомыми, то может быть, они заслуживают пересмотра под новым углом зрения.

7. Конструирование окончательной Диаграммы сродства.

Нарисуйте линии вокруг каждой группы, которые четко показывают связь всех ее элементов с ведущей карточкой. Родственные группировки должны быть помещены радо друг с другом и соединены линией. Часто, когда вы это делаете, вы обнаруживаете, что необходимо создать другую ведущую карточку, назовем ее главной, которая показывает, каким образом эти две группы связаны друг с другом. Эта карточка помешается над двумя группами и также соединяется линиями.

Эта заключительная конструкция может быть помешена на другой лист бумага. Обычно так делается, поскольку Диаграмма сродства часто показывается другим людям j обсуждения и изменений. Помните, что этот процесс отражает только текущую ситуацию ключевые факторы, которые могут меняться.

Общий вид Диаграммы сродства

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДИАГРАММА ОТНОШЕНИЙ

Применение

Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом, основывать более эффективное решение на базе выявленных движущих сил и вероятных исходов.

Описание

Стимулирует рабочую группу к видению проблемы в нескольких планах, а не только в одной плоскости

Помогает исследовать причины и результаты отношений между всеми проблемами (идеями, предположениями), включая наиболее противоречивые.

Позволяет выявить ключевые моменты демократичным способом, а не как результат доминирования какого-нибудь члена группы.

Систематически выявляет основные предположения и причины несогласия между членами группы.

Позволяет группе выявить главные причины, даже если нет достоверных данных.

Типичные случаи использования Диаграммы Отношений (ДО)

Служба качества не удовлетворена уровнем участия в рабочих группах. Сотрудники Службы считают, что это вызвано обычными и более глубокими причинами. Президент компании решает выявить главные причины проблемы и устранить их.

Управляющий магазина получил вдвое больше жалоб, чем обычно в течение последних 8 недель. Он решает проанализировать жалобы и определить основные причины и, таким образом, принять соответствующие меры. Например, провести обучение, установить новое оборудование и т.п.

Процедура

1. Принимается решение об обсуждаемой проблеме

Например: Каковы причины большого количества отходов?

Используя исходное утверждение, постройте законченное утверждение, которое будет полностью понятно и одобрено всеми участниками.

Если вы используете результаты других методов, например, диаграммы сродства, то необходимо следить, чтобы цель обсуждения не менялась и была полностью понятна.

2. Создание наиболее подходящей группы.

ДО требует более близкого знакомства с предметом, нежели это требовалось в диаграмме сродства. Здесь очень важно, что бы выявленные результаты и причины были достоверными.

Идеальный размер группы 4-6 человек.

3. Соберите все идеи, написанные на карточках, которые явились результатом
других методик или же результатом мозгового штурма.

Организуйте 5-25 карточек в большой круг, оставляя как можно больше пространства для нарисования стрелок. Пишите большими буквами, что облегчит вам работу на последующих этапах.

4. Определите причины или воздействия взаимодействий между идеями и начертите стрелки

Выберите любую из этих идей как отправную точку. Если все карточки пронумерованы, то работайте с ними последовательно.

Стрелка, исходящая из карточки, означает более сильную причину или воздействие

Решение: Б является причиной А

Подобным образом проверяются все комбинации между всеми карточками.

5. Посмотрите и проанализируйте первый результат ДО.

Покажите полученный результат людям, не входящим в команду для получения дополнительных советов.

6. Посчитайте количество входящих и выходящих стрелок и выберите ключевые моменты для дальнейшего планирования.

Посчитайте и напишите для каждой карточки количество выходящих и исходящих стрелок.

Определите карточку с наибольшим числом выходящих стрелок и карточку с наибольшим числом исходящих стрелок.

Выходящие стрелки. Большое число выходящих стрелок указывает на данную проблему как на главную причину или ведущую силу. Обычно это тема, с которой команда занимается в первую очередь.

Входящие стрелки. Большое количество входящих стрелок указывает на данную тему, как на главный результат. Таким образом, это может быть центром для планирования или же средством измерения достигнутого успеха или же изменения темы в ходе обсуждения.

7. Конструирование окончательного варианта ДО.

Покажите на схеме основные движущие силы (самое большое количество выходящих стрелок) и ключевые результаты (самое большое количество входящих стрелок). Тема: Каковы причины большого количества отходов

Ведущая сила результат

Основные инструменты и методы управления качеством на предприятии ООО "АЭМЗ"

Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, - инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях ...

Расчет степени управленческой нагрузки руководителя

Представляет собой схему, на которой общая функция отдела разбивается на подфункции. Этот процесс называется функциональной декомпозицией. Таким образом, сложная функция может быть представлена в виде совокупности элементарных функций (рис 5.1...

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма; Линейная(стрелочная) диаграмма; Матричная диаграмма; Метод мозгового штурма; Карта технологического процесса; «Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Древовидная диаграмма применяется для показа связи между темой (предметом суждения) и ее составными элементами. Описание Древовидная диаграмма систематически используется для разложения темы составные элементы. Идеи...

Древовидная диаграмма - инструмент, предназначенный для систематизации причин рассматриваемой проблемы за счет их детализации на различных уровнях...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшего и успешного достижения поставленной цели. Применение этого инструмента рекомендуется после того...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

· Матрица связей · Стрелочная диаграмма (сетевой граф и диаграмма Ганта) 1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Определив проблему, ствол дерева - маленькая территория (совпадает с формулировкой проблемы диаграммы сродства), установили следствия рассматриваемой проблемы...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

При использовании результата метода «мозгового штурма» был разработан список видов деятельности, направленных на достижение цели. С помощью инструмента «Сетевой граф» виды деятельности (карточки) были преобразованы в ход проведения работ...

Управление качеством

Существуют следующие инструменты управления качеством: 1. Распределение функций качества (QFD). 2. Анализ причин и последствий отказов (FMEA) 3. Методы Тагути 4. Групповые методы анализа и решения проблем 5. Статистический контроль 6...

Управление качеством

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения...

Управление качеством гостиничных услуг

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет"). Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г. Назначение метода. Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент...

Семь новых
инструментов
менеджмента качества

Для работы с оперативными целями, прежде
всего теми, которые описаны вербально, Союз
японских ученых и инженеров (JUSE)
предложил использовать семь новых
инструментов менеджмента качества.
Эти инструменты зародились в послевоенный
период в США при выполнении проектноконструкторских работ, но были
сформулированы и усовершенствованы
японскими компаниями в последующие
десятилетия.

Семь новых инструментов менеджмента качества

Эти инструменты используются для структурирования
разрозненных идей, создания стратегических планов и
организации управления большими комплексными проектами.
Наиболее часто эти инструменты находят применение
при решении проблем, возникающих на этапе
проектирования.
Семь инструментов управления качеством - набор
инструментов, позволяющих облегчить задачу управления
качеством в процессе организации, планирования и
управления бизнесом при анализе различного рода фактов.
ЦЕЛЬ:
Решение проблем, возникающих в процессе организации,
планирования и управления бизнесом на основе анализа
различного рода фактов.

Семь новых инструментов менеджмента качества

Семь инструментов управления качеством (УК)
обеспечивают понимание сложных ситуаций и
позволяют облегчить задачу управления качеством
путем улучшения процесса проектирования
продукции или услуги.
Инструменты УК усиливают процесс планирования
благодаря их способности:
уяснять задачи;
устранять недостатки;
содействовать распространению и обмену
информацией между заинтересованными сторонами;
использовать бытовую лексику.

Семь новых инструментов менеджмента качества

В результате инструменты УК позволяют
вырабатывать оптимальные решения в
кратчайшие сроки.
Диаграмма сродства и диаграмма связей
обеспечивают общее планирование.
Диаграмма дерева, матричная диаграмма и
матрица приоритетов обеспечивают
промежуточное планирование.
Блок-схема процесса принятия решения и
стрелочная диаграмма обеспечивают
детальное планирование.

Семь новых инструментов менеджмента качества

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Последовательность применения методов может быть различной
в зависимости от поставленной цели.
Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты,
и как систему методов. Каждый метод может находить свое
самостоятельное применение в зависимости от того, к какому
классу относится задача.
РЕЗУЛЬТАТ:
Использование инструментов управления качеством позволяет
экономить ресурсы и тем самым повышает чистую прибыль
компании.
ДОСТОИНСТВА:
Наглядность, простота освоения и применения.
НЕДОСТАТКИ:
Низкая эффективность при проведении анализа сложных
процессов.

Новые инструменты менеджмента качества

Диаграмма аффинности
Диаграмма отношений (взаимосвязи)
Древовидная диаграмма
Матричная диаграмма
Диаграмма “Портфолио”
Диаграмма “Проблема-решение”
Диаграмма “План-сетка”

Диаграмма аффинности (сродства)

. Этот метод в 1960-х годах разработал Кавакита
Джиро (Kawakita Jiro), японский антрополог. KJ -
это торговый знак, зарегистрированный
исследовательским центром Kawayoshida
Research Center.
Диаграмма аффинности – средство оперативной организации и
группирования больших массивов творческих данных
Этапы создания:
1. Определение предмета или темы - основы для сбора данных.
2. Сбор данных, полученных, например, при «мозговом штурме».
Каждое сообщение регистрируется на карточке каждым
участником.
3. Группировка родственных данных по направлениям различных
уровней.
4. Повторение процедуры с выявлением ведущих направлений и
созданием иерархий.

10. Диаграмма аффинности (сродства)

Применяется для систематизирования большого числа
ассоциативно связанной информации.
ЦЕЛЬ:
Систематизация и упорядочение идей, потребительских
требований или мнений членов групп, высказанных в связи с
решением какой-либо проблемы.
СУТЬ:
Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это
творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные
проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между
отдельными частями информации или идеями, путем сбора из
разных источников бессистемно изложенных устных данных и
их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной
близости).

11. Диаграмма аффинности (сродства)

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:


Сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого
предложения.
Провести «мозговую атаку» основных причин существования
проблемы или ответов на поставленные вопросы.
Зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать
родственные данные по направлениям и присвоить заголовки
каждой группе. Попробовать объединить какие-либо из них
под общим заголовком, создавая иерархию.
РЕЗУЛЬТАТ:
Новое понимание требований и проблемных вопросов и новые
решения старых проблем.

12. Диаграмма аффинности (сродства)

ДОСТОИНСТВА:
Раскрывает родство между различными частями информации.
Процедура создания диаграммы сродства позволяет членам
команды выйти за рамки привычного мышления и способствует
реализации творческого потенциала команды.
НЕДОСТАТКИ:
При наличии большого числа объектов (начиная с нескольких
десятков) инструменты творчества, в основе которых лежат
ассоциативные способности человека, уступают инструментам
логического анализа.
Диаграмма сродства - первый из инструментов среди семи
методов управления качеством, который способствует
выяснению более точного понимания проблемы и позволяет
выявлять основные нарушения процесса путем сбора,
обобщения и анализа большого числа устных данных на основе
родственных (близких) отношений между элементами.

13. Диаграмма аффинности (сродства)

Рекомендации
При формулировании темы для обсуждения использовать правило «7 плюс или
минус 2». Предложение должно иметь не менее 5 и не более 9 слов, включая
глагол и существительное.
При проведении «мозговой атаки» использовать стандартную методику.
Каждая формулировка записывается на отдельную карточку.
Если карточка может быть отнесена больше чем к одной группировке, следует
сделать копии.
Примечание. Карточки, не вошедшие ни в какую группировку, составляют
остаток. Как правило, это 4 или 5 карточек.
Памятка
Диаграмма сродства используется в работе не с конкретными числовыми
данными, а со словесными высказываниями. Диаграмму сродства следует
применять, главным образом, когда:
необходимо систематизировать большое количество информации (различных
идей, разных точек зрения и т. д.);
ответ или решение не всем абсолютно очевиден;
принятие решения требует согласия среди членов команды (а возможно, и
среди других заинтересованных лиц), чтобы эффективно работать

14. Диаграмма аффинности Стратегическая цель:Мы хотим быть успешной курьерской службой.

15. Диаграмма аффинности (сродства)

16. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

Диаграмма взаимосвязей – инструмент, позволяющий
выявить логические связи между основной идеей и
поддерживающими данными
Решаемая задача – определение и исследование
взаимоотношений среди родственных идей или
задач. Она показывает, что каждая идея м.б.
логически связана со многими другими идеями.
ДИАГРАММА СВЯЗЕЙ ↔ДИАГРАММА СРОДСТВА
(инструмент логический)
(инструмент творческий)
Основные данные для построения диаграмм взаимосвязей
«генерируются» с помощью диаграмм аффинности.

17. Диаграмма взаимосвязей (отношений) Общий вид

18. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

Применяется для систематизирования большого
количества логически связанной информации
ЦЕЛЬ:
Выявление связей между причинами возникновения проблемы и
выбор приоритетов для приложения усилий в те области,
которые принесут наибольшую отдачу при решении проблемы.
СУТЬ:
Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять
логические связи между основной идеей, проблемой и
различными факторами влияния.
Диаграмма связей обеспечивает общее планирование и
помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее
невидимые причинные связи между отдельными частями
информации путем их графического представления.

19. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
В основе диаграммы лежит примерно тот же подход, что и при
построении диаграммы сродства:
формируется команда из специалистов, владеющих вопросами
по обсуждаемой теме;
формулируется проблема, которую необходимо разрешить, или
результат, которого следует добиться;
определяются звенья, которые связывают отдельные факторы,
оказывающие влияние на проблему, и строится диаграмма
связей;
далее команда должна обсудить построенную диаграмму связей
и выявить главные причины, влияющие на проблему.
РЕЗУЛЬТАТ:
Выявление логических связей между причинами возникновения
проблемы и определение звеньев, которые ведут к решению
проблемы

20. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

ДОСТОИНСТВА:

Процедура создания диаграммы связей позволяет членам команды
выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации
творческого потенциала команды.
НЕДОСТАТКИ:
Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.
На практике с помощью построения и анализа диаграммы связей,
являющейся логическим инструментом, стараются уточнить и улучшить
группирование данных диаграммы сродства, которая сама по себе -
инструмент творческий. Это вызвано тем, что при наличии большого
числа объектов (начиная с нескольких десятков) наши ассоциативные
способности начинают уступать инструментам логического анализа.
Диаграммы связей фактически выполняют ту же задачу, что и
диаграммы сродства.

21. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

Рекомендации
Старайтесь, чтобы события существенно различались. Если
значимость или суть событий будут похожими, то трудно
определить, какое из них является исходным.
Не используйте двунаправленных стрелок.
Не возвращайтесь к связям, которые вы уже рассмотрели.
Не откладывайте рассмотрение трудных вопросов на более
позднее время.
Не сдавайтесь, пока не достигнете согласия.
Завершите работу в один прием. Не отступайте, пока не
дойдете до конца.
Памятка
Работа не с конкретными числовыми данными, а со словесными
высказываниями.

22. Диаграмма взаимосвязей (отношений)

Опыт
Скорость
Оператор
Предварительный
контроль
Телефонные звонки
Ошибки при наборе
текста
Расположение
источника
Шум
Условия работы
Тип оборудования
Освещение
Яркость

23. Диаграмма взаимосвязей Вопрос: Какие факторы влияют на быструю доставку?

24. Древовидная диаграмма

Это инструмент, обеспечивающий организованный
путь для решения проблемы или удовлетворения
нужд потребителей на разных уровнях
Диаграмма структурирует пути и задачи,
необходимые для реализации «проекта». При
создании древовидной диаграммы исследуемый
предмет (проблема и т.п.) должен быть точно
определен и распознан.
Ситуации использования древовидных диаграмм:
- Когда неясно сформулированные пожелания
потребителя преобразуются в пожелания на
управляемых уровнях;
- Когда необходимо исследовать все части,
касающиеся проблемы.

25.

26.



поставкой.
ЦЕЛЬ:
Выявление существенных черт и признаков рассматриваемой
проблемы, расположение их в определенной логической
последовательности и стимулирование поиска наиболее эффективных
способов решения этой проблемы.
СУТЬ:
Диаграмма дерева - инструмент стимулирования процесса
творческого мышления, способствующий систематическому поиску
наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.
Диаграмма обеспечивает промежуточное планирование и позволяет
раскрывать в определенной логически упорядоченной иерархической
последовательности систему стратегических решений проблем или
средства достижения цели, уменьшая вероятность того, что скольконибудь существенные пункты будут пропущены.

27.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Сформировать команду из специалистов, владеющих
вопросами по обсуждаемой теме.
Четко сформулировать проблему, которую необходимо решить.
Выявить причины существования проблемы и построить
диаграмму в виде многоступенчатой иерархической структуры.
Провести анализ диаграммы и определить пути разрешения
проблемы или удовлетворения нужд потребителей.
РЕЗУЛЬТАТ:
Принятие решения на основании анализа диаграммы дерева.

28.

ДОСТОИНСТВА:
Наглядность, простота освоения и универсальность
применения.
Важным преимуществом диаграммы является то, что для
одного и того же изделия любая группа построит практически
идентичную диаграмму.
НЕДОСТАТКИ:
Не гарантирует нахождения сильных идей решения.
Иерархические модели с середины прошлого века широко
применяются для стимулирования процесса творческого
мышления и решения задач при проведении функциональностоимостного анализа. Большую известность получила также
логическая модель, ориентированная на потребителя и
решение проблем, которая способствует глубокому вживанию в
проблему и позволяет лучше понять и выразить сущность
предметов

29.

Легко закрываться и
открываться снаружи
Должна легко
закрываться и
открываться

Легко закрываться и
открываться изнутри

Обеспечить необходимый
срок службы
Гарантировать
надежность
Плохо закрывается и
открывается дверь
автомобиля
Обеспечить
сопротивление коррозии

Иметь приятный внешний
вид
Удовлетворять
потребителя
Быть удобной в
эксплуатации
Хорошо выглядеть
(внутренняя обшивка)
Легко чиститься
(внутренняя обшивка)
Не протекать во время
мойки
Не шуметь
от ветра

30. Древовидная диаграмма Вопрос: От чего зависит быстрая доставка?

31. Древовидная диаграмма

Ориентированная на потребителя и использующая
функциональное описание диаграмма облегчает исключение из
конструкции излишеств, появление которых связано с
субъективной позицией специалистов, создавших объект.
Диаграмма строится в виде горизонтальной цепочки (слева
направо), структурируя ответы на вопросы «как?» («каким
образом?»), и предусматривает логическую проверку (в
обратном направлении) с помощью вопроса «почему?».
Формулируется главная проблема.
Формулируются основные задачи, делающие изделие
привлекательным для потребителя.
С помощью вопросов «как?», а также с учетом точки зрения
потребителя формулируются задачи второго уровня,
необходимые для реализации главной проблемы и основных
задач.
Устанавливается важность всех задач.
Опрашиваются потребители для выявления их отношения к
сформулированным задачам.

32. Матричные диаграммы

Это инструмент, позволяющий выявить
значимость существующих связей между
элементами системы
Назначение – организация больших массивов
данных с целью преобразования множества
логических связей в графические образы.
Обычно используются символы ●,○ и Δ для
обозначения сильных,средних и слабых
взаимосвязей (отношений)

33. Матричные диаграммы

34. Матричные диаграммы

Применяется в любой ситуации при разработке идей по
решению проблем, связанных с качеством, затратами и
поставкой.
ЦЕЛЬ:
Выявить взаимосвязи между различными элементами
(задачами, функциями и характеристиками) в рамках
рассматриваемой проблемы с выделением их относительной
важности.
СУТЬ:
Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять
важность различных неочевидных (скрытых) связей, т. е.
исследовать структуру проблемы. Этот инструмент
обеспечивает промежуточное планирование, организуя
огромное число данных, и помогает установить и графически
проиллюстрировать логические связи между различными
элементами.

35. Матричные диаграммы

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

обсуждаемой теме.
Определить факторы рассматриваемой проблемы и выявить признаки этих
факторов.
Подготовить карточки матричной диаграммы с заголовками - наименованием
факторов (или объектов) и их признаков (компонентов).
Установить логические связи между этими признаками, заполнив диаграмму
символами, показывающими тесноту (силу) связей.
Обсудить полученные результаты.
РЕЗУЛЬТАТ:
Определение наиболее важных факторов рассматриваемой проблемы с
выделением компонентов (признаков) этих факторов для подготовки вариантов
возможных решений.
ДОСТОИНСТВА:
Наглядность, простота освоения и применения.
НЕДОСТАТКИ:
Большая трудоемкость при обработке собранных данных.

36. Матричные диаграммы

Памятка
1. Работа не с конкретными числовыми данными, а со словесными
высказываниями.
2. Применение матричной диаграммы может быть полезным в случае,
когда:
тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными
факторами не могут быть установлены при помощи обычного
обсуждения;
требуется определение зависимости (или независимости) между
компонентами отдельных факторов и установление их относительной
важности.
3. В матричных диаграммах, которые могут иметь форму L и форму Т,
выделяются зависимости между функциями в легко прослеживаемом
виде.
4. Определение силы связи позволяет выявить рычаги оптимального
воздействия на факторы, влияющие на рассматриваемую проблему.

37. Различные версии матричных диаграмм L-матрица Т-матрица

А/В
в1
в2
в3
с1
а1
с2
а2
с3
а3
А/В/С в1
а4
а1
а2
а3
в2
в3

38. Матричная диаграмма Вопрос: Как можно добиться быстрой доставки?

39. Матрица приоритетов

Применяется для анализа числовых данных матричных
диаграмм, когда возникает необходимость представить
их в более наглядном виде
ЦЕЛЬ:
Выявление из большого количества числовых данных,
полученных при построении матричных диаграмм (таблиц
качества), наиболее важных для решения рассматриваемой
проблемы.
СУТЬ:
Матрица приоритетов видоизменяет и располагает данные
матричной диаграммы так, чтобы информация была удобна для
наглядного представления и понимания.
Матрица приоритетов обеспечивает промежуточное
планирование, способствует выявлению силы связи между
переменными, которые были статистически определены, и
помогает графически проиллюстрировать эти связи.

40. Матрица приоритетов

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Перегруппировать информацию, представленную в матричной
диаграмме, таким образом, чтобы подчеркнуть силу корреляционной
связи между переменными.
На основании анализа полученной матрицы корреляции выявить
приоритетные компоненты.
Построить матрицу для приоритетных компонентов данных и
проанализировать вошедшие в нее данные.
РЕЗУЛЬТАТ:
Принятие решения на основании анализа матричных данных.
ДОСТОИНСТВА:
Наглядность.
НЕДОСТАТКИ:
Поскольку требует серьезных статистических знаний, этот инструмент
управления качеством значительно реже применяется на практике, чем
другие инструменты, входящие в состав семи методов управления
качеством.

41. Матрица приоритетов

42. Матрица приоритетов

Матрица приоритетов позволяет:
анализировать процессы производства, тесно
связанные между собой;
анализировать причины несоответствий, которые
связаны с большим объемом данных;
по результатам рыночных исследований выявлять
требуемый уровень качества;
постоянно определять характеристики, способные
изменяться под влиянием каких-либо условий;
выполнять комплексные оценки качества;
анализировать нелинейные данные.

43. Матрица приоритетов

Результаты анализа статистических данных могут быть
представлены графически в виде схемы предпочтений в
зависимости от важнейших компонент данных, отложенных
соответственно на осях абсцисс и ординат.
Пример оформления результатов анализа матричных данных,
собранных для оценки действия различных болеутоляющих
средств в зависимости от их «эффективности» и «мягкости» -
двух важнейших компонент.
Памятка
Единственный числовой метод анализа из семи инструментов
управления качеством. Однако результаты анализа обычно
представляют в виде диаграммы. Анализ матричных данных
часто рассматривается как факультативный.

44. Графическое представление результатов анализа матричных данных

Мягкость
Байер
Тайленол
Буфферин
Эффективность
Аспирин
обычный
Экседрин
Анацин

45. Диаграмма “Портфолио” Вопрос: Какие существуют пути развития?

46. Блок-схема процесса принятия решения Диаграмма “Проблема-решение”

Это метод отображения всех возможных событий и
вероятностей их появления при движении от
проблемы к возможным решениям.
Метод включает все ветви из диаграммы «дерево»,
предупреждает возможные проблемы и обеспечивает
меры противодействия, и которые
во-первых, позволят предотвращать появление
отклонений,
во-вторых, позволят предусмотреть меры, если
отклонения произойдут.

47. Блок-схема процесса принятия решения

48. Блок-схема процесса принятия решения

Применяется при решении сложных проблем в различных
областях науки и техники, при разработке бизнеспроектов и т. д.
ЦЕЛЬ:
Графическое представление последовательности действий и
решений, необходимых для получения требуемого результата.
СУТЬ:
Блок-схема процесса принятия решения (Process Decision
Program Chart - PDPC) - это инструмент, который помогает
запустить механизм непрерывного планирования.
Метод PDPC обеспечивает детальное планирование,
отображая последовательность действий на пути от постановки
задачи к ее решению.

49. Блок-схема процесса принятия решения

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по
обсуждаемой теме.
Определить проблему, которую надлежит решить.
Построить блок-схему, отобразив последовательность действий и решений,
необходимых для получения требуемого результата.
РЕЗУЛЬТАТ:
Подготовка проекта решения проблемы.
ДОСТОИНСТВА:
Наглядность, простота освоения и применения. Метод PDPC позволяет
прослеживать весь процесс от определения целей до успешного завершения
проекта. Позволяет планировать и контролировать процесс обеспечения
конкурентного преимущества в условиях повышенной конкуренции на рынке.
НЕДОСТАТКИ:
Процесс осуществления программы работ не всегда протекает в соответствии с
намеченным планом. При возникновении технических или каких-либо иных
проблем решения часто не очевидны.

50. Блок-схема процесса принятия решения

Метод PDPC предлагает возможные варианты решения
поставленной задачи и пути их реализации, позволяя принимать
решение непосредственно в момент появления проблемы.
Метод PDPC - инструмент для оценки сроков и
целесообразности проведения работ по выполнению
программы в соответствии со стрелочной диаграммой с
возможной корректировкой как до начала, так и в процессе
выполнения этих работ.
Метод PDPC, оценивая развитие событий и разнообразие
возможных результатов, помогает определить, когда и какие
процессы использовать, чтобы уменьшить риск практически в
любом деле и получить требуемый результат.
При возникновении каких-либо проблем в процессе
осуществления программы работ метод PDPC позволяет
предвидеть возможные последствия и подготовить контрмеры,
проводя корректировки, которые приведут к лучшим решениям.

51. Диаграмма «Проблема-решение» Вопрос: Какие проблемы могут возникнуть на пути к цели?

52. Диаграмма «План –сетка» (сетевые графики) Стрелочная диаграмма

Сетевые графики часто используют в качестве
метода определения критического пути и метода
оценки и пересмотра планов.
Построение сетевых графиков также изучается в
различных курсах по менеджменту.
Однако, их использовали в основном технические
эксперты. Добавление сетевых графиков к набору
инструментов менеджмента качества сделало их
более доступным для руководства предприятия и
другого нетехнического персонала.
При этом могут быть легко добавлены для каждой
операции временные затраты для того, чтобы
планировать и контролировать проект.

53. Стрелочная диаграмма общий вид

54. Стрелочная диаграмма

ЦЕЛЬ:
Детальное планирование оптимальных сроков выполнения всех
необходимых работ для реализации поставленной цели и
последующий эффективный контроль хода проведения работ.
СУТЬ:
Наглядное и системное графическое отображение
последовательности и взаимозависимости действий (работ,
решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и
планомерное достижение конечных целей.
Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода
проведения работ, из которой наглядно видны порядок и сроки
проведения различных этапов. Этот инструмент используется
для обеспечения уверенности, что планируемое время
выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению
конечной цели является оптимальным. Инструмент применяется
как для планирования, так и для контроля работ.

55. Стрелочная диаграмма

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по
обсуждаемой теме.
Четко сформулировать проблему, требующую решения.
Определить необходимые меры, сроки и этапы выполнения работ.
Построить диаграмму хода проведения работ, отобразив
последовательность действий, необходимых для получения требуемого
результата.
Осуществить эффективный контроль за ходом выполнения работ.
РЕЗУЛЬТАТ:
Конкретный план выполнения работ, обеспечивающий своевременное
и планомерное достижение конечных целей.
ДОСТОИНСТВА:
Наглядность, простота освоения и применения.
НЕДОСТАТКИ:
Отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и
эффективности вариантов выполнения всех необходимых работ.

56. Стрелочная диаграмма

По сути, это хорошо известный метод сетевого планирования,
в основе которого лежит метод критического пути (МКП) и метод
оценки и пересмотра планов (PERT), в котором для
отображения и алгоритмизации тех или иных действий или
ситуаций используются сетевые модели, простейшие из которых
– сетевые графики. Кроме этого, в тех же целях используются
еще и диаграммы Гантта, которые оказались вполне
подходящими для визуализации процессов.
Диаграмма Гантта – горизонтальная линейная диаграмма, на
которой задачи проекта представляются протяженными во
времени отрезками, характеризующимися датами начала и
окончания, задержками и, возможно, другими временными
параметрами.

57. Стрелочная диаграмма

Б
7
0
А
5
1
В
7
Г
7
2
Д
4
Е
7
3
4
5
Ж
5
6
7
З
6
8
И
5
9

58. Стрелочная диаграмма

На сетевом графе показана последовательность
работ и влияние той или иной операции на ход
выполнения последующих операций. Поэтому
сетевой граф более удобен для контроля за ходом
выполнения работ, чем диаграмма Гантта,
рассматривающая работы так, как будто они
независимы друг от друга.
Памятка
Работа не с конкретными числовыми данными, а со
словесными высказываниями.
Диаграмма позволяет устанавливать понимание
между специалистами различного профиля и
облегчает достижение согласия среди них.

Цель метода «Семь основных инструментов контроля качества» заключается в выявлении проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

Суть метода - контроль качества (сравнение запланированного показателя качества с действительным его значением) - это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший этап этого процесса.

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Ожидаемый результат - решение до 95% всех проблем, возникающих на производстве.

Семь основных инструментов контроля качества – набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

1. Контрольный листок - инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

2. Гистограмма - инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.

3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.

4. Метод стратификации (расслаивания данных) - инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.

5. Диаграмма разброса (рассеивания) - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.

6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

7. Контрольная карта - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

Контрольные листы (или сбор данных) - специальные бланки для сбора данных. Они облегчают процесс сбора, способствуют точности сбора данных и автоматически приводят к некоторым выводам, что очень удобно для быстрого анализа. Результаты легко преобразуются в гистограмму или диаграмму Парето. Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам. Форма контрольного листа может быть разной, в зависимости от его назначения.


Для нахождения правильного пути достижения поставленной цели или решения возникшей проблемы, первое, что необходимо сделать - собрать необходимую информацию, которая послужит основой для дальнейшего анализа. Желательно, чтобы собранные данные были представлены в структурированной и удобной для обработки форме. Для этого, а также для уменьшения вероятности возникновения ошибок при сборе данных применяют контрольный листок.

Контрольный листок – форма, предназначенная для сбора данных и их автоматического упорядочивания, что позволяет облегчить дальнейшее использование собранной информации.

По своей сути контрольный листок - бумажный бланк, на котором напечатаны контролируемые параметры, в соответствии с которыми, при помощи пометок или простых символов, в листок заносятся необходимые и достаточные данные. То есть контрольный листок – средство регистрации данных.

Форма контрольного листка зависит от поставленной задачи и может быть очень разнообразной, но в любом случае в ней рекомендуется указывать:

Тему, объект исследования (обычно указывается в заголовке контрольного листка);

Период регистрации данных;

Источник данных;

Должность и фамилию работника, регистрирующего данные;

Условные обозначения, для регистрации полученных данных;

Таблицу регистрации данных.

При подготовке контрольных листков нужно следить за тем, чтобы использовались наиболее простые способы их заполнения (цифры, условные значки), число контролируемых параметров было по возможности наименьшим (но достаточным для анализа и решения проблемы), а форма листка была как можно понятнее и удобнее для заполнения даже неквалифицированным персоналом.

1. Сформулируйте цель и задачи, для которых собирается информация.

2. Выберите методы контроля качества, с помощью которых будет производиться дальнейший анализ и обработка собранных данных.

3. Определите временной период, в течение которого будут проводиться исследования.

4. Разработайте меры (создайте условия) для добросовестного и своевременного внесения данных в контрольный листок.

5. Назначьте ответственных за сбор данных.

6. Разработайте форму бланка контрольного листка.

7. Подготовьте инструкции по выполнению сбора данных.

8. Проведите инструктаж и обучение работников сбору данных и внесению их в контрольный листок.

9. Организуйте периодические проверки сбора данных.

Самым острым вопросом, возникающим при решении проблемы, является достоверность собираемой персоналом информации. Найти решение на основании искаженных данных очень затруднительно (если вообще возможно). Принятие мер (создание условий) для регистрации работниками истинных данных является необходимым условием для достижения поставленной задачи.

Рис. Примеры контрольного листка

Возможно использование электронных бланков

При этом к минусам электронной формы контрольного листка по сравнению с бумажной можно отнести:

- б о льшую сложность для использования;

- необходимость тратить больше времени на внесение данных.

К плюсам:

- удобство обработки и анализа данных;

- высокая скорость получения необходимой информации;

- возможность одновременного доступа к информации множества людей.

Однако большинство собираемых данных приходится дублировать в бумажном виде. Проблема в том, что это ведет к снижению производительности: время, которое экономится на проведение анализа, хранение и получение необходимой информации большей частью нивелируется за счет двойной работы по регистрации данных.

Гистограмма – инструмент, который позволяет наглядно изобразить и легко выявить структуру и характер изменения полученных данных (оценить распределение), которые трудно заметить при их табличном представлении.

Проведя анализ формы полученной гистограммы и ее местоположения относительно интервала допуска можно сделать заключение о качестве рассматриваемой продукции или состоянии изучаемого процесса. На основе заключения вырабатываются меры по устранению отклонений качества продукции или состояния процесса от нормы.

В зависимости от способа представления (сбора) исходных данных, методика построения гистограммы разбивается на 2 варианта:

I вариант Для сбора статистических данных разрабатываются контрольные листки показателей продукции или процесса. При разработке бланка контрольных листков необходимо сразу определиться с количеством и размером интервалов, в соответствии с которыми будет производиться сбор данных, на основе которых в свою очередь будет построена гистограмма. Это необходимо в связи с тем, что после заполнения контрольного листка пересчитать значения показателя для других интервалов будет практически невозможно. Максимум, что можно будет сделать – не учитывать интервалы, в которые не попало ни одно значение и объединять по 2, 3 и т.д. интервала, не боясь исказить данные. Как вы понимаете при таких ограничениях, к примеру, из 11 интервалов сделать 7 практически невозможно.

Методика построения :

1. Определите количество и ширину интервалов для контрольного листка.

Точное количество и ширину интервалов стоит выбирать исходя из удобства использования или по правилам статистики. Если для измеряемого показателя существуют допуски, то стоит ориентироваться на 6-12 интервалов внутри допуска и 2-3 интервала за пределами допуска. Если допусков нет, то оцениваем возможный разброс значений показателя и тоже делим на 6-12 интервалов. При этом ширина интервалов обязательно должна быть одинаковой.

2. Разработайте контрольные листки и с их помощью произведите сбор необходимых данных.

3. С помощью заполненных контрольных листков подсчитайте частоту попадания (т.е. сколько раз) полученных значений показателя в каждый интервал.

Обычно для этого выделяют отдельный столбец, расположенный в конце таблицы регистрации данных.

Если значение показателя точно соответствует границе интервала, то добавьте по половинке обоим интервалам на границу которых попало значение показателя.

4. Для построения гистограммы используйте только те интервалы, в которые попало хотя бы одно значение показателя.

Если между интервалами, в которые попали значения показателя, имеются пустые интервалы, то их тоже нужно построить на гистограмме.

5. Вычислите среднее значение результатов наблюдения.

На гистограмму необходимо нанести среднее арифметическое значение полученной выборки.

Стандартная формула, используемая для вычислений:

где x i – полученные значения показателя,

N – общее количество полученных данных в выборке.

Каким образом ею воспользоваться, если нет точных значений показателя x 1 , x 2 и т.д. нигде не объясняется. В нашем случае для приблизительной оценки среднего арифметического могу предложить воспользоваться собственной методикой:

а) определите среднее значение для каждого интервала по формуле:

где j – интервалы, выбранные для построения гистограммы,

x j max – значение верхней границы интервала,

x j min – значение нижней границы интервала.

б) определите среднее арифметическое выборки по формуле:

где n – количество выбранных интервалов для построения гистограммы,

v j – частота попадания результатов выборки в интервал.

6. Постройте горизонтальную и вертикальную оси.

7. На горизонтальную ось нанесите границы выбранных интервалов.

Если в дальнейшем планируется сравнивать гистограммы, описывающие похожие факторы или характеристики, то стоит при нанесении шкалы на ось абсцисс руководствоваться не интервалами, а единицами измерения данных.

8. На вертикальную ось нанесите шкалу значений в соответствии с выбранным масштабом и диапазоном.

9. Для каждого выбранного интервала постройте столбик, ширина которого равна интервалу, а высота равна частоте попадания результатов наблюдений в соответствующий интервал (частота уже подсчитана ранее).

Нанесите на график линию, соответствующую среднему арифметическому значению исследуемого показателя. При наличии поля допуска постройте линии, соответствующие границам и центру интервала допуска.

II вариант Статистические данные уже собраны (например, проставлены в журналах регистрации) или их предполагается собрать в виде точно измеренных значений. В связи с этим мы не ограничены никакими начальными условиями, поэтому можем выбирать, а также в любой момент изменять количество и ширину интервалов в соответствии с текущими потребностями.

Методика построения :

1. Полученные данные сведите в один документ в удобном для дальнейшей обработки виде (например, в виде таблицы).

2. Вычислите диапазон значений показателя (выборочный размах) по формуле:

где x max – наибольшее полученное значение,

x min – наименьшее полученное значении.

3. Определите количество интервалов гистограммы.

Для этого можно воспользоваться таблицей, рассчитанной на основе формулы Стерджесса:

Можно также воспользоваться таблицей, рассчитанной на основе формулы:

4. Определите ширину (размер) интервалов по формуле:

5. Округлите полученный результат в большую сторону до удобного значения.

Обратите внимание, что вся выборка должна быть разделена на интервалы одинакового размера.

6. Определите границы интервалов. Сначала определите нижнюю границу первого интервала таким образом, чтобы она была меньше x min . К ней прибавьте ширину интервала, чтобы получить границу между первым и вторым интервалами. Далее продолжайте прибавлять ширину интервала (Н ) к предыдущему значению для получения второй границы, затем третьей и т. д.

После произведенных действий следует удостовериться, что верхняя граница последнего интервала больше x max .

7. Для выбранных интервалов подсчитайте частоты попадания значений исследуемого показателя в каждый интервал.

Если значение показателя точно соответствует границе интервала, то добавьте по половинке обоим интервалам, на границу которых попало значение показателя.

8. Вычислите среднее значение исследуемого показателя по формуле:

Следуйте порядку построения гистограммы, начиная с п.5, приведенной выше методики для I варианта .

Анализ гистограммы также разбивается на 2 варианта, в зависимости от наличия технологического допуска.

I вариант Допуски для показателя не заданы. В этом случае производим анализ формы гистограммы:

Обычная (симметричная, колоколообразная) форма. Среднее значение гистограммы соответствует середине размаха данных. Максимальная частота также приходится на середину и постепенно уменьшается к обоим концам. Форма симметричная.

Такая форма гистограммы встречается наиболее часто. Она свидетельствует о стабильности процесса.

Отрицательно скошенное распределение (положительно скошенное распределение). Среднее значение гистограммы располагается правее (левее) середины размаха данных. Частоты резко уменьшаются при движении от центра гистограммы вправо (влево) и медленно влево (вправо). Форма ассиметричная.

Такая форма образуется либо, если верхняя (нижняя) граница регулируется теоретически или по значению допуска либо, если правое (левое) значение невозможно достигнуть.

Распределение с обрывом справа (распределение с обрывом слева). Среднее значение гистограммы располагается далеко правее (левее) середины размаха данных. Частоты очень резко уменьшаются при движении от центра гистограммы вправо (влево) и медленно влево (вправо). Форма ассиметричная.

Такая форма часто встречается в ситуации 100 %-го контроля изделий по причине плохой воспроизводимости процесса.

Гребенка (мультимодальный тип). Интервалы через один или два обладают более низкими (высокими) частотами.

Такая форма образуется либо, если количество единичных наблюдений, входящих в интервал, колеблется от интервала к интервалу либо, если применяется определенное правило округления данных.

Гистограмма, не имеющая высокой центральной части (плато). Частоты в середине гистограммы примерно одинаковые (для плато все частоты примерно равны).

Такая форма встречается, если объединяется несколько распределений со средними значениями близко расположенными друг к другу. Для дальнейшего анализа рекомендуется применить метод стратификации.

Двухпиковый тип (бимодальный тип). В окрестностях середины гистограммы частота низкая, но с каждой стороны есть по пику частот.

Данная форма встречается, если объединяется два распределения со средними значениями, далеко отстоящими друг от друга. Для дальнейшего анализа рекомендуется применить метод стратификации.

Гистограмма с провалом (с «вырванным зубом»). Форма гистограммы близка к распределению обычного типа, но есть интервал с частотой ниже, чем в обоих соседних интервалах.

Данная форма встречается, если ширина интервала не кратна единице измерения, если неправильно считаны показания шкалы и др.

Распределение с изолированным пиком. Совместно с обычной формой гистограммы появляется небольшой изолированный пик.

Такая форма образуется при включении небольшого количества данных из другого распределения, например, если нарушена управляемость процесса, произошли ошибки при измерении или произошло включение данных из другого процесса.

II вариант. Для исследуемого показателя существует технологический допуск. В этом случае производится анализ, как формы гистограммы, так и ее расположение по отношению к полю допуска. Возможны варианты:

Гистограмма имеет вид обычного распределения. Среднее значение гистограммы совпадает с центром поля допуска. Ширина гистограммы меньше ширины поля допуска с запасом.

В данной ситуации процесс не нуждается в корректировке.

Гистограмма имеет вид обычного распределения. Среднее значение гистограммы совпадает с центром поля допуска. Ширина гистограммы равна ширине интервала допуска, в связи с чем возникают опасения появления некондиционных деталей как со стороны верхнего, так и со стороны нижнего полей допуска.

В этом случае необходимо либо рассмотреть возможность изменения технологического процесса с целью уменьшения ширины гистограммы (например, увеличение точности оборудования, использование более качественных материалов, изменение условий обработки изделий и т.д.) либо расширить поле допуска, т.к. требования к качеству деталей в данном случае трудновыполнимы.

Гистограмма имеет вид обычного распределения. Среднее значение гистограммы совпадает с центром поля допуска. Ширина гистограммы больше ширины интервала допуска, в связи с чем обнаруживаются некондиционные детали как со стороны верхнего, так и со стороны нижнего полей допуска.

В этом случае необходимо реализовать меры, описанные в пункте 2.

Гистограмма имеет вид обычного распределения. Ширина гистограммы меньше ширины поля допуска с запасом. Среднее значение гистограммы сдвинуто влево (вправо) относительно центра интервала допуска, в связи с чем имеются опасения, что могут находится некондиционные детали со стороны нижней (верхней) границы поля допуска.

В данной ситуации необходимо проверить, не вносят ли систематическую ошибку применяемые средства измерения. Если средства измерения исправны, следует отрегулировать процесс таким образом, чтобы центр гистограммы совпал с центром поля допуска.

Гистограмма имеет вид обычного распределения. Ширина гистограммы примерно равна ширине поля допуска. Среднее значение гистограммы сдвинуто влево (вправо) относительно центра интервала допуска, причем один или несколько интервалов выходят за границу поля допуска, что свидетельствует о наличии дефектных деталей.

В этом случае первоначально необходимо отрегулировать технологические операции таким образом, чтобы центр гистограммы совпадал с центром поля допуска. После этого нужно принять меры для уменьшения размаха гистограммы или увеличения размера интервала допуска.

Центр гистограммы смещен к верхнему (нижнему) пределу допуска, причем правая (левая) сторона гистограммы рядом с верхней (нижней) границей допуска имеет резкий обрыв.

В этом случае можно сделать вывод, что изделия со значением показателя, выходящим за пределы поля допуска, исключили из партии или умышленно распределили как годные, для включения в пределы допуска. Следовательно, необходимо выявить причину, которая привела к появлению данного явления.

Центр гистограммы смещен к верхнему (нижнему) пределу допуска, причем правая (левая) сторона гистограммы рядом с верхней (нижней) границей допуска имеет резкий обрыв. Кроме того один или несколько интервалов выходят за границы поля допуска.

Случай аналогичен 6., но интервалы гистограммы, выходящие за границы поля допуска указывают на то, что измерительное средство было неисправно. В связи с эти необходимо провести поверку средств измерения, а также провести повторный инструктаж работникам по правилам выполнения измерений.

Гистограмма имеет два пика, хотя измерение значений показателя проводилось у изделий из одной партии.

В этом случае можно сделать вывод, что изделия были получены в разных условиях (например, использовались материалы разных сортов, изменялась настройка оборудования, изделия производились на разных станках и т.д.). В связи с этим для дальнейшего анализа рекомендуется применить метод стратификации.

Основные характеристики гистограммы в порядке (соответствуют случаю 1.), при этом имеются дефектные изделия со значениями показателя, выходящими за пределы поля допуска, которые образуют обособленный «островок» (изолированный пик).

Данная ситуация могла возникнуть в результате небрежности, при которой дефектные детали были перемешаны с доброкачественными. В этом случае необходимо выявить причины и обстоятельства, приводящие к возникновению данной ситуации, а также принять меры к их устранению.



Поделиться