Самолет 5 го поколения японии. Японский истребитель пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin готовится покорить небо

Mitsubishi X-2 - японский истребитель пятого поколения.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2 и Mitsubishi F-2A.

Фото Mitsubishi X-2.

Этот истребитель также называют Mitsubishi X-2 Shinshin, от использует технологию малой радиолокационной заметности. Основные работы по созданию нового истребителя ведёт Технический проектно-конструкторский институт (TRDI) японского министерства обороны.

История разработки

Работы над новым самолётом Япония начала примерно в 2004 году. Первоначально были созданы дистанционно управляемые уменьшенные прототипы в масштабе 1:5, их испытания начались в 2006 году. Вместе с этим Япония активно вела с США переговоры о продаже ей новейших американских истребителей пятого поколения F-22 . Но в 2007 году США окончательно отказались продавать Японии эти истребители и страна восходящего Солнца стала развивать свою программу истребителя пятого поколения более мощно. До этого момента программа была лишь козырем в торге с США в вопросе возможной сделке по покупке F-22 . Программа разработки нового истребителя получила название ATD-X. На эту программу приходится около трети человеко-часов, которые в Японии тратятся на разработку новых типов военных самолетов.

Первый экземпляр Mitsubishi X-2 Shinshin был продемонстрирован публике в январе 2016 года, когда в сети появилось видео выкатки нового истребителя пятого поколения из цеха.

Первый полёт

Первоначально планировалось что первый полёт будет совершён в 2014 году, но из-за возникших трудностей первый полёт состоялся 22 апреля 2016 года.

В прототипе нового японского истребителя реализованы несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму и использование радиопоглощающих материалов. Эти технологии являются неотъемлемой частью любого истребителя пятого поколения.

На апрель 2016 года есть данные, что разработка нового самолёта обошлась в $366 млн.

По размеру Mitsubishi X-2 близок к шведскому истребителю Saab Gripen, а по форме - к американскому истребителю пятого поколения F-22 Raptor и российскому ПАК ФА Т-50 . Это не удивительно, ведь на истребителях пятого поколения используется рассеивающая геометрическая форма, что делает их внешне похожими.

На истребителе Mitsubishi X-2 установлены двигатели со всеракурсным управляемым вектором тяги.

В дальнейшем Mitsubishi X-2 оснастят многорежимным радаром с активной фазированной антенной решеткой, оптико-волоконную системой дистанционного управления с многократным дублированием каналов, системой радиоэлектронной борьбы и противодействия и единой системой обмена информацией.

Mitsubishi X-2 Shinshin (Мицубиси Х-2 Синсин - Дух) - истребитель — демонстратор технологий, разрабатываемый центром TRDI и концерном Mitsubishi Heavy Industries. Первый истребитель-невидимка, созданный в Японии.

История

К началу XXI века ВВС Японии испытывали потребность в модернизации устаревающего парка истребительной авиации, представленной, в основном, японскими модификациями истребителей , и . Изначально, планировалось заключить специальный договор с США по поставке , но запрет Конгресса США на экспорт этих истребителей был категоричным и даже ближайшие союзники не добились исключения для них.

Предложенный американцами закрывал часть потребности и был заказан. Однако, многофункциональность, в данном случае, оказалась вредна — она идет в ущерб возможностям самолета в завоевании превосходства в воздухе. Геополитически, Япония не стремиться нападать или бомбить кого-то (во время Второй Мировой уже наделали дел), а вот защищаться ей надо — усиливающиеся ВВС Китая сулят проблемы в будущем и Страна восходящего Солнца должна доминировать в воздухе у своих границ. Было решено создать собственный истребитель для решения этой задачи.

Исследования были развернуты в начале века. В 2006 году TRDI (Technical Research & Development Institute - Институт технических исследований и разработок) создал несколько масштабных летающих моделей (масштаб 1/5) для определения оптимального облика самолета. В 2007 году Минобороны страны официально запустили исследовательский проект нового истребителя, получившего обозначение ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X).

В 2009 году главным промышленным исполнителем проекта был выбран концерн Mitsubishi Heavy Industries, который сразу приступил к подготовке производственной площадки для будущего истребителя. Через несколько лет в интернете начали появляться первые фотографии модели демонстратора.

Прототип X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года на аэродроме Нагоя. Вообще, самолет в Японии известен под именем Shinshin - Дух, хотя официально Министерство обороны страны это имя не признает, называя проект ATD-X или X-2.

Планируется, что все необходимые технологии и решения будут отработаны на самолете уже к 2018 году и на их основе начнутся работы по созданию первого японского истребителя F-3. Предполагается, что F-3 появится к 2027 году и будет одним из первых в мире истребителей пятого, а по ряду технологий — шестого поколения.

Mitsubishi X-2 Shinshin — японский истребитель 5 поколения. Видео канала Skyships

Конструкция

Mitsubishi X-2 - цельнометаллический моноплан с среднерасположенным ромбовидным крылом и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Самолет создан с учетом требований концепции Стелс.

Габаритно X-2 близок к шведскому истребителю , но конструкционно имеет множество общих черт с американскими истребителями пятого поколения. Самолет имеет длину около 14,2 метров и размах крыла в 9,1 метр. При этом Японские СМИ в разное время сообщали о взлетной массе самолета от 9 до 13 тонн.

Силовая установка - два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Оснащены отклоняемым в любой плоскости вектором тяги. Отклонение осуществляется давлением на реактивную струю лопатками, закрепленными возле сопел двигателей (нечто похожее когда-то имелось на демонстраторе Rockwell X-31).

Японские двигатели IHI XF5 создают совокупную максимальную тягу в 10 тс, что делает их одной из самых мощных силовых установок при учете малой массы самого самолета (13-тонный ATD-X имеет тягу 10 тс, близкий ему 14-тонный JaS-39 Gripen имеет максимальную тягу в 8,2 тс). В первую очередь это, естественно, позволяет самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.

X-2 — один из первых истребителей, на котором отрабатывается оптико-дистанционная система управления (fly-by-optics). Большинство кабелей этой системы заменена на оптоволокно, что позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации, а так же защитить систему от электромагнитных помех.

В дополнение к методикам пассивного обеспечения концепции Стелс, на самолете отрабатывается комплекс Multifuction RF Sensor — фактически, все покрытие самолета содержит в себе микроантенны, анализирующие сигнал локаторов и создающие сигнал противодействия и подавления. Активная Стелс-технология позволит самолету быть невидимым в намного более широком спектре в сравнении с современными истребителями пятого поколения.

Кроме того, одной из самых крупных инноваций, отрабатываемых на самолете является комплекс Self-Repairing Flight Control Capability. Ее суть в том, что вся конструкция самолета наполняется огромным количеством датчиков и анализаторов, следящих за состоянием всех систем и элементов. В случае отказа или повреждения, бортовой компьютер перестраивает систему так, что бы функции потерянного элемента были переложены на остальные. Предполагается, что это значительно повысит живучесть будущих истребителей.

Схема Mitsubishi X-2

Япония продолжает испытания прототипа истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. После первой демонстрации 28 января текущего года наступил период испытаний. Заявлено было, что в феврале ATD-X уже совершит свой первый полет; февраль подошел к концу, но сообщений о первом полете пока не поступало.

По всей видимости, прошедшая 11 февраля первая пробежка по взлетке выявила какие-то недостатки, на устранение которых ушел весь остаток месяца. О предполагаемой дате первого полета Япония скромно умалчивает. Наверное, готовит сюрприз.

Тем не менее машина есть, и первая пробежка была. Со временем японцы справятся с возникшими сложностями и поднимут-таки свой самолет в воздух. А это серьезная заявка на место среди ведущих мировых держав.

Причем японцы не просто хотят иметь свой истребитель пятого поколения. Они утверждают, что ATD-X окажется куда более грозной боевой машиной, чем F-22 Raptor, который американцы отказались продавать в Японию.

Весьма сомнительное утверждение, все-таки F-22 — тяжелый истребитель, а в качестве эталона для сравнения Shinshin больше подходит F-35. Но японцев никто за язык не тянул. Раз уж они хотят противопоставить свою поделку первому американскому истребителю нового поколения, значит, ее можно считать и конкурентом нашего Т-50. А раз так, то посмотрим, кто кого.

В мире прототипов

ATD-X Shinshin — еще не боевой самолет, а скорее демонстрационная модель. Собственно, аббревиатура так и расшифровывается: Advanced Technology Demonstrator. Реальная машина появится только в 30х годах.

Т-50 тоже находится на стадии прототипа, хотя поступление в войска первых серийных образцов ожидается уже в этом году.

Точные характеристики обоих самолетов засекречены, а то и попросту неизвестны. В то же время уже по имеющимся данным можно сделать некоторые выводы.

Пламенный мотор

Основной агрегат любого самолета — это, конечно же, двигатель. На ATD-X Shinshin, по всей видимости, стоит двигатель General Electric F404. Рассматривался вариант установки двигателя от шведского Saab JAS 39 Gripen, но от этой идеи отказались в пользу двухдвигательной схемы. Ну а движок собственного производства японцы разработают попозже. Ну, как минимум, обещают разработать.

Теоретически двигатели от F\A-18 должны обеспечить японскому самолетику крейсерский сверхзвук. Вполне вероятно, учитывая, что он меньше и легче американца.

В качестве системы управления вектором тяги у ATD-X три лопасти, вроде тех, что поначалу применяли в своих исканиях американцы. Позже «наши западные партнеры» решили, что щелевого сопла с отклонением вектора тяги по тангажу им хватит, но японцы грозятся доделать осесимметрическое отклонение вектора тяги как на Су-35. А пока будут летать так.

Российский Т-50 использует двигатель АЛ-41Ф1. Отечественный агрегат, способный обеспечить нашему истребителю сверхзвуковую крейсерскую скорость. Осесимметрическая система управления вектором тяги уже опробованная и доказавшая свою надежность.

Несмотря на отличные характеристики имеющейся модели, ведется разработка еще более продвинутого двигателя, который планируется к производству в середине 20-х.

Скоростные характеристики обоих самолетов пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что Т-50 выигрывает как минимум за счет отечественного производства двигателей, что критически важно для боевого самолета. Управление вектором тяги у нашего истребителя куда лучше, чем японские танцы с лопатками, да и год начала эксплуатации (2010 против 1978) как бы намекает на более совершенную конструкцию.

Планер

ATD-X Shinshin — самолет небольшой, длина всего 14,17 м, размах крыла 9 метров. По форме планера он поразительно напоминает F-22 Raptor. Как и у американцев в конструкции используются композитные материалы, хотя доля этих композитов может быть другой. Нормальная аэродинамическая схема, высокорасположенное трапециевидное крыло. Классическое трехстоечное шасси с передней стойкой, убирающейся назад. Воздухозаборники с S-образным воздушным каналом. Сходство с американской машиной налицо.

Российский Т-50 тоже выполнен по нормальной аэродинамической схеме и с трапециевидным крылом. Однако у нашего истребителя канал воздухозаборников прямой, а сами они находятся под фюзеляжем, благодаря чему становится возможной поворотная передняя кромка корневого наплыва. Вертикальные стабилизаторы, в отличие от ATD-X, цельноповоротные.

В целом, благодаря более развитой механизации крыла, российский самолет обладает лучшими маневренными характеристиками, по сравнению с японским собратом.

Авионика

Эта часть самолета скрыта от глаз стороннего наблюдателя. Приходится полагаться только на заявления производителей.

Японцы хвастаются оптоволоконной системой передачи данных с многократным дублированием и новейшей БРЛС, которая должна быть не хуже, чем на F-22. Также на Shinshin стоит система коррекции режима управления полетом. В случае повреждения рабочих поверхностей она скомпенсирует утрату за счет оставшихся.

Российская машина оснащена не в пример лучше. Наличие на современных самолетах бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой — это уже стандарт, а наши конструкторы пошли дальше. Кроме центральной БРЛС на 1526 приемопередающих ячеек Т-50 несет еще четыре встроенных в обшивку антенны. Такой подход обеспечивает большую помехозащищенность, а также позволяет эффективнее обнаруживать малозаметные воздушные цели.

В целом японцам можно поверить, что они в состоянии создать достойную БРЛС своими силами. Все-таки японская электроника известна во всем мире. В то же время это будет пусть и развитая, но старая схема, которая не идет ни в какое сравнение с возможностями ПАК ФА.

Малозаметность

Японцы заявили, что ЭПР их самолета сравнима с ЭПР воробья. Но точных цифр, как ни странно, не назвали. Возможно, если тщательно выбирать угол облучения, то подобных результатов действительно можно добиться, но вряд ли противник будет этим заниматься.

Если посмотреть на имеющиеся изображения ATD-X, то некоторые элементы снижения радиолокационной заметности можно разглядеть. В первую очередь — это убранное во внутрифюзеляжные отсеки вооружение. Также заметны S-образные каналы воздухозаборников, развал килей, и створки отсеков шасси сложной формы.

Но есть и минусы: вертикальное и горизонтальное оперенье не цельноповоротное, лопасти системы управления вектором тяги, отсутствие радиопоглощающего покрытия. Правда, возможно, его просто не стали наносить на демонстрационный образец.

При создании Т-50 наши конструкторы нащупали тонкую грань, при которой малозаметность не сильно мешает аэродинамике. Из-за разнесенных двигателей канал воздухозаборника получился прямым, так что, чтобы лопатки компрессора не отсвечивали на радарах противника, пришлось установить радар-блокер. Зато такое расположение двигателей увеличивает объем внутренних отсеков, куда убран арсенал ПАК ФА. Таким образом сочетается малозаметность и внушительный арсенал. Кроме того, подфюзеляжный тоннель участвует в создании подъемной силы.

Слегка наклоненные цельноповоротные кили, отклоняемые корневые наплывы крыла, исполняющие роль ПГО, тщательно выверенные углы сопряжения плоскостей, — все, что можно было выжать из конструкции, не снижая аэродинамику, наши конструкторы из нее выжали.

Дополнительно на обеспечение малозаметности играет ОЛС (оптико-локационная станция), позволяющая анализировать пространство в передней полусфере, не выдавая себя работающим локатором.

Боевой потенциал

Понятно, что прототипы для боевых действий не предназначены, однако впоследствии начнется выпуск серийных моделей. Что можно сказать об их боевых качествах?

Сравнивая Т-50 и ATD-X можно сделать вывод, что вероятнее всего японец будет проигрывать российскому истребителю в боевом радиусе. Японский истребитель просто не сможет взять значительного запаса топлива. Самолет сам по себе небольшой, Искривленные каналы воздухозаборников и расположение ракет внутри фюзеляжа свободного пространства не добавляют.

Возможно использование подвесных топливных баков или дозаправка в воздухе. Правда, ПТБ не согласуется с концепцией малозаметности, а про возможность дозаправки в воздухе пока никаких сведений не поступало. Но летающие танкеры у японцев есть.

Топливные баки российского самолета вмещают 11 тонн топлива. На сверхзвуковой крейсерской скорости Т-50 способен пролететь 2 000 километров. А перегоночная дальность с двумя ПТБ более 5000 км.

Вооружение японского истребителя тоже оставляет желать лучшего. ATD-X просто не в состоянии взять на борт значительный арсенал. Четыре ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия и две авиационные пушки с небольшим запасом снарядов — вот и все богатство.

С этой точки зрения, у детища КБ Сухого огромное преимущество как в количестве поднимаемого вооружения, так и в разнообразии вариантов боевой нагрузки.

Вместо вывода

По таким параметрам как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость полета, современное БРЭО, включая РЛС с АФАР, всеракурсный обстрел целей и сверхманевренность, — оба истребителя можно отнести к пятому поколению. Однако для ATD-X Shinshin эти параметры — тот порог, который японским конструкторам скорее всего удалось переступить. Точных данных пока нет, но есть все шансы, что японец будет соответствовать хотя бы четырем из пяти требований.

В то же время для российского Т-50 эти требования — скорее отправная точка, за которой раскрывается весь потенциал отечественного истребителя пятого поколения.

В итоге Япония получит статусную машину, которую можно будет возить на авиасалоны и демонстрировать на парадах. А Россия — рабочую лошадку отечественных ВКС, которой летать до появления каких-нибудь суборбитальных гиперзвуковых истребителей и даже немножечко после.

Япония перенесла первый полет своего новейшего самолета пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin на конец 2015 года.

Первоначально полет первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был отменен.

По имеющейся неофициальной информации, проект затормаживается из-за трудностей с двигателем Ishikawajima XF5-1. Поставкой двух турбореактивных двухконтурных двигателей XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый, занимается компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. IHI Corporation, ранее называвшаяся Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co., Ltd. является одной из ведущих японских компаний, производящая корабли, авиационные двигатели, турбонаддувы для автомобилей, промышленные машины, котлы для электростанций и другое оборудование. Но специалисты компании не смогли подготовить первый полностью рабочий двигатель на испытания.

По этой причине было принято решение о закупке импортных двигателей для установки на первый летный прототип, в то время как серийные истребители получат двигатели XF5-1. Наибольший интерес японская компания проявляла к двигателям General Electric F404, Snecma M88-2 и Volvo Aero RM12. Такие силовые установки используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassualt Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно. Ни один из упомянутых самолетов не оснащен управляемым вектором тяги.

Сам самолет будет построен с использованием стелс-технологией и с широким использованием композиционных материалы. Согласно представителю Минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X будет не больше чем у птицы средних размеров.

Сборка первого летного образца ATD-X началась в марте 2012 года. Разработка истребителя ведется Японией с 2004 года; к настоящему времени было создано два статических прототипа самолета для отработки компоновки и размещения оборудования и три малоразмерных летных прототипа для испытания аэродинамических характеристик. Помимо MHI в проекте также участвуют компании Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Они отвечают за фюзеляж, крыло, кабину пилота и ее оснащение.

Окончательное решение о судьбе проекта власти Японии пока не приняли. По окончании разработки истребителя он может быть утвержден к серийному производству и заменит в войсках устаревшие Mitsubishi F-2 (японская версия американского боевого самолета F-16 Fighting Falcon). В качестве еще одного варианта рассматривается возможность использования полученных в результате разработки технологий в других японских боевых самолетах.

Япония стала четвертой страной в мире, поднявшей в воздух собственный самолет, выполненный с использованием технологии Stealth. Экспериментальный истребитель X-2 оторвался от земли на аэродроме города Нагоя и на глазах десятков собравшихся фанатов авиации и споттеров взял курс на военно-воздушную базу на территории префектуры Гифу. После 25-минутного перелета одноместный самолет благополучно приземлился, испытание прошло «без специфических проблем», сообщил источник в министерстве обороны страны.

Раскрашенный в красно-белые цвета самолет в полете сопровождался двумя истребителями, которые собирали данные о полете. После тестового полета летчик заявил, что самолет был «чрезвычайно стабилен» и управление мало отличалось от продемонстрированного на тренажерах. «X-2 — это первый в Японии прототип самолета с технологией Stealth, снижающей детектирование радаром, обладающий исключительно высокой маневренностью, — заявили в компании-производителе. — Прототип интегрирует в себе корпус, двигатели и другие передовые системы и оборудование, адаптированные для самолетов будущего».

Несмотря на конституционные ограничения на использование вооруженных сил, наложенные на Японию по итогам Второй мировой войны,

эксперты признают, что в настоящее время Япония входит в число мировых лидеров по развитию военных технологий.

Истребитель X-2, разработанный известной компанией Mitsubishi Heavy Industries и еще порядка 200 подрядчиками, имеет в длину 14,2 метра, размах крыльев — 9,1 метра и является наследником истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного ранее совместно с США, уже снятого с производства. Ожидается, что передача образца в войска произойдет уже в следующем месяце, в то время как в войсках продолжат оценивать и проверять заявленные характеристики малозаметности.

Сообщается, что испытанный образец, который принадлежит к истребителям пятого поколения, создан с целью отработать ноу-хау при создании истребителей будущего. Если Япония решит построить на основе этой разработки полноценный истребитель,

его оснастят двигателями, в три раза более мощными, чем IHI XF5-1, установленные на нем сейчас.

Япония начала разработку собственной «невидимки» еще в 2009 году, на ее создание было потрачено почти 40 млрд йен ($332 млн).

В настоящее время в узкий клуб стран, успешно применяющих технологию снижения заметности самолетов в радио- и инфракрасном диапазонах, входят три страны: США, Россия и Китай.

Согласно принятой классификации, самолеты пятого поколения имеют уменьшенную заметность, многофункциональность вооружения, возможность лететь на сверхзвуковых скоростях без форсажа и другие продвинутые характеристики.

Мировое освоение самолетов пятого поколение связывают с принятием на вооружение в США истребителя F-22 в 2005 году. Разработка этого самолета была начата еще в 1981 году, до 40% веса самолета приходится на композиционные материалы. По оценкам специалистов, самолет является самым дорогим истребителем в мире.

В России в настоящее время лишь проходит государственные испытания истребитель КБ Сухого ПАК ФА, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году.

Для экспортных поставок в России совместно с Индией разрабатывают экспортную модификацию самолета на базе ПАК ФА, получившую обозначение FGFA.

«При всех наших победных реляциях мы всегда в нашей боевой авиации отставали, западная авиация всегда была на шаг, а теперь, наверное, уже на два впереди нас. И можно сколько угодно рассказывать про то, что наш самолет пятого поколения самый лучший, только наш самолет только учится летать, а американцы уже завершили производство своих тяжелых F-22, а легкий доводят «до звона», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Впрочем, что касается американского истребителя F-22, то на днях от конгрессмена США Рэнди Форбса прозвучало предложение возобновить производство этого самолета, прекращенное еще в 2011 году. По словам конгрессмена, на фоне усиления технологических позиций России и Китая ВВС США стоит провести «всесторонний анализ» ситуации, чтобы поддержать американское превосходство в воздухе в будущем.



Поделиться