Самолет 5 го поколения японии. В японии появился еще один истребитель пятого поколения

Mitsubishi X-2 Shinshin (Мицубиси Х-2 Синсин - Дух) - истребитель — демонстратор технологий, разрабатываемый центром TRDI и концерном Mitsubishi Heavy Industries. Первый истребитель-невидимка, созданный в Японии.

История

К началу XXI века ВВС Японии испытывали потребность в модернизации устаревающего парка истребительной авиации, представленной, в основном, японскими модификациями истребителей , и . Изначально, планировалось заключить специальный договор с США по поставке , но запрет Конгресса США на экспорт этих истребителей был категоричным и даже ближайшие союзники не добились исключения для них.

Предложенный американцами закрывал часть потребности и был заказан. Однако, многофункциональность, в данном случае, оказалась вредна — она идет в ущерб возможностям самолета в завоевании превосходства в воздухе. Геополитически, Япония не стремиться нападать или бомбить кого-то (во время Второй Мировой уже наделали дел), а вот защищаться ей надо — усиливающиеся ВВС Китая сулят проблемы в будущем и Страна восходящего Солнца должна доминировать в воздухе у своих границ. Было решено создать собственный истребитель для решения этой задачи.

Исследования были развернуты в начале века. В 2006 году TRDI (Technical Research & Development Institute - Институт технических исследований и разработок) создал несколько масштабных летающих моделей (масштаб 1/5) для определения оптимального облика самолета. В 2007 году Минобороны страны официально запустили исследовательский проект нового истребителя, получившего обозначение ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X).

В 2009 году главным промышленным исполнителем проекта был выбран концерн Mitsubishi Heavy Industries, который сразу приступил к подготовке производственной площадки для будущего истребителя. Через несколько лет в интернете начали появляться первые фотографии модели демонстратора.

Прототип X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года на аэродроме Нагоя. Вообще, самолет в Японии известен под именем Shinshin - Дух, хотя официально Министерство обороны страны это имя не признает, называя проект ATD-X или X-2.

Планируется, что все необходимые технологии и решения будут отработаны на самолете уже к 2018 году и на их основе начнутся работы по созданию первого японского истребителя F-3. Предполагается, что F-3 появится к 2027 году и будет одним из первых в мире истребителей пятого, а по ряду технологий — шестого поколения.

Mitsubishi X-2 Shinshin — японский истребитель 5 поколения. Видео канала Skyships

Конструкция

Mitsubishi X-2 - цельнометаллический моноплан с среднерасположенным ромбовидным крылом и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Самолет создан с учетом требований концепции Стелс.

Габаритно X-2 близок к шведскому истребителю , но конструкционно имеет множество общих черт с американскими истребителями пятого поколения. Самолет имеет длину около 14,2 метров и размах крыла в 9,1 метр. При этом Японские СМИ в разное время сообщали о взлетной массе самолета от 9 до 13 тонн.

Силовая установка - два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Оснащены отклоняемым в любой плоскости вектором тяги. Отклонение осуществляется давлением на реактивную струю лопатками, закрепленными возле сопел двигателей (нечто похожее когда-то имелось на демонстраторе Rockwell X-31).

Японские двигатели IHI XF5 создают совокупную максимальную тягу в 10 тс, что делает их одной из самых мощных силовых установок при учете малой массы самого самолета (13-тонный ATD-X имеет тягу 10 тс, близкий ему 14-тонный JaS-39 Gripen имеет максимальную тягу в 8,2 тс). В первую очередь это, естественно, позволяет самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.

X-2 — один из первых истребителей, на котором отрабатывается оптико-дистанционная система управления (fly-by-optics). Большинство кабелей этой системы заменена на оптоволокно, что позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации, а так же защитить систему от электромагнитных помех.

В дополнение к методикам пассивного обеспечения концепции Стелс, на самолете отрабатывается комплекс Multifuction RF Sensor — фактически, все покрытие самолета содержит в себе микроантенны, анализирующие сигнал локаторов и создающие сигнал противодействия и подавления. Активная Стелс-технология позволит самолету быть невидимым в намного более широком спектре в сравнении с современными истребителями пятого поколения.

Кроме того, одной из самых крупных инноваций, отрабатываемых на самолете является комплекс Self-Repairing Flight Control Capability. Ее суть в том, что вся конструкция самолета наполняется огромным количеством датчиков и анализаторов, следящих за состоянием всех систем и элементов. В случае отказа или повреждения, бортовой компьютер перестраивает систему так, что бы функции потерянного элемента были переложены на остальные. Предполагается, что это значительно повысит живучесть будущих истребителей.

Схема Mitsubishi X-2

Японский истребитель Х-2 / Фото: avianews.info

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран - производителей истребителей пятого поколения.

Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.

Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое - обида Страны восходящего солнца, второе - ее амбиции, а третье - меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.


Японский Х-2 / Фото: dailytechinfo.org

Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно». Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-2 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он ближе к F-16 и МиГ-29. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.

Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 - только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.

По данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.


Mitsubishi Heavy Industries начала на аэродроме в Нагое наземные испытания самолета X-2 / Фото: defence.ru

Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).

Япония стала четвертой страной в мире, поднявшей в воздух собственный самолет, выполненный с использованием технологии Stealth. Экспериментальный истребитель X-2 оторвался от земли на аэродроме города Нагоя и на глазах десятков собравшихся фанатов авиации и споттеров взял курс на военно-воздушную базу на территории префектуры Гифу. После 25-минутного перелета одноместный самолет благополучно приземлился, испытание прошло «без специфических проблем», сообщил источник в министерстве обороны страны.

Раскрашенный в красно-белые цвета самолет в полете сопровождался двумя истребителями, которые собирали данные о полете. После тестового полета летчик заявил, что самолет был «чрезвычайно стабилен» и управление мало отличалось от продемонстрированного на тренажерах. «X-2 — это первый в Японии прототип самолета с технологией Stealth, снижающей детектирование радаром, обладающий исключительно высокой маневренностью, — заявили в компании-производителе. — Прототип интегрирует в себе корпус, двигатели и другие передовые системы и оборудование, адаптированные для самолетов будущего».

Несмотря на конституционные ограничения на использование вооруженных сил, наложенные на Японию по итогам Второй мировой войны,

эксперты признают, что в настоящее время Япония входит в число мировых лидеров по развитию военных технологий.

Истребитель X-2, разработанный известной компанией Mitsubishi Heavy Industries и еще порядка 200 подрядчиками, имеет в длину 14,2 метра, размах крыльев — 9,1 метра и является наследником истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного ранее совместно с США, уже снятого с производства. Ожидается, что передача образца в войска произойдет уже в следующем месяце, в то время как в войсках продолжат оценивать и проверять заявленные характеристики малозаметности.

Сообщается, что испытанный образец, который принадлежит к истребителям пятого поколения, создан с целью отработать ноу-хау при создании истребителей будущего. Если Япония решит построить на основе этой разработки полноценный истребитель,

его оснастят двигателями, в три раза более мощными, чем IHI XF5-1, установленные на нем сейчас.

Япония начала разработку собственной «невидимки» еще в 2009 году, на ее создание было потрачено почти 40 млрд йен ($332 млн).

В настоящее время в узкий клуб стран, успешно применяющих технологию снижения заметности самолетов в радио- и инфракрасном диапазонах, входят три страны: США, Россия и Китай.

Согласно принятой классификации, самолеты пятого поколения имеют уменьшенную заметность, многофункциональность вооружения, возможность лететь на сверхзвуковых скоростях без форсажа и другие продвинутые характеристики.

Мировое освоение самолетов пятого поколение связывают с принятием на вооружение в США истребителя F-22 в 2005 году. Разработка этого самолета была начата еще в 1981 году, до 40% веса самолета приходится на композиционные материалы. По оценкам специалистов, самолет является самым дорогим истребителем в мире.

В России в настоящее время лишь проходит государственные испытания истребитель КБ Сухого ПАК ФА, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году.

Для экспортных поставок в России совместно с Индией разрабатывают экспортную модификацию самолета на базе ПАК ФА, получившую обозначение FGFA.

«При всех наших победных реляциях мы всегда в нашей боевой авиации отставали, западная авиация всегда была на шаг, а теперь, наверное, уже на два впереди нас. И можно сколько угодно рассказывать про то, что наш самолет пятого поколения самый лучший, только наш самолет только учится летать, а американцы уже завершили производство своих тяжелых F-22, а легкий доводят «до звона», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Впрочем, что касается американского истребителя F-22, то на днях от конгрессмена США Рэнди Форбса прозвучало предложение возобновить производство этого самолета, прекращенное еще в 2011 году. По словам конгрессмена, на фоне усиления технологических позиций России и Китая ВВС США стоит провести «всесторонний анализ» ситуации, чтобы поддержать американское превосходство в воздухе в будущем.


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3 (ЯПОНИЯ)
MULTIROLE FIGHTER 5-TH GENERATION F-3 (JAPAN)

23.04.2018


Япония может получить лучший в мире стелс-истребитель. 20 апреля 2018 г. информационное агентство REUTERS сообщило о том, что компания Lockheed Martin предложила японским ВВС гибрид истребителей F-22 и F-35.
Сегодня основу японской истребительной авиации составляют F-15J, созданные на базе Boeing F-15 Eagle и F-2, представляющие собой модификацию Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. Кроме того, японские ВВС начали получать новейшие «стелсы» F-35 Lightning II.
В 2007 году, после того как США отказались продавать союзникам истребители Lockheed Martin F-22 Raptor, Минобороны Японии начало разработку отечественного истребителя в рамках программы ATD-X Shinshin. Новый японский самолёт должен стать основой для создания перспективного истребителя проекта F-3 - серийного боевого стелс-самолёта. Но позже военное ведомство посчитало программу слишком дорогостоящей и вновь обратилось к иностранным компаниям.
В ответ на запрос японского правительства Lockheed Martin предложил гибрид истребителей F-22 и F-35. Новый самолёт получит новейшие технологии от F-35 и возможности «воздушного превосходства» от F-22. Таким образом, ВВС Японии могут получить передовой истребитель, который по своим возможностям будет превосходить оба американских «стелса».
В военном ведомстве объясняют необходимость нового истребителя желанием иметь инструмент для противостояния новейшей российской и китайской авиации, поскольку у Японии есть территориальные споры с этими странами. Если американское правительство разрешит продажу в Японию «чувствительных военных технологий», то уже в 2030 году японские ВВС могут получить принципиально новый боевой самолёт.
Военный паритет

в Избранное в Избранном из Избранного 4

Mitsubishi ATD-X является японским самолетом, что разрабатывается Министерством обороны для исследовательских целей. Аббревиатура ATD-X означает «Advanced Technology Demonstrator - X».

Япония, которая хочет заменить свой стареющий парк истребителей, предприняла попытки обращения к Вашингтону о возможности приобретения американских F-22 Stealth Fighter. Тем не менее, Конгресс США неоднократно запретил продажу самолета в любое иностранное правительство, в попытке защитить передовые технологии страны, что вызывает необходимость для Японии разработать свой собственный стелс-истребитель. В 2005 году макет ATD-X был использован для изучения его радиолокационной видимости во Франции. В 2006 году радиоуправляемая модель, размером в одну пятую от полноценного исстребителя, совершила свой первый полет, для получения данных об эффективности больших углов атаки, а также для тестирования новой сенсорной техники и автоматического восстановления системы управления полетом. Решение министерства выделить несколько миллиардов иен для проекта означает, что разработчики начнут подготовку к летным испытаниям, с производством на протяжении 10 лет. В докладах также говорят, что будет возможным использовать Lockheed Martin США при разработке ATD-X. Хотя ATD-X изначально должен был совершить свой первый полет в 2014 году, график был отодвинут вперед, назначив первый полет на 2011 год, несмотря на резкое сокращение бюджета FY2008.

Конструкция самолета отражает несколько американских истребителей четвертого и пятого поколения, особенно F-22 Raptor. ATD-X будет использоваться в качестве демонстратора технологий и научно-исследовательского прототипа для определения жизнеспособных передовых технологии истребителей пятого поколения. Самолет также оборудован 3-D вектором тяги. Тяга ATD-X регулируется с помощью трех лопастей на каждом сопле двигателя, аналогичная система используется также на Rockwell X-31. Среди особенностей ATD-Х стоит отметить систему управления полетом fly-by-light, которая, путем замены обычных кабелей оптоволоконными, позволяет передавать данные быстрее и получает иммунитет от электромагнитных помех.

Радар истребителя будет представлять собой активный электронный сканнер (AESA), называемый «многофункциональным RF-сенсором», который имеет широкий спектр возможностей для электронного противодействия (ECM), электронных мер поддержки (ESM), функций коммуникации, и, возможно, даже ЭМП - оружия.

Еще одной особенностью будет так называемое «Самовосстановление контроля полета», что позволит самолетам автоматически обнаруживать неисправности в управлении, и соответственно калибровать его.

Кроме того, Япония обнародовала запрос на информацию о реактивных двигателях для своего истребителя. По сведениям агентства Flightglobal, со ссылкой на источники, близкие к программе разработки самолета. Запросы были разосланы нескольким компаниям, которые должны будут до 10 мая 2010 года предоставить полную информацию о своей продукции и ее стоимости.

Япония заинтересована в покупке двигателей для двух прототипов перспективного истребителя. Мощность силовых установок должна быть не менее 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. В числе компаний, к двигателям которых Япония проявила интерес, - General Electric с F404, Snecma с M88-2 и Volvo Aero с RM12. Эти двигатели используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassault Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно.

Хочу обратить ваше внимание, что сами японцы считают свой самолёт истребителем не пятого а уже шестого поколения. И называют его «контр-стелс». Что означает что он изначально создаётся для успешной борьбы как раз с самолётами пятого поколения.

Разработка в Китае и России истребителей пятого поколения делает «насущным» развитие японской авиации. По словам директора Института авиационных разработок генерал-лейтенанта Хидеюки Йошиока: «японцы знают, как на больших расстояниях эффективно обнаруживать истребители третьего и четвертого поколений, но появление самолетов пятого поколения заставит наращивать эффективность радаров». По его словам, прототип ATD-X выполнит первый полет в 2016 году, что «будет иметь жизненно важное значение для обороны нашей страны».

Mitsubishi ATD-X не будет производиться в больших количествах для замены истребителей F-2, и будет использоваться для отработки передовых технологий и системной интеграции в рамках проекта боевого самолета шестого поколения. Новый истребитель, разработанный с использованием технологий ATD-X, придет на смену F-2. И предположительно получит индекс F-3.

PS . Ожидается, что эта программа создаст политические трения с основным союзником – США, которые всегда выступали против создания в Японии собственных истребителей. В качестве альтернативы было бы разумно пригласить США присоединиться к совместной разработке истребителя шестого поколения.



Поделиться