Российский перспективный авианосец проекта шторм. Авианосец "Шторм": основные характеристики, вооружение


Проект 23000Э «Шторм» - перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.

Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК - 4 модуля; противоторпедная защита - 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Авианосец - Проект 23000Э «Шторм» May 6th, 2017

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК — 4 модуля; противоторпедная защита — 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб — 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга — на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E — экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025—2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017—2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Проект перспективного авианосца предусматривает наличие у него трамплинного и катапультного старта самолетов. На авианосце предусмотрены подъемники для самолетов как вертикального, так и качельного типа, что существенно экономит занимаемые ими площади на корабле.

Перспективный авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты.

Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

Первое, что бросается в глаза - это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца.

Вместо массивной "островной" надстройки, - вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и должно снизить радиозаметность корабля в море.

Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина - большой и поменьше, и, соответственно - два направления взлета. На корме и в носовой части авианосца закреплены самолеты и вертолеты - как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем имеется на палубе единственного стоящего на вооружении ВМФ РФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, основное требование к разработчикам в том, что этот корабль должен обладать широкими возможностями «как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил».

По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина - 40, осадка - 11, скорость - до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске , поскольку «Севмаш» - единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса.

Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов .

На макете видны модели самолетов, которые планируется разместить на авианосце: палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов.

Отмечается, что габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире.

На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм с использвание трамплинов и катапульты.

Тот факт, что на корабле планируется разместить ракетное и радиоэлектронное вооружение - одна из главных его особенностей.

Дело в том, что в советском и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.

Сообщается, что на вооружении авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов " находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.

В то же время, под взлетной палубой крейсера, в отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки.

Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» - всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630.

Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается классическим авианосцем. Однако по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. Такой корабль одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, так и в локальных конфликтах.

Тем не менее, как считает бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, "Авианосец никогда не будет в море один, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером".

Пока что прорабаотываются две версии перспективного авианосца: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн и он сможет нести до 70 летательных аппаратов. Если он будет неатомный, то 55-65 тыс. тонн и до 55 самолетов.

В неатомном исполнении корабль может быть предназначен для экспорта. В атомном - для российского флота.

В настоящее время реализуется программа глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у ВМФ РФ четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий ».

Эти корабли специально создавались для охраны и сопровождения авианесущих крейсеров, чтобы вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей.

Для взаимодействия в составе группировки таких кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», но закончить его строительство не успели, и корабль был пущен на металлолом.

Однако решение о ремонте и модернизации «Орланов» показывает, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году туда отправится и крейсер «Петр Великий». Возможно, что к этому моменту будет принято окончательное решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док стоимостью около $500 млн, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев.

В 2016 г. году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. Все это говорит, что флот готовится к приходу новых авианосцев.

Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО .

В январе сообщалось, что в 2018 году начнется строительство нового универсального десантного корабля, в 2030 году ожидается появление атомного авианесущего крейсера.

Госпрограмма вооружения до 2020 года строительство авианосца не предполагает. Заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук заявлял, что новый российский авианосец войдет в состав ВМФ после 2030 года.

— перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.

ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил .



С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.


Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.

Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.


Изображение: yablor.ru


Проект

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.

По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.


Изображение: yablor.ru

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.

Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.


Фото: yablor.ru


Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители и , самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты . Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов , которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

Стратегические задачи авианосцев

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.


Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.


Тактико-технические показатели

Водоизмещение, т полное - около 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330;
ширина (по ватерлинии): 40;
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает: газотурбинный;
атомный
Скорость хода, узлов:
30
Вооружение:
интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена;
ЗРК - 4 модуля;
противоторпедная защита - 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов:
палубные истребители МиГ-29К, Т-50;
самолеты дальнего радиолокационного обнаружения;
многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел:
4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь:
четыре стартовые позиции;
два традиционных трамплина (рампы);
две электромагнитные катапульты.
Боезапас крылатых ракет и авиабомб: 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства: одна из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе»;
«Северная верфь»
История: масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года;
для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме Минобороны России в 2015 году




Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае 2016 года.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.




В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

МОСКВА, сайт Yablor.ru
12

В отдаленном будущем военно-морской флот России может получить авианосец, построенный по совершенно новому проекту. Конкретные планы на этот счет пока не сформированы, и проект для строительства еще не выбран. Однако это не мешает отечественным и зарубежным специалистам обсуждать интересную тему, а также делать разные прогнозы. Интересный разбор ситуации и перспектив российской авианосной программы представило англоязычное интернет-издание Military Watch.

7 апреля издание опубликовало первую часть крупной статьи «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier» («Российский проект «Шторм»: выгодное вложение? Как Москва будет строить свой суперавианосец»). В ней рассматривались события прошлого и настоящего. 4 мая появилась вторая часть публикации, темой которой стали ожидаемые события обозримого будущего и перспективы нового российского проекта.

Суперавианосец "Ульяновск"

В начале первой публикации Military Watch напоминает о недавних новостях. Ранее российские военные указали на возможность строительства нового авианосца по проекту от Крыловского государственного научного центра. По результатам реализации таких планов Россия станет единственной страной мира, кроме США, способной строить и эксплуатировать столь крупные корабли. Предлагаемый проект, как утверждается, похож на модернизированный вариант авианосца «Ульяновск», строившегося в конце восьмидесятых годов.

Издание напоминает, что в связи с распадом СССР строительство «Ульяновска» было остановлено, а готовые конструкции позже разделали на металл. Недостроенный корабль мог стать первым в Советском Союзе / России авианосцем, способным работать в океанской зоне. Кроме того, это был всего лишь второй советский проект авианосца, на борту которого могли базироваться самолеты без вертикального взлета и посадки. Первый проект такого рода привел к появлению корабля «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В настоящее время ВМФ России располагает только одним авианосцем. «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение менее 55 тыс. т и, как считает Military Watch, плохо подходит для боевой работы в океанах. По своим боевым возможностям он заметно уступает американским кораблям проектов Nimitz и Gerald R. Ford. Американские авианосцы несут почти вдвое больше самолетов и способны запускать их примерно раз в минуту, тогда как «Кузнецов» может обеспечить один взлет в четыре минуты.


Суперавианосец типа "Нимиц"

Еще одно преимущество американских кораблей кроется в наличии паровых и электромагнитных катапульт, что увеличивает допустимую взлетную массу палубных самолетов. За счет этого истребители-бомбардировщики могут нести больше топлива и , а кроме того, обеспечивается работа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye. Российская палубная авиация не имеет аналогов последнего.

Единственным преимуществом «Адмирала Кузнецова» перед американскими авианосцами издание считает превосходное противовоздушное и противокорабельное вооружение. За счет этого авианосец оказывается менее зависимым от сопровождающих кораблей. Кроме того, могут иметь место преимущества в характеристиках и возможностях палубных самолетов. Однако, как отмечает Military Watch, это является заслугой авиационной промышленности, но не судостроения или самого авианесущего корабля.

Российский авианосец не так давно работал у берегов Сирии, но при этом в результате несчастных случаев потерял два своих самолета. Американские корабли типа «Нимиц», в свою очередь, оказались более эффективными в деле проекции силы в схожих операциях. Однако новый российский концепт-проект «Шторм» предусматривает получение схожих возможностей. В нем объединены характерные черты более старых кораблей проекта Nimitz и новейшего Gerald R. Ford. Российский авианосец будущего получит электромагнитные катапульты, позволяющие повысить основные характеристики самолетов. Палуба размером 330 на 40 м и возможность перевозки 80-90 самолетов приведут к получению значительного боевого потенциала.


Концепт-проект суперавианосца "Шторм"

Издание напоминает, что СССР не строил мощный авианосный флот. Кроме того, в связи с особенностями военной доктрины он достаточно поздно начал строительство развитой океанской группировки. Советский флот делал упор на ракетные технологии и подводные лодки, и это имело смысл с точки зрения экономики. Один авианосец стоил столько же, сколько тысячи крылатых ракет – и даже сотня таких изделий могла гарантировано потопить авианесущий корабль противника на большой дальности. Прогресс в области противокорабельных вооружений привел к тому, что всего одна современная ракета способна уничтожить суперавианосец водоизмещением 100 тыс. т. Авианосцы до сих пор уязвимы для ракет. В отличие от них, подводные лодки, являясь удобным средством проецирования силы, более живучи.

Авианосцы вряд ли могут быть главным оружием в крупной войне, но доктрина Соединенных Штатов не лишена преимуществ. Корабли с авиацией на борту символизируют военную мощь страны, а кроме того, являются удобным средством борьбы с противниками, имеющими ограниченные возможности. Рядом с берегами России, Китая или Северной Кореи – в зоне досягаемости береговых ракетных комплексов – авианосцы действительно подвергаются серьезным рискам. Однако они хорошо показали себя в Ираке, Афганистане, Ливии, Панаме, Вьетнаме, Югославии и в борьбе с ближневосточными террористами. Наконец, авианосцы являются удобным средством контроля за океанскими торговыми маршрутами на удалении от берегов противника.

Military Watch считает, что страны с большой военной мощью должны всегда быть готовы к столкновению друг с другом. При этом им не следует забывать и про возможность вступления в мелкие конфликты. Последняя крупная война с участием мощных держав была в 1953 году, а локальные конфликты случаются регулярно. Как следствие, возможности в контексте мелких войн могут иметь стратегическое значение. Российские подлодки оказываются лучшим средством для борьбы с флотом и армией США, тогда как суперавианосцы более удобны для борьбы с террористами, к примеру, на Ближнем Востоке, а также для проецирования силы в любых частях Мирового океана.


Су-57 - истребители завоевания превосходства в воздухе пятого поколения

Российский суперавианосец может совершать дружеские визиты в порты Юго-Восточной Азии или посещать латиноамериканские страны, имеющие натянутые отношения с Соединенными Штатами. Завершая первую часть своей статьи, Military Watch отмечает, что нельзя недооценивать политические последствия таких действий и их влияние на престиж страны.

Вторая часть статьи «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier», опубликованная несколько дней назад, посвящена непосредственно перспективному проекту «Шторм» и связанным с ним вопросам в контексте его будущей службы.

В начале второй части отмечается, что авианосец типа «Шторм» действительно может быть весьма полезным, поскольку даст России ряд новых возможностей. Однако его строительство может быть связано с некоторыми проблемами, ставящими под сомнение всю программу. В первую очередь, сомнения зарубежных авторов связаны со стоимостью работ. Авианосец дорог и сам по себе, а крупная авиационная группа дополнительно увеличивает стоимость строительства и эксплуатации.


Легкий палубный истребитель МиГ-29К

Насколько известно, в будущем Россия не планирует отказываться от истребителей завоевания превосходства в воздухе, что является ответом на состав авиагрупп зарубежных кораблей. При этом новый «Шторм» не должен будет использовать истребители Су-33, составляющие основу авиации «Адмирала Кузнецова». Вместо них корабль получит более новые многоцелевые истребители МиГ-29К, уже находящиеся в эксплуатации. Кроме того, возможно появление палубной модификации истребителя пятого поколения Су-57.

Перспективный самолет будет стоить порядка 100 млн долларов США, не считая затрат на разработку. Однако благодаря ему «Шторм» станет единственным в мире авианосцем, обеспечивающим работу истребителя завоевания превосходства пятого поколения. В результате корабль получит значительные преимущества перед любыми вероятными противниками. Military Watch напоминает, что Пентагон планировал создать палубную модификацию своего истребителя F-22, но потом отказался от такого проекта. Таким образом, у США не будет аналога российского палубного Су-57.

Если Россия действительно начнет строить новый авианосец, то станет актуальным вопрос места его службы. Вероятно, ему не удастся присоединиться к Черноморскому флоту. Российское министерство обороны неоднократно указывало, что этот флот способен разбить любые силы противника в регионе. В районе Черного моря вражеские корабли оказываются в зоне действия береговых ударных систем, и потому для авианосца почти не остается никаких задач. Кроме того, развертывание авианесущего корабля в Черном море затруднено текущими международными соглашениями.


Китайский палубный истребитель завоевания превосходства в воздухе J-15

Одновременно с этим авианосец может быть полезен любому из трех других российских флотов. В их районах баланс сил выглядит иным образом, и авианосец вряд ли останется без работы. Также корабль может нести службу на удалении от своей базы в тех или иных регионах.

Для борьбы с террористами в Сирии, а также для сокращения потенциала НАТО в регионе российский флот развернул корабли в Средиземном море. Однако «Адмирал Кузнецов» оказался плохо приспособленным для работы на таком удалении от базы. Перспективный «Шторм», в свою очередь, сможет показать свои преимущества, а также изменить баланс сил в регионе. В результате этого Россия покажет свою мощь, а критически важный союзник в лице Дамаска получит необходимую поддержку. Россия укрепляет связи со странами Персидского залива, и в будущем этот регион тоже сможет стать целью очередного похода авианосца. В этом случае корабль тоже будет символом поддержки дружественных стран.

Military Watch напоминает, что, по открытым данным, проект «Шторм» предусматривает обеспечение работы корабля при экстремальных температурах, в том числе в Арктике. Сейчас российские вооруженные силы наращивают свою группировку в Заполярье и при этом фактически конкурируют с американскими и канадскими военными. Такое усиление армейских группировок связано с желанием нескольких стран получить уникально крупные природные ресурсы региона. Появление в Арктике нового суперавианосца с палубными истребителями пятого поколения самым серьезным образом изменит баланс сил. При этом американские авианосцы вряд ли смогут нормально работать в северных широтах.


Палубный вариант истребителя F-22 - проект, который так и не был реализован

Если авианосец «Шторм» действительно сможет повлиять на ситуацию в Арктике и получить господство в воздушном пространстве региона, то вместе с тем он поможет России взять под свой контроль важнейшие ресурсы. Как следствие, авианосная программа полностью оправдает затраты на свою реализацию.

Третьим местом для возможного развертывания «Шторма» издание Military Watch считает Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы почти все новые авианосцы мира отправляются на боевую службу именно туда. Китай сейчас строит свой авианосный флот и отправляет корабли в моря вблизи своего побережья, решая задачи обороны. Одновременно с этим Соединенные Штаты, Франция и Япония развертывают свои корабли ближе к Китаю для демонстрации силы и заинтересованности регионом.

В июле 2017 года присоединиться к такой работе обещала Великобритания. Ее министр обороны Майкл Фаллон заявил, что сразу после завершения строительства и испытаний сразу два британских авианосца отправятся в Азиатско-Тихоокеанский регион. По всей видимости, это обещание будет выполнено в ближайшем будущем.


Гипотетический палубный истребитель на базе Су-57

Россия имеет свои интересы в этом регионе, и потому наращивает свое присутствие. В моря региона регулярно приходят российские корабли, в том числе для участия в совместных учениях ВМФ России и Китая. Появившись вблизи Юго-Восточной Азии, перспективный российский суперавианосец мог бы сместить баланс сил и уменьшить влияние стран НАТО или Японии.

Военный бюджет России постепенно сокращается, а нагрузка на него растет. При этом, как отмечает Military Watch, перспективный авианосец проекта «Шторм» способен изменить ситуацию в любом из трех регионов, имеющих стратегическое значение. Боевые и военно-политические последствия его службы могут привести к тому, что российский проект заинтересует иностранных заказчиков, и это приведет к строительству кораблей на экспорт. Так, потенциальным клиентом российских судостроителей можно считать Индию. Она уже приобрела у России один авианосец и заинтересована в увеличении числа таких кораблей. Кроме того, покупка «Шторма» может быть выгодна Китаю, который заинтересован в копировании технологий или конструкторских решений с целью развития собственной программы кораблестроения.

Также китайские военные могут проявить интерес к палубной модификации истребителя Су-57. Принятие на вооружение такого самолета станет серьезным прорывом в сравнении с имеющимися у флота машинами типа J-15. Впрочем, пока нельзя исключать, что китайская промышленность разрабатывает собственный палубный истребитель пятого поколения. Если «Шторм» с палубными Су-57 появится в Тихом океане, то результаты такой боевой службы способны повлиять на дальнейшие решения Китая, а контракт на поставку техники позволит России, как минимум, частично покрыть расходы на ее разработку.

Вторая часть объемной статьи от Military Watch завершается весьма оптимистичными выводами. Авторы полагают, что крупнейшие затраты на строительство нового суперавианосца типа «Шторм» должны будут привести к сопоставимым стратегическим выгодам. В первую очередь, такие тенденции проявятся при развертывании корабля в Арктике. Также выгоду принесет экспортный потенциал проекта. В итоге выгоды – как финансовые, так и военно-политические с лихвой покроют все расходы на разработку, строительство и эксплуатацию. Таким образом, программа строительства авианосца «Шторм» имеет высокий потенциал и большое будущее.

Статья «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier»:
Часть 1: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70145
Часть 2: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70146



Поделиться