Разработка рациональных маршрутов доставки товаров. Разработка рациональных маршрутов и составление оптимальных графиков доставки товаров

Распределим оставшиеся грузы по складской сети в Санкт-Петербурге. Адреса и потребности каждого склада представлены в табл. 3.2.1.

Таблица 3.2.1

Информация по складской сети

Определим рациональные маятниковые маршруты доставки потребителям.

Грузоподъемность одного транспортного средства составляет 1,5 т. Время работы на маршруте - 9 часов в день. Время на погрузку, разгрузку и оформление документов - 1 час. Средняя скорость движения - 25 км/час. Адрес автотранспортного предприятия (автоколонна) - ул. Хрустальная, 27. Определим количество поездок, необходимые для развозки 47 тонн товара (табл.3.2.2).

Таблица 3.2.2

Исходные данные

Определим расстояние между объектами логистической сети (табл.3.2.3).

Таблица 3.2.3

Матрица расстояний до складов, км

Определим затраты времени на одну поездку (табл.3.2.4). Для расчета затрат времени необходимо использовать формулу:

где tc-i-c - время работы на маршруте, мин; c - индекс склада; i - индекс потребителя; lc-i - расстояние между складом и потребителем, км; li-c - расстояние между потребителем и складом, км; tпр - время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V - скорость транспортного средства, км/час.

Аналогично рассчитывается время работы на маршруте, при условии возвращения в автоколонну:

где tc-i-a - время работы на маршруте, мин; c - индекс склада; i - индекс потребителя; a - индекс автоколонны; lc-i - расстояние между складом и потребителем, км.; li-a - расстояние между потребителем и автоколонной, км.; tпр - время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V - скорость транспортного средства, км/час.

В таблице 3.2.4 строка маршрута «С1 - Ж.д. склад» - означает, что транспортное средство загружается товаром на ж.д. складе, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается обратно для последующей загрузки.

Строка маршрута «С1 - автоколонна» - транспортное средство загружается товаром на складе предприятия, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается в автоколонну и больше не возит товар.

Таблица 3.2.4

Затраты времени на одну поездку

Составим исходную рабочую матрицу (табл. 3.2.5).

Таблица 3.2.5

Исходная матрица

Наименьшую оценку (-2) имеет Склад 2, а наибольшую оценку (13) Склад 5. Начальным пунктом маршрута будет Склад 5, и весь рабочий день транспортное средство будет отвозить грузы в этот склад и лишь последняя поездка будет на Склад 2, откуда автомобиль поедет в автоколонну. Это необходимо для минимизации порожнего пробега.

Составим маршрут номер 1 для автомобиля: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 5 -Ж.д. склад - Склад 5 -Ж.д. склад- Склад 1 -Ж.д. склад -Склад 2 - Автоколонна. Время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 2 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 113 мин (табл. 12). Следовательно, на обслуживание Склада 5 остается 427 мин (540-113). Если время на поездку на Склад 5 и обратно составляют 151 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 2 поездки. За остальные 125 минут (427-(151+151)=125) водитель может отвезти товар на Склад 1.

Составим данный маршрут для 2-го дня: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 5 -Ж.д. склад - Склад 5 -Ж.д. склад- Склад 1 -Ж.д. склад - Склад 2 - Автоколонна.

Определим матрицу №2 (табл.3.2.6).

Таблица 3.2.6

Матрица № 2

Маршрут номер 3 для одного автомобиля: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 3 -Ж.д. склад - Склад 2 -Ж.д. склад - Склад 4 - Автоколонна. Если автомобиль обслужит Склад 4 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 194 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 3 и Склада 2 остается 346 мин (540-194). Составим данный маршрут для 4-х дней.

Определим матрицу №3 (табл.3.2.7).

Таблица 3.2.7

Матрица № 3

Наименьшую оценку (-2) имеет пункт назначения Склад 4, а наибольшую оценку (6) Склад 3.

Маршрут номер 4 для автомобиля: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 3- Ж.д. склад - Склад 1-Ж.д. склад - Склад 4 - Автоколонна. Составим данный маршрут для 2-х дней.

Определим матрицу №4 (табл.3.2.8).

Таблица 3.2.8

Матрица № 4

Наименьшую оценку (-2) имеет пункт назначения Склад 4, а наибольшую оценку (6) Склад 3. Маршрут номер 5 для автомобиля: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 3 -Ж.д. склад - Склад 4 - Автоколонна. Составим данный маршрут на 2 дня.

Определим матрицу №5 (табл.3.2.9).

Таблица 3.2.9

Исходная матрица № 5

Маршрут номер 6 для одного автомобиля: Автоколонна - Ж.д. склад - Склад 4 - Ж.д. склад - Склад 4 - Автоколонна.

Сводную маршрутную ведомость представим в таблице 3.2.10.

Таблица 3.2.10

Сводная маршрутная ведомость

Показатели маршрута

Количество поездок

Объем перевозок, т

Количество автомобилей, шт.

Время работы, мин

Ж.д. склад - Склад 5

Ж.д. склад - Склад 1

Склад 2 - Автоколонна.

8 (для 2-х дней)

1056 (для 2-х дней)

Ж.д. склад - Склад 3

Ж.д. склад - Склад 2

Склад 4 - Автоколонна.

12(для 4-х дней)

2008(для 4-х дней)

Ж.д. склад - Склад 3

Ж.д. склад - Склад 1

Склад4 - Автоколонна.

6(для 2-х дней)

994(для 2-х дней)

Ж.д. склад - Склад 3

Склад 4 - Автоколонна.

768 (для 2-х дней)

Ж.д. склад - Склад 4

Склад 4 - Автоколонна.

Для того, чтобы развести 47 тонн товара с ж/д склада по складам Санкт-Петербурга автомобилем грузоподъемностью 1,5 тонн необходимо 11 дней.

автотранспортом

В настоящее время существует достаточное количество методик и соответствующего им программного обеспечения для оптимизации маршрутов с помощью ЭВМ. В данной работе приведен пример составления рациональных маршрутов при расчетах вручную .

Пример. Груз массой 4000 кг находится в пункте А. Пункты назначения и расстояния между ними показаны на схеме (рис. 2.1). Объемы заказов приведены в табл. 2.4. Для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 2,5 т. Коэффициент использования грузоподъемности у = 0,8. Требуется организовать доставку грузов в пункты назначения, исходя из условий минимального пробега автомобиля.

Рис. 2.1. Схема размещения пунктов и расстояния между ними, км

Пункты назначения и объемы заказов

Таблица 2.4

Пункт назначения

Объем заказа, кг

Решение состоит из нескольких этапов: Этап 1. Группировка пунктов назначения по маршрутам. 1. Построение кратчайшей сети, связывающей все пункты без замкнутых контуров (рис. 2.2).

2,0 км 2,6 км

575 га-Рис. 2.2. Кратчайшая связывающая сеть («минимальное дерево»)

2. Определение количества фактически перевозимого одним автомобилем

Коэффициент использования грузоподъемности определяется по формуле:

Y=

где 0»ф- количество фактически перевозимого груза.; QE- грузоподъемность. Исходя из этого, количество фактически перевозимого одним автомобилем груза составит:

Qb = у " Q4)= 0,8 2,5 = 2, 0 т■ = 2000 кг.

3. Группировка пунктов назначения по маршрутам.

Группировка производится, начиная с пункта, наиболее удаленного от начального (рис. 3) с учетом объемов заказов и количества фактически перевозимого одним автомобилем груза. Результаты группировки приведены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Группировка пунктов назначения по маршрутам

Маршрут 1

Маршрут 2

Объем заказа, кг

Объем заказа, кг

Этап 2. Определение рационального порядка объезда пунктов каждого маршрута.

1. Построение матрицы, содержащей пункты маршрута и кратчайшие расстояния между ними.

В табл. 2.6 приведена матрица, построенная для первого маршрута. Кратчайшие расстояния приняты в соответствии с рис. 2.1.

Таблица 2.6

Матрица пунктов маршрута и расстояний между ними, км

2. Построение маршрутов.

Начальный маршрут строится для трех столбцов матрицы, имеющих наибольшие значения, т.е. для столбцов А, К и Б, и его можно представить в виде:

А - К - Б - А.

Далее требуется выбрать из оставшихся пунктов тот, который имеет наибольшую сумму (В), и решить, между какими пунктами его следует включать (А и К, К и Б или Б и А). С этой целью для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращения маршрута по формуле:

Лкр = Скі + Сір-Скр (2.4)

где С - расстояние, км;

і индекс включаемого пункта;

к индекс первого пункта из пары;

р - индекс второго пункта из пары. Для пары А и К в соответствии с табл. 2.6 будем иметь следующее приращение маршрута:

ААК - САВ + Свк - САК - 9,2 + 6,4 - 10,5 = 5,1 (км).

Аналогично определяются приращения:

ДКБ = Скв + СВБ - СКБ - 6,4 + 2,2 - 7,6 - 1,0 (км); ДБА - СБВ + СВА - СБА - 2,2 + 9,2 - 7,0 - 4,4 (км).

Из полученных значений выбирается минимальное, т.е. ДКБ = 1,0 км. В соответствии с этим начальный маршрут преобразовывается к виду:

Аналогично решается вопрос о включении в маршрут пунктов 3 и Е. Для пункта 3 имеем следующие приращения:

ДАК = САЗ + Сзк - САК = 9,5 + 2,0 - 10,5 = 1,0 (км); ДКВ = СКЗ + Сзв - Скв = 2,0 + 4,4 - 6,4 = 0 (км).

При Дкр = 0 расчеты можно не продолжать, т.к. меньшего значения получено быть не может. Таким образом маршрут преобразовывается к следующему виду:

А-К-3 -В-Б-А.

После определения соответствующих приращений и включения в маршрут пункта Е получаем его окончательный вариант:

А-Е-К-3 - В-Б-А.

При этом общая протяженность первого маршрута составит 26,1 км.

Таким же образом определяется кратчайший порядок объезда пунктов второго маршрута. После проведения соответствующих расчетов для рассматриваемого примера будем иметь маршрут следующего вида:

А-Ж-И-Д-Г-А.

При этом общая протяженность второго маршрута составит 19,4 км. Порядок движения по маршрутам 1 и 2 показан на рис. 2.3.

7.0 км 7.0 км

2.0 км 2"0 км

Рис. 2.3. Порядок движения по маршрутам 1 и 2

Задание 2.2. Составить рациональные маршруты доставки грузов автотранспортом, исходя из условий минимального пробега автомобиля. Грузоподъемность автомобиля - 2,5 т, коэффициент использования грузоподъемности у = 0,8. Исходные данные для расчетов (по вариантам) представлены в табл. 2.7 и 2.8. При этом для вариантов 1 3 изменяются объемы заказов, которые необходимо доставить в соответствующие пункты назначения, а для вариантов 4-6 - расстояния между указанными в таблице пунктами назначения.

Таблица 2.7

Объемы заказов по пунктам назначения, кг

Пункты назначения

Примечание: Схему размещения пунктов назначения и расстояния между ними принять в соответствии с рис. 2.1.

Таблица 2.8

Пункты назначения и расстояния между ними, км

Примечание: Схему размещения пунктов назначения принять в соответствии с рис. 2.1, объемы заказов на основании табл. 2.4.

Сегодня автомобильный транспорт – самая массовая отрасль. Масштабы грузоперевозок автомобильным транспортом огромны и связаны со всеми без исключения отраслями экономики. Затраты на грузоперевозки могут быть уменьшены за счет эффективного планирования передвижения автотранспорта. В настоящее время существует множество решений этой задачи. На их базе разработаны различные программные средства, однако они не всегда удовлетворяют потребностям конечного пользователя. Поэтому проблема автоматизации поиска рациональных маршрутов для конкретного предприятия является актуальной на сегодняшний день.

Маршрут - это путь следования транспорта при движении от начального до конечного пунктов с обязательным посещением некоторых промежуточных пунктов. Рациональный маршрут - это маршрут, наилучшим образом удовлетворяющий некоторому критерию (например, расстояние или время). Маршрутизация - это составление рациональных маршрутов движения.

Для нахождения удовлетворительного решения задачи маршрутизации с использование математических методов в качестве исходных данных необходима модель транспортной сети. Транспортная сеть – это совокупность дорог, пригодных для движения транспортных средств. Задача выбора рационального маршрута сводится к поиску кратчайшего пути от производителя до конечного потребителя.

Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:

· объема перевозок;

· направления;

· дальности перевозок грузов;

· протяженности во времени;

· загруженности транспортных коммуникаций;

· последовательности движения;

· эффективности доставки грузов.

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 432 с.

2. Тяпухин А. П. Логистика: учеб. пособие / А. П. Тяпухин. – Оренбург. : ГОУ ВПО «ОГИМ», 2005. – 109 с.

3. Николайчук В. Е. Транспортно-складская логистика: учеб. пособие / В. Е. Николайчук. – М. : Инфра, 2005. – 256 с.

4. Артамонов В. Как оформить перевозку за наличный расчет? / В. Артамонов // Логистика и управление. - 2009. -№6. - С. 70 -72.

5. Гришанина Т. Скромное обаяние частного автоперевозчика / Т. Гришанина // Логистика и управление. - 2009. -№5. - С. 22-25.

6. Алексашов И. Вкусная логистика. Доставка колбасных изделий. /И Алексашов // Логистика и управление. - 2009. -№5. - С. 38-42.

7. Дворников А. Экономим на доставке товара в магазины / А. Дворников // Логистика и управление. - 2009. -№5. - С. 49-51.

8. Кирсанов К. Есть ли экономические перспективы у идеи объединения перевозчиков и грузовладельцев /К. Кирсанов // Логистика и управление. - 2009. -№3. - С. 13-16.


9. Александрова Д. Быть или не быть содружеству перевозчиков. / Александрова Д. // Логистика и управление. - 2009. -№3. - С. 18-29.

10. Толстых Д. Водный транспорт может быть выгодным для грузовладельцев. / Д. Толстых // Логистика и управление. - 2009. -№3. - С. 73-75.

11. Алексашов И. Умолять людей мы не собираемся! /И. Алексашов // Логистика и управление. - 2009. -№265-67. - С. 23-26.

12. Новиков Д. «Грузоотпровитель» - «Перевозчик». Игра в одни ворота. / Д.Новиков. // Логистика и управление. - 2009. -№2. - С. 69-70.

13. Артамонов В. При перевозке груза третий – лишний. / В. Артамонов // Логистика и управление. - 2009. -№2. - С. 73-75.

14. Шайкин В. Что ждет транспортную логистику в условиях ВТО / В. Шайкин // Логистика и управление. - 2008. -№. - С. 41 - 44.

15. Куприянов И. Ответственность перевозчика под прицелом юриста / И. Куприянов // Логистика и управление. - 2008. -№12. - С. 47-50.

16. Шишкин В. Как спрогнозировать доставку навалочных грузов / В. Шишкин // Логистика и управление. - 2008. -№12. - С. 53-56.

17. Барыкин А. Рынок информационных систем в России ненасыщен / А. Барыкин // Логистика и управление. - 2009. -№4. - С. 23-26.

18. Баранникова Е. Виртуальная загрузка реального транспорта / Е. Баранников // Логистика и управление. - 2009. -№11. - С. 63 -64.

19. Прогин С. Система мониторинга: хорошо это или плохо для водителя / С. Пронин // Логистика и управление. - 2008. -№11. - С. 75-78.

20. Канаева М. На том же месте, в тот же час / М. Канаева // Логистика и управление. - 2008. -№10. - С. 49-52.

21. Гречин В. За автотранспортом нужен глаз да глаз / В. Гречин // Логистика и управление. - 2008. -№10. - С. 69-71.

22. Синицкий А. Авиационные перевозки: интермодальная оптимизация. / А. Синицкий // Логистика и управление. - 2008. -№9. - С. 21-23.

23. Огородников И. Диспетчеризация каналов отправки / И. Огородников // Логистика и управление. - 2008. -№9. - С. 53-55.

24. Беспалов Р. Транспортное ПО. Проблемы выбора и реализации. / Р. Беспалов // Логистика и управление. - 2008. -№9. - С. 75-78.

25. Баранникова Е. Как выбрать перевозчика / Е.Баранова // Логистика и управление. - 2008. -№8. - С. 57-59.

26. Шайкин В. Проблемы рынка грузовых автоперевозок /В. Шайкин // Логистика и управление. - 2008. -№7. - С. 29-31.

27. Голубев Д. Как снизить себестоимость рейса / Д. Голубев // Логистика и управление. - 2008. -№7. - С. 51-53.

28. Каляцкий В. Топливный вопрос. / В. Каляцкий // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 40-42.

29. Раджабов С. К потребителю напрямую. / С. Раждабов // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 45-47.

30. Химане А. На сборных грузах можно неплохо заработать./ А. Химане // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 56-59.

31. Шайкин В. Транспортная стратегия: перезагрузка / В. Шайкин // Логистика и управление. - 2008. -№5. - С. 15-19.

32. Потапенко Е. Выбор перевозчика для локальной дистрибуции / Е. Потапенко // Логистика и управление. - 2008. -№3. - С. 56-64.

33. Гречин В. Программное обеспечение для транспортных компаний / В. Гречин // Логистика и управление. - 2008. -№3. - С. 67-70.

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте определение понятию «транспорт» и классифицируйте транспортные средства по основным признакам.

2 Назовите показатели, оценивающие уровень работы транспорта и факторы, влияющие на выбор транспортных средств.

3 В суть организации работы транспорта?

4 Какие основные характеристики элементов транспортной системы?

5 Назовите преимущества и недостатки различных видов транспортных средств

6 Основные подходы к выбору транспортных средств

7 В особенности централизованной доставки ресурсов потребителям по согласованным графикам.

8 Какие Вы знаете пути повышения эффективности работы транспортных организаций?

9 В состоят экономические методы управления транспортно-экспедиционными организациями?

10 В чем состоит значение транспортного звена для логистической цепи?

11 Назовите виды маршрутов, а также определения рациональных маршрутов транспортировки грузов.

12 Назовите факторы, влияющие на выбор транспортных средств.

13 Перечислите преимущества и недостатки перевозки различными видами транспорта.

14 Какова организация работы погрузочно-разгрузочных постов, контейнерных и пакетных перевозок грузов?

15 Обозначьте значение централизованной доставки ресурсов потребителям по согласованным графикам.

18 В чем заключаются основные пути снижения издержек при транспортировке ресурсов.

19 Расскажите об эффективности применения различных видов тары при транспортировке материальных ресурсов.

20 Виды транспортировки ресурсов.

Тема 14 Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом.

Деловая игра

Цель игры – разработка маршрутов и графиков движения автомобильного транспорта в процессе товароснабжения с использованием критерия минимума стоимости доставки.

Общая информация о деловой игре

Деловая игра посвящена вопросам управления транспортом в процессе оптовой продажи товаров.

Реализация функции товароснабжения требует значительных инвестиций капитала в ресурсы, к которым относятся складские помещения, запасы, технологическое оборудование, персонал, а также транспортные средства для поставки товара потребителю. В функции логистики входит поиск путей достижения максимальной прибыли от использования ресурсов.

Распределение – это понятие, обобщающее несколько функций. Усилия по улучшению использования ресурсов и снижению издержек в процессе реализации любой из этих функций должны рассматриваться в контексте воздействия на весь процесс распределения. Планирование же в области распределения должно осуществляться с учетом характера воздействия отдельных решений на весь процесс товароснабжения.

В рамках данной игры операции с транспортным парком рассматриваются как пример реализации одной из функций внутри общего процесса распределения.

Достижение компромисса между приемлемым уровнем услуг по товароснабжению потребителей и лимитом транспортных расходов относится к разряду повседневных проблем торговых фирм и требует навыков оперативного планирования.

Предлагаемая деловая игра предусматривает несколько упрощений. В качестве условий игры выбраны наиболее характерные для моделируемой ситуации. Эти условия обеспечивают необходимую однозначность и являются основными событиями, которые необходимо понять участнику игры.

Порядок проведения деловой игры

В игре могут участвовать от трех до пяти команд, состоящих из 2-4 человек. Участникам предлагается разработать маршруты и составить графики доставки товаров для пяти дней недели.

Победителем в игре становится та команда, которая разработает маршруты и составит графики доставки по самой низкой стоимости.

За несколько дней до на чала проведения игры каждая команда должна получить распечатанные инструкции, которые помогут ознакомиться с условиями.

Непосредственно перед началом игры ее организатор проводит краткий инструктаж, в ходе которого отвечает на вопросы участников и объясняет способ заполнения расчетных и аналитических форм.

По завершении инструктажа команды получают:

1. Карту-схему зоны обслуживания, отражающую местонахождение склада и обслуживаемых магазинов (приложение 1).

2. Координаты магазинов (приложение 2).

3. Ведомость заказов магазинов по дням недели (приложение 3).

4. Форму расчета основных параметров маршрутов (приложение 4).

5. Форму графика работы транспорта (приложение 5).

6. Форму расчета общих затрат по доставке заказов (приложение 6).

7. Форму плана выполнения заказов (приложение 7).

8. Форму анализа результатов планирования доставки заказов (приложение 8).

Получив инструктаж, команды приступают к разработке маршрутов, составлению графиков поставок и определению расходов. После завершения работы каждая команда передает анализ результатов планирования доставки заказов (приложение 8) организатору игры, который оценивает результаты и обсуждает конечный итог с командами-участницами.

Условия деловой игры

1. Характеристика обслуживаемого района.

Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в 30 магазинов, расположенных на территории района. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист "в клетку", на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся склад и обслуживаемые магазины.

Масштаб карты: 1 клетка = 1 км 2 , т. е. длина стороны клетки = 1 км. Это позволяет определить расстояние между любыми двумя точками на карте.

2. Товары, доставляемые в магазины.

Со складов компании в магазины доставляется продукция трех укрупненных групп: продовольствие (П), напитки (Н) и моющие средства (М). При загрузке автотрапспорта следует учитывать, что продовольствие и.моющие средства ue подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной перевозке доставляемых товаров нет, т. е. напитки могут перевозиться в одной машине с моющими средствами или с продовольствием.

Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля, рассчитываются показа те ли использования транспорта.

3. Заказы магазинов – с.м. приложение 3.

4. Характеристика используемых транспортных средств.

Фирма владеет небольшим парком транспортных средств, состоящим из шести автомобилей. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать только в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы.

Грузовместимость собственного и наемного транспорта

составляет 120 единиц груза (коробок).

5. Расчет времени работы транспорта.

Оборот транспортного средства включает:

Время на загрузку на складе;

Время проезда по маршруту;

Время на разгрузку в магазине;

Дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.

Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.

5.1. Время на загрузку на складе.

Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 8 00 . Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.

Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать 30-минутная загрузка.

5.2. Время проезда по маршруту.

Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т. е. 1 км машина проезжает за 3 мин (это означает, что сторону одной клетки на ка рте машина преодолевает за 3 мин).

5.3. Время разгрузки.

Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин).

Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по подготовке и завершению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин на один магазин.

5.4. Перерыв в работе водителя.

Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т. е. свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин для перерыва.

5.5. Общее время работы.

Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя – 11 ч. Ни при каких обстоятельствах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума.

6030Основная продолжительность рабочего дня водителя -8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.

6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.

Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно-постоянные и условно-переменные расходы по его содержанию. Условно-постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 300 руб. в день.

Условно-переменные издержки определяются удельной стоимостью 1 км пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 руб./км.

В расходах по использованию наемного транспорта также присутствуют постоянная и переменная составляющие.

Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 руб. в день независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачивается по цене 30 руб. за километр. Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза.

Выбор из двух вариантов – иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаем – является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.

7. Расходы сверхнормативного труда.

Основной рабочий день водителей – 8 ч, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 руб./ч (т. е. 5 руб./ мин).

8. Другие виды расходов.

Если график предусматривает использование наемного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 руб. на человека на одну машину в день. Другими словами, если в один день используются два наемных средства для перевозки напитков, расход в этот день составит 1200 руб. (независимо от того, по сколько ездок сделают наемные машины). Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.

9. Штрафные санкции.

9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства.

Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 руб. за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства).

Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 руб.

9.2. Неполное использование транспорта по времени.

Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет 8 ч. Минимальный рабочий день-6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет по собственным машинам 300 руб./день, по наемным машинам – 500 руб./день.

Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.

9.3. Неполное выполнение заказа магазина.

Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить поставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 100 руб. за каждую недопоставленную коробку в день.

Задания к деловой игре

Пользуясь приведенными исходными данными:

1) разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;

3) выполнить анализ разработанной схемы доставки.

Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки. Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов (основная рабочая форма деловой игры), приведена в приложении 4. Пример расчетов по первому маршруту приведен в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Пример расчета параметров первого маршрута

№ маршрута

№ магазина

Результата расчета по маршруту

Путь объезда магазинов по маршруту:0-29-30-2-1-0

Количество перевезенного груза Р=118 коробок

Длина маршрута L=32км

Время работы машины на маршруте N=32х3+118х0,5+15Х4=215мин

Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки О воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина № 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 – напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24 коробки продуктов и 20 – напитков). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигнет 80 коробок. Следующий, "стертый" лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине (Р = 118 коробок), показывает, что формирование маршрута завершено.

Изучение ка рты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М: 0-29-30-2-1-0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяженность первого маршрута: L = 32 км.

Время работы автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых.

Время движения автомобиля:

32 км х 3 мин/км = 96 мин.

Время на разгрузку автомобиля в магазинах:

118 коробок х 0,5 мин/коробку = 59 мин.

Время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах:

4 магазинах 15 мин/магазин = 60 мин.

Общее время работы автомобиля на маршруте составит:

т = 32 х 3 + 118 х 0,5 + 15 х 4 = 215 мин.

Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (приложение 5). Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в табл. 14.2.

Таблица 14.2

График работы транспорта

№ машины

Первая поездка

Вторая поездка

Третья поездка

общее время работы, ч

№ маршрута

отправление со склада

прибывание на складе

№ маршрута

отправление со склада

прибывание на складе

№ маршрута

отправление со склада

прибывание на складе

Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженностью этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6 ч- штраф, более 8 ч- сверхурочная оплата).

Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен возврат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.

После составления графика по форме приложения 6 рассчитывают общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.

В завершение деловой игры команды составляют план выполнения заказов (приложение 7) и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в приложении 8.

Конспект основных условий деловой игры

· продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М);

· продукты и моющие средства нельзя перевозить в одной машине.

2. Транспорт:

· собственный – 6 машин, наемный – столько, сколько потребуется;

· грузовместимость – 120 коробок.

3. Временные условия:

· скорость 20 км/ч, т. е. одну клетку на схеме (1 км) автомобиль проезжает за 3 мин;

· выезд всех автомобилей со склада в первый рейс в 8 00 , автомобили груженые, время первой погрузки не входит в рабочее время водителя;

· норма времени на разгрузку- 0,5 мин на одну коробку;

· норма времени на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах – 15 мин на один магазин;

· погрузка автомобиля на складе – 30 мин;

· рабочий день водителя – 8 ч, затем сверхурочная оплата;

· минимальное время работы автомобиля – 6 ч;

· максимальное – 11 ч.

4. Стоимостные условия:

· собственные автомобили:

Ø условно-постоянные расходы – 300 руб. в день за автомобиль;.

Ø условно-переменные – 15 руб. за 1 км пробега;

· наемные автомобили:

Ø условно-постоянные расходы – 1500 руб. в день за автомобиль;

Ø условно-переменные – 30 руб. за 1 км пробега;

· оплата за сверхурочный труд водителя (с 8 до 11 ч)-5 руб. за минуту.

5. Штрафы:

· в случае загрузки в машину менее 90 коробок – 50 руб. за каждую недогруженную до 90 единиц коробку (последний маршрут не штрафуется);

· в случае работы автомобиля менее 6 ч:

Ø собственный автомобиль – 300 руб. в день;

Ø наемный автомобиль- 500 руб. в день (за недоработку собственной машины штраф не взимается при условии отсутствия наемного транспорта и сверхурочной работы).

Приложение 1

Приложение 2

Координаты магазинов

№ магазина

Координаты магазинов

Координаты распределительного склада: Х- 16; У- 10.

Приложение 3

Ведомость заказов магазина

Количество коробок

Условные обозначения:

П – продукты; М – моющие средства; Н –напитки.

Приложение 4

Расчет основных параметров маршрутов

№ маршрута

№ магазина

Расчет заказа, количество коробок

Расчета по маршруту

М: 0-2-3-16-19-0

T=42×3+120×0.5+15×4=276

М: 0-7-6-9-10-0

T=30×3+120×0.5+15×4=210

М: 0-26-11-13-0

T=47 x3+120×0.5+15×3+30=276

T=40×3+120×0.5+15×3+30=255

М: 0-29-27-30-5-0

T=43×3+120×0.5+15×4+30=279

М: 0-12-18-20-21-28-4-1-0

T=72×3+120×0.5+15×7+30=411

М: 0-3-6-7-9-12-0

T=52×3+120×0.5+15×5=291

М: 0-14-11-13-17-22-0

T=44×3+120×0.5+15×5=267

М: 0-19-20-24-23-0

T=28×3+120×0.5+15×4=204

T=42×3+120×0.5+15×3+30=261

М: 0-28-30-4-8-15-0

T=70×3+120×0.5+15×5+30=375

М: 0-21-25-29-5-10-0

T=46×3+120×0.5+15×5=273

Условные обозначения:

М – путь объезда магазинов по маршруту; Р – количество перевезенного груза, коробок;

L -длина маршрута;

Т- время работы машины на маршруте, мин.

Приложение 5

График работы транспорта

№ машины

Первая поездка

Вторая поездка

Третья поездка

общее время работы, ч

Принадлежность автомобиля (свой или наемный

№ маршрута

отправление со склада

прибывание на склад

№ маршрута

отправление со склада

прибывание на склад

№ маршрута

отправление со склад

прибывание на склад

Приложение 6

Расчет общих затрат по доставке товаров

№ машины

Принадлежность (собственная или наемная)

Номера выполненных за день маршрутов

Количество первезенного за день груза, кол-во коробок

Пробег за день, км

Плата за пользование автомобилями, руб.

Плата за пробег (условно-переменные расходы)

Условно-постоянные расходы, связанные с содержанием и использованием автомобиля

Дополнительная плата за работу водителя в сверхурочное время(5 руб. за минуту)

Штраф за неполное использование вместимости автомобиля (менее 90 коробок)

Штраф за неполное использование вместимости автомобиля по времени (менее 6 ч)

Расходы на охрану при перевозке напитков на наемном автомобиле

Всего плата за пользование атомобилем

Собственная

Собственная

Собственная

Собственная

Собственная

Собственная

С общ =13380

Приложение 7

План выполнение заказа

Анализ результатов планирования доставки заказа

Показатели

Формула для расчета

День недели

Всего за неделю

понедельник

Общие затраты по доставке заказов, у.д.е

Количество перевезенного груза, коробки

Пробег транспорта, км

Количество маршрутов, единиц

Коэффициент использования грузовместимости транспорта

K=P общ /(ПxQ)

Выбор маршрутов движения автомобилей осуществляется с учётом многих факторов: массовости перевозок, размеров перевозимых партий грузов, расположения отправлений и получателей грузов, условий осуществления погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Важным элементом является выбор маршрута движения автомобиля на транспортной сети.

Определению маршрутов перевозок должно предшествовать оптимальное закрепление потребителей за поставщиками. Иногда решение этих двух задач совмещается в одну комплексную.

В общем виде задача маршрутизации перевозок формируется следующим образом. Известны расположение грузоотправителей и грузополучателей, размещение парка подвижного состава, объёмы перевозки грузов, характеристики транспортной сети и условий движения на ней. Необходимо найти, удовлетворяющие определённым требованиям организации транспортного процесса во времени, упорядоченные множества связанных пунктов (АТП, грузоотправители и грузополучатели), представляющие собой маршруты, при перевозках на которых достигается экстремальное значение некоторой целевой функции.

На развозочных маршрутах, когда размеры завозимых партий грузов меньше фактической загрузки автомобиля, задача маршрутизации перевозок сводится к определению совокупности (набора) пунктов, включаемых в циклы перевозок, а оптимальной последовательности объезда этих пунктов. Если при этом транспортный процесс состоит из разомкнутых циклов перевозок, и имеются несколько поставщиков, использующих однотипный подвижной состав, то может возникать дополнительная задача - нахождение оптимального плана возврата порожних автомобилей.

Маршруты движения подвижного состава составляются с учётом вида перевозимого груза, тары и упаковки, типа подвижного состава, объёма и расстояния перевозки и возможности сокращения холостого пробега автомобилей. Увязывая грузопотоки с учётом приведённого объёма перевозок, составляем маршруты движения подвижного состава, то есть при формировании маршрутов следует учитывать, что приведённые суточные объёмы перевозок по отдельным поездкам маршрута должны быть равными.

Тарифы на перевозку грузов

1) общего пользования:

1-за одну тонну

2-за один час

3-за один км

2)отраслевой

3)местный

4)фрахтовой

Тариф по экономической природе-цена за услуги по транспортированию грузов.ТИПЫ ТАРИФОВ:

1. предельный (Рп)- соответствует переменным издержкам, т.е. ведет к нулевой предельной прибыли:

Рп= Перемен. Изд-ки

2. Технический (Рт)= Спер+Спост/Q , Q-материальный поток

3. Целевой тариф (Рц)- устанавливается введением некоторой надбавки к техническому тарифу Рт.

За 1т . плата явл. основной и не зависит от грузоподъемности подвижного состава и увеличивается с увеличением дальности перевозки, но не пропорционально.

За 1 час : если невозможен качественный учет грузов при внутризаводских, внутрискладских перевозках; при перевозке на авто(до 1 т.) при внутригородских с заездом более 4 пунктов; при перевозке почты, печати, рабочих по заказу предприятия.

За 1 км : за пробег своим ходом для работы вне места его пребывания, за пробег в обоих направлениях, если перевозка не состоялась по вине заказчика., за пробег при оказании спец услуг (тех помощь, буксирование), за обслуживание линий связи.



Поделиться