Принцип обязательности налогов означает что. Принципы налогообложения

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Принципы налогообложения

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения - это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения - это принципы построения налоговой системы.

Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом схожа. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения XX в., представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна.

Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допустимо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отношению к равенству, как будет показано ниже. Традиционно различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.

В чем же проблематика использования данных подходов? Она во многом объясняется условностью самого понятия равенства (неравенства) экономического положения налогоплательщиков. Обеспечение этого равенства (неравенства) будет различным при рассмотрении его с позиций доходов (платежеспособности) или с позиций получаемых от государства выгод.

Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиций их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра этой же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что его жизненно необходимые расходы меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).

Таким образом, не всегда экономическое равенство налогоплательщиков может оцениваться сопоставлением: 1) их текущих доходов; 2) доходов без учета объективно необходимых расходов. Последнее положение наглядно проявляется в неравенстве обложения одинаковых доходов физических и юридических лиц. Продолжая тот же пример, представим себе, что студент после окончания вуза организует частную клинику. Допустим, что в текущий момент времени доход медсестры, работающей по найму, равен доходу врача от собственного бизнеса.

Исходя из принципа горизонтальной справедливости эти доходы должны облагаться одинаковыми ставками налога, однако доход медсестры облагается по ставке 13%, а доход (прибыль) врача-бизнесмена - 24%. При этом данному врачу разрешается законом вычитать из налоговой базы экономически обоснованные расходы, а медсестре не разрешается: она должна заплатить налог с валового дохода, хотя еще неизвестно, будет ли у нее своеобразная прибыль (трудовые доходы минус жизненно необходимые расходы). Налицо нарушение объективности и универсальности принципа горизонтальной справедливости (платежеспособности).

Если при установлении экономического равенства (неравенства) использовать принцип выгод, получаемых налогоплательщиком от государства в виде общественных благ, характеризующихся совместным характером потребления, неделимостью и неизбирательностью их потребления (здравоохранения, социальной защиты, образования, охраны правопорядка и т.д.), тогда возникнут не меньшие, а, возможно, даже большие проблемы.

Продолжим тот же пример со студентом и медсестрой. Как мы помним, их текущие доходы равны, но не равны объемы выгод. Студент обучается в вузе на платной основе, достаточно здоров, не пользуется социальной защитой, в то время как медсестра, имея не вполне здорового ребенка на иждивении, получает значительно больший объем выгод от государства. Следуя принципу вертикальной справедливости, медсестра находится в более предпочтительном экономическом положении и должна будет платить больше налогов. В целом более бедные слои населения всегда потребляют большее количество чисто общественных благ, и получается, что на них должно падать повышенное налоговое бремя. Такой подход, безусловно, будет противоречить принципу платежеспособности и социальной политике государства и потому вряд ли применим при построении налоговой системы.

Однако данный принцип вполне применим при сопоставлении выгод от государственных услуг, характеризующихся индивидуальным характером потребления, делимостью и избирательностью. Например, судебной защитой пользуются не все граждане, поэтому при обращении за этой услугой необходимо заплатить государственную пошлину. Шоссейными дорогами пользуются автовладельцы, поэтому они должны платить налогов больше, что и реализуется через транспортный налог, акцизы на автомобили, бензин, масла.

Таким образом, обоснованность применения принципа выгод зависит от направления расходования государственных средств: он абсолютно неприменим к чисто общественным благам и вполне применим к смешанным и частным общественным благам.

Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем.

Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему: в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.

Налоговая система является:

  • прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается;
  • регрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает;
  • нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивной налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.

Можно оценить неравенство доходов, используя кривые Лоренца, представляющие собой кумулятивное распределение удельного веса доходов до и после налогообложения в различных налоговых системах по домохозяйствам.


Так, при абсолютно равномерном распределении 50% домохозяйств имеют 50% совокупных доходов до или после налогообложения, и линия распределения имеет вид прямой - это биссектриса АВС. Кривые Лоренца фактического распределения доходов отстоят от этой прямой тем дальше, чем больше неравенство. Кривая AGC демонстрирует распределение доходов до и после налогообложения в нейтральной налоговой системе (эти кривые совпадают), и соответственно неравенство остается неизменным. Кривая AFC демонстрирует распределение доходов после налогообложения в регрессивной налоговой системе, а неравенство соответственно увеличивается. И только прогрессивная налоговая система уменьшает неравенство доходов после налогообложения (кривая ADC), поэтому является более справедливой.

Мировая практика тяготеет в настоящее время к построению умеренно прогрессивных налоговых систем, потому что слишком высокая прогрессия зачастую приводит к перемещению доходов в теневой сектор. Нейтральность, или регрессивность, используется в исключительных случаях, когда расслоение населения по доходам незначительно или когда необходимо стимулировать уплату налогов более обеспеченными категориями граждан. Российскую налоговую систему сейчас в полной мере можно охарактеризовать как нейтральную, в значительной степени игнорирующую принцип справедливости с целью легализации выплат заработной платы (сокращения так называемых «выплат в конвертах») и упрощения администрирования соответствующих налогов.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам - региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) - данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступлений. Теоретически данный принцип хорошо иллюстрирует кривая Лаффера.


А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объемом налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения. На оси абсцисс на графике рисунка нанесена величина ставки налога, но может приводиться величина эффективной совокупной налоговой ставки либо величина налоговой нагрузки на экономику - общий вид зависимости от этого не изменится.

Согласно этой зависимости увеличение налоговой ставки до уровня r max будет обеспечивать увеличение, хотя и все более замедляющимися темпами, налоговых поступлений до максимально возможной величины их H max . В диапазоне r факт.

При превышении верхнего предела этой ставки - r max , т.е. при нахождении налоговой ставки в диапазоне r факт. > r max , именуемом запретной зоной шкалы, у экономических агентов снижаются стимулы к легальной деятельности. Производство сокращается, а соответственно уменьшаются налоговая база и объем налоговых поступлений. Происходит перемещение производства ВВП в теневой сектор экономики, свободный от налоговых обязательств. Нахождение налоговой ставки в запретной зоне является «налоговой ловушкой».

Таким образом, один и тот же объем налоговых поступлений (H 2 = H 1) обеспечивается при разных ставках налога. Но при этом более низкие налоговые ставки предпочтительнее. Они ориентированы на перспективу, поскольку не подавляют предпринимательскую активность экономических агентов, позволяют им осуществлять инвестиции и расширять производство. Через определенное время дополнительный объем производства увеличит базу обложения, что обеспечит прирост налоговых поступлений.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и о всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другой атрибут - обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода (по налогам на труд и на доходы) или с моментом осуществления акта потребления (по налогам на потребление).

Одним из наглядных примеров реализации данного принципа в российской практике является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или иного способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и уплаты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число налогов с высокими ставками.

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципы налогообложения формулировали в своих работах еще Фома Аквинский (1226-1274), Френсис Бекон (1561-1626), Шарль Монтескье (1689-1755), Давид Рикардо (1772-1823).

Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

принцип справедливости : подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

принцип определенности : налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

принцип удобства : каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

принцип экономии : каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы - это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.



Определение налога, признаки налога, функции налогов .

В соответствие со ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, отличительными чертами или признаками налога являются:

1) общеобязательный характер.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность.

За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом, лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма.

Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) нецелевой характер.

Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. При этом, налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Сущность налогов непосредственно проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции налогов:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Классификация налогов

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам.

Классификация налогов - это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и другими признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.

Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:

по способу взимания ;

по объекту налогообложения;

по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);

по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;

по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);

по целевой направленности использования налоговых поступлений;

по источнику уплаты налогов ;

по степени налогообложения ;

по времени действия;

по времени уплаты налогов;

по методу взимания налогов .

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные . Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;

налог с имущества (организаций и граждан);

налоги с определенных видов операций .

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

налоги, взимаемые только с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

налоги, взимаемые только с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.);

налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц : (налог на землю, транспортный налог.)

По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные .

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным: (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; к местным: (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц.

По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие .

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По целевой направленности использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и целевые . Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а транспортный налог- это целевой налог.

По источнику уплаты налогов они делятся на:

Налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (земельный налог, водный налог и др.);

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода): (налог на прибыль организаций).

Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

Налоги, уплачиваемые за счет заработной платы (НДФЛ).

По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:

пропорциональные налоги , когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;

прогрессивные налоги , когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес.;

регрессивные налоги , когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные . К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые . Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему.

Методы взимания налогов . В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

метод начисления (декларационный метод);

метод удержания ;

кадастровый метод .

При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.)

Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход или стоимости патента.

Способность НС в целом и каждого налога в отдельности выполняет возложенные на них функции и зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышедшей в свет в 1776 году сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения, актуальных и внастоящее время:

1. Принцип определенности в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

· Лиц, которые должны платить этот налог;

· Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен;

· Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

· Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

2. Принцип справедливости налога - строгая равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками, т.е. налоговая справедливость - соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости без которых невозможно эффективное налогообложение:

· равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

· глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

· целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

· один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

· обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;

· льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;



· запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

· штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

3. Принцип удобности, согласно которому каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип всеобщности или экономии, в соответствии с котрым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые посттупления. В настоящее время данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит даный налог.

Адольф Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в основные четыре группы.

1. Финансовые принципы организации обложения:

1.1. достаточность налогообложения (налогообложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем поступления денежных средств в бюджет);

1.2. эластичность (подвижность) обложения, то есть способность адаптироваться к государственным нуждам

Эти 2 первых правила (принципа) А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансисиов современников, котрые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

2.1. надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

2.2. правильное объединение различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

3.1. всеобщность обложения;

3.2. равномерность обложения.

4. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

4.1. определенность обложения;

4.2. удобство уплаты налога;

4.3. максимальное уменьшение издержек взимания.

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист Х. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

Обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

Налоги должны взиматься так, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальны (принцип дешевизны уплаты налогов);

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);

Обложение не должно быть помехой ни для «внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

Процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

Процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

В процессе определения налоговой платежеспособности частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

Нужно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом нельзя допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия люфтов» между ними (внутренняя замкнутость).

Кроме этих ставших уже классическими нормами, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

1). Запрет на введение налога без закона; он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

2). Запрет двойного взимания налога; это когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

3). Запрет налогообложения факторов производства; К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

4). Запрет необоснованной налоговой дискриминации, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов.(рис 1.) В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговьюх ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Принципы налогообложения с духом нового времени:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможномтей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным.

2) Необходимо прилогать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо (примером может служить замена в развитых странах налога с оборота).

3) Обязательность уплаты налогов. НС не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4) Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5) НС должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общестаенно-политическим потребностям.

6) НС должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Рис. 1 Современные частные принципы налогообложения


НС зарубежных стран существеноотличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, источникам налогообложения. Однако проводитмые меры в странвах налоговые реформы, отражающие стремление к экономическому объединению, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей, способствуют процессу формирования общих тенденций современного развития национальных налоговых систем. Важной характеристикой современных налоговых систем развитых стран является их структура, которая характеризуется определенными чертами.

1. относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на различные виды доходов весьма неодинакова и подвержена определенным колебаниям.

2. до 1975 года в большинстве стран ОЭСР наблюдался значительный рост доли подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

3. Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах приблизительно одинаковы.

В целом произошел значительный сдвиг в сорону увеличения подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования. Доля акцизов уменьшилась во всех странах, а доля налога на прибыль компаний в большинстве стран.

В настоящее время картина обложения прямого (подоходный налог, налог на прибылькомпаний, взносы работников в фонды соц. страхования) и косвенного (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды соц. страхования) налогов в развитых странах выглядит следующим образом

Ø преобладают прямые налоги в США, Японии, Великобритании, Канаде,Дании, Швейцарии,

Ø а вот косвенные во Франции, Италии, Норвегии, Австралии, Греции, Испании, Ирландии.

Ø достаточно уравновешенную структуру налогов имеют Швеция, Финляндия.

Ø Повышение роли прямых налогов произошло в Великобритании, Германии, Канаде, Японии, США, а косвенных в Австралии, Италии и особенно в Швеции.

Таким образом можно сказать в целом в странах ОЭСРпроизошел сдвиг в сорону прямого налогообложения. Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Главным инструментом для оценки этого влияния является эластичность отдельных видов налого, пол которой понимается зависимость роста/падения поступления от определенного вида налога – от раста/падения ВВП в номинальном выражении.

Наблюдается тенденция к тому, что налоги на потребление займут позицию, которую они занимали более50 лет назад, когда они были основным источником доходов в большинстве государств.

Самой крупной доходной статьей во многих зарубежных странах являются поступления от подоходного налога. В последние годы имеет место устойчивая тенденция снижения максимальных ставок подоходного налога. Несмотря на это, доля поступлений подоходного налога с физических лиц практически осталась неизменной - около 10% ВВП. Это объясняется тем, что во многих странах снижение предельных ставок подоходного налога сопровождалось расширением налоговой базы за счет отмены ряда вычетов.

Следующая тенденция - рост взносов на социальное страхование. Внастоящее время в среднем по странам ОЭСР поступления по ним практически сравнялись с поступлениями от подоходного налога. Несомненно, эта тенденция отражает такие глобальные изменения в мире, как старение населения, рос г численности одиноких родителей, увеличение болезней, рост безработицы.

Эволюция структуры налоговых систем развитых стран и совремееная практика налогооблобложения свитетельствует о закокономерной зависимости соотношения прямых и косвенных налогов от следующих причин:

Жизненнгного уровня преобладающей части населения;

Совершенство механизма взымания налогов, его способности свести к минимуму укланения налогообложения;

Уровня налоговой культуры;

Общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение наиболее острызх социальных проблем;

Традиции налогообложения.

Налоговые проблемы, общие для развитых стран:

Ø Увеличеие налогового бремени. Средний уровень налоговой нагрузки в 30 странах ОЭСР после нескольких лет снижения вернулся к уровню 2000г. – максимальному за всю историю статьистических исследований и составил 36,2% ВВП. Для стран ЕС увеличение налогового бремени явилось результатом налоговой гармонизации, следствием которой стало изменение ставок национальных налогов. Напр., НДС на территории ЕС взимается по единой ставке 15%.

Ø Современные НС слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает различные способы укланения от налогов

Ø Большие различия в ставках личного подоходного обложения и облажения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам.

Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие тенденции современного развития национальных налоговых систем как экономически развмитых, так и развивающихся государств:

Ø Трансформация системы налогов и сборов, связанная с необходимостью снижения или стабилизации налогового бремени

Ø Поиск оптимальной системы налогов и сборов путем изменения отдельных элементов налогов (например, увеличение или уменьшение наологовых ставок, порога налогооблагаемых доходов, объектов налогообложения) или соотношения отдельнывх видов налогов (прямые-косвенные)

Ø Совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения его объема

Ø Реформирование налоговых органов для создания эффективной системы налогового администрирования и противодействия налоговым правонарушениям.

Ø Огромное значение на развитие налоговых систем оказывает гармонизация и интеграция мировой экономики. Единым для построения всех НС является направление на административную простату, политическую ответственность и эффективное распределение ресурсов, справедливость и гибкость.

Сравнение налоговых систем

По уровням власти Федеративные страны Большая часть налогов поступает в федеральный бюджет. Вертикальное построение налогообложения. Унитарные страны Горизонтальное построение налогообложения
В зависимости от структуры изменяется правастановления и изменения В развитых Преобладают прямые налоги. Свеше 60% налогов перераспределяется через ВНП. Большое внимание уделяется на социальные налоги. В развивающихся Преобладают косвенные налоги. Высокое налоговое бремя, так как необходимы дополнительные источники доходной части бюджета. Большая часть налогов идет на покрытие внешнего государственного долга и внутреннего. Акцент в сторону прямых налогов, которые выполняют фискальную функцию..

Современная экологическая обстановка все более настоятельно требует введения экологических налогов, которые построены по принципу «платит загрязнитель». В некоторых странах совершенно справедливо введены налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ, на бытовые и промышленные отходы.

В качестве общей черты в развитии налоговых систем конца XX в. нужно обязательно указать солидарные усилия многих государств по борьбе с уклонением от налогов. Многие государства прореагировали на активизацию «теневого капитала» прежде всего через наделение правоохранительных органов соответствующими полномочиями по борьбе с налоговыми правонарушениями. Можно привести пример создания такой организации стран «Большой семерки», как «Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями».

Наконец, сравнительно недавно появилась новая тенденция в развитии налоговых систем, которую известный ученый В. А. Кашин характеризует как универсализацию всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Речь идет, прежде всего, о процессе реорганизации всей системы финансовых, социальных, экономических и других взаимоотношений населения с государством. Среди этих отдельных элементов можно отметить:

1) передачу в ведение налоговых органов учета и регистрации населения (в Швеции);

2) общегосударственного кадастра объектов недвижимости (во Франции);

3) поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение некоторых видов социальных пособий (в Великобритании);

4) применение регистрационного налога - «в целях учета любых операций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров залога, сдачи в аренду и т.д. (в Италии) аналогичного налога и еще налога «на прописку граждан» (во Франции);

5) поручение налоговой службе представлять интересы государства в любых делах о банкротстве частных фирм (в Швеции);

6) использование статистической базы налоговых органов для формирования общей статистики национальных счетов государства (во Франции, Италии и других странах);

7) вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью (расследование преступлений и преследование преступников по обвинениям в неуплате налогов (в США, Великобритании и других странах);

8) регулирование международных отношений в сфере охраны окружающей среды через налоговый механизм Киотского протокола и т.д.

Разумеется, общие тенденции развития налоговых систем обязательно накладываются на особенности каждой отдельно взятой страны. Одной из составляющей таких особенностей является ориентация современных налоговых систем на выполнение тех или иных задач.

Причем, налоги и взносы в фонды соц. страхования составляют подавляющую долю государственных доходов (например, в Великобритании 98%).

В последние два десятилетия XX века общая картина прямого и косвенного обложения в развитых странах выглядела следующим образом (Табл. 3).

Для того чтобы каждый четко понимал, какие налоги, с чего, в каком размере и порядке он должен платить, определяются элементы налога. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возлагается обязанность уплачивать налоги. Организации: 1) российские - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц самостоятельными налогоплательщиками не являются; 2) иностранные - иностранные юридические лица, компании, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и создающиеся в соответствии с законодательствами иностранных государств, международных организаций филиалы и представительства указанных иностранных и международных организаций. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди физических лиц выделяют группу индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ). Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 НК РФ). 10) Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции. Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. 11) Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками. 12) Прямой налог -- налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов: 1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие); 2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и прочие). «Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот». Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002. С. 91. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). «Прямые налоги имеют самое близкое отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги (требуют установления контроля за производством)». Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., 2004. С. 68. Также они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию. Потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от различных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных. В социальном отношении немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества. Таким образом, можно сделать вывод, что прямое налогообложение, по сравнению с косвенным, имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но все же и у них есть недостатки: они не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу. В своем отношении прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы. Налог на прибыль. Физические лицаНалог на доходы физических лиц учитывает все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. 13)

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы: *

достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов; *

эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономике-хозяйственные принципы: *

надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения; *

разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

Всеобщность налогообложения; *

равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования: *

определенность налогообложения; *

удобство уплаты налогов; *

максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление - экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы.

Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление - юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Контрольные вопросы 1.

Каковы принципы налогообложения по Адаму Смиту? Раскройте их суть. 2.

Каковы принципы налогообложения по Адольфу Вагнеру? Раскройте их суть. 3.

Почему принципы, разработанные Адамом Смитом, нуждались в корректировке? 4.

Каковы основные принципы современного налогообложения? 5.

Нуждаются ли в пересмотре современные принципы налогообложения? 6.

Существует ли сходство между принципами соразмерности и эффективности? Ответ обоснуйте. 7.

В чем заключается современное толкование принципа равенства и справедливости? 8.

На какие основные группы подразделяются современные принципы налогообложения? 9.

Чьи интересы в наибольшей степени реализуются через принципы удобства, определенности и универсализации? Ответ обоснуйте. 10.

Чьи интересы в наибольшей степени реализуются через принципы эластичности, достаточности и эффективности? Ответ обоснуйте.

1. Сколько принципов налогообложения разработал Адам Смит:

а)7 ; 6)4; в) 10?

2. Почему налоговые принципы, разработанные Адамом Смитом, подверглись корректировке со стороны немецкого экономиста Адольфа Вагнера:

а) они не отражали интересы налогоплательщиков;

б) они не отражали интересы государства;

в) они не отражали интересы ни государства, ни налогоплательщиков?

3. Какие принципы налогообложения отражают интересы государства:

а) определенности;

б) удобства;

в) подвижности налогообложения?

4. В чем заключается принцип универсализации налогообложения:

а) платить налоги должно быть удобно;

б) все граждане должны платить налоги соразмерно своим доходам;

в) не должно существовать дифференциации налогов по территориальному, национальному и другим признакам?

5. В чем заключается принцип гласности налогообложения:

а) один и тот же объект должен облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законодательством период;

б) все налоговые законы должны быть официально опубликованы;

в) налоговые ставки должны стимулировать предпринимательскую активность?

6. В чем заключается принцип приоритетности налогообложения:

а) налоговые законы должны иметь преимущество перед другими законами, регулирующими налоговые отношения;

б) налогов должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

в) налогоплательщикам должно быть удобно платить налоги?

7- В чем заключается принцип соразмерности налогообложения:

а) налоги должны служить источником покрытия государственных расходов и одновременно стимулировать экономический рост;

б) расходы по сбору налогов не должны превышать налоговые поступления;

в) после уплаты налогов у налогоплательщика должно оставаться достаточно средств для существования?

8. В чем заключается принцип законодательной формы установления налога:

а) государство должно иметь право отменять старые и вводить новые налоги;

б) время, место и способ уплаты налога должны быть заранее известны налогоплательщику;

в) требование уплаты налога должно следовать из закона?

9. Чьи интересы должно учитывать государство при построении эффективной системы налогообложения:

а) государства;

б) налогоплательщиков;

в) государства и налогоплательщиков?

10. В чем заключается принцип достаточности налогообложения:

а) все граждане должны уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам;

б) налогов должно быть достаточно для покрытия расходов государства;

в) после уплаты налогов у граждан должно оставаться достаточно средств для существования?

11. Какой из принципов гласит, что затраты по сбору налогов недолжны быть больше налоговых поступлений:

а) принцип равенства и справедливости;

б) принцип эластичности;

в) принцип экономности?

12. Реализация принципа справедливости в большей степени достигается за счет:

а) прогрессивного налогообложения;

б) пропорционального налогообложения;

в) регрессивного налогообложения.



Поделиться