Правильное кадрирование человека на фото. Правила кадрирования портрета

Разбираемся с общими вопросами кадрирования изображения.

Когда нужно кадрировать фотографию? На каком этапе лучше это делать? Какое соотношение сторон лучше выбрать?

Если коротко:

  • Снимайте всегда в родном для вашей камеры соотношении сторон.
  • Причинами кадрирования могут стать:
    • Заваленный горизонт;
    • Мусор (лишние объекты) в кадре;
    • Изменение ориентации изображения с альбомной на портретную, реже наоборот;
    • Изменение соотношения сторон изображения;
    • Более выразительноя компоновка кадра.
  • Для улучшения компоновки кадра можно опираться на правило третей, либо на правило золотого сечения.
  • Для начинающих существуют базовые правила кадрирования, особенно для кадрирования портрета.
  • Соотношение сторон может быть любым, но если речь идео о серии кадров, лучше придерживаться стандартных величин.
  • Стандартные величины (отношение ширины к высоте):
    • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) (для большинства камер),
    • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов),
    • 1:1 (квадрат),
    • 16:9 (HDTV),
    • 21:9 ("кинокадр") ,
    • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает.
  • Несоблюдение стандартных величин приведет к прыгающим границам кадра при просмотре, а также к сложностям при выборе формата бумаги при печати.
  • Кадрирование уменьшит разрешение вашего изображения, не переусердствуйте.
  • При наличии свободного места по краям кадра можно дополнительно создать несколько версий фотографий с различным соотношением сторон для более удобного просмотра на разных устройствах.
  • Если необходимо убрать лишний объект из кадра, то вместо кадрирования можно попробовать замазать его, но в большинстве случаев это будет более трудоемко.

Если подрбнее:

Зачем нужно кадрировать фотографию?

Одним из рецептов удачного снимка является простой совет: уберите всё лишнее из кадра. Чем меньше визуального шума нас отвлекает от основного объекта, тем выразительнее воспринимается весь снимок. Проблема в том, что даже при студийной съемке часто сложно уследить за лишними объектами, к тому же, многие недорогие объективы искажают пропорции объектов ближе к краю кадра. Обе этих проблемы поможет решить кадрирование изображения. Кроме того, обрезка изображения позволяет скорректировать смысловые центры изображения, что сделает кадр более гармоничным.

Кадрирование в фотоаппарате – это бесполезно

Начать стоит с того, что при съемке лучше ставить соотношение сторон родное для вашей матрицы (для Fujifilm это соотношение 3:2). Во всех остальных вариантах камера просто отрезает части уже сделанного кадра, подгоняя его под иные соотношения сторон, а терять ширину охвата кадра на этом этапе просто неразумно.

С чего начать

При разборе фотографий, в начале процесса редактирования, поместите фотографии, где есть проблемы с композицией и/или с заваленным горизонтом в отдельную папку. Вы можете быть удивлены, как некоторые кадры, которые выглядели "не очень" в стандартном соотношении сторон, в конечном итоге выглядят впечатляюще после правильного кадрирования.

После открытия изображения в графическом редакторе (пример – ниже) необходимо запустить инструмент Кадрирования (Crop). Первым делом стоит определиться, в каком соотношении сторон мы будем кадрировать изображение. Тут есть 3 варианта:

  1. Произвольный формат. Просто выделяем ту часть картинки, которая нам нравится, и настраиваем, более тонко перетягивая за границы и углы рамки.
  2. Кадрирование с заданным соотношением сторон. Для этого выбираем соотношение из стандартных в выпадающем списке на верхней панели инструментов, либо вводим желаемое сами. Первое значение – ширина, второе – высота. Это безразмерные величины, они задают соотношение сторон, не влияя напрямую на размер изображения.
  3. Кадрирование с сохранением соотношения сторон. Удобно, если нам некогда задавать принудительные параметры, либо мы их не знаем, но нужно отсечь часть кадра с сохранением пропорций. Для этого надо выделить изображение полностью, а кадрирование выполнять движением углов рамки с зажатой клавишой Shift.

Если необходимо выровнять горизонт – нажмите значок уровня на верхней палени инструментов при активированном инструменте кадрирования (прямоугольник с дугой из точек над ним). Всё что потребуется сделать дальше - найти горизонтальный, либо вертикальный объект на фотографии и удерживая кнопку мыши нажатой соединить две точки этго объекта которые должны находиться на одной горизонтальной, либо вертикальной оси. После этого изображение повернется, и на нем появится кадрирующая рамка, отсекающая повернутые углы. Обратите внимание, что выстраивая уровень (особенно по вертикальным объектам) следует учитывать искажения перспективы кадра, когда на снимке объект получается заваленным при удалении от центра кадра.

Чтобы выстроить композиционный центр кадра есть 2 подхода: правило третей, где смысловые акценты кадра расставляются в местах пересечения линий делящих изображение по третям,

либо можно воспользоваться инструментом Golden Ratio (Золотое сечение). В фотошопе выберите его из выпадающего списка, где по умолчанию отображается "Правило 1/3". В Lightroom для его использования из режима обрезки, нажмите «O», чтобы прокрутить все наложения, пока не найдете «золотое сечение», затем shift + O для прокрутки различных ориентаций.

Как выбрать соотношение сторон для кадрирования

При кадрировании стоит ориентироваться на то, на какой платформе и как оно будет просматриваться. Например, для Instagram идеальным соотношением сторон для портретного режима (в котором и ориентирована вся программа) будет 4:5 (соотношение 1080 x 1350 или 1: 1.25), альбомные снимки можно оставить без изменений, либо обрезать до квадрата. Для YouTube или для демонстрации фото по телевизору лучше всего подойдет соотношение сторон 16:9 (хотя некоторые в данном случае пользуются кинематографическим соотношением 21: 9 , тогда на большинстве телевизоров сверху и снизу будут отображаться темные полосы, но это позволяет достичь большей выразительности кадра). Ниже – список стандартных пропорций изображения и областей их применения.

Стандартные величины (отношение ширины к высоте):

  • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) – стандартное соотношение сторон кадра для большинства фотоаппаратов с матрицами APS-C, FullFrame, а так же для фотопленки. Такое соотношение сторон совпадает с пропорциями фотобумаги 15х10 и 21х14, что удобно при печати снимков.
  • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов) – другое распространенное соотношение сторон кадра, характерно для матриц системы Микро 4:3 и многих смартфонов. Такое же соотношение сторон экрана имеют многие планшеты, например iPad.
  • 1:1 (квадрат) – Такой формат снимков выглядит очень выразительно и позволяет легко компоновать серии фотографий, получил широкое распространение с появлением Instagram, где долгое время был единственным возможным форматом для публикации. Так же фото с таким соотношением сторон выдавали многие модели Polaroid.
  • 16:9 (HDTV) - Примерами такого соотношения сторон могут служить все современные телевизоры и большиноство современных смартфонов. Представителями данного соотношения сторон являются экраны HD (1280x720), FullHD (1920x1080), UltraHD(3840 × 2160) и многие другие. Также есть похожий формат 16:10, это соотношение сторон экрана встречается на компьютерах Apple MacBook Pro многих поколений, а также на многих мониторах. Варианты разрешения таких экранов: 1280х800, 1920x1200, 2880x1080.
  • 21:9 ("кинокадр") , этим соотношением обладают некоторые мониторы и "киноманские телевизоры", картинку такого соотношения сторон мы видим в большинстве кинотеатров. именно таким соотношением сторон обладает новомодный формат 4K (4096 × 3072)
  • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает, кроме здравого смысла.

При этом совсем не обязательно ориентироваться только на способ просмотра изображений. Соотношение сторон во многом формирует восприятие кадра, его динамику, харизму. Главное в кадре – идея и выразительность, все остальные характеристики, будь то соотношение сторон, шумность и четкость изображения, баланс белого, ничего не значат по сравнению с хорошим сюжетом снимка. Панорамы же очень удобно печатать в фотокнигах на весь разворот, либо на крупном формате, и размещать на стене. Часто даже обычный кадр может заиграть новыми красками при кадрировании его до состояния панорамы. Зритель перестает воспринимать его полностью одним взглядом, а начинает читать его, останавливаясь подробнее на каждой детали.

Изменение ориентации снимка

Отдельно стоит остановиться на изменении ориентации снимка с альбомного на портретный. Часто, особенно в путешествиях, бывает так, что в кадр с удачно позирующим человеком попадает нежедательный объект, который портит большую часть заднего плана, либо фон сам по себе выглядит достаточно скучным. Спасти снимок можно кардинально обрезав его по краям тем самым сменив ориентацию кадра. Большинство современных камер имеет достаточное разрешение матрицы, чтобы после изменения ориентации снимка кадрированием получить достаточно качественную картинку. Так из исходного альбомного снимка 6000х4000 (24 МП) можно получить портретный снимок разрешением 2667х4000 (10,5 МП), что очень даже неплохо.

Правила кадрирования портрета

По съемке и кадрировании портрета есть 3 основных рекомендации:

  1. Оставьте место в направлении движения/взгляда модели (больше места чем в обратном направлении). При этом чем более ярко выражено движение, либо направление взляда, тем больше места для него должно оставаться.
  2. Не режьте кадр по суставам или около них. Это правило наглядно проиллюстрировано ниже. В противном случае конечность будет смотреться неестественно.
  3. Если вы не уверены, как лучше кадрировать портрет при съемке, просто отступите на шаг назад, тогда границы кадра можно будет поправить в редакторе и верно расставить акценты.

Помните, что все "Правила" условны

Фотография – это в первую очередь творческий процесс, все правила тут носят рекомендательный характер. Например, правило третей. Логично сделать акцент на глаза при съемке портрета крупным планом. По правилу третей выходит, что для акцента на глазах их надо разместить на пересечении линий. При этом большинство портретов, размещенных в журнналах и на выставках, будут иметь отличную от "рекомендуемой" компоновку. Неправильную? Конечно нет! Экспериментируйте!

Зачастую начинающим фотографом сложно разобраться в многообразии существующих фото терминов. В данной статье расскажем о том, что такое кадрирование фотографий и зачем это нужно.

Кадрирование фотографий – это определение границ фотоизображения при выполнении фотосъемки. Во время съемки фотограф с помощью кадрирования может помещать нужные ему объекты на видоискатель видеокамеры или на цифровой экран фотоаппарата.

Кадрирование фотографий используется в целях подгонки снимка под определенный формат или в целях улучшения композиции кадра. В простом понимании кадрирование фотографий – это обрезание.

Способ кадрирования фотографий очень часто используется фотографами для того, чтобы убрать ненужные объекты и детали фотографии. Основное преимущества способа кадрирования является возможность получить крупный план объекта из фотографии с мелкими деталями и объектами. Это преимущество особенно важно, если Ваша камера не оснащена зумом или его характеристики увеличения слишком малы. Во многих графических редакторах Вы можете осуществить кадрирование фотографий. Например, Picassa, Adobe Photoshop и т.д.

Неправильное кадрирование фотоснимков – одна из самых распространенных ошибок, наблюдаемых у начинающих фотографов. Главное при получении правильного снимка обращать внимание на углы видоискателя и на задний план фото. Очень часто хорошие фотографии бывают испорчены именно задним планом, на котором зафиксированы посторонние предметы, объекты и люди.

Порой очень часто большинство людей делают фотоснимки горизонтально и забывают поворачивать в нужный момент фотоаппарат вертикально. Располагая фотоаппарат вертикально, на снимке изображается меньше лишних деталей и объектов, а изображение на фото фокусируется на определенном нужном объекте без посторонних предметов. Привычное для многих горизонтальное расположение фотоаппарата не всегда влечет за собой получение хорошего снимка. Иногда и при снимках пейзажей лучше поворачивать фотоаппарат вертикально, чтобы снимок был более динамичным и интересным.

Перед проведением каждого снимка серьезно подумайте, как лучше всего расположить фотоаппарат. Иногда ответ будет очевидным и зависит от формы объектов снимка, а иногда объект может иметь квадратную форму, тогда лучше сделать несколько снимков и выбрать какой лучше: горизонтальный или вертикальный.

Не снимайте объект слева, в таком случае остаются на снимке огромные лишние области, а в центре объект съемки, который рассматривается только при увеличении.

Существует 3 простых правила, способных обеспечить хорошее кадрирование фотографий:

1) Правильное размещение основного объекта в кадре;

2) Не забывайте об углах экрана и наличии заднего плана;

3) Правильно расположение фотоаппарата при съемке.

Кадрирование – значимая часть обработки изображения… конечно, вы стараетесь правильно кадрировать фотографию еще при съемке, но часто в пылу фотоохоты вы можете немного забыть о кадрировании… или же просто изменилось ваше видение того, что вы хотели сказать своей фотографией, и, обрезав ее по-новому, вы можете придать изображению новую смысловую нагрузку.

Кадрирование в Lightroom очень удобно тем, что оно не изменяет исходное изображение безвозвратно и вы можете создавать (и даже распечатывать) множество виртуальных копий изображения, кадрированного самыми различными способами. То есть у вас есть широчайшие возможности для выбора именно того варианта кадрирования, который будет способен лучше всего подчеркнуть то, что вы хотите рассказать своей фотографией.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Визуальная напряженность

Есть несколько важных моментов, о которых следует помнить при кадрировании фотографии. Прежде всего, мне бы хотелось поговорить о визуальной напряженности или окружающем пространстве и пересечении с границами края кадра, и о том, насколько это важно.

Давайте начнем с простого портрета… на фотографии ниже вы можете заметить полоску скотча, которую вы можете либо удалить при помощи клонирования, либо обрезать. Как вам сделать более правильный выбор?

Оригинальная фотография непосредственно из камеры

Пространство между объектом съемки и краями кадра чрезвычайно важно… обрезав изображение слишком близко к объекту, вы создадите визуальное напряжение. Это означает, что нашему мозгу не нравится такое ограничение пространства, и мы затрачиваем умственную энергию, пытаясь представить себе немного больше пространства между объектом съемки и границами кадра, словно повторяя мысленно снова и снова: «Мне просто хочется немного больше свободного места!». Пожалуй, это не то, на чем вы бы хотели сосредоточить внимание вашего зрителя, но если вы обрежете фотографию слишком близко, то именно это и произойдет, я гарантирую.

Фотография обрезана слишком близко к ногам, что создает напряженность. В то же время над головой модели оставлено слишком много, из-за чего фотография выглядит несбалансированной.

Еще хуже, когда из-за слишком близкой обрезки в верхней части фотографии, создается ощущение, что голова сжата.

Так что вам следует обдумать, сколько место вы оставите между краями кадра и вашим объектом съемки… слишком мало – и объект будет выглядеть зажатым… слишком много – и изображение будет восприниматься незаконченным.

Теперь и вверху и внизу изображения есть достаточное количество пространства. Хотя, честно говоря, думаю, что я обрезал нижнюю часть фотографию слишком близко… еще ощущается немного напряжения.

Сделаю небольшое предупреждение… как только вы начинаете уделять больше внимания тому, как вы кадрируете фотографию, вы открываете ящик Пандоры. Кадрировать в портретной ориентации? В пейзажной? Оставить больше места слева? Ниже мы подробнее рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Жесты модели

Итак, визуальную напряженность может создать слишком близкая обрезка не только сверху и снизу, но и по бокам. В большинстве случаев, если у вас есть примерно равное расстояние между объектом съемки и краями кадра, это является хорошей отправной точкой для кадрирования. Но, как мы знаем, все фотографии, так или иначе, визуально о чем-то рассказывают, и они – нечто большее, чем просто построение предметов в пространстве.

Например, у людей, помимо лиц, есть и конечности, которые склонны не просто свисать вдоль тела, а двигаться в тех или иных направлениях, т.е. людям свойственны жесты, и их следует принимать во внимание.

При кадрировании следует думать о жестах и направлении, в котором они направлены.

На фотографии выше, лицо и тело Софии слегка наклонены, что вместе с локтем и рукой создают в этом направлении визуальный толчок. Если вы попытаетесь кадрировать эту фотографию, прибегая к правилу третей, то вам придется обрезать фото с левой стороны ближе к девочке…из-за чего с этой стороны возникнет визуальное напряжение. Создастся впечатление, словно, еще чуть-чуть и она влепится в стену.

Сместить Софию немного из центра – неплохая идея, но из-за ее жеста, с левой стороны изображения создается впечатление тесноты.

Так что, если вы переместите Софию правее, создастся впечатление, что она собралась куда-то идти… Вы дали изображению место для дыхания.

Я намеренно разместил девочку слишком близко к правому краю фотографии, чтобы продемонстрировать, что наши глаза более снисходительны к малому расстоянию между объектом съемки и краем кадра со стороны, от которой движется (или обращен) объект, чем к малому расстоянию от края на той стороне кадра, к которому движется (или обращен) наш объект съемки. При взгляде на правую сторону фотографии ваши глаза будут по-прежнему ощущать некоторую напряженность, но она будет не так ярко выражена.

Об этом очень важно помнить, потому что иногда у вас есть не так много пространства для кадрирования, и вы должны решить, с какой стороны изображение обрезать больше. В таких случаях всегда выбирайте сторону кадра, от которой объект съемки движется или от которой он обращен в другую сторону.

Даже если расстояние справа слишком мало… изображение воспринимается лучше.

Так что, если вы будете обращать внимание на жесты своих моделей, это поможет вам более правильно кадрировать фотографию.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Общие правила обрезки

Общее правило при кадрировании изображений людей заключается в том, что вам следует стараться избегать обрезать руки, ноги, а также суставы. В частности, когда вы кадрируете фотографию по суставам, например, по локтям или коленям, изображение выглядит незаконченным и спонтанным, так что старайтесь кадрировать фотографии людей так, чтобы линия обрезки проходила выше или ниже суставов модели.

Ниже вы найдете примеры обрезки изображения людей (как-то это звучит кровожадно, пожалуй, Ганнибал подавился бы слюной).

Обрезать стопы модели? Нет и еще раз нет!

Обрезать изображение по линии между коленями и стопой – такой вариант выглядит более приемлемым.

Обрезка изображения по линии между бедер и колен, как правило, выглядит очень хорошо. Но обратите внимание, что в этом конкретном примере шорты и полоски на колготках в сочетании с краем кадра создают визуальное напряжение. Не лучший вариант кадрирования.

Обрезка кисти руки – еще один вариант неудачного кадрирования.

Обрезать кисть полностью, оставив другую часть руки нетронутой – более хорошая идея.

В случае, когда вам нужно обрезать локоть… меньше – не значит лучше… это воспринимается, как несуразность

Такой вариант кадрирования с обрезкой локтя по линии, проходящей примерно посередине руки, зрителем воспринимается лучше.

Кадрирование с обрезкой руки, не затрагивающей локоть, вполне приемлемо.

Кадрирование с обрезкой выше локтя и ниже шеи визуально воспринимается нормально.

Единственным исключением из общего правила являются плечи – не стоит их обрезать полностью. Вам следует оставлять что-то, на что опирается шея, в противном случае изображение одной лишь головы и шеи будет выглядеть жутковато.

Итак, всегда принимайте во внимание где и как вы собираетесь кадрировать свою фотографию – это поможет вам избежать ненужной визуальной напряженности.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Доброго вечера всем моим читателям. Этот урок я пишу, так как и обещал в своей . И сегодня мы рассмотрим на примерах как же правильно кадрировать фотографии. Будем пользоваться мы , так как он мне нравится в этом деле больше фотошопа. Да и как я уже объяснял Вам.

Возьму я фотографию парня в полный рост и на основе этого фото буду показывать как правильно и не правильно кадрировать, чтобы Вы сами могли заметить разницу и больше не допускали ошибок. А то что толку, что я напишу: “Так делать нельзя”? Вообще, правил кадрирования существует множество, но в данной статье мы рассмотрим только основы.

Для того чтобы Вам лучше воспринималось, я сделал два маленьких коллажика. Но, для начала я расскажу как, вообще, можно кадрировать (основы).

1. Портрет по плечи

Один из самых тяжелых видов портретов. Ведь большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. Да и с помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. А это, поверьте, не так уж и легко сделать. Но, вернемся к кадрированию. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

2. Портрет по пояс

Один из самых распространённых видов портрета. Главное, в данной ситуации не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

3. Кадрирование выше колен

Главное не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

4. Кадрирование ниже колен

Опять же, колени ни в коем случаи не обрезать. И когда фотографируете данные портреты, рекомендую использовать объективы с фокусным расстоянием от 50mm. Иначе жутко искажаются пропорции. Но, честно говоря, я сам не любитель так кадрировать, только в исключительных случаях.

5. В полный рост

Раздолье! Можете показать человека полностью. В чём он одет, что он делает, чем они живет!

Но, опять же, мой Вам совет – не использовать широкоугольные объективы.

Но, я всегда говорил, что правила созданы чтобы их нарушать, но чтобы нарушать, их нужно хотя бы знать. И осознанно нарушать, что многие профессиональные фотографы и делают иногда. И я не зря подчеркнул слово “профессиональные” :)

И чтобы получить идеальный снимок, нужно всего 2 вещи: фантазия и композиция. И если первому научиться практически невозможно, то композицию в портрете стоит соблюдать.

Безусловно, главное в портрете – это глаза человека, поэтому старайтесь, чтобы глаза всегда были в фокусе. Затем человек обращает внимание на эмоцию, изображенную на фото, после этого рассматривает, как сложены руки, как наклонена голова, и остальные, казалось бы, мелочи. Но на самом деле, положение рук, пальцев, ног очень важны, ведь если неправильно кадрировать и отсечь руку, то нам будет казаться, что у модели ее действительно нет. Итак, как правильно кадрировать, чтобы избежать грубых ошибок?

Лицо:


На снимке – пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирования портрета крупным планом – это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, “раскрыть” ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное – глаза всегда должны быть в фокусе.

Голова и плечи:

На снимке – голова и участок чуть ниже ключиц. В таком снимке не стоит обрезать макушку модели, поэтому стоит дать немного пространства вверху. И еще один момент – съемку стоит проводить на уровне глаз человека.

Голова и грудь:


На снимке – голова и тело по линии, которая проходит чуть ниже груди. Портрет с таким кадрированием не смотрится уже так интимно, как первые два, но все равно не стоит забывать про то, что глаза должны находиться в зоне идеальной резкости. Если в такой план вводить кисти рук, то внимание к ним удваивается, поэтому обрезать кисти ни в коем случае нельзя.

Поясной портрет:

Самый распространенный вид снимков, главный совет: не стоит обрезать по линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен. А так же не забывайте про руки, их тоже не следует обрезать по локоть.

Портрет чуть выше (ниже) колен:

Если в кадр вводить ноги человека, то это придает фотографии динамику, но тогда обрезать нужно либо чуть выше колен, либо чуть ниже. Проще говоря, любую конечность нельзя отсекать по суставу, иначе будет казаться, что у человека она ампутирована. Также в таком снимке стоит продумывать тщательно позу, положение рук, наклон головы. Снимки такого плана стоит делать с уровня подбородка модели.

Портрет в полный рост

В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения. Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.



Поделиться