Поиск факторов, которые провоцируют и подкрепляют поведение. В театре нежелательны аплодисменты

Ответ психолога на вопрос о частых и необъяснимых криках у ребенка с аутизмом

«У нашего девятилетнего внука аутизм. У него отличные способности к музыке и математике и обширный словарный запас. Однако ему трудно дается устная речь. Он занимается у логопеда. При этом он визжит, и звуки, которые он издает дома и в школе, раздражают и отвлекают. Это не синдром Туретта. Крики начинаются ни с того, ни с сего, когда он чем-то взволнован или сосредоточен. Он чудесный, ласковый мальчик, но от этих звуков можно с ума сойти! Можете помочь?»

На вопрос отвечает психолог Стефани Вебер из Центра по расстройствам аутистического спектра Келли О’Лири при медицинском центре Детской больницы Цинцинатти (США).

Это отличный вопрос. Так приятно знать, что вы активно занимаетесь своим внуком, и осознаете, в чем его сильные стороны, а в каких областях ему нужна помощь.
Из ваших слов выходит, что в целом он неплохо преуспевает в школе и других занятиях, если не считать вокализаций, которые создают трудности для окружающих.
Первый шаг в отношении такого поведения — это подумать о том, в каких ситуациях и условиях у вашего внука появляются вокализации. Вы уже заметили, что это поведение появляется в ситуациях, когда он взволнован или сосредоточен. Это отличный первый шаг.

Поиск факторов, которые провоцируют и подкрепляют поведение

Затем я предлагаю вам, а также его родителям, педагогам и другим людям, которые взаимодействуют с ним, начать записывать, что именно происходит вокруг, когда начинаются крики. Прекрасный инструмент, который поможет вам за этим следить — это так называемая «Форма ДПП». Образец такой формы приведен ниже:

«Д» обозначает «до поведения». Это те события, которые непосредственно произошли перед тем поведением, которое нас интересует.

«П» означает «поведение». Здесь вы описываете конкретный случай поведения. Описывайте его сухо и по делу — как поведение выглядело со стороны и как долго оно продолжалось. Например, вы можете записать, сколько раз он закричал, насколько интенсивными были крики, как долго продолжался этот эпизод начиная от первого крика до последнего, а также другие особенности, которые вы могли непосредственно наблюдать.

И, наконец, второе «П» обозначает «последствия». Это то, что произошло сразу после поведения. Например, внешний вид вашего внука становится явно спокойнее после вокализаций? Он прекращает делать то, что делал до того, как начал визжать? Крики приводят к какой-то реакции со стороны окружающих людей?

Подобная информация может привести к важным открытиям. Например, вы можете заметить, что крики начинаются, когда он работает над слишком тяжелым (или слишком простым) заданием. Другими словами, крики могут быть его способом справиться с раздражением.

Или учитель может заметить, что если ваш внук вокализирует в классе, то другие дети начинают смеяться и веселиться. Смех может подкреплять это поведение.
Другая возможная причина в том, что окружающие люди невольно подкрепляют это поведение, когда начинают обращать на него внимание, например, говорят ему вести себя тише или успокоиться.

И, конечно, он может кричать просто потому, что это вызывает у него приятные ощущения.

Поощряйте замещающее поведение

Какую бы причину или причины вы не обнаружили, они помогут вам разработать план поиска приемлемой замены поведения. Работая вместе с другими членами семьи и педагогами, вы можете помогать ему эффективнее пользоваться словами или ограничить то поощрение, которое он получает от криков.

Предшествующие факторы и последствия — «до и после» — представляют собой те области, на которые вы можете повлиять, чтобы поощрить не такое проблемное поведение.

Например, стратегией «до» может стать визуальная поддержка для вашего внука, которая проиллюстрирует для него, какое поведение вы предпочитаете. Например, это может быть наглядный список желательного поведения, который включает «сидеть тихо, чтобы не мешать другим думать». Подобный список может быть похож на «Правила класса» в примере ниже.

Дополнительная визуальная поддержка может объединить каждое правило с соответствующим изображением, как показано на примере ниже.

Я понимаю, что ваш внук понимает слова и может читать. Все равно я рекомендую вам использовать визуальную поддержку, потому что многие дети лучше усваивают информацию, если они видят картинки и читают слова, а не только слышат, как себя вести, на словах. Визуальная поддержка может стать дополнительной подсказкой для вашего внука, которая ему необходима.

Награждайте, чтобы поощрить

Другая стратегия «до» — это «застукать ребенка за чем-то хорошим». Другими словами, вы должны замечать те периоды, когда ваш внук не кричал, хотя был сосредоточен или взволнован, и тут же предоставлять ему положительную обратную связь. Наверное, вы знаете, какие награды будут ему наиболее приятны — похвала, любимое лакомство и так далее. Дайте ему знать, за что именно вы его награждаете. Например, вы можете сказать: «Мне так понравилось, что ты говорил тихо» или «У тебя отлично получается вести себя тихо».

И помните о ваших данных ДПП. Они помогут вам найти ситуации в течение дня, когда вам проще всего «отловить» хорошее поведение внука еще до каких-либо вокализаций.

Другой пример визуальной поддержке, которая поможет мотивировать вашего внука — это жетоны. (Ниже приводятся два примера плашек для сбора жетонов).

Идея в том, чтобы он мог наглядно видеть, что он получит, если не будет кричать в течение всего занятия, урока или дня. Если ваш внук не кричал определенный период времени, то он получит один жетон. Когда он соберет все жетоны, то он сможет получить какую-то очень ценную для него награду, которую нельзя получить никаким иным способом. Как долго ему нужно не кричать, чтобы получить жетон? Сколько именно жетонов надо заработать, чтобы получить награду? В целом, я предлагаю ориентироваться на частоту поведения, от которого вы хотите избавиться. Чем чаще происходит поведение, тем чаще нужно предоставлять ему возможность для получения награды.

Игнорируйте, чтобы ослабить

Одновременно с наградами за желательное поведение (относительную тишину) я предлагаю игнорировать то поведение, которое вы не хотите поощрять. Другими словами, не надо реагировать на его визги. Это значит — ничего ему не говорить и даже не смотреть в его сторону. Поначалу это может оказаться трудной для вас задачей. Но по нашему опыту этот подход очень эффективен, если применять его последовательно.

Это лишь несколько примеров того, как можно уменьшить проблемное поведение и поощрить более положительное.

Найти подходящее для криков место

Как я уже упоминала ранее, ваш внук может кричать просто потому, что ему приятно это делать. В этом случае я предлагаю учить его искать социально приемлемое место для криков. Например, в школе он может попросить учителя о перерыве, чтобы он мог пойти в свободный кабинет и там вокализировать. Объясните ему, что очень важно следить за тем, чтобы не мешать окружающим.

В каких случаях можно подумать о наказании

Я настоятельно рекомендую сначала попробовать все перечисленные выше подходы, и только потом рассматривать любую форму наказания. Тем не менее, некоторые дети очень хорошо реагируют на разумные негативные последствия за определенное поведение. Например, если ваш внук зарабатывает жетоны за то, что говорит только спокойным и тихим голосом, вы можете начать снимать по одному жетону, когда он вокализирует и мешает окружающим. Однако данный подход нужно применять осторожно, и он работает далеко не со всеми детьми.

Наконец, эффективность всех этих стратегий зависит от сотрудничества всех членов семьи и учителей ребенка. Очень полезно оставлять друг другу короткие сообщения в специальном «листе коммуникации», который ребенок носит в школу, домой, а также на другие занятия, если они у него есть. Это поможет всем, кто взаимодействует с ребенком быть в курсе того, что с ним происходит.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Экология жизни.Йоги, как правило, хорошо держат баланс, но даже самых стойких может вывести из равновесия поведение новичков на соседнем коврике.

Йоги, как правило, хорошо держат баланс, но даже самых стойких может вывести из равновесия поведение новичков на соседнем коврике.

Совладелец NYMYoga и основатель LivingVega Макс Кушнер проанализировал типичные ошибки, которые могут испортить настроение и вам, и окружающим, и составил список правил поведения в студии.

1. Примите душ перед практикой.


Дечен Турман, сын Роберта Турмана, брат Умы Турман и преподаватель дживамукти-йоги, на одном из московских семинаров как-то сказал, что пот – это нефть и золото йогов. В этой шутке есть доля истины: динамичная практика йоги заставляет работать наше тело в интенсивном режиме, и выделение пота во время практики – естественно. Но постарайтесь принять душ перед занятием после напряженного дня. Капли чистого пота на коврике после часовых виньяс – это действительно ваши нефть и золото, а вот запах трудовых будней будет мешать окружающим. Воздух в студии во время занятия становится горячим, потому любые запахи назойливо проявляются.

2. Воздержитесь от приема резкой пищи, а также от нанесения на тела духов и резких аромамасел.

То, что плотный прием пищи перед любым занятием, будь то фитнес или йога, будет мешать вам – наверное уже не новость: пищеварение устроит бунт. Но даже легкий веганский сэндвич с чесноком и луком непосредственно перед практикой доставит много неудобств и неприятных ощущений. Свежее и легкое дыхание во время занятия вам обеспечат основные правила: последний прием пищи – за два часа до практики, а если нет такой возможности, перекусите чем-то легким, но без острых продуктов, специй и приправ с ярко выраженными запахами. Благоухать во время практики ароматами тоже не стоит: у людей разное восприятие запахов, и тот, который нравится вам, может отвлекать другого человека.

3. Следите за педикюром.


На йоге мы занимаемся босиком и часто близко находимся носом к пяткам соседа – то есть испытываем достаточно интимные переживания во время занятий. Достаточно того, чтобы ноги были аккуратными и не отвлекали внимание соседей от практики размышлениями, не провел ли этот человек последние полгода в скитаниях по берегам Варанаси.

4. Практикуйте терпимость.


Нежелание подвинуть свой коврик, когда в студии мало места – типичная история не только в России, но и во всем мире. Прийти пораньше, застолбить лучшее место себе и подруге и охранять его до последней капли пота! Но самое интересное начинается, когда новичок не хочет ни на миллиметр подвинуть свой коврик для вновь прибывших и неприветливо смотрит в их сторону. Конечно, вы же пришли раньше, заплатили за урок и можете себе позволить. С такой логикой лучше заниматься дома. Но находясь в студии, не забывайте, что вы – не единственный, дайте место и другим, таким же как вы, пришедшим заниматься йогой. Ваши соседи, с которыми вы проведете следующие два часа и научитесь чему-то важному вместе – рядом с вами не напрасно. Пространство всегда дает тех людей рядом, которые нам для чего-то нужны. Может быть даже для воспитания терпимости и принятия.

5. Выключите мобильный.

Звонящим или даже громко вибрирующим телефоном вы отнимаете драгоценное время и внимание, прежде всего, у самих себя. Вы не позволяете себе расслабиться и полностью включиться в занятие. Честно заслуженное за два часа интенсивной практики расслабление теряется и у вас, и у окружающих. Не ставьте телефон на вибрацию, просто выключите его перед практикой или переведите в авиа-режим. На два часа вы в полете на пути к себе.

6. Ведите себя тихо и по возможности спокойно.


В тренажерном зале громко разговаривать, обмениваться репликами с тренерами и соседями по залу считается нормой. Но в студии йоги лучше вести себя тихо. Это все-таки пространство для отдыха ума и медитаций. Когда вы входите в зал даже перед началом занятия, по возможности избегайте громких звуков приветствия. Спокойно поговорить можно до и после занятий, а вот беспокоить репликами соседей во время практики не стоит вовсе: во время практики концентрироваться лучше на своих ощущениях.

7. Приходите вовремя и не уходите раньше времени.

По возможности не опаздывайте на урок. Во многих студиях практика начинается с медитации, и если вы ворветесь на занятие, то нарушите сосредоточенность и концентрацию сразу же всех присутствующих. Постарайтесь успеть пройти в зал за 5-10 минут до начала занятия, чтобы спокойно настроиться на практику и расстелить свой коврик. Не уходите перед Шавасаной (этой позой Трупа завершается любой урок йоги) или во время нее, а если у вас действительно нет времени на полноценное занятие, и вам нужно спешить на встречу, то предупредите об этом учителя заранее, чтобы не обидеть его своим внезапным уходом. Сделайте свой собственный, быстрый вариант Шавасаны и тихонько покиньте класс. Сложить свой коврик и убрать телефон в сумку лучше за пределами зала, чтобы не мешать расслаблению соседей по коврику.

8. Не панибратствуйте с учителем.


«Обнимашки» до и после практики, совместные поездки в йога-ретриты на море, лайки на Facebook и в Instagram и то, что преподаватель подходит лично к вам и помогает выстраивать вам ваше тело – не повод для того, чтобы проявлять ваши чувства к учителю во время практики и подчеркивать то, какой вы преданный ученик и отличный приятель. Да, иногда нестерпимо хочется выделиться и показать всем, что вы уже не первый (а второй) день на коврике и хорошо знаете вот этого учителя с обложек модных журналов, но занятие йоги – это не тот случай. На йогу приходят работать над своим внутренним состоянием и своим телом.

9. Не бойтесь большого количества людей на одном занятии.

Часто бывает так, что к известному и популярному преподавателю выстраивается огромная очередь на занятие. В итоге вы, возможно, попадете на плотный урок, где расстояние между ковриками – не более пальца. Примите это. В жизни часто бывают ситуации, когда тесно, когда много людей и когда рядом с вами незнакомцы. Большое количество людей, которые занимаются одним делом – не плохо. Принимайте это как часть жизненного урока, старайтесь настроиться на общую энергетику класса.

10. Не позируйте перед другими.

Не исключено, что рядом с вами на коврике окажется симпатичный парень или очаровательная девушка. Вы – новичок, но показать, на что вы способны в своей гибкости и выносливости вам непременно захочется. Аккуратно и трепетно относитесь к своим локтям и коленям – там нет моментальных болевых ощущений, и почувствовать боль вы сможете уже после практики, когда тело остынет. Делайте только то, к чему вы готовы. И не крутите шеей в стойке на плечах, пытаясь сравнить, чья березка прямее. Есть риск перегнуть палку и свернуть себе шею.

11. Приносите свой коврик

Свой коврик – более гигиенично, чем даже чистые, но студийные ковры. В идеале нужно иметь несколько ковриков: один, полегче – для путешествий, другой – для студийной или домашней практики. Не забывайте, что заниматься лучше на ковриках из натуральных материалов, и на тех, которые не скользят, например, JadeYoga: во время занятий вы часто оказываетесь близко лицом к ковру, и ваша кожа постоянно соприкасается с йога-матом. А скользить пятками или ладошками по коврику еще и травмоопасно. Так что, собираясь в студию, по возможности, приносите коврики с собой, в некоторых местах вы можете их оставлять на хранение. опубликовано

На вопрос отвечает психолог Анна Федосова:

– Продуктивная работа ребёнка в классе и дома нуждается в подходящей обстановке. Рабочая атмосфера – важная часть подготовленной среды. В свете этого перед взрослым стоят две смежные задачи: помочь детям научиться не мешать друг другу и помочь не мешать (независимо от того, научился уже ребёнок это делать сам или нет). Действительно, мы знакомим детей с правилами и напоминаем о них. Но этого может быть недостаточно, поскольку знать о каком-то правиле – это одно, а понимать, что оно полезно тебе самому, и успешно руководствоваться им в поведении – совсем другое. Если ребёнок мешает работе других детей – долг взрослого воспрепятствовать этому. Напомнить или попросить – может быть частью этого процесса, но это только некоторые из средств для достижения цели – не допустить неприемлемого поведения.

Взрослый, будь то родитель или Монтессори-гид, является моделью поведения для ребёнка. Естественно, что мы хотим быть хорошей моделью. Мы транслируем детям образцы вежливости и любезности, примеры поведения в конфликте и решения коммуникативных задач. Подробно процесс установления правила или требования рассмотрен в статье «Как правильно говорить малышу «нельзя », много хороших идей, относительно позитивного установления правил и границ, можно найти в книгах А. Фабер и Э. Мазлиш и других последователей и продолжателей Х. Гиннота.

Ребёнок ведёт себя плохо только тогда, когда (в силу самых разных обстоятельств) не придумал ничего лучшего, приемлемого для себя и других. Иногда это проблема незнания: ребёнок хотел рисовать, но не нашёл где, поэтому нарисовал, где нашёл. Иногда это проблема владения собой: ребёнок хотел обнять симпатичную кису, но большая радость создала такой сильный очаг возбуждения в растущем мозге, что возбуждение охватило соседние области, и ребёнок сжал бедную кису с большой силой, не умея локализовать возбуждение. Иногда это проблема мотивации и понимания ситуации: ребёнок ощущает внутреннее побуждение к действию, идущее от потребностей его развития, текущего по внутреннему ритму, а деятельность, которую предлагают ему извне, идёт вразрез с этим побуждением. Например, ребёнок жаждет движения или личного общения, когда мы хотим от него тихой собранности на кругу и внимания к чужой речи.

В любом случае, когда вы видите что-то, что «нельзя», ваша задача предложить ребёнку способ «можно». В ситуации групповой работы вы продумываете, что можно в вашем конкретном пространстве. Можете вы дать слово ребёнку, который перешёптывается? Можете попросить его помощи (подать, подержать, переложить, принести) во время занятия? Есть другая зона, комната, где ребёнок может заняться чем-то другим? Тихо вернуться к свободной работе ребёнок сможет? Есть у вас спортивный уголок и можно ли в нём заниматься, не мешая тем, кто занят в кругу? Кто присмотрит за ребёнком, пока внимание Монтессори-гида направлено на группу? Если значительная часть детей ведёт себя шумно и невнимательно на групповом занятии, то, может быть, нужно уделить внимание активности с привлечением движения, завладеть вниманием детей, сделать что-то, требующее сосредоточения, и перейти к упражнению круга? Исходя из конкретных условий и обстоятельств, вы формулируете альтернативы и сообщаете их ребёнку вежливо, любезно, доступно, кратко. Вы даёте ребёнку выбор из приемлемых вариантов и, доброжелательно, но твёрдо, настаиваете на том, чтобы он последовал одним из путей. Тогда ребёнок учится брать на себя ответственность и осваивает способы вести себя в разных ситуациях так, чтобы от этого было хорошо и ему, и окружающим.

В условиях кризиса всё больше авиакомпаний экономят на обслуживании. Это иногда касается даже числа бортпроводников, не говоря уже о количестве и качестве дополнительного оборудования, питании и прочих удобствах, ставших привычными. В результате увеличивается число конфликтов как среди пассажиров, так и между пассажирами и обслуживающим персоналом.

Предлагаем вам узнать 13 правил поведения на борту самолёта, которые помогут избежать лишних ссор и не испортить перелёт.

1. Не забывайте, как работает служба безопасности аэропорта

Стоит продумывать своё поведение на пару шагов вперёд. Это позволит избежать долгого досмотра и проблем с охраной. Все металлические предметы нужно заранее выложить из карманов в сумку или карманы верхней одежды, которая пройдёт через рентген-аппарат. Так вы сэкономите время при проходе через рамку металлодетектора.

2. Располагайте вещи так, чтобы не мешать окружающим

После того как вещи выйдут с ленты транспортёра, нужно встать так, чтобы не мешать другим. Если у вас несколько сумок, меньшую из них стоит всё время носить с собой. В неё удобно положить вещи, которые обычно находятся в карманах. При этом небольшой багаж не будет вызывать неудобств, если разместить его в ногах. Крупные сумки и чемоданы лучше поставить вертикально рядом с собой.

3. Будьте вежливы с бортпроводниками

Правила, о которых так часто напоминают на борту, придуманы не стюардессами, хотя контроль за их исполнением и входит в их работу. Они разработаны специальными организациями с учётом многолетней эксплуатации авиатранспорта для удобства и безопасности пассажиров. Нет смысла спорить о необходимости пристегнуть ремни или поднять спинку кресла, к тому же это может задержать вылет.

Не забудьте поинтересоваться, можно ли пользоваться электронными устройствами во время взлёта и посадки. Некоторые авиакомпании уже сняли этот запрет.

4. Предупредите соседей, что хотите откинуть спинку кресла

В противном случае вы рискуете не только помешать сидящим сзади. Неловким движением можно испортить, например, ноутбук соседа или опрокинуть его питьё, резко откинувшись без предупреждения. Подобной неприятной ситуации можно избежать - достаточно посмотреть назад.

5. Присматривайте за детьми

Полёт сам по себе довольно тяжёлое дело, а когда ещё рядом шумят дети - у многих начинает болеть голова. Нельзя позволять им вести себя шумно, бегать по салону или ещё как-то мешать другим людям, как бы ни было сложно это сделать. Помните, что ответственность за маленьких пассажиров лежит на сопровождающих.

Совет для тех, кто столкнулся с расшалившимися детьми соседей: не нужно ругать малыша - поговорите с родителями.

Салон самолёта не то место, где стоит исправлять воспитание детей. Вы тоже были ребёнком, попробуйте найти к ним мирный подход.

6. Будьте осторожны с выпивкой

Скоротать полёт за парой стаканчиков спиртного - неплохая идея, но нужно знать меру. В противном случае есть шанс потерять контроль над собой, ввязаться в конфликт и получить немалый штраф. К тому же непьющим будет неприятно находиться рядом с пусть и спокойным, но не очень хорошо пахнущим соседом. Про необходимость бегать в туалет каждые полчаса и напоминать не стоит.

7. Проявите сочувствие к соседу в середине ряда

Полноценно вытянуться на кресле в середине ряда (даже трёхместного) очень сложно. Поэтому пассажиру на этом месте стоит уступить хотя бы подлокотники во время отдыха. Это негласное правило, и не все могут с ним согласиться. Но у сидящих в середине нет возможности свободно откинуться и отдохнуть, вытянув ноги. Подлокотники хотя бы немного компенсируют это.

8. Не забывайте о правилах гигиены

Неприятный запах попутчиков не понравится никому. Поэтому перед поездкой в аэропорт стоит сходить в душ. Ну или хотя бы воспользоваться дезодорантом. Правда, не стоит злоупотреблять парфюмерией, всё должно быть в разумных пределах. Кроме этого, перед полётом стоит употреблять только ту пищу, которая не сохранит свой «аромат» в полёте.

9. Не надоедайте беседой попутчикам

Многие люди не слишком , ведь, несмотря на максимальный комфорт в современных авиалайнерах, полёт - серьёзный стресс. Не стоит навязываться. Пусть все беседы будут желанными для обоих участников. Если же собеседник неохотно идёт на контакт, нужно уважать его право на тишину и отдых. Ведь многие люди слишком вежливы, чтобы просто игнорировать назойливость с чужой стороны.

Если же вы столкнулись с назойливым соседом - не стоит грубить. Можно открыть книгу или достать из сумки наушники. Скорее всего, это поможет избежать неприятного разговора.

10. Вставайте с места только в удобное для всех время

Если необходимо посетить туалет, не стоит делать это в тот момент, когда по салону проходит стюардесса с тележкой. В противном случае можно застрять в проходе надолго. Или придётся протискиваться, а это получается не у всех.

11. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сон не мешал соседям

Находясь на месте в середине или у прохода, стоит оставить некоторое место соседям, чтобы они могли выйти, не разбудив вас. Кроме этого, было бы неплохо раздобыть подушку, чтобы не оказаться спящими на плече у рядом сидящего.

12. Не задерживайтесь в туалете

Желающих попасть в уборную всегда довольно много, не стоит их задерживать. И, конечно, у всех равное право пользоваться чистым туалетом. Не стоит оставлять за собой неубранный мусор в местах общего пользования.

13. Выходите из салона быстро, но не мешая окружающим

Все хотят покинуть самолёт как можно раньше, так пусть впереди сидящие спокойно сделают это. Используйте это время, чтобы собрать вещи и подготовиться к выходу. И уже потом, убедившись, что проход свободен, выходите сами.



Поделиться