Почему стоит сменить традиционный маркетинг на Agile. Концепция Agile-маркетинга – скорость в бизнесе решает всё Команда собрана, теперь дело за малым

Вероятно, вы наслышаны об agile-маркетинге, но многие вещи по-прежнему остаются для вас неясными. В этой статье мы поделимся всей необходимой информацией для внедрения agile-маркетинга в вашей компании.

Что такое Agile-маркетинг?

Agile-маркетинг - это подход в маркетинге, основанный на ценностях и принципах гибкой разработки ПО. Agile был создан в 90-е годы с целью ускорения процесса разработки.

Прямо сейчас маркетинг проходит через собственный период возрождения Agile в ответ на стремительно меняющиеся рынки. Средства массовой информации быстро развиваются и типы потребления медиа (media consumption) часто меняются. Годовое планирование маркетинга более не актуально. Слишком многое может измениться за один год, чтобы даже самый продуманный план соответствовал реальности.

Кроме того, данные сейчас предоставляют больше понимания и доступнее как никогда раньше. Настал тот момент, когда скорость и гибкость в маркетинге - это не только возможность, но и необходимость.

3 ключевых ценности agile-маркетинга:

  • Люди и взаимодействия важнее, чем процессы и инструменты.
  • Публикация контента важнее, чем комплексные планы маркетинга.
  • Готовность к изменениям важнее, чем следование изначальному плану.

Эти ценности значительно отличаются от традиционной методологии маркетинга.

Что такое Scrum?

Scrum - это фреймворк управления проектами, нацеленный на более быстрое выполнение работы маркетологами.

Структура Scrum выглядит следующим образом:

1. Артефакты

Существует три основных документа (или артефакта), которые вы будете использовать в Agile-маркетинге:

  • Бэклог продукта (Product Backlog) - это приоритезированный список дел, необходимых для создания продукта. Наполнением и обновлением бэклога занимается владелец продукта (Product owner).
  • Бэклог спринта (Sprint Backlog) содержит все задачи текущего спринта. Задачи в данном бэклоге согласовываются на собрании по планированию спринта.
  • Диаграмма сгорания (Burndown Chart) - это визуальное отображение прогресса команды в текущем спринте. Каждый участник должен ежедневно сверяться с ним, чтобы знать сколько невыполненных задач осталось до завершения спринта.

2. Роли

В Agile-маркетинге есть три основные роли. Все они автономные, кросс-функциональные, самоорганизующиеся и несущие коллективную ответственность:

  • Владелец продукта - ответственен за планирование работы. Распоряжается бэклогом (это список, отслеживающий задачи и прогресс каждого проекта). Владелец назначает приоритеты задачам, принимает или отклоняет работу.
  • Разработчик (Implementer) - член команды, ответственный за выполнение поступающей работы. Он способен организовать свою работу и выполнить ее наилучшим образом. До тех пор, пока работа выполняется правильно и в срок, разработчик сохраняет полную автономность.
  • Скрам-мастер (Scrum Master) - организует работу команды, несет ответственность за ее эффективность. Скрам-мастер обеспечивает проведение ритуалов и устраняет любые препятствия, способные помешать команде выполнить свои задачи. Он также помогает владельцу продукта в планировании, выступая в роли лидера-слуги.

3. Ритуалы

Ритуалы Scrum - это три разных типа встреч в Agile-маркетинге. В отличие от традиционной структуры собраний, ритуалы обладают высокой эффективностью.

1. Ежедневный скрам - ежедневная встреча команды, позволяющая быть в курсе текущего положения дел. Его цель - решение любых насущных проблем. Обычно такие совещания проводятся стоя, поэтому их длительность не превышает 15 минут. На данном собрании команда должна ответить на следующие 3 вопроса:

  • Что вы сделали вчера, чтобы продвинуть команду ближе к цели?
  • Что вы будете делать сегодня?
  • Что вам мешает?

2. Планирование спринта - встреча по планированию спринта (длительностью около 1 часа), на которой владелец продукта сообщает разработчикам основные требования и задачи спринта. После обсуждения деталей с владельцем продукта разработчики переходят к выполнению определенного перечня задач, которые возможно выполнить к концу спринта.

3. Ретроспектива и обзор спринта - встреча, проводимая по завершению спринта (длительностью около 1 часа), для анализа полученных результатов. Ретроспективная часть этой встречи сосредоточена на обсуждении того, что сработало, а что нет. На основании данной информации команда должна выработать предложения и план действий по улучшению результатов и повышению эффективности в следующем спринте.

Теперь, когда вы знакомы со всей необходимой терминологией, мы можем перейти к самому интересному - как же начать работу с agile-маркетинг?

Шаг 1. Планирование

Одно из распространенных заблуждений - то, что Agile-маркетинг полностью исключает планирование. Правда в том, что планировать по-прежнему необходимо, но следует быть готовыми к внесению изменений и адаптации этих планов по мере появления новой информации или препятствий.

Следующий механизм планирования должен быть определен внутри команды:

Тема 1 → Инициативы → Эпопеи → Истории

Тема 2 → Инициативы → Эпопеи → Истории

Тема 3 → Инициативы → Эпопеи → Истории

Дорожная карта (roadmap) фокусируется на общей картине: на наиболее важных целях вашей организации. В ней заинтересованные стороны компании отражают задачи команды на 1 год.

В дорожной карте также должна быть четко изложена стратегия достижения целей. Здесь не нужно беспокойтесь о конкретных тактиках, так как они изменятся. Думайте исключительно стратегически.

Вы можете выбрать период планирования, который лучше всего подходит для вашей организации, но как правило это 6-12 месяцев. Тем не менее, это совсем не значит, что эти планы не будут отменены.

Команда должна ежеквартально пересматривать свою дорожную карту и отражать в ней новую информацию, изменяющиеся тенденции, непредвиденные проблемы или возможности, изменения в приоритетах и ​​все остальное, что влияет на работу вашего бизнеса.

Дорожная карта - наиболее важный артефакт для ваших внутренних заинтересованных сторон, поэтому они должны участвовать в процессах ее планирования и анализа.

2. Темы

Темы помогают расставить задачи в порядке приоритетности, в зависимости от ваших целей. Они определяют, как будут распределяться ваши ресурсы. Типичный набор тем для команды agile-маркетинга может выглядеть следующим образом:

  • Трафик (20%)
  • Лиды (50%)
  • Продажи (30%).

Проценты указывают на то, сколько усилий команды должно быть направлено на каждую тему, исходя из ее целей.

Если вам нужно Х лидов, а с трафиком и конверсиями продаж все в порядке, соответственно, больше внимания вы уделите теме лидов. Вместо работы над 10 статьями для блога ваш копирайтер сосредоточится на создании электронной книги для повышения конверсии.

Если в следующем квартале, скажем, ваш коэффициент конверсии (conversion rate) вырастет, а продажи не изменятся, вы сможете изменить проценты и направить больше усилий на улучшение показателей продаж.

3. Инициативы

Ваша дорожная карта состоит также из ряда стратегических инициатив, которые, по сути, представляют собой набор тактик для реализации стратегии.

Можете думать о каждой инициативе как об отдельной кампании. Это могут быть проекты по редизайну сайта, кампании контент-маркетинга или кампании в социальных сетях.

Период планирования для инициатив обычно составляет 1-3 месяца.

4. Эпопеи

Большинство ваших маркетинговых тактик представлены эпопеей. Эпопея - это период или проект, во время которого создается конечный продукт с определенной бизнес-стоимостью. Например, новый дизайн целевой страницы, который увеличивает коэффициент конверсии на 200%.

Период планирования для эпопеи обычно составляет не больше месяца.

5. Истории

Эпопеи, в свою очередь, разбиваются на истории - конкретные задачи, выполняемые разработчиками во время спринта.

Например, если целью вашей эпопеи является создание нового оффера, вы можете разбить ее на следующие истории:

  • Копирайтинг
  • Дизайн макета
  • Настройка конверсионного пути
  • Публикация
  • Продвижение

Каждая история соответствует набору задач.

Как сформировать Scrum-команду

Итак, есть три основные роли: владелец продукта, скрам-мастер и разработчик.

В большинстве случаев, владельцем вашего продукта будет директор по маркетингу. Этот человек должен ежедневно присутствовать, чтобы анализировать работу команды и обеспечивать ее выполнение в духе первоначальной стратегии.

Скрам-мастером должен быть тот, кто способен организовывать ритуалы скрам. Он контролирует, чтобы все проходило гладко. Чаще всего скрам-мастер - это разработчик, являющийся при этом хорошим организатором и знающий, как добиться поставленной цели.

И наконец, разработчики. В зависимости от вашей существующей команды и их навыков, на эту роль людей подобрать труднее всего.

У вас, вероятно, уже есть на примете члены команды, способные правильно влиться в скрам и без проблем справиться с историями, соответствующими их навыкам. Однако вызовом для многих станет идея кросс-функциональности: умение выходить за рамки своей специальности, чтобы помочь команде выполнить задание спринта.

Scrum-команда отвечает за всю работу целиком, поэтому, если у копирайтера очень много работы, дизайнер (или кто-то еще) должен быть способен помочь ему.

Люди предпочитают выполнять ту работу, в которой им наиболее комфортно, поэтому не каждому придется по душе этот подход. Лучший способ приобщить разработчиков к agile-маркетингу - нанять «Т-образных» сотрудников, которые легко приспосабливаются к новым реалиям. Этот рисунок от Moz отлично иллюстрирует данное понятие:

- обширные базовые знания по многим смежным дисциплинам

Глубокие знания, опыт и возможности в одной или нескольких сферах

Т-образный разработчик специализируется в одной области, но при этом обладает достаточными знаниями для выполнения множества задач в других областях, если это необходимо. Найм Т-образных людей - одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать для достижения успеха в Agile-маркетинге.

Выберите систему оценки

Ввиду коротких временных рамок вы способны выполнить ограниченный объем заданий во время спринта. Чтобы точно спланировать свои спринты, каждой задаче необходимо присвоить единицы истории (Story points), таким образом вам станет понятно, сколько историй вы способны выполнить за спринт.

Story points тесно связаны со временем, но не буквально. Другими словами, одна единица не равна одному часу, но идея такая же: 2 единицы занимают примерно в 2 раза больше времени, чем одна.

Вместо Story points вы можете использовать часы, но, на наш взгляд, единицы наиболее эффективны. Помимо времени они также учитывают относительную сложность или техническую сложность истории. Чтобы ваша команда оставалась продуктивной без перегрузок и риска «сгореть» на работе, важно учитывать затраты времени и энергии для выполнения каждой истории.

Некоторые используют для этой же цели последовательность Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи увеличивается с каждой новой добавленной задачей, поскольку каждый раз вы добавляете сумму двух предыдущих чисел, например: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34.

Определитесь с рабочим процессом

Поскольку конечная цель - выполнить все работы в 2 раза быстрее и в 10 раз качественнее, очень важно определить свой рабочий процесс (workflow).

В первую очередь, необходимо определить длительность ваших спринтов. В IMPACT как внутренние так и клиентские спринты длятся 1 неделю. Они считают, что это наиболее оптимальный период времени, чтобы успеть все сделать и при этом не «сгореть» на работе. Однако в данный момент они планируют увеличить длительность до 2 недель. В этом вся прелесть agile: вы постоянно анализируете, что лучше всего работает для вашей команды.

Помимо длительности спринтов немаловажно также дать свое определение статусу «Готово». Владелец продукта должен четко определить, как должна выглядеть история, чтобы ее можно было считать выполненной.

В IMPACT имеется двухступенчатый процесс приемки результатов работ для клиентов.

Первоначальный разработчик завершает историю и передает ее на проверку другому разработчику.

Если этот рецензент отмечает, что все готово, он передает ее владельцу продукта для оценки со стратегической точки зрения. Только владелец продукта может назвать что-то выполненным. Такой двухступенчатый процесс приемки гарантирует работу самого высокого качества.

Вот так будет выглядеть процесс приемки целевой страницы электронной книги:

  • Разработчик создает конверсионный путь целевой страницы и передает ее на проверку другому члену команды.
  • Внутренний рецензент следит за тем, чтобы все было сделано правильно с технической точки зрения, проверяет текст на наличие ошибок. После этого он передает ее владельцу продукта.
  • Владелец продукта проверяет целевую страницу, смотрит, чтобы текст и изображения согласовались друг с другом и способствовали конверсиям. Если все отлично, он помечает это выполненным и готовым к использованию.

Такой процесс позволяет компании выполнять истории гораздо эффективнее, не жертвуя при этом качеством.

Решите, как будете обучать свою команду

Для большинства организаций Agile-маркетинг станет значительным изменением, которое причинит неудобство многим людям. Потребуется время, чтобы привыкнуть.

Это абсолютно нормально и ожидаемо, но это не должно помешать вам с внедрением agile-маркетинга. Ничто из того, что действительно заслуживает вашего времени, не дается легко.

Первое, что вам нужно сделать, это заставить всех в вашей команде прочитать книгу «Взлом маркетинга» Скотта Бринкера (Scott Brinker) или хотя бы эту статью, чтобы они могли ознакомиться с основными понятиями agile-маркетинга и знали, чего им ожидать.

Кроме этого, возможно, вы также предпримете следующие шаги по обучению вашей команды:

  • Экспресс-курс по скрам - встреча, на которой вы более подробно рассмотрите структуру скрам.
  • Планирование agile и оценка объема работ - встреча, посвященная изучению того, как команда будет планировать и выполнять свои маркетинговые инициативы.
  • Знакомство с программным обеспечением - обучающее занятие, на котором вы покажете, как настраивать ПО, загружать истории, вести бэклог и т. д.

Agile-маркетинг - прежде всего, образ мышления. В вашей корпоративной культуре должны поощряться свобода, ответственность и доверие.

Каждый человек волен выполнять свою работу так, как он того захочет, но при этом он должен быть ответственен за своевременное и качественное ее выполнение.

Важно поощрять здоровую критику, чтобы все были честны в своих отзывах.

Agile-культура подразумевает под собой постоянное самосовершенствование. Также важно, что она нацелена на то, чтобы люди были счастливы и наслаждались своей работой.

Выберите программное обеспечение

Мы поставили этот пункт последним, так как один из ключевых принципов agile-маркетинга - не позволять программному обеспечению диктовать ваш рабочий процесс. Нет смысла выбирать программное обеспечение, пока вы не будете точно знать, что именно хотите осуществить. Только тогда вы сможете найти лучшее решение для конкретных потребностей.

Так, IMPACT использует программное обеспечение JIRA, поскольку оно идеально подходит для их рабочего процесса.

Шаг 2. Внедрение

Первоначальная ваша задача - создать свои механизмы планирования: дорожную карту, темы, инициативы, эпосы и истории. Далее - создать свой бэклог и назначить три роли соответствующим людям в вашей команде. После этого вы должны запланировать ежедневные скрам, подготовку бэклога, планирование спринта и ретроспективные сессии.

В IMPACT команда руководителей тестировала скрам и новое ПО прежде, чем представить его всей компании. После тестирования и настройки они провели обучение остальных членов команды. Далее они запустили свой первый спринт, и все прошло на удивление хорошо.

Шаг 3: Итерация

Итерация происходит в течение всего процесса. Когда вы внедряете скрам в своей команде, каждый обзор и ретроспектива должны выявлять элементы, нуждающиеся в улучшении.

Помните, что Agile - это практика непрерывного совершенствования, и у вас необязательно все должно получаться правильно с первой попытки.

Заключение

Резюмируем все вышесказанное.

3 ключевых ценности Agile-маркетинга:

  • Люди и взаимодействия важнее, чем процессы и инструменты
  • Публикация контента важнее, чем комплексные планы маркетинга
  • Готовность к изменениям важнее, чем следование изначальному плану

Структура скрам

3 роли :

  • Владелец продукта - планирует работу
  • Разработчик - выполняет работу
  • Скрам-мастер - организует работу

3 ритуала:

  • Планирование спринта - встреча по планированию спринта (1 час)
  • Ежедневный скрам - ежедневная встреча для отслеживания прогресса спринта (15 минут)
  • Ретроспектива и обзор спринта - анализ спринта и определение возможных улучшений в следующем спринте (1 час)

3 артефакта:

  • Бэклог продукта - приоритезированный список всех дел
  • Бэклог спринта - задачи текущего спринта
  • Диаграмма сгорания - визуальный отчет о прогрессе

Механизмы планирования agile:

  • Дорожная карта - крупные цели
  • Темы - индивидуальная стратегия или цель
  • Инициативы - набор тактик, помогающих достичь цели
  • Эпопеи - тактики создания конечного продукта
  • Истории - конкретные задачи в каждой эпопее

В условиях современного делового климата нет лучшего подхода к маркетингу, чем Agile. Он улучшил IMPACT во всех аспектах: от ценности, которую они поставляют своим клиентам, и получаемого дохода, до способа взаимодействия и командной работы.

Высоких вам конверсий!

Дэвид Идельман, Джейсон Хеллер и Стивен Спайтлс написали для mckinsey.com статью о том, каким образом успешные компании развивают сотрудников. Рассказали о процессах и технологиях эффективного внедрения Agile-маркетинга.

LABA публикует дополненный перевод материала.

Agile-ценности в маркетинге

В одном из международных банков не так давно решили проверить, как клиенты отзовутся на новое предложение в email рассылке. Для этого собрали список адресов, почистили его, поработали над текстом и дизайном письма, получили разрешение от юристов.

Спустя 8 недель кампания была готова к запуску.

Сейчас людям нужно 3 секунды, чтобы определить, нравится им сайт или нет, а компания Quicken Loans обрабатывает запросы на ипотеку в течение 10 минут. И если у кого-то уходит 8 недель на тестирование email рассылки, их выбрасывает на обочину.

Несмотря на это, во многих гигантских корпорациях такая медлительность считается нормальной.

Вы наверняка слышали, что маркетологи с помощью цифровых технологий внедряют более эффективные способы реагирования на запросы клиентов.

К примеру, чат-боты (которые используются для разгрузки онлайн-консультантов) обеспечивают простоту взаимодействия, скорость реакции и возможность настройки под пользователя.

Согласно исследованию Forrester Consulting и SAP Hybris, сегодня лишь 16 % маркетологов действительно могут уловить желания клиента и вовремя отправить нужный контент (в том числе коммерческое предложение) с помощью digital-каналов.

Чтобы воспользоваться новыми возможностями цифровых технологий, маркетинговым подразделениям внутри крупных корпораций приходится постоянно ускорять темпы работы.

Другими словами — действовать по принципам Agile. Ведь гибкие методологии лучше всего адаптированы к постоянному развитию технологий и появлению новых средств разработки.

Основные ценности Agile:

люди и их взаимодействие

рабочий продукт

выстраивание партнерских отношений с заказчиком

готовность к изменениям

Agile-подходы в основном построены на концепциях Теории Y, согласно которой люди видят в работе средство для самореализации. Они находят мотивацию, если наблюдают пользу от своей деятельности.

Маркетинг по Agile — это непрерывный поиск новых возможностей и решение задач в реальном времени на основе данных и аналитики. Такой маркетинг построен на принципах оперативного тестирования, оценки результата и быстрой итерации.

Итерация (в латинском iterare — повторять) — короткие циклы работы команды, позволяющие минимизировать риски. Этого удается достичь благодаря тому, что заказчик принимает результаты каждого этапа и сразу озвучивает корректировки.

После завершения определенной стадии деятельности подводятся итоги и собираются новые требования. Затем в план разработки вносятся изменения.

Правильно организованный маркетинговый отдел по Agile будет обрабатывать несколько сотен задач одновременно и еженедельно генерировать множество новых идей.

Многие маркетинговые компании считают, что работают по Agile только потому, что внедрили несколько соответствующих принципов. Это могут быть, например, тестирование, обучение сотрудников и кроссфункциональность команды.

Но если копнуть глубже, станет ясно, что они используют Agile-подходы лишь выборочно и не извлекают для себя полноценной выгоды.

В маркетинговых компаниях зачастую нет собственной службы поддержки, юридического отдела, команды разработчиков или финансистов, что существенно замедляет процессы.

А еще бывает, что такая организация сотрудничает с программистами, у которых свой темп движения, и это также тормозит дело. Проще говоря: если вы не применяете Agile на 100%, вы вообще не работаете по этой методологии.

В 2001 году группой экспертов в США был принят "Манифест гибкой методологии разработки программного обеспечения".

Вот некоторые принципы Agile-манифеста:

Изменение требования заказчика приветствуется даже на поздних этапах работы. Agile-процессы дают возможность применять эти корректировки, чтобы обеспечивать клиенту конкурентное преимущество.

На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно взаимодействовать.

В проекте должны принимать участие мотивированные профессионалы. Им необходимо обеспечить поддержку, создать необходимые условия и полностью довериться.

Работающий продукт — это основной показатель прогресса.

Его необходимо выпускать как можно чаще — от нескольких недель до нескольких месяцев.

Очень важна минимизация лишних усилий.

Лучшие решения рождаются у самоорганизующихся команд.

Исполнители должны систематически улучшать свой стиль работы, корректируя его.

Нелегко конкурировать на таком фрагментированном рынке. Многие организации, применяя принципы Agile в работе с отдельными продуктами, увеличили прибыль по ним в 4 раза.

И даже наиболее технологически оснащенные маркетинговые компании, где не так много места для маневра, повышают свой доход на 20-40%.

Agile ускоряет процессы. Маркетинговой компании раньше требовались месяцы, чтобы хорошую идею преобразовать в полноценное предложение клиенту, а работая по Agile, они справляются за 2 недели.

Перевести маркетинг на Agile — задача непростая, но мы расскажем, как это сделать практично и эффективно.

Как собрать маркетинговую команду по Agile

Для эффективной работы Agile-маркетинга нужны определенные условия.

В компании должны четко понимать цели, которых хотят достичь через Agile.

Такой задачей может быть, например, определение, какие сегменты пользователей привлечь или какой путь принятия решения клиентом (customer decision journey) оптимизировать.

Нужно также иметь достаточно данных аналитики и обладать хорошей инфраструктурой автоматизации маркетинга для достижения этих целей. Технологии позволяют фиксировать, собирать и управлять данными из различных платформ; принимать решения, опираясь на прогнозы на каждом этапе.

Кроме того, они дают возможность автоматизировать доставку маркетинговых кампаний по разным каналам; собирать статистику этих кампаний и поведенческие данные пользователей.

Совсем необязательно искать совершенные инструменты автоматизации. Не стоит зацикливаться на этом, чтобы не сместить фокус с главного. Многие компании используют больше сервисов, чем на самом деле нужно.

Для успешного внедрения Agile важно пользоваться идеологической и финансовой поддержкой высшего руководства.

Вы непременно столкнетесь с сопротивлением старой системы, и здесь это содействие станет незаменимым.

Привычные особенности традиционных подходов, которые могут помешать внедрению Agile:

Подчинение руководителю, а не развитие навыков совместной работы.

Индивидуальное финансовое вознаграждение вместо нефинансовой мотивации (естественное желание сотрудника сделать востребованный продукт).

Координация проекта проджект-менеджером и руководителем отдела, а не формирование кросс-организационных команд с общими целями.

В случае проблемы — поиск и наказание виновного, а не противодействие корневым причинам.

Соблюдение сроков и бюджета, а не заинтересованность в поставке ценности бизнеса потребителю.

Коммуникация с помощью документации, а не работа "лицом к лицу".

Еще один важный элемент — это люди.

Тобайас Майер, автор книги "The People"s Scrum":

Распределенные команды не являются цельным коллективом. В лучшем случае это группы сотрудников, которые время от времени коммуницируют. Но общение (communication) не равняется взаимодействию (collaboration), это лишь жалкое подобие.

Как мотивировать талантливых людей работать в одной команде и в ускоренном темпе?

Такие личности должны обладать множеством навыков (профессиональных и психологических), не быть скованными своей привычной деятельностью и постоянно находиться в "боевой комнате" (war room).

Цель такой комнаты (разные компании дают ей свое название: "капсула", "племя" и т. д.) — запустить непрерывный цикл быстрых экспериментов, которые повлияют на конечный результат.

Состав команды "боевой комнаты" зависит от задач, стоящих перед ней. Для тестирования со сложной персонализацией потребуются профессионалы с хорошими навыками аналитики.

Если нужно провести множество маленьких тестов для повышения конверсии, имеет смысл набрать хороших UX дизайнеров и талантливых менеджеров проектов.

Из кого бы она ни состояла, Agile-команда должна наладить хорошую коммуникацию с другими сотрудниками внутри компании и иметь инструменты для быстрой связи с ними.

Например, чтобы приобрести маркетинговые активы нужны анализ закупки и разрешение от юридического отдела. В этом случае Agile-группе необходимо связываться напрямую с ответственными лицами из этих департаментов, чтобы в реальном времени обсуждать все изменения.

В одном банке при попытке организовать "боевую комнату" столкнулись с тем, что юридический отдел и управление контролем качества упорно не хотели давать им своих специалистов, а все из-за конкуренции приоритетов.

Но высшее руководство по маркетингу, понимая, что Agile-команда без этих сотрудников не состоится, связалось с начальниками и продавило решение.

Нужных людей из других подразделений лучше определить заранее и заключить с ними так называемый договор о предоставлении услуг, чтобы они в оговоренные сроки отвечали на ваши запросы.

Подобные модели взаимодействия подойдут IT-компаниям, финансовым группам и организациям по управлению рисками.

Коллектив "боевой комнаты" должен быть небольшим, чтобы все его члены сохранили подотчетность друг другу. Оптимально — не более 8-12 человек.

Джефф Безос, американский предприниматель и основатель Amazon.com, в шутку называл их "командами двух пицц" — именно столько для них будет достаточно.

Хороший скрам-мастер должен иметь опыт в Agile, своего персонального ассистента и вести за собой коллектив.

Он устанавливает приоритеты и гипотезы для команды, управляет невыполненными задачами, выбирает ресурсы для их реализации и руководит "спринтами" (рабочие циклы длительностью до двух недель).

Организация "боевой комнаты" в Agile требует по-новому подходить к сотрудничеству с внешними агентствами и укреплять ресурсы в закупке медиа, креативном и UX дизайне и аналитике.

Работа в темпе Agile будет вмешиваться в привычные ритмы компании. Но опыт показывает, что как только произойдет синхронизация, повысится эффективность, и эти изменения себя оправдают.

Руководство маркетинговой организации должно держать пульс на происходящем в "боевой комнате", но делать это умеренно — не чаще, чем раз в 3-4 недели.

Автоматизированные таблицы ключевых метрик помогут сохранить прозрачность перед начальством.

Читая о том, как работают команды в "боевых комнатах", можно подумать, что концепция Agile включает только прямой маркетинг.

Но Agile также положительно влияет на развитие продукта, смешанный и бренд-маркетинг за счет регулярной обратной связи, проведения тестов, итерации идей, коммуникации с рынком и быстрого развития влиятельности торговой марки.

Пошагово о том, чем занимается команда Agile

Налаживает работу с руководством компании и задает ожидания от команды

Как только коллектив "боевой комнаты" в сборе, ему нужно поработать с высшим руководством организации и другими заинтересованными лицами. В итоге у всех должно сложиться единое понимание, к каким целям ведет инициатива.

Затем сотрудники "боевой комнаты" проводят совещание для "разбора полетов", в котором необходимо объяснить, что старые нормы больше не действуют.

Нужно четко донести культуру и ожидания в Agile:

глубокое и непрерывное сотрудничество

ускоренный темп

забыть о привычных правилах

быстро ориентироваться при неожиданном развитии событий

стремиться к простоте

опираться на факты; подотчетность

и самое главное — решения, ориентированные на клиента

Анализирует данные, чтобы видеть все возможности

На второй день команда должна полноценно работать. Сначала берут целевую аналитику и извлекают из нее инсайты, чтобы увидеть проблемы, возможности и пути принятия решений клиентами и лидами.

Ежедневно утром проводятся стендапы, где каждый член группы информирует, что сделано вчера и что планируется сегодня. Так закрепляется подотчетность, ведь каждый участник команды дает обещание другим и на следующий день должен будет рассказать о своих результатах.

Разрабатывает тесты и определяет порядок их проведения

На выявленную проблему или возможность коллектив выдвигает предложение, как можно ее решить и как потом тестировать результативность. Для каждой гипотезы команда придумывает метод проверки и определяет ключевые метрики — KPI.

Как только список потенциальных тестов составлен, устанавливают порядок их проведения. При этом стоит руководствоваться двумя критериями: потенциальным влиянием на бизнес и сложностью внедрения. Приоритетные идеи ставят вверх списка и проверяют в первую очередь.

Проводит тестирование

Во время одно- или двухнедельных спринтов команда тестирует, как работают новые методы. Например, повлекли ли за собой обновленная кнопка призыва к действию или предложение определенному сегменту приток клиентов банка, заполнивших форму на получения кредита онлайн.

Коллектив должен действовать продуктивно — несколько встреч, очень коротких и по сути. Это необходимо для того, чтобы давать хорошую выработку, непрерывность рабочих потоков и быстрое утверждение новых идей.

Одна группа в Европейском банке еженедельно проводила системные медиа тесты всех категорий и по их результатам регулярно перераспределяла расходы. Им удалось повысить конверсию в 10 раз.

Итерация идей

Команде нужны безупречные механизмы контроля над тестированием, чтобы оперативно делать отчеты по каждому тесту. Скрам-мастер обычно проводит сессии для разбора результатов проверок.

На них решают, как применить успешные тесты в более крупном масштабе, адаптироваться к обратной связи и убрать неэффективные проверки — и все это в сжатые сроки.

В конце каждого спринта коллектив "боевой комнаты" подводит итоги, чтобы внедрить новые уроки и рассказать о результатах всем заинтересованным лицам. В зависимости от показателей тестирования в предыдущем цикле, скрам-мастер корректирует приоритеты и прорабатывает возможности на следующий.

Как внедрить Agile в масштабах компании

Одна полноценно работающая команда "боевой комнаты" — это хорошо, но главная задача в том, чтобы вся маркетинговая компания заработала по Agile. А это требует времени и ресурсов.

Глава Сбербанка России Герман Греф:

Те, кто не освоят Agile в текущих бизнес-процессах сегодня, будут лузерами завтра.

Первый шаг в перемасштабировании — это чтобы вам поверили. По мере того, как коллектив "боевой комнаты" будет проводить тестирования, результаты Agile-практик создадут себе репутацию внутри организации.

К примеру, на каждый результативный тест команда дает прогноз влияния и составляет бриф в рамках компании, рекомендуя установить ряд правил, регулирующих бизнес-деятельность и инициативы.

При этом нужно предварительно изучить, как это работает в более широком масштабе.

Когда вам верят, проще добавлять новые Agile-группы. Одна крупная розничная сеть расширила масштаб до 13 работающих параллельно команд "боевой комнаты".

По мере того, как организации прибавляют новые "боевые комнаты", важно, чтобы каждая из них была сконцентрирована только на одной цели, продукте или сервисе, в зависимости от приоритетов бизнеса.


К примеру, некоторые компании создают одну команду для работы на привлечение клиентов, а другую — на перекрестные и допродажи существующим заказчикам. В других организациях такие группы фокусируются на разных продуктах, сегментах покупателей или развилках на пути клиента.

Когда число таких групп растет и их возможности увеличиваются, можно потихоньку расширять фокус их деятельности — чтобы они обновляли правила ведения бизнеса и работали вопреки существующим порядкам.

Такой системный подход не просто поддерживает каждую новую команду после запуска. Он также позволяет бизнес-лидерам разработать таблицы метрик, которые дадут возможность следить за эффективностью отдельных групп.

"Командный пункт" помогает правильно распределить ресурсы, знакомиться с лучшими практиками и бороться с бюрократической системой. При такой расстановке сил он даст новые возможности и ускорит темпы работы в маркетинге, при обслуживании клиентов, в аналитике, закупках.

Одна американская розничная сеть организовала у себя "командный пункт" по Agile-маркетингу с несколькими "боевыми комнатами" с целью измерить персонализацию по всем ключевым категориям.

Этот пункт следил, чтобы сотни тестов, которые проводятся за год, не конфликтовали между собой. Это необходимо, чтобы использовались адекватные технологии для сбора правильных данных от аудитории с последующей выдачей персонализированного опыта по разным каналам и категориям.

Каждая из "боевых комнат" систематически тестировала разные медиа атрибуты и оптимизировала конверсию сайта компании по всем типам.

Спустя 18 месяцев их деятельности эффективность маркетинговых кампаний возросла вчетверо, клиентская удовлетворенность выросла на 30%, а продажи онлайн удвоились.

Когда успешные результаты тестирования превращаются в правила ведения бизнеса, а "боевых комнат" становится все больше, инсайты, полученные с помощью Agile-практик, будут сильнее влиять на маркетинг в целом.

Руководители маркетинговых компаний часто говорят, что ломать старые порядки тяжело. Маркетологам нужно агрессивно внедрять Agile-практики и тогда они смогут превратить организацию в быстро движущуюся команду, которая постоянно наращивает бизнес-показатели.

Agile маркетинг - прорыв 2016 года. Сменить традиционные методы на гибкие — это как бросить вызов самому себе.

В этой статье мы расскажем 6 вещей, которые нужно знать об agile маркетинге. Что это такое; зачем он нужен и что дает маркетологам; как преодолеть трудности его применения в компании.

Что такое agile маркетинг

Это гибкий маркетинг, в котором рабочие процессы состоят из мелких задач и экспериментов. Гибкий маркетинг немедленно реагирует на рыночные условия и улучшает клиентский опыт по всем каналам. Конечная цель - вовлекать пользователей.

Не нужно строить долгосрочные планы, внедрять сложные стратегии и заводить громоздкую шарманку, чтобы угодить пользователям. Сделать клиенту хорошо здесь и сейчас — вот главный принцип agile маркетинга.

Откуда ноги растут

Agile маркетинг, конечно, не с неба свалился. Это эволюция гибкой методологии разработки (agile software development). Методология появилась примерно полвека назад в недрах IBM. Тогда ее описывали как пошаговую итеративную разработку.

Чем agile отличается от традиционной каскадной модели? В каскадной модели прогресс возможен только при успешном выполнении предыдущих шагов. Если один из шагов провалился, придется вернуться и начать заново.

В гибкой модели неудачный шаг не повлияет на конечный результат. Его можно пропустить или на ходу перенастроить схему.

Когда компании стали использовать agile маркетинг

Смелые маркетологи практиковали agile еще в нулевые. Мэтт Блумберг, исполнительный директор SaaS-компании Return Path, писал в блоге: «Гибкость поможет завершить сложные и запутанные процессы».

Return Path создали для себя некий гибкий план из шести релизов. На каждый выделялось по 1-2 главные темы и 2-3 недели времени. Команда маркетологов проводила ежедневные «стэнд-ап митинги», чтобы буквально на ходу корректировать процессы.

Зачем нужен agile маркетинг

Agile маркетинг - логический продукт быстро меняющегося мира. Если хотите идти в ногу со временем, поможет гибкий маркетинг. Каждый год — новые точки взаимодействия с клиентами, приложения, продукты и решения. Меняется все — от ленты Instagram до климата.

Компания Oreo, производитель знаменитого печенья, - пример гибкого маркетинга. В 2013 году в Новом Орлеане во время Супербоула (финал лиги американского футбола, главное спортивное событие года в США) произошло отключение электроэнергии.

Oreo мгновенно отреагировали роскошным твитом «Нет света? И не надо. И в темноте можно пожевать»:

Твит Oreo перепостили более 15 тысяч раз, а число лайков зашкаливает.

В России гибкий маркетинг использует Aviasales. Вот такая публикация появилась в соцсетях сразу после известий о разводе Анджелины Джоли и Брэда Питта:

Пост стал вирусным и вызвал несколько скандалов, в том числе бойкот со стороны отдельных СМИ.

Agile-маркетологи похожи на команду быстрого реагирования, которая выезжает на место преступления в считанные секунды. Планировать полезно, но важнее вовремя изменить курс, принять решение, запостить вирусный контент.

Еще один пример Aviasales. Количество лайков и ретвитов говорит само за себя:

Преимущества agile маркетинга

Это возможность оставаться на одной волне с пользователями. Гибкий маркетинг задействует все маркетинговые каналы - от соцсетей до электронной почты. Подразделения компании используют единую информацию для общей цели. Никто не задается вопросом «А чем, собственно, занят отдел маркетинга?»

Не все готовы меняться. Перемены означают сбой в долгосрочных планах. Проще и спокойнее запланировать перемены, заранее учесть возможные изменения в стратегиях и методах. Аgile поможет «подружиться» с переменами и извлечь из них пользу.

Трудности применения agile маркетинга

Главная трудность, как это обычно бывает, в головах людей. Представьте, что вы всю жизнь играли в оркестре, изо дня в день твердили одну и ту же мелодию. Внезапно вас переводят в джаз-группу, где много импровизации. Это сложно, особенно на первых порах.

Люди из разных отделов могут годами не общаться на рабочие темы, поскольку считают, что их должности не связаны. Разрушайте эти барьеры, если вам действительно нужен гибкий маркетинг.

Практическое воплощение идеологии agile — скрам (scrum). Это совершенно новый подход к управлению проектами. Скрам начинается с составления списка.

Маркетинговая команда фокусируется на небольшом участке. На выполнение задач выделяется определенное время — спринт. Скрам-мастер - главное лицо - следит за командой и корректирует работу.

В конце спринта процесс останавливается для подведения итогов и выводов. Это называется ретроспектива. Выводы и итоги помогут отбросить шаги, которые не привели к успеху. Техника скрам быстро выявит проблемы и недочеты, которые тянут на дно.

Agile маркетинг в помощь и высоких вам продаж!

Как организован маркетинг в среднестатистической организации? Вкратце, без нюансов и тонкостей: составляется полугодовой или годовой маркетинговый план и утверждается бюджет. Департамент маркетинга привязан к нему пудовой цепью: теперь ни шага в сторону от утвержденной стратегии. Провели презентацию, от которой клиентов тошнит радугой? Отлично, проводим вторую. Такую же. Опять провал? Здорово, проводим третью - она тоже есть в плане. Далее в том же духе: бюджет выделен, а будет ли потом расти трава, уже никого не интересует.

Agile-маркетинг - гораздо более гибкая штука. Он появился, когда современным маркетологам надоело следовать неэффективным стратегиям. Им нужна была скорость и гибкость. Они хотели быстро принимать решения и менять их, если они не оправдываются, при этом не дожидаясь окончания финансового года и манны небесной в виде очередного куска бюджета свыше.

Причина, по которой возник agile-маркетинг, прозаична: современный потребитель товаров изменчив, а медиа фрагментированы. Вы планировали сделать основной акцент на Facebook, а пользователи внезапно сошли с ума и постят селфи в Instagram. На следующий год вы предусматриваете продвижение в Instagram, а пользователи, икая, смеются над новыми коубами. Эти кошки-мышки, включенные в стратегию продвижения, могли бы быть бесконечными и убыточными, если бы не agile.

Манифест agile-маркетинга

Впервые об agile-маркетинге заговорили в 2012 году на саммите SprintZero: The Physics of Agile Marketing . Тогда же появился и первый его манифест.

  • Обучение вместо мнений и условностей.
  • Сотрудничество, ориентированное на клиента, вместо иерархии.
  • Адаптивные и итерационные кампании вместо объемных и сложных.
  • Открытие клиентов вместо статического прогнозирования.
  • Гибкое планирование вместо жесткого.
  • Реакции на изменения вместо следования плану.
  • Много маленьких экспериментов вместо одного большого.

В том же году на конференции IoD исполнительный директор Saatchi & Saatchi Кевин Робертс прилюдно похоронил традиционный маркетинг вместе со стратегией и менеджментом.

Гибкий маркетинг - да или нет?

Основные принципы agile-маркетинга таковы:

  • Скорость: спринты по 15–30 дней.
  • Концентрация: построение user story и метрик для достижения результата.
  • Приоритеты: рациональный диалог с пользователем вместо перетягивания каната.
  • Предсказуемость: ежедневные стендапы и анализ ситуации.

Ничего страшного, ведь вы работаете по agile , правда?

Первое, что делает компания - меняет посыл: старый не отвечает ценностям новой аудитории. Вы анализируете новую аудиторию, понимаете, в чем ей выгодны ваши товары, представляете, как можно расширить рынок. На основе этой информации выводите новый посыл. Коммуникации имеют огромное значение для компании, поэтому в процессе участвует еще миллион человек из департамента маркетинга и коммуникаций, инженеры по продукту... Вы составляете план выведения нового посыла на рынок, затем выполняете его. Это занимает около трех недель, что вполне себе неплохо, учитывая все согласования, графики и правки.

Теперь можно расслабиться.

Не-а. Стоп.

Ваш руководитель решил, что посыл должен измениться: «Это просто гибкий маркетинг». Вы делаете все по второму кругу.

Компания решает, что ей не нравятся некоторые моменты коммуникационного плана, и его нужно поменять. Возвращаетесь к плану.

Посыл снова нужно поменять.

Наконец дело доходит до точки, когда вы говорите: «Я думаю, нам не нужен план. В agile-маркетинге нет планов. Мы должны быть гибкими. Давайте разместимся в СМИ».

Окей. Так что вы делаете, чтобы получить размещение? Вы не можете просто показать продукт журналистам и сказать: «Разбирайтесь». Корреспонденты хотят от вас мнений и историй. Так что же думает ваша компания? Вам снова нужны посыл и план.

Читать про agile-маркетинг

Философия agile-маркетинга говорит нам вовсе не о «быстрее-быстрее» и «план не нужен». В ее основе - своевременная реакция на изменения и гибкое планирование. Маркетинговый план - это не выбитая на камне непреложная истина. Его можно и нужно пересматривать, если того требуют обстоятельства. А требуют они того почти всегда - мир меняется, причем прямо сейчас, пока вы просматриваете эту статью.

В то время, как мы все еще ​​обсуждаем последствия последних изменений в алгоритме Facebook, для маркетологов, наша аудитория уже перешла в Instagram.

Что-что, вы говорите, что ваша компания теперь есть в Instagram?

Жаль, что ваши клиенты перешли на SnapChat. Или WhatsApp. Или Reddit. Или… Потребители меняют свои привычки чаще, чем арестовывают Бибера. Мы всегда на шаг позади - вне зависимости от того, что мы делаем.

Так что же маркетологам делать в мире, где клиент не только решает, где проходит игра, но и определяет ее правила?

Что необходимо, так это новая парадигма маркетинга, достаточно гибкая, чтобы идти в ногу со скоростью социального и цифрового мира.

Agile-маркетинг - достаточно новая концепция. Она медленно набирает обороты, потому что мы вступаем в борьбу со старой школой маркетинга.

Agile-маркетинг порожден необходимостью улучшения скорости, приоритетов принятия решений, гибкости и помещения клиента в центр всего. Если принятые решения не оправдали себя, можно быстро изменить их направление. Маркетологам больше не надо выбрасывать весь план или продолжать следовать неадекватной стратегии только потому, что финансовый год еще не завершен.

Манифест agile-маркетинга

  • Действительное обучение вместо мнений и условностей.
  • Сотрудничество, ориентированное на клиента, вместо иерархии.
  • Адаптивные и итерационные кампании вместо объемных и сложных.
  • Открытие клиентов вместо статического прогнозирования.
  • Гибкое планирование вместо жесткого.
  • Реакции на изменения вместо следования плану.
  • Много маленьких экспериментов вместо одной крупной ставки.

Это значит, что вы и ваше руководство будете принимать решения, руководствуясь данными, а не документами. Вам придется приветствовать гибкость, приготовиться к экспериментам, адаптироваться и развиваться. А еще - поставить мнение клиента над своими мнениями и опытом.

Так для вас ли agile или нет? Да, если хотите сосредоточиться на клиентах, быстро реагировать на изменения рынка и расставлять приоритеты в соответствии с вашими ресурсами.

Вывод: Agile-маркетинг - отличная концепция для тех, кто умеет шевелить мозгом. Только вот бюрократическая машина некоторых организаций этого не допустит - а как же бесконечные совещания и десятитомный маркетинговый план?



Поделиться