Орион самолет. Ядерная и военная программа ирана

Тяжелый противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) BGM-71 TOW (Tube Launched, Optically Tracked, Wire Guided) был разработан во второй половине 1960-х годов с целью стать основным бронебойным комплексом США и их союзников в период холодной войны. Несмотря на своё столь давнее происхождение, ракетная система TOW по-прежнему находится в больших количествах на вооружении более чем сорока пяти стран мира и была размещена более чем на 15000 наземных и вертолетных платформах. TOW воздушного базирования состоит на вооружении более чем 13 стран. В общей сложности было поставлено более 2100 единиц для оснащения вертолетов AgustaWestland Lynx, AgustaWestland A129, Bell Textron 206L, UH-1 Huey, Hughes 500MD, Eurocopter Bo 105 и Bell Textron AH-1 Cobra. С момента своего создания TOW постоянно модернизировался, приобретая с каждым десятилетием более смертоносные формы. Несмотря на невозможность обстрела вне линии прямой видимости и громоздкие размеры, TOW доказал свою высокую эффективность на полях сражений и по сегодняшний день с успехом используется в нескольких продолжающихся конфликтах. К примеру, именно на TOW пал выбор в качестве которым уничтожили сыновей Саддама Хусейна Удая и Кусая в 2003 году во время американского вторжения в Ирак.


Разработка комплекса ​​TOW проходила с 1963 по 1968 годы под руководством компании Hughes Aircraft и первоначально ПТРК назывался "XBGM-71". Аббревиатура TOW обусловлена сокращением описывающим его функциональность "Tube-launched, Optically-tracked, Wire command data link, guided missile". В свою очередь, аббревиатура "BGM" произошла от не совсем удачного сокращения произведенного американской армией от "Multiple Environment / Surface Attack / Missile". Официально серийное производство TOW началось в 1968 году после периода испытаний и оценок, а формально он был принят на вооружение в 1970 году. С тех пор было произведено около 650 тысяч комплексов различных модификаций. Таким образом, TOW считается одним из наиболее широко распространенных ПТРК в мире. Несмотря на то, что Hughes разработала и первоначально изготавливала ПТРК TOW, в дальнейшем производство постепенно перешло в компанию Raytheon Systems.


Первый концептуальный макет ПТРК TOW, 1964 год

Сразу после его создания, ПТРК TOW быстро заменил в американской армии устаревшие противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Первое боевое использование произошло во время войны во Вьетнаме, где TOW был установлен на вертолете XM26 с целью оперативной оценки комплекса. 2 мая 1972 года ПТУР TOW успешно поразила танк. Всего в этот день 1-я авиагруппа с помощью TOW уничтожила 4 танка, грузовик и 105-мм гаубицу. Стрельба осуществлялась с расстояния в 2700 метров, прямое попадание в танки и гаубицу вызвали спустя несколько секунд взрыв их боекомплекта. Этот дебют доказал боевую эффективность TOW и заложил основу для увеличения их производства и использования на десятилетия вперед. В последние годы TOW превратился в более тонко настроенную систему, способную поражать всевозможные цели включая фортификационные укрепления.

ПТРК TOW состоит из станка, пусковой установки и органов наведения и управления. Сама ракета обладает обычными аэродинамическими формами характеризующимися простыми контурами корпуса и коротким конусообразным носом. Для стабилизации ракеты в полете в её средней и хвостовой частях расположены четыре раскрывающихся сразу после запуска подпружиненных закрылка. Боевая часть находится в передней части ракеты, а блок управления и двигатель - в задней и средней. Двигатель ракеты двухкамерный, твердотопливный производства Alliant Techsystems. Бронепробиваемость составляет от 430 мм гомогенной брони до 630 мм в зависимости от модели ракеты.

TOW является тяжелым ПТРК и требует использования штатива либо установку на транспортных средствах. Пусковая установка M151 была первоначально разработана для ранней формы ракет TOW, позже появилась ПУ M220 предназначенная для запуска моделей TOW-2. Таким образом, TOW был размещен на различных платформах, включая бронетранспортеры, боевые машины пехоты и высокомобильные транспортные средства, такие как HUMVEE. Помимо наземного размещения, TOW был также интегрирован в бортовые системы ударных вертолетов, в том числе Bell AH-1 Cobra (система крепления M65). Хотя TOW считается "портативной" системой вооружения, этот громоздкий ПТРК почти всегда устанавливается на транспортных средствах.

Наведение ракеты производится через оптический прицел по линии прямой видимости, в связи с этим визуальный захват цели в момент запуска ракеты является критическим. Более того, оператор должен иметь цель в поле зрения в течение всего времени полета ракеты для наведения её на цель по кабелю. Если происходит разрыв кабеля либо его полная выработка то ракета продолжает полет по ранее указанной траектории. Недавно появилась беспроводная версия ракеты использующая односторонний радио канал передачи данных. Оператор TOW использует телескопический прицел для поиска, прицеливания и последующего удержания ракеты на цели. Управляющие сигналы от компьютера передаются на систему управления ракеты по двум проводам разматываемым с катушек в задней части ракеты. Система управления Chandler Evans CACS-2 использует дифференциальные приводы поршневого типа. Ракета оснащена высоко интенсивным тепловым маяком служащим в качестве длинноволнового инфракрасного источника слежения и ксеноновым маяком для коротковолнового слежения. Эта двойная система слежения обеспечивает повышенную устойчивость к оптико-электронному и инфракрасному противодействию.

Основные модификации TOW
Исходной моделью TOW была BGM-71A. Модель 1976 года BGM-71B отличалась увеличенной дальностью в 3750 метров и бронепробиваемостью в 630 мм по сравнению с 430 мм у предыдущей модели.

В 1981 году была разработана модификация BGM-71C (Improved TOW, ITOW). Специфической отличительной особенностью модели BGM-71C стала дополнительная выдвижная носовая штанга установленная на носовой обтекатель. В результате этого наряду с новым кумулятивным зарядом бронепровиваемость возросла до 800 мм.

В 1983 году следующей по очереди модернизацией стала модель BGM-71D (TOW-2). Были улучшены двигатели, а также система управления и боеголовка.

ПТРК TOW 2A
BGM-71E (TOW-2A) была основана на предыдущей модели BGM-71D, но оснащена тандемной боевой частью для поражения целей оснащенных реактивной броней (динамической защитой). Небольшой заряд вызывает детонацию реактивной брони и позволяет основному кумулятивному заряду пробить основную броню.

ПТРК TOW 2B
BGM-71F (TOW-2B) также была основана на модели BGM-71D и предназначена для поражения бронетехники в наиболее уязвимой верхней её части. TOW-2В оснащена новой модифицированной БЧ с двойным кумулятивным зарядом, действие которого направлено под углом к продольной оси ракеты и двухрежимным дистанционным взрывателем, разработанным компанией Thales Missile Electronics. Взрыватель включает в себя лазерный профилометр и магнитный датчик. Подрыв БЧ, производимой компанией Aerojet, производится при пролете ракеты над целью. По сути, цель поражается ударным ядром. Ракета по внешнему виду напоминает TOW 2A, но без выдвижной носовой штанги и оснащена двумя танталовыми боеголовками направленного взрыва. Детонация боеголовок происходит одновременно, действие одной направлено вниз, а другой с небольшим сдвигом для обеспечения большей вероятности поражения. Материал боеголовок выбран с целью создать пирофорный (самовоспламеняющийся) эффект в поврежденной цели.

Модель BGM-71G с улучшенной бронебойной боеголовкой так и не пошла в серийное производство.

Противобункерный TOW 2A
BGM-71h была разработана на основе модели BGM-71E. Противобункерный вариант TOW 2A предназначен для разрушения полевых укреплений, бункеров и городских строений. Он обладает дальностью стрельбы в 3750 метров. В первую очередь им оснащаются БТРы семейства Stryker.

Противотанковая ракета TOW 2B Aero
TOW 2B Aero обладает дальностью 4.5 км. Для увеличения дальности с 3.75 км до 4.5 км потребовалось увеличить длину провода и установить новый аэродинамический обтекатель, притом что двигатели на ракете изменены не были.

ПТРК TOW 2B RF
Еще одним развитием семейства TOW 2B Aero стала беспроводная версия TOW 2B RF. В сентябре 2006 года армия США разместила первый контракт на новые беспроводные TOW 2B RF. Отсуствие проводов в системе наведения снимает ограничения по дальности и скорости полета ракеты, накладываемые механизмом их разматывания с катушек и позволяет увеличить ускорение на участке разгона и сократить время полета ракеты. TOW 2B RF управляется односторонними скрытыми радио командами. Дальность действия ракеты составляет 4.5 км. Система совместима с находящимися на вооружении пусковыми установками.

Система TOW FF выстрелил- забыл
В сентябре 2000 года армия США заключила контракт с компанией Raytheon Systems на разработку беспроводной версии TOW выстрелил-забыл. Однако армия США отменила проект в 2002 году. Предполагалось оснастить TOW FF передовой инфракрасной головкой самонаведения.

Улучшенная система обнаружения целей ITAS
В 1999 году Raytheon Company заключила контракт с американской армией на производство улучшенной системы обнаружения целей (Improved Target Acquisition System, ITAS) для запуска TOW с HMMWV и других наземных пусковых установок. ITAS использует передовой тепловизор, безопасный для глаз лазерный дальномер и автоматизированное сопровождение целей. ITAS улучшает дальность распознавания целей и вероятность их поражения. Только в период с 1999 по 2003 годами армия США закупила 709 систем ITAS часть из которых активно использовалась в Ираке. ITAS также была закуплена Канадой для оснащения новых автомобилей LAV III вооруженных ракетами TOW.

Помимо Соединенных Штатов, TOW и TOW-2 состоит на вооружении Аргентины, Канады, Колумбии, Дании, Египта, Финляндии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Японии, Иордании, Ливана, Норвегии, Пакистана, Португалии, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Испании, Швеции, Швейцарии, Тайваня, Таиланда, Турции, Великобритании, Вьетнама и Йемена. Иран выпускает свою версию TOW получившую название "Toophan". Истинные ТТХ этого ПТРК не известны, но некоторые эксперты сомневаются, что они соответствуют оригинальным американском характеристикам. С другой стороны, Египет в соответствии с выданной ему лицензией локально производит TOW для нужд египетской армии. Израильская версия TOW получившая название MAPATS (Man Portable Anti-Tank System), начала производиться Израильской Военной Промышленностью в 1984 году примерно с поялением американской версии TOW-2. На вооружении Великобритании состоят ПТРК TOW исключительно вертолетного базирования. Пакистанская армия приобрела в 2006 году около 3300 комплексов TOW-2A в целях дальнейшего укрепления возможностей борьбы с танками.

В настоящее время в производстве находятся следующие модели: TOW 2A (BGM-71E), поступившая в производство в 1987 году (произведено более чем 118 000 ракет); TOW 2B (BGM-71F) поступившая в производство в 1991 году (произведено более чем 40 000 ракет), а также TOW 2B Aero и TOW 2A (BGM-71H) для разрушения бункеров. Контракт на производство 976 ракет TOW Aero 2B был заключен в феврале 2004 года, поставки начались в декабре 2006 года.

Боевое применение
Ракета TOW впервые была использована в мае 1972 возле Hue в Южном Вьетнаме. Количество успешных применений с вертолетов составляли 65 прямых попаданий из 81 запусков (чуть более 80 процентов).

Израильские войска использовали TOW во время арабо-израильской войны в 1973 году и во время вторжения в Ливан 1982 года. Именно этим ПТРК были подбиты сирийские танки Т-72 в 1982 году.

Марокканские военно-воздушные силы использовали TOW против подразделений POLISARIO в Западной Сахаре.

Иранские войска применяли TOW против иракских танков во время войны в Персидском заливе в 1980-1988 годах.

В 1987 году Пакистан использовал TOW-2 против индийских сил.

Во время операции Буря в пустыне TOW были развернуты в армии США и корпусе морской пехоты, а также в Британской армии, армии Саудовской Аравии, египетский и кувейтской армиях в количествах, превышающих любые другие ПТРК. Например, только в морской пехоте 1-го морского экспедиционного корпуса в Саудовской Аравии были развернуты 582 пусковых установки TOW M220E4. Другие 96 пусковых установок находились в распоряжении сил, воевавших в северной части Персидского залива. В Aviation Week описывается пример, когда четыре вертолета Кобра AH-1W Корпуса морской пехоты в ходе одного из инцидентов уничтожили несколько иракских танков Т-62 возле горящего нефтяного месторождения. В общей сложности в в 1991 году корпусом морской пехоты были применены 250 ракет TOW.

Корпус морской пехоты США успешно использовали TOW-2A и TOW-2B в Ираке весной 2003 года против иракских танков Т-72. Конфликт стал первым боевым применением TOW 2B.

TOW активно используется войсками коалиции в Афганистане.

Спецификации BGM-71 TOW
Принцип действия: Запускаемая из трубы; оптически наводимая; управляемая по проводу
Общая длина: 2210 мм
Диаметр картридж: 127 мм (152 мм -TOW-2)
Длина картриджа: 1170 мм (1450 мм -TOW-2)
Размах крыльев: 450 мм
Система заряжения: разовый картридж, многоразовая пусковая установка
Темп стрельбы: 2 ракета/минута
Дальность стрельбы: 3000-4500 м (в зависимости от модели)
Бронепробиваеность: 600-1000 мм (в зависимости от модели)
Скорость (все модели): 300 м/с
Вес
BGM-71A/B TOW / TOW- общий 18,9 кг; боеголовка 3,9 кг
BGM-71C ITOW- общий19,1 кг; боеголовка 3,9 кг
BGM-71D TOW 2- общий 21,5 кг; боеголовка 5,9 кг
BGM-71E TOW 2A- общий 21,6 кг; боеголовка 5,9 кг
Беспроводной TOW 2A- общий 28,9 кг
BGM-71F TOW 2B- общий 22,6 кг; боеголовка 6,1 кг
Противобункерный TOW 2- 28,9 кг
Пусковая установка TOW 2- 92,8 кг

Многие сталкивались с таким мопедом как Орион 125 кубов, но мало кто знает хоть что-то об этом транспортном средстве, его характеристиках и тем более производителе. Сегодня в России подобная техника набирает большую популярность, а бренд Orion для россиян хорош тем, что это мопеды бренда «Веломоторс», а значит собирают их в России.

Также производитель выпускает несколько модификаций двигателя для мопедов Орион, хоть и учитывая объем мотора больше 50 кубов мопед считается мотоциклом. Но производитель все равно выпускает транспорт с 125-кубовыми двигателями и позиционирует их как мопед. Большая часть комплектующих этого «мотоцикла» создается в Китае, но некоторые запчасти на мопед орион производятся в России.

Плюсы:

  • экономичный (около 2, 7 литров на 100 км);
  • небольшая цена;
  • хорошая маневренность;
  • стильный дизайн;
  • удобное сиденье.

Минусы:

  • слабый пластик;
  • некачественные узлы (болты, гайки);
  • маленький объем корзины.

Орион 125 характеристики

На данный момент в России производят несколько исполнений мопеда орион, 125 кубов считается максимальной отметкой для него. Также присутствуют мопеды с кубатурой 50, 75 и 100 см. куб. По другим характеристикам все модификации не отличаются, поэтому данные для всех «Орионов» одни. Рассматриваемая модель получила 1 цилиндр, работу в 4-тактном режиме, мощность в 7, 05 лошадиных сил и воздушное охлаждение. Это вполне стандартные характеристики, которые позволили составить для мопеда небольшую цену.

Запуск двигателя происходит стандартными способами – электро или кик стартером. Круговая коробка передач имеет 5 скоростей, а 125-ти кубовый двигатель позволяет развить максимум 90 км/час, что вполне неплохо для подобного мопеда. При большом объеме Орион получил неплохую нагрузку, которая может выдержать водителя и пассажира с общим весом до 200 кг. Вес мотоцикла без нагрузки составляет 90 кг.

Стоит отметить, что также существует и другая модификация мопеда орион 125 кубов, имеющая букву «B» в названии. Такая версия имеет два отличия – другой дизайн и мощность 4, 8/6, 3 кВт (у модификации «А» 4, 8/3, 5 кВт).

Обзор Orion 125

Китайцы научились делать хорошую технику, поэтому данная технология мотора и его схемы были позаимствованы у японского бренда Honda. Также по внешнему виду и некоторым характеристикам можно сравнить мопед с другими известными моделями – Альфа и Дельта. Но «Веломоторс» старается сделать все, чтобы сделать свою мопед более уникальным, разрабатывая новый дизайн и улучшенные ходовые качества. С таким подходом можно смело утверждать, что бренд Орион имеет хорошее будущее.

Внешний вид мопеда немного отличается от своих конкурентов Альфа и Дельта, производитель сделал более спортивные формы, а сиденье, по отзывам владельцев достаточно удобное и длинное. Спереди можно увидеть телескопическую вилку с резиновыми накладками, что также улучшает внешность мопеда.

Приборная панель информативная, имеется тахометр, спидометр, существует на панели возможность просмотреть на переключение передач. Также можно заметить индикатор ближнего и дальнего света и мигающие стрелки поворотников. При включении поворота происходит звуковое оповещение. Некоторые владельцы жалуются на раму, якобы она имеет плохую сварку, а после покупки также желательно проверить качество цепи. Некоторые владельцы также проверяют крепление гаек, а при выявлении плохого их качества лучше всего заменить болты и гайки на более надежные.

Двигатель

Большим минусом на данный момент считается требование к водительским правам, ведь несмотря на позиционирование транспорта как «мопед» сегодня на него нужны водительские права категории А. Большой плюс данного мопеда – отличный двигатель, который при китайском качестве имеет хороший разгон и качество. Запчасти на мопед Орион недорогие, поэтому простой ремонт сможет произвести даже неопытный владелец.

Указанная в характеристиках максимальная скорость может быть увеличена за счет самостоятельной езды, некоторые владельцы отмечают, что можно разогнать до 110 км/час. Даже несмотря на езду на подъемы и по неровной дороге мопед не сбавляет скорости и не теряет мощность. В отличие от других более слабых китайских мопедов эта модель имеет отличный кик стартер, который не ломается, и заводиться при отсутствии аккумулятора.

Основные недостатки

К сожалению, китайское качество достаточно хорошо ощущается даже несмотря на российскую сборку. Многие владельцы замечают слишком слабые боковые дуги, цепь вообще оставляет желать лучшего, поэтому по возможности нужно ее заменить. Также некачественными считаются стопор руля и звезда. При езде с багажом ящике мопед дребезжит.

Некоторые отмечают слабый свет фар, как спереди, так и сзади. Что касается технических параметров, то орион 125 кубов часто нуждается в регулировке холостого хода и сцепления. Также вы можете посмотреть статью . И в завершение минусов мотоцикла Орион 125 можно выделить слишком тонкие колеса, которые делают езду по неровностям некомфортными.

Но как бы много у мотоцикла не было недостатков, все они покрываются одним большим плюсом – низкой стоимостью. На 2016 год цена нового мопеда Orion 125 составляет около 45 000 рублей, хотя до кризиса цена мопеда составляла всего 30 тысяч рублей. Соответственно, отличным вариантом будет покупка б. у. Ориона, который в более-менее нормальном состоянии имеет цену от 17 до 24 000 рублей.

Видео Орион 125

Базовый патрульный самолет P-3C Orion фирмы Lockheed предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, ведения воздушной разведки. Серийное производство модификации P-3C, пришедшей на смену ранее созданным P-3A и P-3B, началось в сентябре 1968 года. Всего было построено 143 машины. В середине 70-х годов шесть самолетов модификации P-3F с упрощенным составом бортового оборудования было поставлено Ирану. Для ВМС Канады было поставлено 18 самолетов, получивших обозначение CP-140 Aurora. Несколько самолетов P-3P стоят на вооружении ВВС Португалии. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом.

Внутренний объем его фюзеляжа разделен на две части - герметизированную (в верхней части) и негерметизированную (в нижней). В первой находятся кабина экипажа и отсеки операторов с пультами управления и различным бортовым оборудованием, а во второй - отсек вооружения, 48 пусковых установок для РГБ и другое вспомогательное оборудование. Проектом предусмотрено оставить 25 проц. полезного объема фюзеляжа свободным для размещения перспективных систем поиска и обнаружения подводных лодок. За счет объема дополнительных внутренних топливных баков была увеличена продолжительность полета. Экипаж самолета десять человек - первый и второй пилоты, бортинженер, оператор тактической обстановки (координатор), два оператора гидроакустической и оператор неакустической аппаратуры, оператор средств навигации и связи, два наблюдателя.

Вооружение расположено в фюзеляжном отсеке (размер 2,0X0,8X3,9 м) и на десяти наружных подкрыльевых пилонах. В зависимости от характера решаемых задач самолет P-3C может брать различные виды оружия в следующих вариантах: в фюзеляжном отсеке (3200 кг) - восемь глубинных 157-кг бомб типа 67, восемь противолодочных торпед (Мк44, Мк46 или типа 73), одну мину калибра 2000 фунтов (Мк55 или 56), три мины калибра 1000 фунтов (Мк52); на подкрыльевых пилонах - до четырех ПКР «Гарпун», торпеды, мины, НАР.

Самолет оснащен современной боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, РГБ, другой американской радиоэлектронной аппаратурой. На японских самолетах Р-ЗС также установлены некоторые приборы собственной разработки (связная аппаратура HRC-112, HSC-11, -12 и -14, RRC-22; навигационная LTN-72, HRN-101B и -107, HPQ-2, R-1651/ ARA; акустическая регистрирующая N-RO-40/НМН, N-1D-128A; аппаратура опознавания CV-2461A/A и использования оружия BRU-12A, -14А и -15А).

Основным элементом системы A-NEW является цифровая ЭВМ AN/ASQ-114 (V) общего назначения. Она имеет быстродействие 3 млн. опер./с и 16 каналов ввода (передачи) информации от различных подсистем. A-NEW, кроме того, включает аппаратуру AN/AYA-8B обработки, анализа и преобразования данных, сопряженную с ЭВМ, пультами летчиков и операторов, периферийными электронными подсистемами. Она позволяет автоматизировать процессы поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей, а также применения оружия. Это в значительной степени освобождает экипаж от трудоемких операций и позволяет сосредоточивать внимание на выполнении боевой задачи. Система A-NEW обрабатывает и анализирует различные данные от средств обнаружения (РЛС, РГБ, станции РТР и т. п.), отображает их на индикаторах и автоматически передает на другие самолеты, корабли и береговые пункты (посты ASWOC).

В частности, устанавливаются текущие координаты самолета (с использованием информации РНС «Омега»), целей и выставленных буев, осуществляется выбор типа и сброс РГБ в заданной точке, учитывается их расход. A-NEW позволяет летчикам выводить самолет в точку встречи с целью и вырабатывать команды на автоматическое применение оружия. Члены экипажа могут получать по запросу на своих индикаторах информацию о глубине моря, характере дна, солености и температуре в различных слоях воды, волнении, ветре и т. д. Кроме того, эта система предупреждает оператора о его ошибочных действиях, обеспечивает связь между членами экипажа через ЭВМ и подсистему электронной индикации, осуществляет самоконтроль и определяет расположение неисправных узлов и тип поломки.

В системе A-NEW используются микроэлектронные схемы и сменные блоки, удобные для проверки и технического обслуживания. Получили широкое распространение современные элементы модульной электроники. По данным зарубежной печати, среднее время наработки на отказ в системе A-NEW составляет 1000 ч, а для устранения большинства отказов требуется 10-15 мин.

Радиогидроакустические буи являются основным средством поиска и обнаружения подводных лодок. На самолетах P-3C применяются активные РГБ ненаправленного действия AN/SSQ-47B и пассивные AN/SSQ-53B системы «Дифар». С помощью специальных буев типа AN/SSQ-57 определяется спектр распределения уровней шумов моря. У большинства типов буев размеры стандартные. На самолете P-3C может размещаться до 87 буев различных типов. Они сбрасываются с помощью пусковых установок, представляющих собой трубчатые направляющие, внутри которых находится пороховой заряд с воспламенением от электроцепи. 48 таких направляющих (каждая для одного РГБ) в нижней, негерметизированной части фюзеляжа снаряжаются непосредственно перед полетом. В верхней, герметизированной части расположены четыре ПУ, предназначенные для сбрасывания остальных буев. Они снаряжаются только во время полета. Выбор типа буя производится в зависимости от выполняемой экипажем задачи. При этом характеристики каждого буя вводятся в ЭВМ, с тем чтобы он по заданной программе мог быть сброшен автоматически в нужной точке полета.

Кабина пилотов оборудована двумя пультами управления. На пульте командира корабля имеется индикатор тактической обстановки в реальном масштабе времени, где отображаются первоначальные и предполагаемые координаты цели, местоположение самолета и маршрут полета в упрежденную точку, координаты выставленных РГБ. По краям этого индикатора высвечиваются данные о скорости полета, расчетном времени прибытия на авиабазу или в заданный район патрулирования и пройденном расстоянии. С помощью клавиатуры командир может осуществлять связь с ЭВМ, основным индикатором тактической обстановки и другими электронными подсистемами. В кабине летчиков есть также вспомогательный индикатор комбинированных пилотажных данных о высоте, курсе самолета и полете в упреждающую точку. Применением оружия управляет ЭВМ, но командир может в любой момент воспользоваться ручным управлением.

Пост оператора тактической обстановки оборудован пультом с индикатором отображения данных AN/ASA-70. На нем высвечивается информация об обстановке, точном времени, направлении и скорости ветра, пройденном расстоянии, курсе и скорости полета относительно земли. Все данные рассчитываются автоматически, во время полета фиксируются на магнитной ленте и анализируются после посадки. Для отображения и считывания данных, введенных в запоминающее устройство ЭВМ, оператор использует вспомогательный индикатор. С помощью клавиатуры пульта он может составлять и передавать донесения по каналам буквопечатания. Скорость передачи информации 60-100 слов в минуту, а распечатки данных от ЭВМ 3000. По линии передачи цифровых данных «Линк-11» поддерживается двусторонняя связь с другими самолетами P-3C, надводными кораблями и береговыми пунктами.

Два поста операторов гидроакустической аппаратуры оснащены средствами управления и контроля РГБ: AN/AQA-7 (V), AN/AQH-4 (V), AN/ARR-72 (V) и AN/ASA-76А. Для отображения данных применяются индикаторы AN/ASA-66A.

Пост оператора неакустической аппаратуры оборудован приборами управления, контроля и отображения информации, получаемой от РЛС AN/APS-115B, магнитного обнаружителя AN/ASQ-81C (V), ИК разведывательной станции AN/AAS-36, станции радио- и радиотехнической разведки AN/ALQ-78, а также радиолокационным ответчиком и запросчиком AN/APX-72 и -76 (V), индикаторными устройствами AN/ASA-64A и -65 (V).

Пост оператора средств радиосвязи и навигации оснащен KB и УКВ радиостанциями AN/ARC-161, HRC-112, AN/ARC-143B, а также засекречивающей аппаратурой связи HSC-11, -12 и -14 и другими средствами связи: AN/ACQ-5A, AN/AGC-6, RRC-22, AN/AIC-22 (V). Инерциальная навигационная система LTN-72 выдает данные о положении самолета, курсе и высоте всего полета. Доплеровская навигационная РЛС AN/APN-227 позволяет рассчитывать снос самолета и скорость полета относительно земли. Информация от навигационных систем вводится в ЭВМ, которая вырабатывает также данные об абсолютной высоте полета.
Два наблюдательных поста находятся у бортовых иллюминаторов и оснащены оптическими средствами визуального наблюдения. Наблюдатели в случае необходимости могут заменять операторов.

Несмотря на усилия промышленности США, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С «Чарли».

Обработка информации от различных поисковых систем осуществляется бортовой ЦВМ AN/ASQ-114 фирмы «Юнивак». Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла «прослушивать» не более 16 РГБ.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

Первый полет YP-3C совершил в сентябре 1968-го, а поставки флоту США начались в 1969-м. Рост боевых возможностей субмарин, прежде всего атомных, потребовал дальнейшего совершенствования бортового оборудования базового самолета ПЛО стран Запада. Всего «Орионы» варианта Р-3С прошли четыре программы модернизации.

Первая доработанная машина взлетела в апреле 1974-го, но лишь с января 1975-го строившиеся Р-3С комплектовались новым оборудованием. На этих машинах увеличили в семь раз емкость памяти ЭВМ, установили новый акустический процессор AQA-7(V) «Дифар» и приемную аппаратуру радионавигационной системы «Омега». Всего изготовлен 31 такой Р-3С.

В августе 1977-го в Патаксен-Ривер начались испытания Р-3С с инфракрасной системой обзора передней полусферы. В состав бортового вооружения ввели ПКР «Гарпун» и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные и подводные цели любого класса.

Первый пуск «Гарпуна» по стоявшему на якоре вблизи побережья Калифорнии списанному эсминцу «Ингерсолл» с Р-3А состоялся в декабре 1972-го, а первый успешный пуск с «Ориона» по движущейся надводной цели - в ноябре 1973-го. В 1977-1981-х годах построили 44 самолета данной модели.

Начиная с 1981-го, на 24 «Орионах» появилось более надежное навигационное и радиооборудование.

На четвертом варианте (считая промежуточный) «Ориона» полностью обновили аппаратуру обработки сигналов от РГБ. Новый комплекс построили на базе вычислителя обработки акустической информации IBM «Протеус». БЦВМ СР-901 позволяет одновременно обрабатывать информацию от 99 буев. Среди других усовершенствований - доработка ВСУ для охлаждения возросшего количества оборудования и установка нового приемника сигналов РГБ. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.

Наиболее совершенной является пятая модификация, разрабатывавшаяся с 1987-го фирмой «Боинг». Возможности ее радиоэлектронного оборудования по обнаружению малошумных подводных лодок возросли в пять раз. Очередной прототип «Ориона» совершил первый полет в декабре 1991-го.

Конкурс на проект перспективного самолета ПЛО по программе LRAACA (самолет ПЛО дальнего действия с возможностями нанесения ударов по наземным и надводным целям) в октябре 1988-го выиграла «Локхид». Первоначально проект обозначался P-3G, позднее - Р-7А. Машину предполагалось оснастить новым поисковым комплексом и ТВД «Дженерал Электрик» GE38 мощностью 5150 э. л. с., радикально пересмотреть конструкцию планера, практически не менявшуюся со времен «Электры». Но эту программу аннулировали в 1990-м.

Велась модернизация уже построенных самолетов ПЛО. Прежде всего, на Р-3А установили двигатели Т56-А-14, вспомогательную силовую установку и оборудование для применения УР «Булпап», иными словами, довели машину до уровня Р-3В. В середине 1970-х на Р-3А и Р-3В заменили инерциальные навигационные системы, цифровые вычислители навигационных комплексов и установили новые низкочастотные радионавигационные системы. Прошедшие модернизацию по этой программе «Орионы» получили возможность осуществлять привязку к географическим координатам выставленного поля акустических буев с такой же точностью, как и Р-3С. В конце 1980-х доработали и Р-3С «Чарли» первых серий.Первые «стандартные» Р-3С стали поступать в VP-56 (авиабаза Патаксен Ривер).

Кроме эскадрилий первой линии ВМС США, «Орионы» поступали на вооружение резерва морской авиации. В 1970-м, после передачи девяти Р-3А из боевых частей флота сформировали эскадрилью VP-91 - первое резервное подразделение. Всего «Орионы» получили 15 эскадрилий резерва флота США.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, «Орионы» состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации флота США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла числились за воздушными силами Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

«Домом» патрульных эскадрилий являлись базы на континентальной территории США и Гавайских островах, но самолеты постоянно находились в заокеанских «командировках», отслеживая действия советских кораблей и подводных лодок. «Орионы» регулярно выполняли полеты с полярного аэродрома Адьяк на Аляске, японских баз Ацуги, Ивакуни и Мисава, филиппинской Куби Пойнт, расположенного в Индийском океана атолла Диего-Гарсиа.

Передовые базы «атлантических» Р-3 - Гуантанамо на Кубе, Кефлавик в Исландии, Милденхэлл в Великобритании, Рота и Сигонелла в Испании, Лагенс в Португалии, Суда на Крите.

В конце 1980-х три «тихоокеанских» авиакрыла преобразовали в два шести -эскадрильного состава. По состоянию на конец 1990-х на вооружении ВМС Соединенных Штатов числилось 246 P-3B/C. Последний вылет на выполнение задания по поиску подводной лодки Р-3А одной из резервных эскадрилий выполнил в марте 1990-го. Р-3В эскадрильи первой линии совершил последний «боевой» полет в сентябре 1990-го. В настоящее время на вооружении флота состоят только Р-3С.

В 1968-1984-м годах «Орионы» числились в 10-й эскадрилье ВВС Австралии, дислоцировавшейся в Эдинбурге. В 1978-м там же сформировали 11-ю эскадрилью, укомплектованную десятью усовершенствованными Р-3С. Машинами второй партии перевооружили в 1984-1986-м годах 10-ю эскадрилью, а высвободившиеся Р-3В продали Португалии (шесть), Новой Зеландии (один) и США (два).

В США экс-австралийские «Орионы» переоборудовали в самолеты ДРЛОиУ (У-управления). Австралийские «Чарли» имели несколько иной состав радиоэлектронного оборудования, в частности, на них устанавливался англо-австралийский акустический процессор AQS-901, позволявший работать с австралийскими РГБ, и аппаратуру радиоэлектронной борьбы израильского производства.

В1969-м Норвегия получила пять новых Р-3В, еще два Р-3В, снятых с вооружения в США, закупила в 1980-м. В начале 1980-х поступило еще четыре «Ориона» - вновь построенные Р-3С, отличавшиеся возможностью применения норвежских ПКР «Пингвин».

По состоянию на конец 1990-х Норвегия имела шесть «Орионов» на вооружении 333-й эскадрильи (авиабаза Аннёйя). Четыре из них предназначены для борьбы с подводными лодками, а два - используются в интересах береговой охраны.

В 1975-м Иран закупил шесть P-3F с системой дозаправки в воздухе. от танкеров «Боинг»-707-3J9С. Покупка Ираном «Орионов» выглядит весьма странной - морские интересы этого государства ограничивались Персидским заливом и сравнительно небольшой акваторией Аравийского моря, где возможности океанского самолета ПЛО выглядят избыточными.

Сделка с Ираном - единственный случай, когда с «Орионом» вполне мог конкурировать «Атлантик». Иранские «Орионы» участвовали в ирано-иракской войне, действуя с авиабазы Бендер-Аббас. Боевых потерь самолеты не имели, однако из-за нехватки запасных частей постепенно выходили из строя. По различным оценкам, к 2000-му году в Иране осталось один-два P-3F.

Тринадцать Р-3С, поставленных из США в 1981 -1984-х, состоят на вооружении двух эскадрилий морской авиации Нидерландов. На одном из них в 1987-м испытывалась инфракрасная система ночного видения фирмы «Филлипс». Самолеты, базирующиеся на авиабазе Кефлавик в Исландии, используются для контроля акватории Северного моря и Северной Атлантики.

Авиабазу Кефлавик пилоты НАТО в шутку назвали «противолодочной столицей мира». В годы «холодной войны» там, на ротационной основе постоянно дежурило не менее эскадрильи «Орионов», патрулировавших «торную дорогу» субмарин Северного флота с баз Кольского полуострова на просторы Атлантики. Даже после «потепления» политического климата в мире Кефлавик не утратил своего титула.

К примеру, на учениях НАТО, проводившихся в октябре 1996-го, на исландском аэродроме собрались самолеты ПЛО из США, Голландии, Канады, Норвегии, Португалии, Великобритании, Италии, Германии и Франции. Патрульную авиацию первых пяти стран представляли «Орионы».

«Исландские» и норвежские Р-3 занимались не только слежением за субмаринами, но и осуществляли глобальный мониторинг акваторий арктических морей, где действовали советские корабли и самолеты. Именно благодаря экипажу «Ориона» норвежских вооруженных сил, на Западе в апреле 1987-го появились первые качественные снимки новейшего истребителя Су-27.

ВВС Южной Кореи в 1994-1995-х годах получили восемь Р-3С. После многолетних проволочек, связанных с наложенным конгрессом США эмбарго, Пакистан в конце 1990-х получил четыре Р-3С. Контракт на поставку «Орионов» Пакистану заключили в 1990-м, самолеты изготовили в 1991-м, тогда же в США прошли обучение пакистанские экипажи.

Особняком стоят «Орионы» Канады и Японии. В 1976-м Канада после длительного изучения различных предложений выбрала Р-3 в качестве самолета ПЛО океанской зоны.

Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 «Аврора», представлявших гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A «Викинг». СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.

Еще три СР-140А «Арктур» предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. «Арктуры» имеют упрощенный, по сравнению с «Авророй», состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 «Треккер» в 1992-1993-м годах.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству «Орионов» после ВМС США. «Орион» выбрали японцы для замены «Нептунов» в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила «Локхид», последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы «Кавасаки Хэви Индастриз».

«Орионы» получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.

С 70-й машины аппаратура «ДИФАР» заменялась системой обработки акустических сигналов «Протеус» с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа.

На ранее построенных японских Р-3С с 1993-го заменялась вся радиоэлектронная начинка. Первый переоборудованный самолет Силы самообороны получили в 1996-м.

Модификация P-3C Размах крыла, м 30.37 Длина самолета,м 35.61 Высота самолета,м 10.27 Площадь крыла,м2 120.77 Масса, кг пустого самолета 27892 нормальная взлетная 61236 максимальная взлетная 64411 Внутреннее топливо, кг 28350 Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-14 Мощность, э.л.с. 4 х 4910 Максимальная скорость, км/ч 761 Крейсерская скорость, км/ч 608 Скорость патрулирования, км/ ч 381 Практическая дальность, км 7672 Боевой радиус действия, км 3835 Практический потолок, м 8625 Экипаж, чел 5 + 5 операторов Вооружение: Боевая нагрузка - 9072 кг в отсеке оружия 10 узлах подвески
В отсеке оружия:
3 10/20 кт ядерные бомбы В57, или
1х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины, или 3х 454-кг Mk.52 мины,
или 8 157-кг глубинных бомб Mk.54
или 8х 227-кг Mk.82 или 3х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 8 деструкторов Mk.38 или 3х 481-кг деструктора Mk.40,
или 4х Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
или 8 торпед Mk.46 или 6 торпед Mk.50 Barracuda.
На узлах подвески:
10х 157-кг глубинных бомб Mk.54,
или 10х 227-кг Mk.82 или 8х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 4 Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
ли 10 деструкторов Mk.38 или 8х 481-кг деструктора Mk.40,
или 8х 454-кг Mk.52 мины или 6х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины,
8 ПКР AGM-84 Harpoon, или
2 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder, или
10 ПУ LAU-68A или -69А 7х70-мм или 19х70-мм НУР, или
10 ПУ LAU-10A/C 5х127-мм НУР.
ЛТХ:

Источники информации: Крылья Родины. Михаил Никольский. Дозорные океана
Анатолий Артемьев. Противолодочные самолеты
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Marco P.J. Borst & Jaap Dubbeldamю P-3 Orion
David Reade. The Age of Orion. The Lockheed P-3 Story
Airforce Technology. P-3C Orion Maritime Patrol and Anti-Submarine Warfare
Squadron/Signal. Richard S. Dann, Rick Burgess. P-3 Orion in Action


Созданный в конце 50-х фирмой «Локхид» самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».

Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра - один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.

Локхид L-188 Электра

В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».

Локхид P-2H «Нептун»

Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На "Орионе", по сравнению с "Электрой", для улучшения обзора вниз - вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба "Орионов" началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней "Орионы" получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 "Нептун".
Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры - систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли "засечь" лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система "Снифер" реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД "Ориона".

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.

Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе "Делтик" для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР "Буллпап" класса "воздух-поверхность". Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла "прослушивать" не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР "Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.
В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы" состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный "агрессор" для проведения учений, ЕР-ЗЕ "Эрис" самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .

ЕР-ЗЕ "Эрис"

Созданный на базе Р-3В - самолёт ДРЛО P-3AEW - оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.

самолёт ДРЛО P-3AEW

Четыре противолодочных "Ориона" модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, - наркотиков, легкомоторными самолетами.

Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика

Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году "Аего Union" эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству "Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид", последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви Индастриз".

"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е.
Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят "Орионы" Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора", представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.

Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. "Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми "клиентами" и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть "подальше" вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия.
В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб.
ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань.
В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. "Орион" прибыл "на историческую родину" в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан".

Для замены «устаревшего» Р-3С в США фирмой «Боинг» была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737-900.

P-8А «Посейдон»

Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.

Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл

Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам:
http://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php
http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa
http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/



Поделиться