Органы управления акционерным обществом. Чем публичное акционерное общество отличается от непубличного? В состав прав, основанных на владении акциями, входят

Законодательно определенные органы управления акционерным обществом

Российская правовая система управления акционерным обществом сложилась на основе западного законодательства. Корпоративное управление — это выбранный акционерами способ самоуправления, основанный на совокупности организационных, правовых и экономических мер.

В соответствии с законом в акционерном обществе могут создаваться следующие органы управления:
  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
  • коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, правление);
  • ревизионная комиссия (ревизор).

Выбор структуры управления акционерным обществом. В зависимости от комбинации перечисленных возможных органов управления акционерным обществом может формироваться та или иная конкретная структура его управления.

Выбор структуры управления — важный этап при создании акционерного общества. Ее правильный выбор позволяет снизить возможность конфликтных ситуаций между менеджментом и акционерами, между группами акционеров, повысить эффективность управленческих решений. При этом учредители акционерного общества имеют некоторое преимущество перед другими акционерами. За счет выбора «нужной» структуры управления они могут приблизить уровень собственных прав до уровня собственных интересов. Вместе с тем любая выбранная структура управления акционерным обществом не является «вечной» и может изменяться акционерами. Главное — управление акционерным обществом должно соответствовать его масштабам и характеру решаемых задач.

Установленная законом возможность комбинирования определенных звеньев управления позволяет акционерам выбирать наиболее приемлемую схему в зависимости от величины акционерного общества, структуры его капитала и конкретных задач развития бизнеса.

Основные варианты управления акционерным обществом

На практике обычно используются четыре варианта управления акционерным обществом, представленные на нижеследующих рисунках.

Во всех вариантах управления акционерным обществом обязательным является наличие двух органов управления: общего собрания акционеров и единоличного исполнительного органа, а также одного контролирующего органа управления — ревизионной комиссии. Поскольку задачей ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, то ее, как правило, не рассматривают в качестве непосредственного органа управления акционерным обществом. Однако эффективное управление не может быть обеспечено без надежной системы контроля.

Различие вариантов управления акционерным обществом проявляется в определенном сочетании единоличного и коллегиальных органов управления.

Полная трехступенчатая структура управления акционерным обществом. Данная структура управления может быть использована во всех акционерных обществах. Она характеризуется тем, что позволяет усилить контроль акционеров за действиями менеджмента акционерного общества.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах» члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.

В целом менеджмент в лице генерального директора и правления не может получить большинство в совете директоров (наблюдательном совете), что усиливает влияние этого органа управления.

Для кредитных организаций, создаваемых в форме акционерного общества, данная форма управления является обязательной. В соответствии со ст. 11.1 ФЗ № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации являются общее собрание учредителей, совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (рис. 5).

Рис. 5

Данная форма организации управления акционерным обществом наиболее предпочтительна для крупных акционерных обществ с большим числом акционеров.

Сокращенная трехступенчатая структура управления акционерным обществом (рис. 6).Эта структура, как и первая, может использоваться в любых акционерных обществах. Она не предусматривает создания коллегиального исполнительного органа и соответственно не устанавливает каких-либо ограничений на участие в совете директоров менеджеров общества. В ней предусматривается только должность генерального директора, влияние которого и на управление обществом, и в совете директоров возрастает, поскольку он по сути единолично осуществляет текущее управление акционерным обществом.

Данная форма является наиболее распространенной структурой управления акционерным обществом, поскольку позволяет обеспечить оптимальное соотношение контрольных и исполнительных органов управления.

В случае если уставом акционерного общества образование исполнительных органов отнесено к компетенции совета директоров, то совет директоров и его председатель получают возможность жесткого контроля над исполнительными органами общества. Этот вариант более предпочтителен для крупных акционеров, которым принадлежит контрольный пакет акций, поскольку позволяет, не принимая непосредственного участия в текущих делах, осуществлять надежный контроль за исполнительными органами общества.

Рис. 6

Рис. 7

Данная структура управления применяется в закрытых акционерных обществах, имеющих значительные обороты и активы.

Сокращенная двухступенчатая структура управления акционерным обществом. Эта структура может быть использована, как и предыдущая, только в акционерных обществах с числом акционеров менее 50. Она характерна для мелких акционерных обществ, в которых типичной ситуацией является положение, когда генеральный директор одновременно есть и основной акционер общества, поэтому выбирается наиболее простая структура управления (рис. 8).

Рис. 8

Исполнительные органы управления акционерным общество

Понятие исполнительного органа управления

Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган непосредственного управления, создаваемый по решению общего собрания и/или совета директоров, функции которого установлены по закону и по уставу.

Исполнительные органы управления акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия.

Виды исполнительных органов управления.Согласно закону исполнительные органы управления акционерным обществом могут существовать по отдельности или одновременно в двух формах:
  • единоличный исполнительный орган управления — директор, генеральный директор;
  • коллегиальный исполнительный орган управления — правление, дирекция.

Если уставом акционерного общества предусмотрено наличие сразу обоих исполнительных органов управления, то в уставе компетенция каждого из них должна быть четко прописана. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа управления.

Образование и прекращение деятельности исполнительных органов управления

Исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания его акционеров или эти полномочия могут быть переданы им совету директоров.

Общее собрание акционеров или совет директоров, если уставом общества образование исполнительных органов управления отнесено к его компетенции, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа.

В случае если образование исполнительных органов управления осуществляется общим собранием, то уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации. Одновременно с принятием этих решений совет директоров должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении его полномочий и об образовании нового исполнительного органа общества.

Создание временного единоличного исполнительного органа управления может быть продиктовано обстоятельствами, когда прежние единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация не могут выполнять свои обязанности. В этом случае также решение о создании временного единоличного исполнительного органа общества сопровождается одновременным принятием решения о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов управления и выборах нового единоличного исполнительного органа управления. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа общества и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа управления могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров общества.

Применительно к отдельным видам акционерных обществ предусмотрено, что исполнительным органом управления может быть только управляющая организация. Так, согласно п. 7 указа Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» управляющим инвестиционного фонда может быть только юридическое лицо с соответствующей лицензией ФСФР.

Компетенция генерального директора акционерного общества.Генеральный директор без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе:
  • обеспечивает выполнение решений общего собрания;
  • осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;
  • осуществляет текущее планирование;
  • составляет и утверждает штатное расписание;
  • осуществляет прием и увольнение на работу сотрудников;
  • издает приказы и распоряжения;
  • заключает договора, соглашения, контракты, открывает счета, выдает доверенности, осуществляет материально-финансовые операции в объеме, не превышающем 25% от стоимости активов акционерного общества;
  • предъявляет претензии и иски от имени общества и т. п.

Избрание генерального директора

Генеральный директор может быть избран (назначен) общим собранием акционеров или советом директоров. Способ избрания генерального директора должен быть отражен в уставе акционерного общества.

В случае избрания генерального директора общим собранием акционеров его положение становится более устойчивым. В этом случае срок его полномочий может быть до пяти лет.

В случае избрания генерального директора советом директоров последний обладает правом принимать решение о ежегодном назначении генерального директора и досрочном прекращении его полномочий. При этом варианте срок полномочий генерального директора равен одному году. Он ежегодно переизбирается вместе с советом директоров.

Выдвигать кандидатов на должность генерального директора могут акционеры, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций общества. Уставом или другим документом общества может быть установлен иной процент голосующих акций. Одна заявка может содержать не более одного кандидата. Предложения с кандидатами должны быть внесены не позднее 30 календарных дней после окончания финансового года, предшествующего году, в котором истекают нормативные полномочия действующего генерального директора. Совет директоров обязан рассмотреть поступившие заявки и принять решение о включении предложенных кандидатов в список кандидатур для голосования по избранию генерального директора или об отказе в этом не позднее 5 рабочих дней после окончания срока внесения заявок. В список для голосования включаются только те кандидаты, которые письменно подтвердили свое согласие баллотироваться на должность генерального директора. Выборы проводятся раздельным голосованием по каждому претенденту. При голосовании акционеры отдают свои голоса только за одного кандидата или голосуют против всех. Избранным считается тот кандидат, который получил, во-первых, большинство голосов акционеров, участвующих в собрании, во-вторых, большее относительно других соискателей число голосов. Если никто из кандидатов не получил большинства голосов, то выборы признаются не состоявшимися, что означает пролонгацию полномочий ранее действовавшего генерального директора.

Правление акционерного общества

Правление есть коллегиальный исполнительный орган управления акционерным обществом. Вместе с генеральным директором оно осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества.

Компетенция правления обычно включает:
  • обеспечение выполнений решений общего собрания;
  • организацию оперативного руководства;
  • разработку планов работы на квартал, полугодие и т. д.;
  • финансовое и налоговое планирование;
  • выработку текущей хозяйственной политики акционерного общества и т. п.

Правление избирается сроком на один год. Как правило, в его состав избираются лица, занимающие ключевые посты в акционерном обществе: финансовый директор, главный экономист, главный инженер и др. Закон не определяет, каким образом избирается правление.

Организационная структура ПАО «Мегафон»

В рассматриваемой организации процесс делегирования полномочий на тех или иных участках работы и управления развит неравномерно. Это объясняется тем, что компания росла постепенно, и ее коллектив с момента образования претерпел многочисленные изменения как в количественном, так и в качественном ключе. Безусловным плюсом для данной компании являлось то, что при формировании кадрового ядра имелась возможность привлечения к производственной деятельности опытного менеджмента, что особенно важно в таких специализированных отраслях бизнеса, как телекоммуникации. Данная отрасль деятельности, во-первых, связана с постоянным внедрением и ежедневным активным применением новейших технологий, а во-вторых - это постоянная борьба за потенциального клиента.

Организация «МегаФон» имеет дивизиональную структуру управления, созданную по принципу разделения территории на отдельные регионы.

Для этой компании данная структура максимально рациональна, так как у «Мегафон» очень большая зона покрытия.

«МегаФон» работает во всех 83 субъектах РФ и Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии.

На территории России ПАО «МегаФон» делится на 8 филиалов, в которые входят большие областные подразделения и малые единицы (офисы обслуживания, территории продаж, прочее), а именно:

  • ? главный столичный филиал;
  • ? главный сибирский филиал;
  • ? главный северо - западный филиал;
  • ? главный дальневосточный филиал;
  • ? главный поволжский филиал;
  • ? главный кавказский филиал;
  • ? главный центральный филиал;
  • ? главный уральский филиал.

Схему организационной структуры ПАО «Мегафон» можно увидеть в приложении 1. На ней видно, что высший орган управления «МегаФон» представляет Общее собрание акционеров. Советом директоров определяется стратегия развития компании и осуществляется общее руководство. В компетенцию Совета директоров входят вопросы общего управления «МегаФоном», исключая те, которые принадлежат Общему собранию акционеров.

Для совершенствования принятых стандартов корпоративного управления и порядка рассмотрения более сложных, которые требуют проведения глубокого анализа вопросов, что состоят в компетенции непосредственно совета директоров, в «МегаФоне» функционирует 3 комитета совета директоров:

  • 1. Аудиторский комитет;
  • 2. Комитет, занимающийся вознаграждением и развитием рабочих;
  • 3. Финансовый комитет.

Аудиторским комитетом осуществляется разработка рекомендаций и оказывается содействие совету директоров относительно исполнения им контрольных функций по средству анализа финансовой отчетности и прочих финансовых документов компании «Мегафон», также дача оценки общих процессов во внутреннем и внешнем аудите, бухгалтерского и финансового учета.

Комитет по вознаграждению и развитию персонала подготавливает рекомендации непосредственно для Совета директоров касаемо размера компенсаций генеральному директору и топ-менеджерам компании. Также комитетом рассматриваются вопросы по установке и измерению целевых показателей работы топ-менеджмента и прочих сотрудников компании, система их поощрения по результатам работы.

В область ответственности финансового комитета также входит разработка рекомендаций конкретно для Совета директоров относительно подготовки бизнес-проектов, при составлении плана бюджета и рекомендации совету директоров в отношении приобретения компаний. Правление - это коллегиальный исполнительный органом компании «МегаФон» и выполняет текущее руководство всей деятельностью компании. В его полномочия входят и все вопросы по оперативному управлению «Мегафоном», исключая вопросы, которые отнесены к работе Общего собрания акционеров и, в общем, Совета директоров. Правлением организуется выполнение решений вышестоящих органов управления организацией и подотчетно им.

С целью осуществления контроля над финансовой и хозяйственной деятельностью «Мегафон» Общее собрание акционеров избирает Ревизионную комиссию.

Генеральный директор ПАО «Мегафон»- Сергей Солдатенков, который назначен в 2016 году общим собранием акционеров. Далее выстроим иерархию управляющих:

  • - исполнительный директор, отвечающий за развитие бизнеса - Михаил дубин;
  • - директор, занимающийся развитием корпоративного бизнеса - Евгений Чермашенцев;
  • - директор, занимающийся региональными операциями - Валерий Ермаков;
  • - директор по финансовым вопросам;
  • - Директор, занимающийся корпоративным управлением;
  • - Директор, занимающийся правовыми вопросами;
  • - директор, занимающийся инфраструктурами;
  • - директор, занимающийся стратегиями;
  • - директор, занимающийся связями с инвеститорами, прочие.

В совет директоров входят 7 человек, председателем совета директоров является Владимир Стрешинский.

Сбербанк - это финансовое учреждение известно не только подавляющему числу россиян, но и жителям других государств. Причина в его масштабности, уникальности, известности на фоне других подобных учреждений в РФ. В этой статье же мы заострим внимание на организационной структуре Сбербанка, которая не имеет аналогов в России. Начнем с общего знакомства с организацией.

О Сбербанке

Предмет нашего разговора - ПАО, крупнейший российский банк. Его учредителем выступает ЦБ России. Именно Центробанку и принадлежит контрольный акционный пакет этого учреждения. Прочими акционерами выступают и организации, и частные лица.

Уникальность заметна не только в развернутой организационной структуре Сбербанка. Его также выделяет следующее:

  • Предоставление государственных гарантий по вкладам.
  • Участие в международной программе, чья цель - развитие малого и среднего бизнеса в РФ.
  • Обслуживание счетов, учет доходов и оборота федерального российского бюджета.

Схема организационной структуры Сбербанка России

Разберем иерархию составляющих этой крупной банковской организации:

Всю организационную структуру ОАО "Сбербанк" можно разделить на практически равные четыре доли:

  1. Головной офис.
  2. Территориальные отделения.
  3. Агентства и филиалы.
  4. Прочие ответвления системы.

Собрание акционеров

Управленческая структура данной организации предполагает существование правящих органов с установленными объемами ответственности, рядом полномочий и правилами взаимовоздействия с другими составляющими системы. Переходим к ее верхушке.

Главный орган управления организационной структуры ПАО "Сбербанк" - собрание акционеров. Только оно имеет право на избрание правления учреждения, а также наблюдательного совета. Акционеры - это и физические и юрлица. Они являются владельцами как обычных, так и привилегированных ценных бумаг.

Главные задачи этой части организационной структуры Сбербанка:


Управление структурой

Общее руководство Сбербанком - это дело избираемого Совета. Его ключевые обязанности такие:

  • Определение векторов развития банка.
  • Контроль за работой правления.
  • Утверждение годового отчета.
  • Контроль политики в области инвестиций и кредитования.
  • Организация деятельности ревизионного и кредитного комитетов.
  • Выбор председателя.

Ревизионный и кредитный комитеты

Продолжаем знакомиться с организационной структурой банка Сбербанк. Как мы уже упомянули, его Совет создает два комитета, каждый из которых имеет определенные задачи:


Головной офис

Переходим к организационной структуре отделений Сбербанка. Главным здесь выступает головной офис - он руководит менее масштабными ответвлениями. Отсюда его задачами выступает следующее:

Территориальные подразделения

Отметим, что деятельность территориальных структур обеспечивает служба безопасности Сбербанка. Сами же они заняты следующим:

Региональные филиалы

Региональные подразделения и филиалы - самые широко распространенные во всей сбербанковской системе. Надо сказать, что внутри структуры постоянно проходит их оптимизация на основе плотности проживания населения в том или иной регионе, количества клиентов банка. Большое внимание уделяется и предпочтению потребителями каких-то определенных банковских услуг.

Региональные отделения организационной структуры Сбербанка имеют весь спектр прав юридических лиц. Баланс такого филиала - составная часть единого баланса всей корпорации.

Деятельность региональных отделений основывается на утвержденном положении. Исходя из него:

  • Филиалы в регионах имеют права юрлиц.
  • Являются частью сбербанковской системы.
  • В своей работе опираются на акты, которые приняты как ЦБ РФ, так и самим Сбербанком.

Здесь необходимо выделить специализированные филиалы. Они ориентируются не только на индивидуальное и специализированное банковское обслуживание, но и на развитие некоторых направлений финансового бизнеса: работа с корпоративными клиентами, операции с валютой, акциями и проч.

Агентства

Нельзя отдельно не выделить такую часть структуры Сбербанка, как агентства. Считаются самым последним звеном в системе - созданы при больших учреждениях для работы с населением отдаленных и малонаселенных регионов РФ. Спектр совершаемых ими операций ограничен - расчетно-кассовое обслуживание, перечисление заработной платы.

В будущем планируется замена агентств на мобильные операционные кассы.

Отделения

В структуре Сбербанка имеют место быть следующие отделения:


Функции организационной структуры

Рассмотрим общие функции организационной структуры ПАО "Сбербанк России":

  • Оборот поступающих от населения и организаций средств.
  • Выдача кредитов физическим и юридическим лицам.
  • Расчетное и кассовое обслуживание населения.
  • Работа с ценными бумаги: эмиссия, продажа, покупка.
  • Коммерческие услуги: лизинг, факторинг.
  • Выпуск банковских карт.
  • Операции с валютой.
  • Консультирование и информирование граждан в вопросах экономической направленности.

Коротко мы разобрали обширную организационную структуру Сбербанка. Теперь вы в курсе ее составляющих, их специфики деятельности.

По форме своей организационная структура Сбербанка считается акционерным учреждением, приравненным к открытому типу. Его учредителем является российский Центральный банк, который обладает контрольным пакетом акций сберегательного учреждения. Это определяет специальное положение Сбербанка на площадке рынка по финансовым инструментам. Например, согласно имевшей свое место государственной гарантии по частным вкладам, превышающим шестьдесят два процента депозитов населения, их сумма была размещена в Сбербанке.

После принятия в декабре 2003 года Федерального закона "О страховании вкладов физлиц в банках России" гарантия возвращения вкладов в размере, не превышающем ста тысяч рублей, распространяется и на другие банки, что дает возможность обеспечивать еще более интенсивную конкуренцию по привлечению средств малых вкладчиков и обеспечивает существенную защиту их интересов. Рассмотрим, на какой ступени стоит служба безопасности Сбербанка, а также другие подразделения.

Организационная структура

Организационную структуру банка можно представить следующим образом:

  • Сбербанк (головная контора).
  • территориальные банки.
  • отделения.
  • филиалы и агентства.

Органы управления в банке:

  • Общее собрание акционеров.
  • Наблюдательный совет.
  • Правление банка.
  • Президент, Председатель Правления.

Акционерами банка выступают как физические, так и юридические лица. Основная часть активов составляет более 90% и выпускается в виде небольших и обыкновенных, так называемых, привилегированных акций. Эти имущественные виды носят именной характер, первичное размещение новых выпусков происходит в порядке проведения открытой подписки, а последующие выпуски применяются для наращивания общего капитала.

Организационная структура Сбербанка продиктована двумя главными специфическими нюансами, а именно: структурой по его управлению и схемой служб и функциональных подразделений. Важное назначение органов по ведению дел заключается в предоставлении эффективного руководства касательно коммерческой деятельности учреждения на основе осуществления процедур и операций.

Где располагается руководство Сбербанка России? Рассмотрим в следующей таблице:

Правление банка

Управленческая структура банка предусматривает наличие правящих органов, утверждение их ответственности, полномочий и взаимодействия при проведении банковской деятельности. Наивысшим органом по управлению Сбербанком выступает собрание его акционеров, которое действует в целях решения следующих задач:

  • принятие решений об образовании организации;
  • утверждение актов и документов о специфике его деятельности;
  • составление Устава и контроль его надлежащего исполнения;
  • рассмотрение и проверка отчетности по результатам проведенной деятельности банка за прошедший промежуток времени и распределение направлений прибыли;
  • выбор членов контрольных и исполнительных органов.

Организационная структура Сбербанка интересует многих.

Собрание акционеров проводит выборы наблюдательного совета и правления банка. В целях глобального руководства работой банка, а также контроля деятельности правления и ревизионной комиссии избирают совет банка.

Сформированный совет банка проводит выполнение следующих задач, а именно:

  • определяет вектор направленности деловой политики учреждения;
  • проводит контролирующую работу ревизионной комиссии и правления;
  • утверждает годовую отчетность;
  • осуществляет кредитный контроль и ведет инвестиционную работу;
  • проводит выборы председателя.

Кредитный и ревизионный комитеты

При Совете происходит формирование двух комитетов - кредитного и ревизионного. Первый их этих рабочих инструментов должен сформировать кредитную политику организации, структуру средств и возможностей, которые могут быть привлечены, а также пути открытия инвестиционных фондов и, помимо прочего, он обязан проводить деятельность по трастовым операциям.

Ревизионный комитет осуществляет контроль по надлежащему исполнению законодательных актов, организовывает сплошные и выборочные кредитные проверки, как валютных, так и расчетных операций и так далее.

Филиалы Сбербанка России расположены по всей стране.

На саму структуру по управлению банком непосредственно решающее значение оказывает правовая форма мобилизации его личного имущества и организационно-структурное построение, то есть уровень развития сети учреждения.

Фактическая структурная схема банка

Организационная структура ПАО "Сбербанк России" представлена таким образом, что три четвертых от общего механизма занимает непосредственно головная контора, то есть сам Сберегательный банк Российской Федерации. Ровно такая же часть отведена на территориальные учреждения, еще три четвертых представлены различными отделениями и столько же отведено под агентства и филиалы от общей системы всей организации.

Головная контора

Где расположено юридическое управление банка? Об этом далее.

Сберегательный банк России как главная контора руководит работой самых нижних подразделений своей структуры. В рамках этой деятельности проводятся:


Помимо перечисленных мер, Сбербанк РФ осуществляет маркетинговые анализы совместно с другими службами, которые ориентированы на подробное изучение конъюнктур рынков регионального характера, а также запросов клиентов и их потребностей, совершенствование и разработку банковских услуг и продуктов.

Территориальные структуры банка

Служба безопасности Сбербанка имеет важное значение для обеспечения работы его подразделений.

Территориальные банки осуществляют анализ деятельности всех своих организаций, исходя из экономики отдельных регионов и их подчинённости в целях установления самой выгодной для кредитования сферы экономики и оценки существующей конкурентной среды.

На данный момент ведется преобразование территориальных банков, направленное на их укрепление, которое основано на переходе от текущего административного и территориального деления к структуризации по имеющимся наиболее значимым, как экономическим, так и географическим зонам.

Укрупненные территориальные организации непременно должны позволить усилить свои инвестиционные потенциалы, это помогает также добиться определенного соответствия между уровнем развития территориального учреждения и экономическим потенциалом конкретного региона, а также делает возможным участие в больших региональных программах по экономическому развитию. В результате, как правило, появляются свежие возможности для совершенствования и улучшения расчетных сетей банковской структуры, и, кроме того, происходит внедрение средств автоматизации и современных технологий в целях повышения уровня эффективности в управлении филиалами и отделениями, а также персоналом банка, его активами и пассивами.

Контроль над деятельностью

Перемены в системе контроля за деятельностью структурных подразделений, которые происходят в настоящее время, имеют своей основной целью увеличение самостоятельности банков территориального типа, что ведет к сокращению сроков проведения ряда определенных операций и улучшает качество обслуживания клиентов учреждения. В обязательном порядке важно повышать гибкость по управлению банком и обеспечивать скорость реакции на постоянно изменяющиеся рыночные условия. Также следует проводить оптимизацию территориальных сетей с учетом социальных и экономических факторов, и, разумеется, развивать нынешние информационные технологии опережающими темпами.

Процесс консолидации и закрепления банковской сети

Процесс консолидации и закрепления банковской сети непременно коснется и наиболее распространенных подразделений учреждения, то есть его отделений и филиалов. В одном ряду с филиалами и отделениями, которые применяются для исполнения функций по предложению стандартных наборов клиентских услуг, будут выделены особые специализированные филиалы. Эти рабочие точки будут ориентированы как на комплексное, так и на индивидуальное сервисное обслуживание своих клиентов, а также на развитие некоторых отдельно выбранных векторов бизнеса по деятельности с крупными корпоративными клиентами, в том числе, с ценными бумагами, валютой и прочим. Оптимизация структуры агентств и филиалов включает в себя оценивание значений численности населения и плотности в регионах, а также количество клиентов, которые обслуживаются в одном из филиалов банка. Учитываются также потребности клиентов в пределах получения некоторых банковских услуг и продуктов.

Агентства

Самым низким звеном в структуре Сбербанка считаются агентства. Они создаются при больших организациях в самых отдаленных уголках нашей страны, там, где располагаются малонаселенные районы. Такие агентства выполняют узкий круг действий, к примеру, они осуществляют выплату заработной платы, прием коммунальных платежей и так далее. В будущем в рамках структуры Сбербанка планируется замена нерентабельных агентств передвижными операционными кассами.

Отделы банка

Управление по работе с персоналом Сбербанка осуществляет подбор и найм сотрудников, изучение рынка труда. Также здесь решают вопросы по обучению и повышению квалификации уже имеющихся работников.

Управление рисками занимается вопросами, связанными с анализом общих рисков банка, вырабатывает политику в отношении их управления.

В Сбербанке управление общественных связей осуществляет рекламные и PR-стратегии банка, курирует вопросы взаимодействия со СМИ.

Юридическое управление банка производит разработку типовых договоров для текущих операций, на нем лежит юридическая экспертиза соглашений и сделок, участвует в суде от имени банка, оформляет различные разрешения, свидетельства и лицензии.

Управление внутреннего контроля, ревизий и аудита следит за тем, как соблюдаются подразделениями банка внутренние инструкции, требования законов и нормативных актов Банка России.

Управление безопасности охраняет помещения и собственность банка от противоправных действий третьих лиц, а также заботится о безопасности персонала банка и клиентов.

В заключение

Таким образом, осуществленная за последнее время централизация в области управления всеми имеющимися на данный момент учреждениями Сбербанка должна непременно обеспечить значительное увеличение контроля, а также координацию работы общего числа его структурных подразделений.

Нами рассмотрена организационная структура Сбербанка.

Перечислим основные принципы построения организационной структуры.

  • 1. Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в среде персонала и на производстве. Не менее одного раза в год нужно пересматривать структуру.
  • 2. Централизация. Необходима разумная централизация функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления.
  • 3. Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления и функциональной специализацией отделов, служб и специалистов.
  • 4. Нормоуправляемостъ. Это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено предприятия - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-20 чел., нижнее звено (старшие мастера, мастера-бригадиры) - 20-40 чел.
  • 5. Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находиться в диалектическом единстве.
  • 6. Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство - подготовку и реализацию решений.
  • 7. Экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.

Таблица 3.1

Уровни (ступени) управления

Исходными данными для построения организационной структуры управления являются: расчет числа уровней управления;

расчет численности персонала; концептуальная схема организации; виды организационных структур управления; существующие структурные подразделения; классификатор функций управления; нормы управляемости руководителей.

Таблица 3.2

Органы управления обществом с ограниченной ответственностью

Наименование органов

управления

Численность и сроки избрания

формирует

Основные

Кого назначает (избирает)

Общее собрание учредителей - законодательный орган

Не менее одного юридического или физического лица

Учредитель

Принятие и изменение устава, определение уставного капитала и размеров вкладов, утверждение годовых отчетов и балансов, создание и ликвидация ООО

Председателя (президента), правление (совет) ООО, если предусмотрено уставом

Правление (совет) ООО - исполнительный орган

По уставу не менее 3 чел.(как правило, ООО с численностью более 10 чел.)

собрание

учредителей

Стратегия развития, организация системы управления, кадровая, финансовая, социальная политика

Исполнительного директора, руководителей филиалов и подразделений

Ревизионная

комиссия

(ревизор)

Не менее 1 чел.

собрание

учредителей

Заключения по годовым отчетам и балансам, ревизия всех направлений деятельности

Председателя

комиссии

(ревизора)

Директор

По решению собрания учредителей избрание или наем

собрание

учредителей

Оперативное управление ООО в период между собраниями учредителей и правлениями

Весь персонал управления, включая своих заместителей

Организационная структура управления состоит из двух самостоятельных органов управления, выполняющих определенные функции. Вершиной является центральный аппарат управления организации, а основанием - аппарат управления структурными подразделениями (цехами, участками, автоколоннами и др.). Каждый орган в свою очередь состоит из двух отдельных уровней линейного и функционального управления. Организационная структура строится по уровням (ступеням) управления (табл. 3.1).

Рассмотрим органы управления и схемы организационных структур наиболее типичных организаций России - обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) представляет собой объединение граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал ООО образуется за счет вкладов учредителей. Все учредители ООО отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов, которые могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других учредителей, т.е. по решению общего собрания. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое ООО, состоящее из одного лица.

Характеристика органов управления ООО приведена в табл. 3.2. При числе учредителей менее 10 чел. и работе в одном городе избрание правления (совета) нецелесообразно. Его функции может исполнять председатель (президент) ООО. При большом объеме производства возможен наем исполнительного директора ООО и избрание правления из числа учредителей ООО. Схема организационной структуры управления ООО показана на рис. 3.8.

Рис. 3.8.

Органы управления акционерным обществом

Таблица 3.3

Наименование органов управления

Численность и сроки избрания

Кто формирует

Основные функции

Кого назначает (избирает)

Общее собрание акционеров - высший законодательный орган

Собрание не реже одного раза в 15 месяцев.

АО не может быть создано одним лицом

Владельцы обыкновенных акций с правом решающего голоса

Принятие и изменение устава, определение уставного капитала, избрание совета директоров, утверждение годовых отчетов, создание и ликвидация АО и его филиалов

Выбирает совет директоров, назначает генерального директора(президента)

Совет директоров - законодател ьн ы й орган между собраниями акционеров

Не менее 3 чел. для ЗАО и не менее 5 чел. для ОАО. Совет избирается при числе акционеров более 50

Общее собрание акционеров

Стратегия развития АО, организация системы управления, создание комитетов, определение финансовой политики

Утверждает правление АО, исполнительных директоров и управляющих структурных подразделений

Правление - исполнительный орган АО

По уставу не менее 3 чел.

Совет директоров

собрание)

Оперативное управление АО в период между собраниями акционеров и совета директоров: кадры, финансы, производство, сбыт, качество, маркетинг

Руководителей структурных подразделений

Генеральный (исполнительный директор)

По уставу 1 чел. на срок до 5 лет

Общее собрание (совет директоров)

Оперативное управление в период между собраниями акционеров (совета директоров)

Весь персонал

Ревизионная комиссия (ревизор)

Определяется уставом, как правило, нечетное число человек

Общее собрание акционеров

Внутренняя финансовая ревизия, внешний аудит, заключение по годовым отчетам и балансам

Избирает председателя ревизионной комиссии, назначает общее собрание в случае угрозы интересам АО

Акционерное общество (АО) представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Порядок создания, управления и ликвидации АО регламентируется ст. 96-104 ГК РФ в последней редакции в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. Акционеры несут ответственность по обязательствам АО в пределах числа принадлежащих им акций по принципу «одна акция - один голос». Различают АО публичные (открытого) и непубличные (закрытого) типа. Закрытое АО весьма близко к ООО, так как предусматривает наличие учредителей-акционеров, контролирующих весь уставный фонд АО в пределах его объявленной величины. Выход из состава АО и продажа акций разрешаются лишь с согласия общего собрания акционеров. Непубличное АО (ЗАО) не вправе производить открытую подписку на свои акции либо предлагать их неограниченному числу лиц.

В публичных (открытых) АО продажа акций идет в форме открытой подписки для всех желающих физических и юридических лиц, что затрудняет управление обществом. В этих целях предусмотрено разделение законодательной, исполнительной и контрольной власти между советом директоров, правлением и ревизионной комиссией (табл. 3.3).

Общая схема структуры управления АО приведена на рис. 3.9. На практике в отечественных АО при отсутствии четкого устава и регламентов управления не всегда удается четко разделить функции совета директоров, генерального директора и правления. Для небольшого АО целесообразно совмещение в одном органе совета директоров и правления для сокращения числа органов управления и проведения единой финансовой и кадровой политики.


Рис.

Пример структуры крупного ПАО в разработке автора показан на рис. 3.10.




Поделиться