Народный художественный промысел филимоновская игрушка. Шаблоны для рисования филимоновской игрушки в детских садах

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни - высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор - повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) - высокие, длинноногие, в характерных костюмах - мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета - малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу - свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Попробуйте пополнить коллекцию глиняных кукол барыней из Филимонова. Если не удается купить настоящую, попытайтесь сделать сами, глядя на рисунки и фотографии.

Тульская игрушка

Если их расставить на столе, то получится целая городская сценка. Одежда кукол напоминает городские платья середины XIX в. - с рядом оборок, лент, бантов, кружев. Зонтик крепился на металлический штырек, вделанный в тело фигурки. Размеры фигур достигают 28 см.

Роспись соответствовала характеру одежды и велась по побеленной игрушке тонким слоем, чтобы фон «светился» через красочный слой. Применялись нежные пастельные цвета - розовые, серые, зеленоватые, голубоватые, сиреневые.

В отличие от филимоновских игрушек (они все являются свистульками), тульские игрушки свистка не имели, за исключением игрушки «всадник». Эта скульптурная статуэтка больше предназначалась для украшения, нежели для игры, являлась единственной изысканной среди остальных глиняных игрушек, рассчитанная на любование и рассматривание.

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали - из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня - их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие - образ, связанный с появлением тульских самоваров.

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи - барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы - филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей - в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники - это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки - трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают - следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи - белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки - на нем проще всего учиться росписи.

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

Появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника - Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Работа над игрушкой

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

Значение филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

Обжиг в печи

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы

Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

Еще один образ - это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны - новой жизни. Олень - символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь - олицетворение всего живого. Считалось, что конь - это символ воды, солнца, плодородия. Корова - воплощение бодрости и силы духа.

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы - это все олицетворение птиц.

Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины - яркая рубаха и штаны.

Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном - о связи человека с природой.

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. Раскраска лица

Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. всегда была одинаковой. Глаза - черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура - это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

Основные цвета

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, - это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, - животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

Обряд «свистопляски»

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия - характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

Дети и красивые игрушки

Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду - один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное - опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.



Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача.

Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.

Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц, всадника и т.д. Такие керамические изделия лепили в основном женщины и дети. Сначала игрушка была предметом культа, затем ее стали делать на забаву, на радость, для ярмарок и праздников.

Лепка игрушки была и своеобразным семейным отдыхом. Игрушки лепили с песнями, шутками и прибаутками. Поэтому игрушки получались такими добрыми и яркими, забавными и красивыми. У керамистов-игрушечников издавна существует правило – не лепить злую игрушку и игрушку с «грустным лицом».

В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.

Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново

В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново».

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

История создания филимоновской игрушки

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Но почему она занималась именно игрушкой, потому что она хотела детей позабавить, я так предполагаю, а потом лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.

Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что начиная с 7 лет уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

Особенность филимоновской игрушки

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.


Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Яркая и очень самобытная филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Роспись филимоновской игрушки

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Символы


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания «записаны» представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.

В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств - плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей - леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный - солнца, зеленый - жизни, белый - гармонии, синий - небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы - обереги, игрушки - и стали предметами домашнего ремесла.



Филимоновская игрушка – свистулька «Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.



Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.



Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.



Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.


Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца.

Работы народных мастеров

Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Одна из мастериц, Елена Кехаида, с любовью рассказывает о филимоновской игрушке

Е.И.: Она такая ярмарочная, добрая игрушка. Многие игрушки пропали с лица земли. Ведь в древности возле каждого глиняного промысла была игрушка. Производство посуды, а возле него глиняная игрушка. А наша игрушка осталась. Она передавалась из руки в руки. Секреты изготовления филимоновской игрушки передавались от бабушек к внучкам, от внучек к правнучкам. Филимоновской игрушке повезло тем, что её изготовление почти не прерывалось. Времена были разные. Но не лепили её только два года, когда была немецкая оккупация Филимоново.

В 70-е, 80-е годы она перебралась в Одоев. Во времена Хрущева были тяжелые времна для игрушки, был запрет на её изготовление.

Инспектора по ночам специально приезжали к мастерам, искали игрушки и конфисковывали.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.

В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаида. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Принцип лепки 700 летней давности. Она лепится определенным образом. Определенные пальцы делают определенную работу, игрушка строится определенной схемой. Лепка осуществляется снизу вверх. Как бы перегоняя глину из тех частичек, которые идут вверх лепится то шейка, то хвостик, то свисточек, то лапка. И всё это так отлажено, лаконично все продумано, что идеальнее не бывает. Это всё веками заточено, отточено. Оттого игрушка лепится именно характерным образом. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и для чего-то сохраняется. Мне кажется игрушка нужна и если бы она была плоха, несла бы языческую, какую-то темную сторону, Господь её давно убрал. Потому что ни к чему такая игрушка. А эта игрушка радостная.

Николай Васильевич Денисов

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку всего несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.

Школа искусств

В Одоеве работает школа искусств, в которой два класса филимоновской игрушки и керамики ведут народные художники России - супруги Кехаиди. Они уже обучили мастерству лепки около трех сотен ребят.

Фестиваль «Поляна»

С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводится мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. «Поляна» по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету», что проходит в Чернском районе.

Заслуга энтузиаста К. Н. Кехаиди и его добровольных помощников: в первую очередь, жены и соратника Е. И. Кехаиди, а также специалиста комитета культуры Л. Н. Селиверстовой, преподавателей школы искусств С. Е. Ждановой, С. А. Любчиковой - идея проведения фестиваля

На семь дней в палаточный лагерь съезжаются глиняных дел мастера и подмастерья из столицы, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областей. Проводится фестиваль народного творчества уже более десяти лет.

Константин Николаевич Кехаиди стал инициатором проведения традиционных фестивалей под оригинальным названием «Поляна», которые проходят под деревней Филимоново, на берегу реки Упы.

Как говорит К. Н. Кехаиди, вся затея держится на чистом энтузиазме. Людей материально нечем, к сожалению, заинтересовать. Спасибо районной администрации, что выделяет средства на проведение лагеря, были сделаны необходимые хозяйственные приобретения. Но этого недостаточно. Гости делают небольшие взносы, а о проживании и питании должны позаботиться сами.

Удивительно, но этот уникальный фестиваль уже несколько лет живет сам по себе, только благодаря самим мастерам-энтузиастам.

Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Музей «Филимоновская игрушка»

Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.

Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Филимоновская игрушка и другие виды искусств

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, например: Денисова Римма Васильевна о филимоновской игрушке (стихи)

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Интерес к филимоновской игрушке подтверждает и проводимый каждый год фестиваль «Поляна».

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».



Поделиться