Лигай вадим александрович биография. Интриги вокруг КВЗ: почему Вадим Лигай покинул правление «Вертолетов России»? Колесов применит «рычаг»

Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова и Виктора Османова «Казалось бы, при чем тут Колесов: усидит ли Вадим Лигай на КВЗ? На место заслуженного вертолетостроителя прочат директора КОМЗа Сергея Раковца» о ситуации на АО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) и возможной смене руководства предприятия.

Демонстратор легкого вертолета "Ансат-К" (бортовой номер "909", заводской номер 410A04) разработки и постройки АО «Казанский вертолетный завод» (с) www.business-gazeta.ru

Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» сообщили о грядущей в скором времени смене руководства КВЗ, который в последние два года в разы снизил выручку. Такие разговоры с разной степенью интенсивности ходят уже года два, но сегодня градус напряжения в кругах оборонщиков прямо-таки достиг апогея. Интересантом же называют гендиректора КРЭТ Николая Колесова, который в последнее время все ближе подбирается к авиационной тематике.

КВЗ В КРИЗИСЕ, ВЕРТОЛЕТОСТРОИТЕЛИ НА ПЕРЕПУТЬЕ

Предновогоднее обострение получили достаточно давние слухи о смене руководства ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). Сразу несколько независимых друг от друга источников «БИЗНЕС Online» сообщили о том, что нынешнего генерального директора Вадима Лигая заменят. Если это так, то о причинах такого решения можно только гадать — руководство авиастроительной отрасли (в частности, холдинга «Вертолеты России») за последнее время дало немало оснований усомниться в логичности принимаемых им решений. Но, как всегда, в данном случае можно говорить о сочетании объективных и субъективных факторов: возможной смене парадигмы вертолетостроения и усилиях тех, кто желает оседлать эту волну.

Источник «БИЗНЕС Online» в отрасли полагает, что поводом для смены (если она будет) руководства КВЗ может стать снижение выпуска вертолетов. Динамика их строительства за крайние 10 лет такова: 2007 год — 35 машин, 2008-й — 58, 2009-й — 65, 2010-й — 80, 2011-й — 93, 2012-й — 98, 2013-й — 103, 2014-й — 107, 2015-й — 77, 2016-й — 70. В 2017 году тоже, по всей видимости, будет не более 70 вертолетов. «Формальным поводом может стать невыполнение в последние два года планов, — отметил источник. — Во-вторых, можно обратить внимание на то, что по Ми-17 дела у Улан-Удэнского завода идут намного живее, чем у КВЗ, который предлагает все тот же Ми-17В-5, улан-удэнцы же сделали свежие модификации для севера, минобороны».

Последние два года для КВЗ действительно аховые, в 2016 году завод даже вынужден был часть своих цехов перевести на четырехдневку. Выручка сократилась в 1,8 раза: с 42,472 млрд рублей в 2015 году до 24,195 миллиарда. В частности, упал объем выручки, получаемой в России, — на 18%, или на 2,4 млрд рублей. То есть минобороны РФ также сократило заказы, хотя по итогам 2016 года стало самым крупным клиентом с долей 35%. В итоге КВЗ получил 675 млн рублей операционного убытка в 2016 году против 8,68 млрд операционной прибыли в 2015-м... За первые 6 месяцев 2017-го выручка КВЗ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась еще на 47% — с 12,9 млрд до 6,9 млрд рублей.

Кризис этот был запрограммирован. То, что с российским вертолетостроением в целом и с КВЗ в частности пора что-то делать, уже ясно всем. Телодвижения в отрасли скорее сводятся к имитации бурной деятельности. Да, создание новой техники — процесс небыстрый, но в нашем случае речь идет исключительно об эксплуатации советских заделов: если бы не проект «Ансат», то предъявлять было бы вообще нечего. В экспертной среде поговаривают, что регулярно принимаемые планы по развитию отрасли (созданию полноценной линейки машин) остаются без движения потому, что их попросту некому выполнять — нет конструкторских личностей. На этом фоне недавние заявления о работах по созданию скоростного и сверхлегкого вертолетов вызывают у старожилов отрасли только усмешку. Также добавляются проблемы с сопровождением техники (злые языки утверждают, что американцы отказались от Ми-17 в Афганистане именно из-за неспособности российской стороны обеспечить поддержку летной годности), а также несоответствия мощностей вертолетостроительных предприятий реальному спросу на их продукцию.

Словом, холдинг «Вертолеты России» (ВР) оказался неготовым к лавированию в условиях стагнации, охватившей и мировой рынок (прежде всего из-за спада в нефтяной отрасли — основного потребителя вертолетных услуг). А тут еще ряд наложившихся обстоятельств. Первое: самые крупные покупатели (Индия, Китай, Афганистан, Египет и т. д.) насытились вертолетами Ми-17 — единственным массовым продуктом ВР. Перспективные же Ми-171А2, Ми-38 и «Ансат» пока не стали привлекательными. В такой ситуации (и это второе) выручал гособоронзаказ (в 2015-2016 годах основные поставки пришлись на военные машины). Но рентабельность у таких контрактов немного ниже, чем у экспортных сделок, к тому же сегодня можно сказать, что пик вертолетного ГОЗ пройден. Официально заявлено, что в рамках госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы заказов на вертолеты будет намного меньше.

ГРЯДЕТ ПЕРЕКРОЙ ОТРАСЛИ?

Словом, руководству ВР и департамента авиапромышленности минпромторга РФ явно есть резон подумать над тем, как жить дальше. Поэтому нынешние заявления о поиске рынков сбыта и о необходимости реструктуризации отрасли, скорее всего, не просто слова. В феврале правление «Ростеха» утвердило стратегию развития своего авиационного кластера (в него входят холдинги «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, «Технодинамика» и концерн «Радиоэлектронные технологии» — КРЭТ) до 2025 года. Ключевым целевым ориентиром обозначен ежегодный рост выручки холдингов кластера в среднем на 11,9%. «Заявленные показатели будут достигнуты за счет существенного увеличения доли гражданской продукции, наращивания экспорта и повышения операционной эффективности», — сообщил тогда индустриальный директор кластера, бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В частности, поставлена задача вывести на международный рынок вертолеты «Ансат», Ка-226Т, Ка-62, Ми-38. Очевидно, что новая стратегия потребует и новых кадров. Это первый возможный аргумент ВР за смену гендиректора КВЗ.

Второй. Начинать новый разгон — самое время. По мнению экспертов, в ближайшую пятилетку ожидается среднегодовой рост мирового рынка вертолетов на 3,4%. Если в последнее время в России поставки падали (в 2015 году — 212 вертолетов, в 2016-м — 189), то в 2017-м обещано 220 машин. Основными стимулирующими факторами станут старение вертолетного парка, повышение интенсивности использования вертолетов для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, повышение интереса к средним вертолетам, поворот в сторону гражданских машин. Словом, надо ловить волну.

Вполне в унисон этому КВЗ в 2018 году должен начать серийное производство Ми-38 (судя по тому, что до конца 2019-го под эту машину законтрактовано 50 двигателей, объем будет, с минобороны уже подписан контракт на два Ми-38), стартовало вполне успешное продвижение «Ансата». Отметим, что доведение до серии обеих машин — несомненная заслуга Лигая. Для нового же директора (если он будет) это станет эдаким инновационным стартом: дескать, новый руководитель — на абсолютно новую продукцию. К тому же, по данным «БИЗНЕС Online», в руководстве вертолетостроительной отрасли всерьез рассматривался вопрос о переносе производства Ми-8/17 только на Улан-Удэнский авиационный завод, который готовится запустить в серию радикальную модернизацию «восьмерки» — Ми-171А2: по сути, она должна заменить все имеющиеся варианты этого вертолета.

Третий аргумент. Судя по всему, в ближайшие дни грядет тотальный перекрой авиастроительной отрасли. Например, как писали «Известия», всю гражданскую самолетостроительную тематику передадут корпорации «Иркут», а военную отдадут в «Ростех». Вряд ли столь радикальные перемены не отразятся на вертолетостроении. Например, Сердюкова (а он после кратковременной опалы на сегодня успел стать председателем совета директоров «Технодинамики», членом совета директоров КРЭТ, ВР, КВЗ и Объединенной авиастроительной корпорации) прочат на пост руководителя департамента авиационной промышленности минпромторга РФ. Далее, как писала газета «Совершенно секретно», департамент планируется вывести из-под министерства торговли, образовав федеральное агентство авиационной промышленности (Росавиапром).

КОЛЕСОВ ПРИМЕНИТ «РЫЧАГ»?

Кого прочат в сменщики Лигая? В машиностроительных кругах сейчас называют только одного человека. Это Сергей Раковец — генеральный директор АО «КОМЗ». На первый взгляд, неожиданная кандидатура, особенно если сравнить послужные списки двух гендиректоров (роднит их, по сути, только депутатство в Госсовете РТ).

Лигай (родился 26 марта 1953 года в городе Кызыл Орда, Казахстан) — коренной вертолетостроитель. По окончании в 1976 году Московского авиационного института работал на КВЗ инженером-конструктором, инженером-технологом, начальником техбюро, заместителем начальника цеха. С июня 1998 года — заместитель гендиректора по коммерческим вопросам, с октября 1999-го — коммерческий директор. С июня 2002 года — заместитель гендиректора по коммерческим вопросам и управлению имуществом — коммерческий директор КВЗ. С мая 2007 года — генеральный директор. На эту должность его выдвинул предшественник Александр Лаврентьев (возглавлял завод с 1990 года, ныне — президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ), который, как сообщалось, был освобожден от должности «по личной просьбе» (говорили о состоянии здоровья). Также напомним, что с ноября 2013 по январь 2016 года Лигай был заместителем гендиректора ВР, где курировал ключевые программы холдинга, а освобожден от должности он был, как тогда говорилось, в связи с «высокой загрузкой».

Раковец (родился 10 ноября 1970 года) хотя и окончил Казанский государственный технический университет им. Туполева (сегодня — КНИТУ-КАИ), но по специальности «экономика и управление на предприятиях». Что интересно, связи с альма-матер он не потерял: сегодня Раковец (он кандидат экономических наук) заведует в вузе кафедрой оптико-электронных систем... В 2002-2003 годах он был начальником отдела по маркетингу и сбыту КОМЗа. В 2003-м — заместителем гендиректора по маркетингу и материально-техническому обеспечению ГК «Унистрой». В 2003-2007 годах он — первый заместитель генерального директора — коммерческий директор КОМЗа, с 2007-го — генеральный директор.

Казалось бы, где КОМЗ и где вертолетостроение? Но так было до 2011 года, когда гендиректор КРЭТ Николай Колесов начал привлекать на свой завод (72% обыкновенных акций КОМЗа принадлежат структурам Колесова) большие заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Так появилась тема «Рычаг» — система РЭБ, устанавливаемая на вертолеты. Сегодня этой работой занимается находящееся на территории КОМЗа АО «Рычаг». Дальше — больше. В прошлом году на территории же КОМЗа открыли еще одно «вертолетное» предприятие — АО «Стелла-К»: оно производит и устанавливает на вертолеты бортовые комплексы самообороны «Витебск» и «Президент-С».

Но и это еще не все об интересе Колесова к вертолетостроению. В 2017 году в России стартовал приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», а если проще — программа развития санитарной авиации. Важнейшую роль в ней играет КВЗ как ведущий производитель медицинских Ми-8 и «Ансатов». На сегодня построено 29 таких вертолетов, на следующий год будет еще 31 (из них 12 — «Ансаты»). В этом году 34 российских региона получили на развитие санитарной авиации 3,3 млрд рублей федеральных субсидий, аналогичные деньги будут выделены в 2018-2019 годах, а с 2020-го субъекты будут самостоятельно финансировать эту сферу. Причем в ВР полагают, что 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах. Словом, гигантский проект. И тут начинается самое интересное.

САНАВИАТОРЫ ВСЕЯ РУСИ

В ноябре «Ростех» в лице Сердюкова выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта. По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Как писали «Известия», госкорпорация предлагает использовать механизм инфраструктурной ипотеки и с его помощью планирует привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Эти средства будут направлены на создание в 2018-2021 годах парка воздушных судов (более 100 «Ансатов»!), а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021-2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов. Инициативу уже поддержали российские минпромторг и минздрав.

Для реализации проекта создано АО «Национальная служба санитарной авиации». По состоянию на 31 августа 2017 года 75% НССА принадлежит фонду развития санитарной авиации (учредитель — Сергей Кастюк), а 25% — тому самому находящемуся на КОМЗе «Рычагу», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют КОМЗ и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

Вообще, о намерении Колесова (к слову, отметим, что гендиректор КРЭТ вошел в состав сформированной 2 февраля авиационной коллегии при правительстве РФ) посадить на «трон» КВЗ своего человека говорят давно. И если это действительно так, то на сегодня он предлагает единственный реальный проект по продвижению главного перспективного продукта КВЗ — «Ансата». Эксперты не раз отмечали, что его стартовая раскрутка возможна только при помощи государства, через госзакупки. Но по закону в оборонзаказ не может попасть техника, в которой существенную часть составляют импортные комплектующие (на «Ансате» установлены канадские двигатели), теперь же проблема решается. К тому же ростеховский проект потенциально означает плавность ввода «Ансата» в оборот, когда важны не только сам вертолет, а вся система эксплуатации (персонал, документация, средства наземного обслуживания). А параллельно КВЗ может стать прямо-таки образцово-показательным предприятием «Ростеха», которое выполнит данный несколько дней назад наказ Путина госкорпорации об увеличении доли гражданской продукции до 50%.

Источник «БИЗНЕС Online» в отрасли обращает внимание на высокие лоббистские возможности Колесова, который очень близок к Сергею Чемезову. «Он не только в вертолетных вопросах проявляет инициативу, и она обязательно заканчивается заказом. Он непосредственно по своему направлению внедрил много изделий, которые, прямо скажем, его красят. Раковец же показывает эффективную работу в плане инноваций и увеличения объемов», — замечает наш собеседник. Впрочем, как подчеркнул источник, сегодня при отставках и назначениях в авиастроительной отрасли логичная аргументация решения играет крайне незначительную роль: «Если решили кого-то назначить — назначат».

На момент публикации КВЗ не смог ответить на вопрос «БИЗНЕС Online», имеют ли под собой основу слухи о скорой смене руководства завода. Раковец же на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» ответил, что он регулярно слышит, будто его «назначают» на какие-то другие должности, однако у него еще немало важных дел на КОМЗе.

Нынешний генеральный директор АО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) Вадим Лигай (с) prav.tatarstan.ru (via www.business-gazeta.ru)



Кого прочат в сменщики Лигая? В машиностроительных кругах сейчас называют только одного человека. Это Сергей Раковец — генеральный директор АО «Казанский оптико-механический завод» (КОМЗ) (с) www.business-gazeta.ru

Как стало известно "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай покинул "параллельный" пост замгендиректора "Вертолетов России", на котором он курировал ключевые проекты холдинга. На самом заводе это объяснили "высокой загрузкой". Так что же происходит с одним из флагманов оборонной отрасли Татарстана, лопасти которого вращаются все медленнее, а на шасси навешивают дополнительный груз - башкирский завод КумАПП с миллиардными убытками?

Головные боли Вадима Лигая

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ).

Во-первых, как выяснил "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора "Вертолетов России" (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга - реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов - Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин - "высокая загрузка", а если точнее, "возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок - КВЗ и КумАПП" (ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки - 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров - "Ростеха", холдинга "Вертолеты России" и "Оборонпрома".

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

"БИЗНЕС Online" направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес "Вертолетов России", но ответа так и не получил.

"Контракт с Индией - единственный выход. если нет, дела будут очень плохи"

Свет на ситуацию пролили источники "БИЗНЕС Online" в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов - "не более 80". Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения - две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное - нет новых крупных заказов.

"Причины падения производства на КВЗ (и не только) - это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года - прим. авт.) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля - прим. авт.), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, - констатировал в беседе с "БИЗНЕС Online" эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, - а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях". По мнению Матвеева, падение в 34,8% - явление ненормальное, "но такова реальность", крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

"Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, - отметил источник "БИЗНЕС Online". - Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи". Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта - 50 на 50. "Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, - отметил он. - Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов".

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит - что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

"Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, - подчеркнул источник "БИЗНЕС Online". - Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится".

Зачем Казань берет Кумертау на буксир?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник "БИЗНЕС Online", который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в "Вертолетах России" Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода - 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать "объединенную" продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, "Ансат" и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, "Ансата" и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы - если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими. А те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные - по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей, до 3,99 млрд. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей - до 4,78 млрд. А чистый убыток - в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

Как Рустэм Хамитов наехал на "Вертолеты России"

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник "БИЗНЕС Online" в отрасли: "Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги, типа "Вертолетов России", Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в Ростех, которым руководит Сергей Чемезов - авт.), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо "спрятать". Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально - перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т - авт.). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет..."

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания "Вертолетов России" перед Путиным: "Фактически он их и напугал".

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил "Вертолеты России" в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о "Вертолетах России" были весьма экспрессивными: "Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время "Вертолеты России" вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел - тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах". Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством "Вертолетов России"...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением "перетягивания одеяла" в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о "теплых" отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: "Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает".

Что все это означает для самого Вадима Лигая? С одной стороны, вывод из "политбюро" "Вертолетов России", как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на "палочку-выручалочку". Тем более, что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское "болото", превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет - так нет.

Управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод»

Родился 8 ноября 1964 года в городе Белорецк, Республика Башкортостан. Имеет высшее образование. Окончил Магнитогорский государственный технический университет по специальности «инженер-металлург» и Уфимский государственный авиационный университет по специальности «инновационный менеджмент».

С августа 1986 года по март 2006 года Юрий Леонидович занимал должности от инженера-технолога до генерального директора «Уфимского моторостроительного производственного объединения». С марта 2006 года по апрель 2011 года г-н Пустовгаров был заместителем премьер-министра Правительства Республики Башкортостан и занимал должности министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики, министра экономического развития и промышленности, министра промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан.

С апреля 2011 года по декабрь 2015 года Юрий Леонидович был Президентом Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан. С декабря 2015 года по февраль 2018 года занимал должность управляющего директора АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие». С 6 февраля 2018 года он решением совета директоров Казанского вертолетного завода назначен на должность управляющего директора предприятия.

Г-н Пустовгаров избран депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан. Также является членом Центрального комитета Союза машиностроителей РФ и заслуженным машиностроителем Республики Башкортостан.

Сам Лигай комментировать информацию отказался. Он сообщил корреспонденту Inkazan, что находится на совещании.

Издание ссылается на собственные источники. Об отставке Лигая слухи ходят не первый год. Говорили об этом на протяжении последних нескольких лет. Заводом он руководит на протяжении почти 11 лет.

Казанские вертолетный завод в последнее время снижает производственные показатели и работает с убытком.

БО пишет, что Лигай, возможно, станет одним из топ-менеджеров холдинга "Вертолеты России", в которых входит КВЗ.

В ноябре 2017 года из квартального отчета ПАО «Казанский вертолетный завод» стало известно, что чистый убыток увеличился до 2,35 миллиардов рублей. По итогам 9 месяцев 2016 года составлял 883 миллиона рублей.

Также снизилась выручка: показатель за январь-сентябрь 2017 года составил 11,3 миллиарда рублей, тогда как в том же периоде прошлого года он равнялся 18,1 миллиарду рублей. Валовая прибыль упала с 7,7 миллиардов рублей в 2016 году до 1,5 миллиардов рублей в 2017 году (данные за 9 месяцев).

За январь-сентябрь 2016 года прибыль КВЗ от продаж составляла 3,7 миллиардов рублей. За тот же период 2017 года убыток от продаж составил свыше 227 миллионов рублей. Напомним, чистая прибыль КВЗ по РСБУ за 2016 год составила 129,9 миллионов рублей.

В сравнении с 2015 годом она упала в 95,4 раза. Выручка за позапрошлый год сократилась до 25,3 миллиардов рублей. В отчете-2016 сообщалось, что падение прибыли произошло из-за снижения реализации продукции.

В позапрошлом году завод продал 54 вертолета. Из них – 41 на внутреннем рынке на сумму в 9,3 миллиарда рублей. Еще 13 машин поставили за рубеж - на 10,1 миллиарда. Как следует из отчета, завод очень сильно ослабил свое присутствие на зарубежных рынках. В 2015 году за границу поставили 37 вертолетов на 32,7 миллиарда рублей. В 2016 году существенно сократилась выручка на рынках Азии, Европы и Африки. В 2015 году на Азию приходилось 33,5 млрд рублей, в прошлом году – всего 5,8 миллиарда. Европа – прошлогодние 5,7 млрд против 14,6 млрд в позапрошлом году. Выручка на рынке Африки снизилась с 4,8 млрд до 24,1 млн рублей. Выросли показатели по Северной Америке – с 21,9 миллиона до 2,5 миллиарда. Добавилась Южная Америка. В 2015 году этот рынок в структуре выручки не фигурирует – 49,6 млн рублей.

Заслуженного казанского вертолетостроителя «уходят», не дотерпев до его 65-летия, но, возможно, теперь он пойдет на повышение

На Казанском вертолетном заводе в эти дни в полушутку разучивают, как по-башкирски будет «здравствуйте» и «до свидания». Коллектив вовсю обсуждает известие: в ближайшие дни ему представят нового гендиректора — Юрия Пустовгарова, экс-главу вертолетостроителей Кумертау. Эксперты «БИЗНЕС Online» затрудняются назвать причины перемен, но не исключают, что Лигай уходит не на пенсию, а в Москву — на должность замгендиректора «Вертолетов России». И это для него не предел...

О причине отставки Вадима Лигая, управлявшего КВЗ почти 11 лет, остается только гадать / Фото: tatarstan.ru

...И ВСЕ-ТАКИ ОН УХОДИТ

Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) представят нового генерального директора. Им станет теперь уже бывший управляющий директор АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП; как и КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» — ВР) Юрий Пустовгаров . По версии одного из наших источников, в Казань он заберет также одного из членов своей прежней команды — исполнительного директора КумАПП Ильфира Файзуллина .

«БИЗНЕС Online» предложил пресс-службе КВЗ прокомментировать эту информацию, но там нам ответили, что никакие приказы или иные документы о назначениях не выходили.

Отметим, что разговоры об уходе нынешнего генерального директора КВЗ Вадима Лигая циркулируют не первый год. Обострение слухов произошло в середине минувшего декабря, когда источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что главная кандидатура на этот пост — генеральный директор АО «КОМЗ» Сергей Раковец . Наши собеседники утверждают, что он был на собеседовании в ВР, а далее версии расходятся: а) отказался сам; б) не устроил гендиректора ВР Андрея Богинского .

О причине отставки Лигая, управлявшего заводом почти 11 лет, остается только гадать. Да, формально его можно упрекнуть в снижении выпуска вертолетов: в пиковом 2014-м — 107, в 2015-м — 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — не более 70 вертолетов. Но ведь и рост был: 2007 год — 35 машин, 2008-й — 58, 2009-й — 65, 2010-й — 80, 2011-й — 93, 2012-й — 98, 2013-й — 103. Да и очевидно, что кризис был запрограммирован многими факторами, в том числе действиями самих ВР.

Сразу несколько источников накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу КВЗ представят нового генерального директора. Им станет Юрий Пустовгаров Фото: Ладислав Карпов/ТАСС

«Годы правления Лигая были благополучным периодом для завода, — рассуждает главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров . — Возможно, были бóльшие ожидания, но... Тем не менее, даже несмотря на отрицательную динамику продаж за последние несколько лет, КВЗ реагировал на требования рынка, в том числе и как разработчик: в прошлом году „Ансат“ получил гражданский сертификат, хорошо пошли его медицинские версии». А вот эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского и отраслевой блогер Евгений Матвеев ,несколько скептичен: «Скорее время Лигая было десятилетием высоких цен на нефть, крупнейших заказов (Индия, США и других), высокого спроса на военно-транспортные вертолеты у третьих стран (из-за угрозы терроризма, активизации военных конфликтов), но и десятилетием напряженного труда коллектива КВЗ. Однако эра высоких цен на нефть закончилась...»

Возможно, мы имеем дело с перестановками административно-интриганского характера, как это повелось в российских руководящих вообще чем-либо кругах. Заводчане обращают внимание и на то, что заслуженного Лигая «ушли», не дождавшись удобного повода — его 65-летия (26 марта), что как-то «не по понятиям».

Евгений Матвеев: «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании» Фото: Виталий Аньков, РИА «Новости»

Не исключено, что мы имеем дело со спешкой, связанной с выборами президента России и формированием нового правительства. «Дело не в генеральных директорах заводов, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Похоже, после выборов грядет большая рокировка руководителей, мы видим ее предтечи».

Как полагает Матвеев, мы просто наблюдаем продолжение кадровых перемен, которые стартовали с приходом Богинского (например, в совете директоров ВР, на Московском вертолетном заводе, фирме «Камов», КумАПП, в Вертолетной сервисной компании). Напомним, что пост гендиректора ВР Богинский занял почти ровно год назад — 31 января 2017 года, перейдя в госкорпорацию с позиции профильного зама министра промышленности Дениса Мантурова . «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании», — считает эксперт.

ЕСЛИ КАЗАНЬ НЕ ИДЕТ В КУМЕРТАУ, ТО КУМЕРТАУ ИДЕТ В КАЗАНЬ?

Но почему сменщиком назначили именно Пустовгарова? Точных сведений на этот счет нет. Один из наших собеседников предположил, что если уж Лигая решили по каким-то причинам убрать, то потребовалась хотя бы приблизительно адекватная замена: «Ну кто-то же должен быть! А человека с таким опытом в вертолетостроении, как у Лигая, найти сложно».

С марта 2006 по апрель 2011 года — заместитель премьер-министра Башкортостана – министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Вскоре после прихода Рустэма Хамитова его карьера пошла на спад, но не закатилась — он занял пост президента Торгово-промышленной палаты РБ, избрался депутатом Государственного Собрания РБ.

В декабре 2015 года Пустовгаров вернулся в авиастроение — был назначен управляющим директором КумАПП (это главная должность на заводе). Данный завод специализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для Военно-Морского Флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных предприятие строит гражданские вертолеты Ка-32А11ВС, а также легкий Ка-226Т.

Интересно, что это возвращение Пустовгарова к авиастроительным истокам произошло на волне именно казанской темы. В ноябре 2015 года ВР неожиданно решили присоединить традиционно камовский КумАПП к исконно милевскому КВЗ. Объяснили реформу витиевато — стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Предполагалось, что объединенная компания будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Но источник «БИЗНЕС Online» тогда объяснил дело элементарным желанием руководства ВР «спрятать» мозолящее глаз убыточное предприятие в недрах сильного завода. К тому же Хамитов тогда фактически обвинил руководство ВР в саботаже загрузки КумАПП и пообещал донести этот посыл до руководства страны.

Как бы то ни было, заявлялось, что Пустовгаров поможет КумАППу органично перейти под управление КВЗ. Соответственно, вряд ли его назначение могло состояться без одобрения, а то и рекомендации со стороны Лигая — им ведь предстояло работать в одной связке-соподчинении.

Сейчас с «шефством» КВЗ не очень-то понятная картина. По данным выписки из ЕГРЮЛ, казанский завод по-прежнему выполняет в КумАПП функции исполняющего органа (поэтому, собственно, Пустовгаров и не гендиректор). Однако на странице завода об этом ни слова, изменились формулировки и в отчетности. В документах за четвертый квартал 2015 года говорится о начале управления со стороны КВЗ, а вот в отчете за четвертый квартал 2016-го формулировка меняется: КумАПП там входит в ту же группу лиц, что и КВЗ. Аналогичная формулировка и в крайнем списке аффилированных лиц за четвертый квартал 2017 года. Источник «БИЗНЕС Online» в правительстве РТ сообщил, что дело просто заглохло. Возможно, попросту изменилась ситуация — если раньше КВЗ и мог кого-то взять на буксир, то теперь у него самого дела швах.

ПОЧЕТНАЯ ОТСТАВКА ИЛИ...

Вероятнее всего, правы были наши эксперты, изначально заявившие, что ВР и сами не понимают, что хотят сделать, объединяя КВЗ и КумАПП. Интересно, что тогда под соусом создания татарстанско-башкортостанского вертолетного объединения Лигая убрали с должности заместителя генерального директора ВР, которую он занимал параллельно с директорством на КВЗ. Тогда сообщалось, что одна из главных причин отставки — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП».

Любопытно, что сегодня мы можем увидеть своего рода обратный процесс. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что после ухода с КВЗ Лигай будет назначен... заместителем генерального директора ВР. Второй раз в ту же воду? Скорее смахивает на синекуру после почетной отставки. Матвеев полагает, что мы видим результат некоего «размена», и указывает на то, что Лигай такой не первый (недавно в замы ВР назначили исполнительного директора МВЗ им. Миля Михаила Короткевича , а экс-исполнительный директор «Камова» Владимир Макарейкин стал директором ВР по науке и технологиям). «У гендиректора „Вертолетов России“ — 9 замов», — констатирует Матвеев. Да и, можно добавить, возраст у Лигая соответствующий...

Другого мнения придерживается один из источников «БИЗНЕС Online»: «Почетная отставка? Тогда придумали бы должность без полномочий, а здесь — вполне себе полноценный заместитель. Да, 65 лет — солидный возраст, а кругом сейчас стараются ставить молодняк. Но Богинскому (1974 года рождения прим. ред. ), по моему мнению, рановато руководить корпорацией. И потом корпорация не госслужба, там нет ограничений по возрасту. И на разные периоды жизни компании — разные задачи. Есть время, когда у тебя есть продукт и надо повышать продажи, — тогда нужен руководитель, разбирающийся в финансировании, акциях, продажах. А когда нужно создавать новые продукты, необходим производственник. Возможно, сейчас, после чехарды смен высшего руководства холдинга, понадобился именно такой человек. Уже изрядное недоумение вызывают назначения в авиапром экономистов, юристов, социологов».

Здесь стоит сказать, что эксперты давно указывают на то, что холдинг, по сути, не создает нового продукта. Источник отметил, что, по его информации, под сенью «Ростеха» (куда входит ВР) готовится объединение вертолетного холдинга и Объединенной авиастроительной корпорации, то есть, по сути, создается новое министерство авиационной промышленности. Каждый настоящий профессионал на счету. По мнению собеседника, у Лигая есть все шансы стать одной из высших фигур российского вертолетостроения.

Другой наш собеседник напомнил, что Вадим Александрович курировал в ВР ключевые программы холдинга — модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета: «Не зря тогда Лигая сделали замом по новой технике, хотя тут и имидж КВЗ сыграл как передового завода».

В конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила, хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов Фото: president.tatarstan.ru

И ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОМАШ НАВРАТИЛ?

По всей видимости, и Пустовгаров должен придать КВЗ некое ускорение. При нем дело на КумАПП вроде пошло на лад, и в 2016 году завод реализовал продукции на 6,2 млрд, а в 2017-м планировал 13,1 миллиарда. На вид ему можно поставить разве что упущенный индийский контракт на изготовление 60 Ка-226. Изначально их должны были построить именно в Кумертау, но потом заказ достался Улан-Удэ.

Так, может быть, все-таки состоится объединение казанского и кумертауского заводов? В релизе ВР от ноября 2015 года было сказано: «Основные задачи, которые планируется решить при объединении производственных мощностей путем передачи полномочий единоличного исполнительного органа КумАПП и его акций Казанскому вертолетному заводу, — оптимальное распределение объемов производства и ремонта вертолетной техники в 2018–2023 годах».

Впрочем, например, Матвеев уверен, что в ближайшее время объединения КВЗ и КумАПП все-таки не будет, зато он указывает на то, чем могут быть полезны в Казани башкирские управленцы: «В мировом вертолетостроении наступили сложные времена. Производители и разработчики активно ищут новые пути (и мы не исключение). Новые кадры способны на новые решения, в том числе и на непопулярные».

В связи с этим отметим, что, как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила , хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов на КАМАЗе, в Академии наук РТ и в правительстве РТ. По нашим данным, «Торквемаду» на КВЗ прислали «Вертолеты России». Сам Навратил в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил факт работы своей команды на Казанском вертолетном заводе, но обсуждать подробности не стал. В пресс-службе КВЗ тоже не комментируют приглашение чешского антикризисного менеджера. На заводе между тем поговаривают о грядущей второй волне работы команды Навратила и опасаются сокращения персонала. Не исключено, что в какой-то мере так и будет, однако наш источник, предрекший Лигаю видную роль в новом «минавиапроме», полагает, что Казанский вертолетный получит изрядные преференции по загрузке.



Поделиться