Конспект занятия в средней группе на тему: Свойства стекла. Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему "В мире стекла"

Тема занятия: Знакомство со стеклом (как материалом)

Цели:

— знакомить со свойствами стекла (твердость, прочность), структурой его поверхности (гладкая);

— учить устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой материала, из которого он сделан;

— воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Словарная работа: существительное (стеклодув); прилагательные (твердое, прочное, гладкое, хрупкое, стеклянный); глаголы (дуть, выдувать).

Подготовительная работа : подготовка выставки стеклянных предметов, чтение стихотворения В. Орлова «Сказка о стеклянном человечке», отгадывание загадок.

Оборудование : иллюстративный материал, стеклянные предметы.

Воспитатель (сопровождает свой рассказ демонстрацией иллюстраций). Ребята, сегодня я расскажу вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Король. У него была дочь — прекрасная Принцесса. Король очень любил свою единственную дочь. Специально для нее он приказал построить чудесный стеклянный замок. Когда утром всходило солнце, башни замка начинали сверкать и искриться, переливаясь всеми цветами радуги. А какой там был дивный сад! На тонких веточках стеклянных деревьев пели сладкоголосые птицы, в прозрачной воде стеклянных бассейнов резвились золотые рыбки. Росли и благоухали прекрасные цветы, роняя на землю бриллиантовые капельки росы.

Но однажды в этот замок явился злой Колдун. Он украл прекрасную Принцессу и разрушил сказочный дворец. Король был безутешен. Быстроногие скороходы отправились во все концы королевства искать спасителя прекрасной Принцессы, но вернулись ни с чем. Король потерял надежду увидеть любимую дочь...

Как-то раз в королевскую столицу пришел мастер Стеклодув. Он славился тем, что умел выдувать из стекла удивительные предметы — красивые вазы, цветы в которых никогда не вяли; украшения, надевая которые девушки становились еще прекраснее, и еще много разных чудес. Стеклодув слышал о стеклянном замке и захотел посмотреть на него. Он очень расстроился, что диковинный замок исчез бесследно, и пообещал Королю спасти Принцессу и построить новый замок, еще лучше прежнего.

Мастер изготовил волшебный меч и зеркальный щит, разрушившие чары Колдуна. Стеклодув исполнил свое обещание, нашел Принцессу и спас ее. А новый замок поднялся из осколков и стал прекраснее прежнего.

О чем эта сказка?

Дети . Об удивительном мастере Стеклодуве, который спас Принцессу и построил заново стеклянный замок.

Воспитатель . Почему мастера называли Стеклодув?

Дети. Он выдувал из стекла разные предметы.

Воспитатель . Посмотрите, какие стеклянные предметы мог выдуть Стеклодув: красивая большая ваза, маленькая вазочка, аквариум, прекрасный цветок, волшебный меч.

Воспитатель рассказывает, сопровождая демонстрацией иллюстрации или видеосюжета.

Вначале стекло жидкое. Стеклодув (так называют людей, которые выдувают из стекла разные предметы) берет специальную трубочку, опускает ее в жидкую стеклянную массу и начинает дуть. Похоже на надувание мыльных пузырей. Стеклянная масса застывает и получается предмет.

Какие стеклянные предметы вы видите вокруг себя? Некоторые предметы делают машины (лампочки, тарелки). Как вы думаете, почему?

Дети . Эти предметы все одинаковые и необходимы людям в больших количествах.

Воспитатель . Скажите, на всех ли предметах стекло одинаковой толщины: лампочка, тарелка, оконное стекло? Почему?

Дети. В зависимости оттого, для чего нужен предмет, необходимо разное стекло. Оконное стекло — прочное, тяжелое — защищает дом от непогоды, через него удобно смотреть, что происходит на улице. Стеклянная посуда не такая прочная, но легкая, чтобы было удобно из нее есть и пить. Электрическая лампочка — хрупкая, легкая, прозрачная, пропускает свет и тепло.

Воспитатель . Стекло требует осторожного обращения. Если стеклянный предмет разобьется, ни в коем случае нельзя собирать осколки руками — можно пораниться.

Стекло и все стеклянные предметы созданы руками людей. Уважая их труд, необходимо помнить о бережном отношении к этим предметам.

«В мире стекла». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Цели: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее) ; развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач; имеет представление о свойствах стекла; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, компьютер, проектор.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.

Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».

В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

(Дети называют вежливые слова.)

В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три! », и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем))

(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла. Дети садятся на стульчики.)

В: Давайте сперва посмотрим на экран. Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Ребята посмотрите на предметы которые лежат на столе? Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла) .

В: Очень много изделий делают из стекла.

Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.)

В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т. д.) .

В: Предметы из стекла ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

В: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт).

В: Давайте ребята возвращаемся в группу (дети считают до трех). Вот посмотрите ребята что за стеклянные предметы есть у нас в группе.

Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только одной стороны покрасили ее серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла.

А сейчас отгадайте загадки.

Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой.

Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (11 слайд)

Гляди в меня

Хоть целый день,

Коль на себя

Смотреть не лень.

В: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами (ответы детей)

История появления стекла и все сведения о нем Цель: 1. Узнать о теории происхождения стекла. 2..Изучить состав стекла. 3. Ознакомиться со свойствами. 4. Рассмотреть основные виды стекла. 5. Закрепление знаний по теме: «Неметаллические элементы и их соединения


Теория происхождения стекла Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла."


Вполне может быть, что история стеклянных бусин началась в середине III тысячелетия в древнем Египте, где гончары стали перед обжигом покрывать глиняную посуду смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять еще известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ее тонкой корочкой. Эту твёрдую, блестящую корочку мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы ее называть и стеклом; по своему составу она ничем не отличается от стекла.


Реакция получения стекла и его молекулярная формула Состав обычного оконного стекла можно выразить формулой: Na 2 O * CaO *6 SiO 2 Стекло обычно производят из смеси белого песка, соды, известняка, путем сплавления в специальных стекловаренных печах. Процесс получения обычного стекла выражается химическим уравнением: Na 2 CO 3 + CaCO 3 + 6SiO 2 = 2CO 2 + Na 2 O * CaO * 6SiO 2


Состав стекла Стеклоо бразующ ие веществ а Оксиды SiO2B2O3P2O5TeO2GeO2 Фториды AlF3 Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO 2), соды (Na 2 CO 3) и извести (CaO). В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 23 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет.


Окраска стекол Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов: 1. Золото и медь(Au и Cu)при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. 2.Серебро(Ag)в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. 3. Хорошим красителем является селен (Se). В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет 4. Оксид кобальта(II) СoO в малых количествах дает голубое стекло 5. Оксид свинца (II) PbO усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.


Свойства Способность пропускать солнечные лучи. Постепенные переход из твердого состояния в жидкое из-за отсутствия постоянной точки кипения и плавления. Стойкость к действию кислот и щелочей. Стекло поддается механической обработке: его можно пилить циркулярными пилами, резать алмазом, шлифовать, полировать. В пластичном состоянии при °С стекло поддается формованию. Его можно выдувать, вытягивать в листы, трубки, волокна, можно сваривать. Выдувание Резка стекла


Интересные факты о стекле Когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Стекло разлагается 1 миллион лет. Стекло это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100% при этом не теряя качества. Стекло является аморфным материалом. Это значит, что если чрезвычайно горячее стекло быстро охладить, то оно не затвердеет. Энергия от переработки 1 стеклянной бутылки может питать компьютер в течении 30 минут. Переплавить битое стекло на новые изделия на 40% дешевле, чем произвести новое стекло из первичного сырья. Самое толстое стекло в мире используется в Сиднейском аквариуме. Его толщина 26 сантиметров, а размеры экрана 7 на 4 метра.



Поделиться