Как Uber стал явлением в мировой экономике и политике. Uber взрывает мир потребления

«Подрывные» бизнес-модели стартапов, ориентированные на цифровой бизнес, угрожают заслуженным брендам. Чтобы понять, что угроза нешуточная, достаточно присмотреться к самому дорогому стартапу в истории человечества.

Сегодня каждый топ-менеджер знает громкие истории цифрового бизнес-успеха. О том, что капитализация AirBnB, не имеющей ни одной кровати, превысила капитализацию гостиничной сети Hyatt. О том, как Instagram был продан за $1 млрд без работающего продукта и всего с 16 сотрудниками, в то время как огромный Kodak, на фабриках которого трудились десятки тысяч человек, стал банкротом, хотя имел патенты на цифровую фотографию.

Эти истории вдохновляют, но не дают исчерпывающего ответа, почему эти бизнес-модели работают. Кажется, что их успех обусловлен некими эксклюзивными обстоятельствами, тем более что общего шаблона для успешной оцифровки бизнеса, конечно, нет. Тем не менее общие схемы и движущие силы в основании успешных цифровых бизнес-моделей имеются. В этом смысле системо- и трендообразующей компанией можно считать Uber. Ее бизнес-модель несет такую разрушительную силу, что продвижение компании на рынке сопровождается многочисленными судебными исками со стороны работающих по старинке конкурентов.

Как изменить клиентский опыт

Один из основателей Uber Трэвис Каланик рассказывает теперь, что идея бизнеса родилась у него в Париже в 2008 году, когда он не смог заказать такси.

Если проследить цепочку создания ценности при традиционном такси-сервисе, можно увидеть, что в каждом ее звене клиент сталкивается, с довольно большой вероятностью, с негативным опытом.

Когда звонишь в диспетчерскую, линия часто бывает занята. Или у тебя вообще нет под рукой нужного телефона. А если ты в чужом городе и тебя спрашивают, куда подать машину, бывает, что просто не можешь вразумительно объяснить. Затем приходится ждать, когда приедет машина, не имея никаких подсказок. Таксист не местный, плохо знает язык и город. В салоне машины у него грязно. Момент расплаты превращается в лотерею: сколько здесь принято платить, какие давать чаевые? Попытки расплатиться кредиткой таковыми и остаются. И, наконец, водитель не приучен выписывать квитанцию в обмен на деньги.

Видимо, Каланик испытал нечто подобное с парижскими таксистами, поскольку уже в 2009 году выпустил мобильное приложение Uber, которое предполагает совсем другую, в значительной степени цифровую цепочку создания ценности при перемещении клиента из точки A в точку B.

Теперь, чтобы вызвать такси, не нужно никуда звонить. Открываешь на телефоне приложение, выбираешь точки старта и финиша. Приложение предлагает варианты водителей с машинами, входящими в систему и находящимися поблизости, и цену за поездку. Ты связываешься с водителем и следишь по карте за тем, как он подъезжает. Все эти шаги отображаются на экране смартфона. Приехав на место, не нужно говорить о деньгах. А водителю, если он хочет и впредь получать клиентов через систему, приходится быть вежливым и содержать машину в чистоте. В общем, все должны быть довольны.

О том, что все участники процесса действительно довольны, говорит тот факт, что сервис Uber доступен уже в пятистах с лишним городах мира. Хотя его экспансия и сопровождается протестами и конфликтами во многих странах. Таким образом, тщательный анализ и пересмотр клиентского опыта приводит к хорошим бизнес-результатам. Более того, для цифровой трансформации бизнеса рекомендуется анализировать сразу все имеющие отношение к делу цепочки создания ценности: самой компании, клиентов и партнеров. Полезный цифровой потенциал для бизнеса проистекает от их разумной интеграции.

Поначалу в Uber пускали только водителей на представительских машинах, потом — ради международной экспансии — рамку расширили на автомобили экономкласса. Система работает не столько с такси-службами, сколько с частниками, которым по пути. Последнее обстоятельство — важный элемент бизнес-модели Uber, который служит основой так называемой экономики совместного потребления (c2c-коммерции).

Бизнес-модель Uber

Uber создает ценностное предложение и для клиентов, и для водителей — он сводит тех, кому надо добраться из точки A в точку B и желательно подешевле, с теми, кому по пути и кто не прочь подзаработать, подвозя попутчика (не говоря уже о таксистах). Понятно, что ключевым ресурсом оказывается техническая платформа с приложениями и алгоритмами, а затраты на ее разработку — одна из основных расходных статей (к таковым относятся также судебные издержки и присуждаемые компании штрафы).


Возможные источники доходов Uber включают не только плату за сервис (Uber обычно берет себе 20% платы за проезд, остальное — водителю). Созданный Uber интернет-хаб представляет собой платформу, которая привлекает клиентов и накапливает данные о них. Этот ценный актив служит источником дополнительных сервисов, в том числе предоставляемых партнерами этой платформы.

Uber как провайдер транспортной мобильности рассматривается даже в качестве одной из возможных новых автомобильных платформ. Сейчас такими компаниями-платформами выступают известные автопроизводители, а дополнительными поставщиками — производители запчастей и компонент информационно-развлекательной системы автомобиля. Но, как это уже случалось в прошлом, платформой может стать автомобильная ОС, и покупатель будет выбирать ее, а не «железо» (марку автомобиля). Или служба, работающая по модели Uber: сама Uber открывает новые сервисы по перевозке пассажиров на лодках и вертолетах, а израильская Gett рассматривает себя в качестве провайдера транспортировки не только пассажиров, но и грузов.

Экономика совместного потребления

С помощью своего цифрового портала Uber, Gett и им подобные поставляют на массовый рынок не используемые ранее ресурсы — сводят тех, кому надо ехать по маршруту, с теми, кто уже едет на своей машине по этому маршруту. Аналогичным образом уже упоминавшаяся компания AirBnB сводит тех, кому нужно переночевать, с теми, у кого как раз есть свободная комната или квартира. По такой же схеме работают fintech-компании, которые, минуя банки, соединяют частников, готовых дать свои деньги в долг, с надежными заемщиками (надежность «оцифровывается» с помощью собственных скоринговых систем). Даже стартапы получили возможность поднимать необходимые им для развития деньги не через традиционные венчурные фонды, а напрямую у будущих покупателей их продукции (краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.). По этому поводу один крупный венчурный капиталист из Кремниевой долины сказал, что индустрия венчурного капитала, по сути, умерла. Чего не скажешь о самих стартапах.

Использование компьютерных платформ для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет устранить традиционных посредников, даже получило отдельное название в честь Uber — уберизация. В этой модели меньше издержки, поэтому ниже конечные цены, а сама она стала возможной, потому что люди быстро меняют свои привычки и делают то, чего не делали раньше, — сдают на короткое время свои дома или комнаты в них незнакомцам, дают и принимают деньги от людей, с которыми никогда не встречались. Они это делают, потому что оценку репутации и благонадежности незнакомцев тоже берут на себя технологии — различные рейтинговые и скоринговые системы. Получается, что технологиям доверяют больше.

С одной стороны, государственные регуляторы обеспокоены уберизацией, поскольку пока не знают, как регулировать экономику совместного потребления и облагать ее налогами. С другой — это тот случай, когда новые технологии, которые часто ругают за то, что они сокращают рабочие места, способствуют самозанятости людей и порождают новые профессии.

С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

  • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
  • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

Убер – убирая лишнее

За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

  • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
  • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
  • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

Как работает убер?

Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

Убер и цифровые решения для бизнеса

Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией . Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

  • Существующие на широких традициональных рынках.
  • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
  • В сегменте рынка работает много агентов.

Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

Убер – сделай сам!

Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

Уберизация отраслей

Уберизация логистики

Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

Уберизация телекома

Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) - сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

Уберизация автосервиса

Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

  1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
  2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
  3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.

На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic . Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но все чаще он не только помогает преодолевать трудности реальной жизни, но и изменяет саму реальность под себя. Казалось бы, такие полезные сервисы, как Uber, “Яндекс.Такси”, BlaBlaCar или Profi.ru, должны приветствоваться всеми. Но на деле они множат армию наемных работников, чей достаток, социальные гарантии и трудовые права почти или вообще никак не регламентированы. “Солидарность” выяснила плюсы и минусы uber-экономики.

В 2009 году двое друзей из Сан-Франциско решили облегчить себе и таким же, как они, путь от дома до работы и обратно. Им надоело ждать такси по вызову или ловить попутку у обочины. Они написали программу, которая в интернете запускает мини-аукцион для тех, кто дешевле, быстрее и, конечно, надежнее довез бы пассажиров до пункта назначения. Спрос не просто родил предложение - элемент аукциона породил жесткую конкурентную борьбу. И вот сегодня сервис по онлайн-вызову такси, получивший название Uber, действует в США, Европе и практически во всех городах-миллионниках России. Uber - не самое первое онлайн-приложение для оказания услуг, но уж точно одно из главных, чье название стало нарицательным.

Вслед за Uber в различных странах стали создаваться аналогичные приложения: в Европе - это GetTaxi, в Индии - Ola, DidiKuaidi в Китае. Российским пользователям сети больше известно “Яндекс.Такси”. Но современные технологии не ограничились одним лишь онлайн-вызовом такси.

Спектр услуг весьма разнообразен и покрывает большинство главных человеческих потребностей. Все, что необходимо, - это компьютер или гаджет и, конечно, деньги. Однако за простотой такой конструкции кроются масштабные структурные изменения социально-экономической жизни людей по всей планете.

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЭКРАНОВ

Отличительной чертой приложения в стиле Uber является то, что программа выступает посредником между покупателем товара или услуги и их продавцом. Приложение подбирает наилучшие предложения согласно запросу пользователя программы, что позволяет экономить не только время, но и деньги. Притом - обеих сторон. А благодаря службе отзывов в таких приложениях за качество человек может быть спокоен. Это объясняет, почему подобные программы так распространены по всему миру.

“Постоянно пользуюсь услугами интернет-такси. Можно выбрать класс автомобиля, указать, чтобы машина была для некурящего человека, еще перед заказом можно узнать ориентировочное время поездки и сумму. Это гораздо удобнее, чем звонить куда-то, ждать водителя, который неизвестно где едет, и надеяться, что машина будет не прокурена, что в ней будет безопасно и что не обманут с ценой поездки” , - написала в группе соцсети одного из интернет-такси Марина Быкова.

Но если с пользователями услуги все понятно, ведь в первую очередь данное приложение рассчитано на них, то вот с наемными работниками интернет-компаний дело обстоит иначе. Их отзывы разные, но негативных больше.

“Минимальная плата за проведенный заказ составляет 500 рублей. Но если вся сумма заказа составляет 1000 рублей, то мастер просто вынужден поднимать цену, чтобы не отдавать 50% заработка. Но клиент-то уже рассчитывает на озвученную ему на сайте сумму, потому может отказаться. А если отказывается, то сайт не даст мастеру новое задание, пока не закроет предыдущее. Причина отказа сервис не интересует. Мастеру легче из собственного кармана отдать 500 рублей, чтобы работать дальше. Во всех остальных случаях комиссия составляет 20%. Есть еще процент для диспетчеров: от 5 до 15%. Это добровольный взнос, но легко проследить, что лучшие заказы получают только те мастера, что платят. Ты приходишь зарабатывать, а в итоге ощущаешь себя дойной коровой” , - рассказал наемный строитель из Москвы Юрий П. о сервисе Profi.ru.

“Я из Санкт-Петербурга, в том районе, где живу, курьеров, кроме меня, нет. Но постоянно заказ уходит другому человеку из города или пригородов рядом, так как у меня еще нет рейтинга. А рейтинг я взять не могу, пока не начну выполнять заказы. Вот такая тут замкнутая система” , - негодует Дмитрий К., работающий с сервисом “Достависта”

Впрочем, будем объективны: есть множество положительных отзывов, причем о тех же самых компаниях, и в этих отзывах работники довольны если уж не всем, то многим. Как есть и крайне негативные отзывы пользователей услуг приложений. Вот два примера отзывов о BlaBlaCar:

“Я-то сам с области, а как пошел второе высшее получать, так чуть ли не каждый день начал в центр ездить. Денег на бензин уходило жуткое количество. Потом уже мне дочь сказала про такое приложение. Стал набирать попутчиков. В итоге не только траты на бензин покрывал, но еще чуть-чуть себе оставалось. Так и езжу с тех пор с кем-то. И выгодно, и весело, знакомлюсь с новыми людьми, с парой человек уже не один раз вместе ехали” , - сообщил водитель Дмитрий Кучин.

“Крайне негативное отношение. Прозвонил несколько объявлений и был в ярости: все назвали цену гораздо выше, чем указывали. Многие признались, что коммерческие рейсы совершают, так ищут клиентов. После “комфортабельного микроавтобуса “Соболь” по цене, которая в 2,5 раза превышает цену проезда в автобусе, я вообще удалил приложение” , - написал Михаил Михонов из Москвы на одном из автомобильных форумов о BlaBlaCar.

А вот эксперты по интернет-услугам просят людей быть несколько сдержаннее и подходить к использованию услуги или возможности с полной ответственностью за свой выбор. Для покупателей в подобных приложениях предусмотрены и разные подсказки, и служба сервисного контроля, куда можно обратиться, как если бы это была обычная компания, а не программа для современных гаджетов.

Но особенную бдительность стоит проявить тем, кто устраивается наемным работником в интернет-компанию. Ведь в большинстве случаев из-за интернет-специфики деятельность подобных фирм слабо регулируется законом. А значит, наемные водители, строители, репетиторы, курьеры и арендодатели являются потенциальными жертвами обмана со стороны работодателя.

АРМИЯ ВРЕМЕНЩИКОВ

Распространение интернет-услуг и посреднических приложений породило целую армию временных работников: фрилансеров, подрядчиков, парт-таймеров, поденных работников, микробизнесменов, соло-предпринимателей - и как только человеческая фантазия не назвала наемный временный труд!

Часть из них являются сотрудниками компании Profi.ru. Все эти люди при регистрации на сервисе в качестве соискателей работы вряд ли читали договор оферты, а ведь начинается он со слов “договор считается заключенным в Гонконге”. Конечно же, далее есть отдельная и большая глава о том, что компания ни за что ни перед кем не может отвечать, и уж тем более что-то гарантировать. Временный труд под “честное слово” работодателя - новая реальность современного рынка труда.

За комментарием мы обратились к заместителю председателя профсоюза работников АПК Галине Юровой.

Договор должен быть составлен лично, он должен содержать реквизиты фирмы, зарегистрированной в России, и личные данные работника, условия занятости и оплаты, а его копия должна быть выдана на руки работнику. Если договор считается заключенным в Гонконге, а работник трудится в России, это противоречит российскому законодательству. Этим вопросом должны заняться юристы, - пояснила Галина Михайловна. - Другой вопрос, кто платит налоги и отчисления во внебюджетные фонды за работника. Если эти вопросы не урегулированы - налицо теневая занятость.

В то же время Юрова отмечает, что, несомненно, подобные сервисы выгодны для людей. Как для покупателей услуг, так и для продавцов, которые благодаря приложению имеют возможность рекламировать свои услуги. За кадром остается лишь важный вопрос охраны труда и личной безопасности. Например, если условный сантехник Иван Иванович, выполнив работу на дому, был избит клиентом, остался без денег - вот куда он должен обратиться? У него на руках нет договора. Случись такая ситуация с сантехником из ЖЭКа, за него вступится управляющая домом организация. А в данном случае за защитой работнику обращаться не к кому. Как и клиенту, если работы выполнены некачественно и не в срок.

Другой момент - когда сантехник Иван Иванович не просто подрабатывает в свободное время, а эта работа является у него основной, так как он не имеет возможности устроиться по специальности нигде, кроме как через этот сервис. Тогда эта проблема уже должна приобретать общественный резонанс. Потому как работа с такими сервисами - это негарантированный, незащищенный и нелегальный труд.

Если мы видим, что люди работают через этот сервис как на основном месте работы, значит, в обществе что-то неправильно устроено. Следовательно, необходимо принимать меры. Потому что стандарты Международной организации труда и те принципы, которые мы отстаиваем, говорят, что стандартная занятость должна быть долгосрочной, постоянной, устойчивой и безопасной для человека, - добавляет Галина Юрова.

Вопросы так и будут оставаться нерешенными, пока не начнет накапливаться статистика, уверена зампред профсоюза работников АПК. Да, члены профсоюзов фиксируют, что по ряду российских предприятий расширяются аутсорсинговые услуги, например в вопросе подбора персонала. Но это не дает полного понимания рисков для работников.

Рынок труда меняется, и по таким изменениям нам не хватает не только данных от профсоюзов, но и экспертиз от самого профессионального сообщества. Например, недавно профессиональное сообщество таксистов в России выступило единым фронтом, доказывая, что Uber или “Яндекс.Такси” демпингуют, подрывают не только рынок перевозок, но и снижают уровень доходов участников рынка. А в вопросе о сотрудниках Profi.ru - их сектор не консолидирован и хаотичен. Достаточной статистики и экспертизы по этому рынку пока нет. Конечно, профсоюзы должны более внимательно присмотреться к новым явлениям на рынке труда, к новым формам занятости, которые все время видоизменяются, и своевременно реагировать на случаи обмана и несправедливого отношения к работникам данного сервиса, - подытожила зампред профсоюза. - Но и сами работники должны пройти трудный путь профессиональной самоидентификации и иметь смелость организовываться в профсоюзы для решения неурегулированных проблем.

ПРОФСОЮЗНЫЙ ОПЫТ

В оценке опасности нерегулируемой деятельности интернет-компаний с отечественными специалистами согласны и иностранные профсоюзные организации. Тем более что они напрямую испытали на себе всю разрушительную для отрасли силу, например, Uber.

Французские таксисты, недовольные нечестной конкуренцией, еще в прошлом году вышли на улицы с требованием запретить деятельность американского сервиса по онлайн-вызову такси на территории Франции. Конечно, сразу таксистов никто не послушал, отчего конфликт разгорелся с удвоенной силой. С одной стороны, во время митингов перекрывались улицы, вспыхивали беспорядки, горели автомобильные покрышки. С другой - разъяренные своей беспомощностью таксисты срывали гнев на конкурентах из Uber. Водители традиционных таксомоторных предприятий намеренно начинали конфликты с “коллегами” из Uber. В лучшем случае такие инциденты заканчивались повреждением машины “интернет-таксиста”, в худшем - uber-таксист оказывался в больнице. Ситуация угрожала ростом насилия и отказом всей отрасли общественных автомобильных перевозок работать, если бы в дело не вмешался национальный профсоюз таксистов Франции.

Таксисты во Франции должны заплатить 235 евро за получение лицензии на таксомоторную деятельность, и согласно лицензии водитель обязан соблюдать ряд строгих правил. Но из-за системы VTC (когда водитель арендует авто и может быть таксистом без лицензии) и приложения Uber водители арендуют машины из-за рубежа, а потом ни перед кем не отвечают. Мы столкнулись с прямой конкуренцией со стороны интернет-сервисов, деятельность которых практически никак не регулируется. Мы - как два боксера на ринге, но у одного руки связаны за спиной, - объяснил телеканалу France 24 представитель национального профсоюза таксистов Франции Карим Лалвани.

Используя свои рычаги давления на власть, в том числе забастовки и СМИ, профсоюз сумел отстоять права рядовых водителей. Власти настолько всерьез взялись за разрешение назревшей проблемы, что вслед за запретом деятельности Uber во Франции над интернет-компанией начался еще и суд. Суд республики постановил, что за неконкурентную борьбу Uber обязан выплатить почти 1,2 млн евро. Причем даже не в казну государства, а самому профсоюзу таксистов.

Само собой, после такого успеха профсоюзы других стран почувствовали себя увереннее и начали аналогичную борьбу с Uber. Однако добиться кому-либо из них такого же ошеломительного эффекта не удалось. Максимум, что получалось сделать, - запретить деятельность Uber в каком-либо конкретном городе.

УБЕРИЗАЦИЯ

Распространение интернет-приложений для оказания услуг - Uber, BlaBlaCar, YouDo и похожих на них - породило совершенно новый термин: uber-экономика. Подобные сервисы выступают посредниками между продавцом и покупателем. Как и любой посредник в бизнесе, за свои услуги интернет-компания получает процент. Логично предположить, что в таком случае она должна платить налоги. На деле же еще ни одно государство в мире не имеет достаточно совершенной системы регулирования экономических вопросов в интернете. Все имеющиеся на сегодня отчисления от доходов интернет-компаний в казну государства - это отдельный метод регулирования или вовсе результат некой договоренности между властью и компанией: вы нам платите - мы вас не трогаем.

Но из-за отсутствия системного подхода невозможно достоверно отследить ни доходы компании, ни отчисления, которые она делает в пользу страны. Таким образом, сверхприбыли, которые получают подобные компании, не просто проходят мимо социальных нужд государства, а вовсе не могут быть учтены.

Есть еще и другой аспект - “схлопывание” рынка ряда отраслей. Выступая посредником между продавцом услуги и покупателем, электронная программа подменяет собой ряд профессий. Так, Uber заменяет таксопарки с собственными телефонными центрами, с автомеханиками и прочим персоналом. Водитель-таксист превращается в самостоятельную единицу. А сервис BlaBlaCar напрямую конкурирует с официальными перевозчиками и деятельностью автовокзалов. Что уж говорить про сервисные центры, частные школы, рекламные или концертные агентства, если пользователь программы сам может выбрать себе понравившуюся услугу и исполнителя, как это предлагают Profi.ru или YouDo. А что с людьми вышеперечисленных профессий? Их, конечно, ждет увольнение, поскольку работодатель при таком штате окажется просто неконкурентоспособным.

Ни одна отрасль мелкого и среднего бизнеса не защищена от подобного влияния интернет-услуг. За счет получаемых сверхприбылей интернет-компании могут существенно занижать цены, демпинговать. Более того, даже присуждаемые штрафы и сборы, как в случае с Францией, - лишь малая часть тех средств, что получают интернет-компании в качестве инвестиций или чистой прибыли. То есть под угрозой находится весомый сектор экономики государства.

УГРОЗА ОТРАСЛИ

Во всех странах первый удар интернет-услуг пришелся на отрасль перевозок - на такси. Как говорилось выше, отстраненность властей от проблемы привела к митингам и всплеску насилия. Чтобы не доводить ситуацию до такого, российские власти решили принять превентивные меры. Так, Департамент транспорта города Москвы с зимы прошлого года добивается от Uber подписания соглашения. В документе всего два пункта: использование труда только сертифицированных московскими властями таксистов и передача данных о местоположении автомобилей, работающих с Uber. Компания обещала подписать соглашение, но уже несколько раз переносила сроки. Если так пойдет и дальше, глава транспортного департамента столицы Максим Ликсутов обещал обратиться за помощью в правоохранительные органы: “Если Uber не подпишет соглашение, обратимся с требованием запретить его работу в Москве”, - цитирует “Газета.ру” слова вице-мэра Москвы.

Впрочем, ни стороны конфликта, ни эксперты не сомневаются, что соглашение будет подписано. Но если с Uber идет диалог, то прочие сервисы в основном продолжают работу на основе саморегулирования. Следующие отрасли, в которых могут возникнуть сложности, связаны со строительством, клининговыми услугами (уборка), курьерской службой и образовательными услугами. YouDo.com и Profi.ru копят большое количество частных специалистов (хотя среди них могут оказаться люди, далекие от профессии). При этом речь идет не только о сокращении рынка и ликвидации конкурентов, а о тысячах, если не десятках тысяч наемных работников, чьи права регулируется лишь формулой “хочешь денег - работай, не нравятся условия - не работай”. Временные наемные рабочие и служащие добровольно отказались от социальных гарантий и защиты в погоне за большим заработком или свободным графиком, де-факто став современными крепостными.

За несколько лет своего существования интернет-приложения низвергли мировую экономику до состояния неофеодализма. Такой термин использует в своей аналитической статье о сервисе Uber технологический обозреватель The Wall Street Journal Кристофер Мимс. Посредник, владелец сервиса фактически стал держателем рынка услуг и отдает команды, где и как нужно поработать, отмечает уже в своем исследовании Ребекка Смит, замдиректора NELP (консалтинговая организация, занимающаяся изучением проблем на рынке труда).

Опасность uber-экономики для существующей социальной и экономической модели становится очевиднее с каждым днем, с каждым новым городом, к которому подключили тот или иной сервис, с каждым новым пользователем приложения. Сами интернет-компании не собираются меняться и гарантировать своим служащим какие-либо социальные гарантии. А правительства имеют крайне ограниченный набор инструментов для воздействия. Менять правила во время игры, конечно, можно, но, по оценкам экспертов, сбалансированное законодательство, которое бы регулировало работу через интернет, будут создавать еще довольно долго. В шахматах такое положение называется цугцванг. То есть ситуация, когда необходимо сделать ход, но любой ход непременно ухудшит позицию.

Uber - международная технологическая компания, которая присутствует в более 360 городах и 66 странах мира. Uber начал свою работу в Москве в декабре 2013 года. На сегодняшний день Uber доступен в семи российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Uber работает в соответстви с законодательством РФ.

Uber - это мобильное приложение, которое соединяет пользователей и водителей. В основе платформы Uber лежат новые технологии, которые позволяют сделать сервис не только доступным, надежным и безопасным, но и создать новые экономические возможности для экономик государств, отдельных секторов промышленности и частных лиц.

СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Для партнеров

Мы создаем новые экономические возможности для тысяч людей в каждой стране, где мы работаем. Водители, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, выбирают сотрудничество с Uber по разным причинам. Кто-то хочет иметь постоянный источник дохода, кто-то ищет гибкие форматы работы, совместимые, к примеру, с личными проектами, или дополнительный заработок. По результатам опросов наших партнеров, более 80% из них выбирают сотрудничество с Uber, поскольку хотят быть независимыми. Этот факт наиболее актуален на сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, где все больший упор делается на развитии самозанятости населения.

Технологии, которые лежат в основе работы Uber, позволяют партнеру более эффективно организовать свое время, имея при этом достойный заработок. Система перенаправляет запрос на поездку от пользователя ближайшему водителю. Это позволяет сократить время простоя и холостого хода. В конце 2015 года Uber выпустил ряд обновлений для водительского приложения, которые поддерживают тезис об эффективности:

  • в приложении появилась новостная лента, которая сообщает о важных событиях в городе, карты спроса на поездки с указанием участков с дефицитом водителей, информация о рейтинге и комментариях пользователей в агрегированном виде, а также отчеты о заработках. Все это позволяет водителю эффективнее организовывать свой день и принимать решение о времени выхода на линию.
  • была внедрена функция, которая позволяет водителю за несколько минут до завершения текущей поездки получать информацию о месте подачи автомобиля для следующей поездки. Это обновление позволяет водителю эффективнее планировать будущий маршрут, выстраивая его уже в момент завершения текущей поездки.

Эти технологические решения позволяют партнерам совершать больше поездок в единицу времени и при доступных для пользователей тарифах зарабатывать при этом больше.

Для городов

Uber не принимает к оплате наличные - все транзакции происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране. Деньги, которые мы выплачиваем партнерам за поездки, становятся частью экономики страны.

Благодаря присутствию Uber в странах выигрывают и смежные индустрии, в том числе, производство и обслуживание автомобилей, автокредитование и страхование, среди прочих. Uber заключил соответствующие соглашения с Baidu и AliPay в Китае и с Tata в Индии. Мы уже сотрудничаем со многими российскими компаниями и рассматриваем возможность заключения похожих соглашений новыми местными партнерами в России.

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Экономика совместного потребления - относительно новое явление, однако оно уже успело доказать свою устойчивость и эффективность. Она подразумевает освоение неиспользуемых или недоиспользуемых объектов или ресурсов. По нашим подсчетам, автомобиль является одним из самых неликвидных активов и используется всего на 4% от своих возможностей, а 96% времени стоит на парковке. При этом в среднем до 15% городского пространства мегаполиса отводится на парковочные места.

Uber может повысить эффективность использования личных автомобилей в 4 раза (собственные подсчеты: персональный автомобиль, совершая примерно 2-2,5 поездки в день, перевозит около 4 пассажиров, автомобиль партнера Uber совершает до 10 поездок, перевозя при этом 16 пассажиров в день). Таким образом, такой низколиквидный актив, как личный автомобиль не только повышает свою эффективность, но и становится инструментом для получения дополнительного источника дохода. В сегодняшней экономической ситуации пользу платформы Uber в этом смысле нельзя отрицать.

ТАРИФЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Помимо преимуществ работы платформы для партнеров и экономики городов, описанных выше, нельзя забывать о преимуществах наличия приложения в городе для обычных пользователей.

Тарифы на поездки на Uber понятны и прозрачны пользователю. Пользователь всегда может оценить стоимость поездки перед ее началом через приложение, а оплата происходит только по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность. Тарифы на поездки с момента запуска популярного сервиса uberX в разных городах России не повышались.

Система Uber равномерно распределяет автомобили по городу на основе анализа данных о спросе. Запрос на поездку направляется ближайшему автомобилю. Это позволяет значительно снизить время подачи. В Москве, например, с момента запуска сервиса среднее время подачи снизилось с 10 до около 6 минут в среднем, благодаря чему Uber стал дополнением транспортной системы города и удобной альтернативой существующим способам передвижения. На более зрелых рынках для Uber (США, Китай) среднее время подачи автомобиля может составлять 3 и даже 1 минуту.

Uber уже расширил спрос на услуги своих партнеров - через приложение Uber поездки заказывают не только те, кто раньше пользовался услугами такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку эти услуги были недоступны или неудобны.

Мы наблюдаем за усилиями региональных властей повысить привлекательность городов для туристов как из России, так и из-за рубежа, и очень высоко оцениваем эти усилия. Платформа Uber, доступная в более 360 городах мира, станет альтернативным способом перемещений по городу для иностранных туристов, путешествующих по России, а также для российских путешественников внутри страны.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность пользователей и водителей - приоритет для Uber. Платформа Uber обладает рядом технологических преимуществ, которые делают вклад в безопасность пользователей и водителей до, во время и после окончания поездки.

ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

  • Пользователям Uber нет необходимости ловить машину на улице - вместо этого можно заказать поездку через приложение и дожидаться приезда автомобиля в помещении.
  • При заказе поездки через приложение Uber система соединяет пользователя с ближайшим к нему водителем. Система распределения заказов не подразумевает каких-либо предпочтений по месту подачи автомобиля или месту назначения.
  • Поездки не являются анонимными. Как только система принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о водителе, в том числе имя, фото, номер и марку машины, а также рейтинг.
  • Кроме того, пользователь всегда может связаться с водителей напрямую через приложение.

ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

  • Место нахождения автомобиля обновляется в приложении в режиме реального времени. Пользователи знают, где они находятся в каждый момент поездки.
  • Пользователи могут отправить своим близким ссылку на маршрут своей поездки с возможностью наблюдать за передвижением автомобиля в режиме реального времени, а также с информацией об ожидаемом времени прибытия.
  • Оплата за поездки осуществляется автоматически - стоимость списывается с банковской карты, привязанной к приложению. Это позволяет снизить риск споров по поводу стоимости поездки, избавляет от необходимости носить наличные и исключает возможность неоплаты поездки. Безналичная оплата является существенным преимуществом для водителей-партнеров: наличие больших сумм наличных денег делает их потенциальной мишенью для злоумышленников.
  • Технология GPS позволяет оценить эффективность выбранного маршрута для каждой поездки. Это мотивирует водителей более ответственно выбирать маршрут и существенно повышает качество сервиса.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

  • Система рейтингов. Пользователи и водители-партнеры ставят друг другу рейтинг после каждой поездки и могут оставить отзыв с комментариями.
  • Эффективная служба поддержки. В случае, если у пользователей или водителей-партнеров возникают вопросы по деталям поездки или по работе сервиса в целом, они могут связаться со службой поддержки по адресу support@сайт, которая всегда готова предоставить необходимую информацию.

КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ ВКЛАД В ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Существует прямая зависимость между работой Uber в городах и сокращением количества случаев вождения в нетрезвом виде. По оценкам исследователей из университета Temple University, доступность приложения Uber в различных городах Калифорнии снизила количество смертельных случаев, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, примерно на 5%.
  • Uber в США стал партнером организации Mothers Against Drunk Driving (MADD). Целью партнерства является привлечение внимания к проблеме вождения в нетрезвом состоянии и информирование общественности о доступных альтернативах.


Поделиться