Как провести наблюдение и описание за птицами. Наблюдения за птицами на кормушке в младшей группе

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Если вам нравятся необычные увлечения, которые мало распространены и практически не известны другим, обратите внимание на бердвочинг.

Увлекательное хобби бёрдвочинг – это наблюдение за птицами в их естественной среде обитания. Необязательно отправляться в лес, можно выбрать ближайший парк отдыха или сквер. Это направление идеально подойдет людям, неравнодушным к пернатым и их интересному образу жизни. Познакомьтесь с особенностями этого увлечения, возможно это то, что вы так долго искали.

Немного истории и суть увлечения

Не стоит думать, что бердвочинг – новое направление, появившееся в результате тоски человека по живой природе. Есть информация, что это хобби зародилось в тридцатых годах двадцатого века. Английские аристократы, искавшие применение появившимся в то время биноклям, начали коротать время наблюдением за птицами.

Позже пернатых стали фотографировать, так родилась целая птичья охота. Название бердвочинг произошло от двух английских слов: bird – птица, watching – наблюдение. Иногда встречается другое наименование – бердинг, но если углубиться в термины, то это более продвинутый уровень.

Не нужно путать бердвотчеров с орнитологами – профессионалами, изучающими пернатых для науки. Бердвотчеры не занимаются исследованиями, чаще они выбирают какую-то одну местность – парк, берег реки, озеро, окрестности городов, и ведут там наблюдение за птичьими семьями.

Можно выделить два типа бердвочинга – домашний и туристический. В первом варианте фотоохоту ведут на обитателей одного места, регулярно наведываются в гости к птичьему семейству. Орнитологический туризм – это короткие и длительные путешествия, во время которых ведут любительские исследования.

Для бердвочинга используют бинокли и фотоаппараты. Бердвотчеры фотографируют птичьи жилища, наблюдают появление и развитие птенцов. Так рождаются увлекательные истории жизни семейств пернатых.

Все наблюдения и фотоотчеты заносят в дневники. Сейчас этим удобно заниматься на компьютере. Благодаря мощным цифровым фотоаппаратам получаются практически профессиональные материалы. Кстати, материалами любителей нередко пользуются и орнитологи.

Как стать бердвотчером

Бердвочинг – прекрасное хобби, идеальное для тех, кто любит природу. Если вам нравится гулять, то попробуйте придать этим прогулкам более глубокий смыл – станьте бердвотчером.

Первые шаги в птичий мир

Если вы живете в городе, выберите парк или сквер недалеко от дома. Если в деревне – прогуляйтесь по опушке леса, сходите к болоту или берегу водоема. Присмотритесь, какие птицы там живут, сфотографируйте их, а затем дома по фото определите виды и изучите, что они представляют собой. Лучшее время для исследования – ранее утро.

В частности, уточните особенности попавших в объектив пернатых:

  • являются они перелетными или постоянно живут на одном месте;
  • как создают пары;
  • сколько яиц откладывают;
  • какого размера яйца;
  • сколько времени высиживают птенцов;
  • что едят;
  • как спят.

Уже на основании всей это информации вы сможете наблюдать за своими подопечными. Обязательно фотографируйте все, что происходит с семьей пернатых. Каждую фотографию сопровождайте пояснительным описанием.

Свои наблюдения можно хранить на локальном компьютере, но лучше делать это в онлайн-дневнике. Например, создать свой сайт на бесплатной платформе или завести страницу в социальной сети. Так не только вы, но и другие смогут познакомиться с интересным миром птиц.

Какое оснащение потребуется

Для того чтобы заняться орнитологическим туризмом, на начальном этапе вам не придется ничего покупать. По сути, это одно из , если относиться к нему, как к приятному отдыху. Для начала подойдет даже фотоаппарат в телефоне, поднять который поможет палка для селфи. Но позже, скорее всего, вы увлечетесь и захотите купить хорошую камеру.

Конечно без бинокля и хорошей камеры, приближающей фотографируемый объект, сложно вести наблюдения за гнездами, расположенными на высоте. Подходить близко тоже нельзя – пернатые друзья даже в городских парках боятся людей.

Бинокль для бердвочинга должен быть удобным и легким, желательно с защищающим от влаги и ударов резиновым покрытием. Достаточно восьми-десятикратного увеличения. Для длительного наблюдения идеальна подзорная труба со штативом.

Для маскировки нужно подобрать правильную одежду. Нет смысл ходить на фотоохоту в ярких нарядах и на стукающих каблуках. Носите одежду, сливающуюся с окружающей средой, и не забывайте, что лесные жители любят тишину. Обувь выбирайте удобную и по сезону – кроссовки, резиновые сапоги, трекинговые ботинки. Одежда должна быть закрытой даже летом, чтобы исключить укусу клещей, комаров и других насекомых.

В бердвочинге можно не только фотографировать, но и записывать на диктофон звуки пернатых. Позже эти записи идеально подойдут для релаксации. Не думайте, что у вас водятся только воробьи, например, есть факты, что в Москве обитает около 200 видов птиц.

Чтобы понять, какая птичка попала в кадр, нужен определитель. Сегодня можно использовать не только бумажный, но и специальные программные обеспечения для смартфонов и планшетов.

Из книг можно посетовать «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» и «Полный определитель птиц европейской части России» в трех томах. Для Android поищите «Полевой атлас – определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы России».

Правила поведения и ограничения

Опытные наблюдатели за птичьим миром напоминают:

  1. Нежелательно приближаться к гнездам и фотографировать их вблизи. Нельзя трогать гнезда и яйца, лучше сразу отойти от этого места.
  2. Увидев выпавшего птенца, сразу же нужно отойти от него и ни коем случае не пытаться спасти и вернуть в гнездо . Это почти всегда приводит к гибели!
  3. Бердвочинг не сочетается с шашлыками и пикниками. Нельзя шуметь, разводить костры и включать музыку. Этим вы грубо вторгаетесь в жизнь пернатых, они могут даже покинуть насиженное место.
  4. Подкармливать птиц зимой можно, но делать это следует регулярно и в одно и то же время. Если не готовы включить кормежку в ежедневные обязанности, лучше вообще не начинайте. Иначе пернатые привыкнут к корму и пострадают, если кормушка останется пустой. Не кормите хлебом, берите просо, нежареные семечки или специальный птичий корм.

Не забывайте, что бердвочинг не должен нарушать жизнь животных и вредить им! Удачный кадр не может быть важнее спокойствия обитателей леса.

Какая польза от бердвочинга

Орнитологический туризм – отличная возможность наполнить не только свои прогулки, но и всю свою жизнь новым смыслом.

Многие любители наблюдения приобретают параллельно еще одно хобби – . Начиная снимать птиц, вы, конечно, начнете изучать фотоискусство, учиться ловить интересные кадры, подбирать экспозицию. Кстати, на таких фото можно неплохо зарабатывать, когда придет время, .

Бердвочинг – прекрасное хобби для одиноких людей. Прогуливаться в одиночку скучно, а вот с фотоаппаратом в руках вы забудете о своем одиночестве, а вооружившись целью, перестанете терзать себя грустными мыслями.

Такие прогулки стимулируют выйти на улицу в любую погоду, а это путь к здоровью и долголетию! Ведь гулять намного полезнее, чем сидеть у телевизора или листать страницы интернета. Также придется лазить по деревьям, чтобы сделать удачный кадр. Но это, конечно, только по желанию и при наличии физической подготовки.

Бердвотчеры собираются в группы и сообщества, а значит, это увлечение помогает найти друзей , а иногда и женское счастье. Поищите таких людей в своем городе, а также в социальных сетях и на форумах, где общаются наблюдатели за птицами. Есть даже международный клуб BirdLifeʼs Rare Bird Club . В сообществах, в том числе и виртуальных, проводятся соревнования по бердвочингу, кто больше крылатых видел и запечатлел на камеру.

С группами можно путешествовать по разным регионам, ходить в совместные походы и ездить друг к другу в гости. С новыми друзьями вы сможете делиться своими наблюдениями и черпать полезные уроки от более опытных товарищей. Набравшись опыта, можно принимать участие в конкурсах и турнирах.

В первую очередь бердвочинг – это отдых, а значит, заниматься им нужно для удовольствия, не заставляя себя делать то, что не нравится. Наблюдайте за птицами весной, зимой, летом и осенью. В разные сезоны вы сможете познакомиться новыми видами и узнать, чем занимаются постоянные жители в различное время года.

Загляните в наш чтобы найти для себя много разных интересных занятий! В каждом пункте этого списка – новые ощущения и хорошее настроение!

Проведение наблюдений за птицами в природе - дело нелегкое. Большинство видов умеет хорошо скрываться в траве, зарослях кустарников, кронах деревьев и т. д. Поэтому всем, кто хочет увидеть, как живут и ведут себя птицы, надо набраться терпения и быть готовыми к тому, что на первых порах их часто будут ждать неудачи.

Сначала надо подготовиться к экскурсии. Для этого хорошо иметь шести- или восьмикратный бинокль, записную книжку, простой черный карандаш или шариковую ручку с несмывающейся пастой. Все остальное - фото- или киноаппарат, магнитофон - лучше начинать использовать уже после приобретения некоторого навыка в наблюдениях.

Выходить на экскурсии лучше всего на рассвете, когда проснувшиеся птицы наиболее активны и их легче обнаружить. В середине дня они держатся более скрытно, меньше поют и перекликаются. Несколько активнее птицы становятся перед вечером, но быстро сгущающиеся сумерки часто мешают наблюдениям (речь, конечно, идет о дневных птицах, наблюдения за ночными проводятся с вечерних сумерек до рассвета). Позднее, когда будет приобретен некоторый навык, наблюдения надо проводить во все часы суток, но начинающим, повторяем, лучше выходить на экскурсию ранним утром.

Нас часто спрашивают: "Что надо наблюдать и что записывать?" Ответ очень простой: "Все!" Мы до сих пор еще очень мало знаем о жизни птиц, об их взаимоотношениях, об их индивидуальном и групповом поведении, о взаимосвязи различных видов, гнездящихся в одном биотопе, и т. д. Поэтому каждое конкретное наблюдение может быть очень важным и полезным. Особенно интересны позы, которые принимают птицы в различных ситуациях, их следует зарисовывать тут же, в дневнике, хотя бы схематическими набросками. Записи надо делать возможно более подробными и прямо на месте, не откладывая "на потом", ибо что-то забудется и восстановить будет трудно.

В дневнике всегда должно быть указано географическое положение района наблюдений, число, месяц, год и время, погода и биотопы, где эти наблюдения проводились. Например; "Северный склон Туркестанского хребта, ущелье Кусавлисай, 10.XI 1981, 6 ч 30 мин, арчовый лес, ясно, +5°... Берег ручья..." Записывать надо всех встреченных птиц. Если вид птицы определить не удалось, ее записывают под условным названием, которое впоследствии заменяют правильным.

После таких самых общих рекомендаций перейдем к более конкретным. Во-первых, в какой сезон лучше всего начинать наблюдения? Легче и удобнее всего зимой. В это время птиц обычно мало, держатся они более заметно и группируются в определенных местах. Исключением являются только самые южные районы нашей страны, где собираются многочисленные зимующие виды. Там начало наблюдений лучше перенести на весну, когда останутся только местные гнездящиеся птицы. Зимой птицы весь короткий день проводят в поисках пищи и активны в течение всего светлого времени.

Начинать наблюдения надо с определения видового состава птиц района, затем обратить внимание на общий характер распределения их по различным биотопам, выяснить, какие биотопы наиболее предпочитаются многими видами, а какие, наоборот, безжизненны. Далее можно переходить уже к наблюдениям за отдельными видами. Следует посмотреть, какие птицы держатся стайками, объединяются ли они с другими видами и как это происходит, какие виды встречаются только в одиночку, как и где кормятся отдельные виды птиц (на кустах у их основания или на верхних ветвях, на земле или на отдельных кустиках бурьяна, в кроне дерева или на стволе, у основания ветвей или на их концах и т. д.), какой корм предпочитают, как его добывают, как складываются взаимоотношения в стаях, куда отлетают на ночевку, где ночуют, делают ли запасы пищи и как их используют. Все это и многое другое удается увидеть при внимательных наблюдениях. Кроме того, зимой можно организовать подкормку птиц в удобном для себя месте. На место подкормки собираются птицы различных видов, между ними начинают складываться довольно сложные взаимоотношения, и все это будет проходить на глазах наблюдателя. Для тех, кто умеет фотографировать, будет нетрудно сделать здесь и хорошие снимки.

В конце зимы следует проследить за отлетом птиц, которые держались здесь только на зимовке, наблюдать образование пар и распадение зимних стай, занятие гнездовых территорий местными птицами, поведение птиц во время оттепелей и при резких понижениях температуры, при выпадении глубокого снега и образовании инея. У некоторых птиц (ворон, кукша, клест, оляпка) в конце зимы начинается гнездование и можно увидеть всю подготовку к нему.

К весне наблюдатель, даже начинающий, приобретет уже некоторый опыт и будет подготовлен к встрече весны - одного из самых интересных и сложных сезонов в жизни птиц.

В своих записях надо обязательно отмечать ход весны (появление проталин, появление почек и листьев, зацветание растений, ход температур, погоду и т. д.). На этом фоне легче будет потом разобраться и в особенностях поведения птиц. Наиболее заметен, конечно, весенний пролет. Следует отмечать первое появление птиц, их массовый пролет и исчезновение (для пролетных видов) или разлет по местообитаниям (для гнездящихся). Наблюдая за пролетом, необходимо указывать, как летят птицы - в одиночку или стаями, величину стай, их форму, направление пролета, приблизительную высоту, на которой летят отдельные виды, время суток, погоду, характер пролета (непрерывно, волнами). Подсчет птиц в стаях, особенно больших, очень труден, поэтому следует подсчитывать птиц в небольшой стайке, а большую стаю оценивать по сравнению с ней приблизительно, по занимаемой ею площади.

После окончания пролета у птиц начинается время размножения. Первый его этап - занятие гнездовой территории. Она может быть различной по величине и расположению. Следует посмотреть, какой из полов первым занимает будущий гнездовой участок, как ведет себя по отношению к другим особям своего вида и к другим видам, как образуется пара, каковы особенности поведения птиц в это время (принятие различных сигнальных поз и издавание песни или других сигнальных звуков).

Далее начинается постройка гнезд. Надо очень точно описать расположение гнезда на местности (кустик бурьяна среди пашни, отдельная группа мелких елочек в высокоствольном лесу и т. д.), где и на какой высоте помещается гнездо (на земле, под кочкой; на высоте 4 м, у самого ствола; на высоте 20 м, на вершине старой сосны и т. д.), участие самца и самки в постройке гнезда, выяснить, с какого по счету яйца начинается насиживание, кто насиживает, где птица предпочитает петь, где кормится, надолго ли оставляет гнездо, как ведет себя при опасности, как изменяется ее поведение от начала к концу насиживания.

После вылупления птенцов поведение родителей обычно довольно резко изменяется. Проследить это всегда бывает интересно, особенно если под наблюдением находилось несколько гнезд. В поведении птиц, помимо видовых, всегда есть и индивидуальные различия, и это проявляется в процессе размножения. Наблюдая за гнездом, где вылупились птенцы, нужно отмечать, как меняется поведение родителей, кто из них кормит птенцов, частоту кормления, частоту чистки гнезда, охрану гнезда или выводка (у выводковых птиц), изменение границ гнездовой территории, рост птенцов, первые попытки вылета из гнезда, поведение при приближении родителей или "чужих" птиц, реакцию на опасность, попытки самостоятельной кормежки, отношения внутри выводка, отношение к посторонним выводкам, изменение голоса и окраски оперения, следование за родителями, способность к полету после выхода из гнезда. Всегда надо иметь в виду, что все наблюдения у гнезд следует проводить с большой осторожностью, чтобы родители их не бросили.

У взрослых птиц после вылета птенцов обычно начинается линьке. Во время нее птицы держатся скрытно, молчат и наблюдения за ними проводить очень трудно. Однако часто можно встретить потерянные перья и по ним определить присутствие птиц.

После линьки многие птицы надевают наряд, отличающийся от весеннего. Как правило, он более тусклый, и это тоже необходимо учесть и отметить, так как начинающий любитель может не узнать птицу, которую он хорошо запомнил весной. Здесь в определении может помочь знание голоса птицы (обычно не меняющегося) или определительная таблица.

Почти неизвестна послегнездовая жизнь молодых птиц, поэтому все сведения по этому вопросу всегда интересны, но, к сожалению, получить их нелегко.

В конце лета начинается обратный пролет птиц. Раньше всего они покидают северные широты. Ряд куликов начинает осенний пролет уже в июле. Трассы весеннего и осеннего пролетов иногда совпадают, но чаще они различны. Поэтому при проведении наблюдений и записи их нужно подробнее указывать места, по которым проходит пролет. Методика наблюдений та же, что и при наблюдениях за весенним пролетом. Разница в том, что удается проследить начало образования стай у местных видов и ход их подготовки к отлету, сопровождающийся изменением поведения, а часто и некоторых издаваемых птицами звуков. Все это надо записывать. Следует также обращать внимание и на состав стай: состоят ли они из птиц разного возраста или только из молодых, а старые держатся отдельно? Вместе или раздельно летят самцы и самки? Кто улетает раньше?

С середины осени начинают появляться и зимующие птицы. Это обычно связано с количеством кормов: при их обилии птицы прилетают рано и держатся всю зиму, при недостатке - пролетают, почти не задерживаясь. Особенно хорошо это заметно у хищных птиц в годы обилия или отсутствия грызунов и у птиц, питающихся зимой ягодами, урожай которых колеблется в разные годы. Поэтому при записях наблюдений за зимующими птицами надо обязательно указывать факторы наличия кормов.

Осенью бывает особенно хорошо заметна связь между различными видами птиц, и на это следует обращать внимание. Так, в общие стаи собираются различные виды синиц, к ним присоединяются пищухи, поползни, дятлы, а на востоке нашей страны - некоторые овсянки, пеночки и другие птицы. За стаями зимующих и пролетающих вьюрков и чечеток часто следуют дербники, за утками - сапсаны и т. д. Все это интересно и надо отмечать.

Мы здесь не говорим об учетах численности птиц, которые проводят орнитологи, так как это требует специального навыка и знаний. Поэтому для начинающих достаточно ограничиться указанием, что птица обычна, многочисленна, редка или очень редка, а при приобретении определенного навыка можно обратиться к специальной литературе, где подробно описываются различные методики учетов.

Конкретные данные с указанием точного количества встреченных птиц следует приводить для редких или исчезающих видов, внесенных в "Красную книгу". Каждая встреча таких птиц должна точно фиксироваться. Абсолютные учеты можно проводить также и при наблюдении на токах глухарей или тетеревов, которых в это время легко сосчитать и не допустить ошибки.

Наконец, для тех, кому трудно проводить наблюдения в лесу или в поле, мы советуем заняться ими в городе. Иногда наблюдения за птицами из окна квартиры могут дать очень интересные сведения, особенно это касается птиц-синантропов - ворон, грачей, галок, воробьев, голубей и ряда других, связанных в своей жизни с человеком. Искусственные и естественные водоемы, создаваемые и находящиеся в населенных пунктах, привлекают многие виды птиц и служат им местами кормежки во время пролетов, а часто и местами гнездования, в которых наблюдатель может увидеть много интересного.

Конечно, в этом кратком очерке невозможно охватить всего и дать подробную инструкцию наблюдений за птицами. Нам кажется, что приведенного для начала достаточно и тот, кто заинтересуется и будет регулярно наблюдать птиц, сможет получить некоторые сведения о том, как и что надо делать, а в дальнейшем познакомится с трудами специалистов, дополнив их на основании собственного опыта.

Надо отметить, что все данные о биологии и поведении птиц представляют большой интерес и помогут в работе по сохранению и умножению нашей авифауны.

Этих больших бакланов (Phalacrocorax carbo) мы увидели из машины, когда путешествовали по одному из греческих островов. Птицы «любезно согласились» подождать, пока мы остановимся и достанем фотоаппарат из багажника.

В южных городах нишу привычных сизых голубей часто занимают кольчатые горлицы (Streptopelia decaocto).

Малый пёстрый дятел (Dendrocopos minor) размером с воробья отличается от своего известного «сородича» - большого пёстрого дятла - в первую очередь величиной.

Пеночку-теньковку (Phylloscopus collybitа) проще всего распознать по пению. Эту птицу легко приманить воспроизведением записи её собственного голоса.

Многие птицы привыкли к человеку и часто селятся в садах рядом с жильём. Эта зарянка (Erithacus rubecula) не только искала пищу на вскопанной под зиму грядке, но даже садилась фотографу на плечо.

Белая трясогузка (Motacilla alba) кормит птенца.

Летом на городских прудах можно увидеть не только широко распространённую крякву, но и других уток, например хохлатую чернеть (Aythya fuligula, на снимке: самка) или огаря.

Зимой многие лесные птицы тянутся к жилью, рассчитывая на корм. Этот чиж (Carduelis spinus) нашёл оставленные человеком семечки в развилке ствола тополя в парке.

В конце XIX века в Англии появилось новое увлечение: наблюдать за птицами в естественной среде обитания. Любителей этого занятия становилось всё больше, и в 1901 году за ним закрепилось название - «birdwatching», что в переводе как раз и означает «наблюдение за птицами». В наши дни этот термин часто звучит и без перевода - «бёрдвотчинг».

В ХХ веке в Западной Европе, в США да и в России наблюдение за птицами превратилось в популярное занятие. Любители-орнитологи создают объединения, проводят экскурсии, организуют поездки в места массового скопления птиц. Наблюдатели участвуют в подсчёте птиц во время сезонных миграций, составляют перечни видов определённой местности, строят кормушки и места для гнездования, следят за распространением редких видов, даже устраивают соревнования: кто больше заметит птиц разных видов за определённое время или на определённой территории.

Чем больше люди узнают о птицах, тем бережнее относятся к ним, тем больше внимания обращают на благополучие пернатых. А ещё бёрдвотчинг развивает наблюдательность, тренирует память, совершенствует выносливость, терпение и реакцию. Это даже азартно!

Чтобы начать наблюдать за птицами, не нужно каких-то специальных навыков и научных знаний да и ходить далеко не надо: пернатые живут везде - во дворе, в саду, в ближайшем парке. Уже через несколько месяцев наблюдений вы будете хорошо разбираться в их разнообразии, а со временем сможете определять птиц не хуже профессионалов. Главное - желание и настойчивость. Из снаряжения понадобятся только бинокль, блокнот и карандаш. Бинокль, конечно, должен быть не театральным, а посерьёзнее - восьми или десятикратным, чтобы у вас была возможность рассматривать птиц не только вблизи, но и на открытом пространстве.

Записи делайте прямо по ходу наблюдений. Перед прогулкой занесите в блокнот сведения о погоде, о месте, где вы находитесь, и прочую, на ваш взгляд, важную информацию. Увидев птицу, подробно опишите признаки, которые успели рассмотреть (размер, пропорции, форма головы, клюва, хвоста, крыльев, окраска отдельных частей), а также характер полёта и окружающую природу. Чтобы определить размер объекта наблюдения, сравните его с птицами, размер которых вы знаете (воробей, скворец, голубь, ворона, утка, гусь). Попробуйте сделать зарисовку и не забудьте указать дату наблюдения. Кстати, используйте только простой карандаш (чернила могут расплыться при попадании влаги). Чем полнее будут ваши заметки, тем проще впоследствии определить вид встреченной птицы - самостоятельно по атласу-определителю птиц либо с помощью более опытного наблюдателя.

Отличное подспорье в определении вида птиц - фотография. С развитием цифровой фототехники наблюдателей-фотоохотников стало много, однако, чтобы сделать хороший снимок, нужна определённая подготовка.

Ещё один надёжный помощник в этом деле - птичье пение. Каждая птица поёт по-своему, и зачастую похожие внешне виды можно различить только по песне. Сейчас голоса птиц записывают на диски, их можно купить. Эти аудиозаписи иногда используют для приманивания пернатых в природе.

Лучшим временем года для зна-комства с птицами считаются весна и начало лета, когда они поют и носят яркую брачную окраску. Но не менее интересно наблюдать за птицами в начале осени, когда многие из них собираются в стаи перед перелётом на юг. Или с наступлением зимы, когда на кормушках в городских парках и скверах можно увидеть пернатых, предпочитающих весной, летом и осенью вести скрытный образ жизни.

Большинство птиц наиболее активны с рассвета и часов до 9-10 утра. Однако есть виды пернатых, которые поют в середине дня или исключительно в сумерках, а есть те, что показываются только ночью. Понаблюдайте за самыми обычными птицами, которые вам хорошо знакомы, и вы наверняка подметите что-то новое в их поведении, питании, голосе. И тогда будет значительно легче заметить птиц, которых вы ещё не знаете.

Бёрдвотчинг пройдёт с наибольшей пользой, если вы присоединитесь к группе наблюдателей под руководством опытного орнитолога, который сходу сможет назвать несколько десятков видов птиц и обратить внимание на их отличительные признаки. Но не забывайте, что чем больше людей, тем меньше вы увидите: многие птицы очень пугливы. Чтобы их не потревожить, наденьте неприметный костюм защитной окраски, шляпу или кепку. Найдите какое-нибудь естественное укрытие и старайтесь не шуметь.

И ещё. Если птица издаёт звуки тревоги, это означает, что вы подошли слишком близко. Не приближайтесь к гнезду и тем более не берите в руки птенцов, это вынудит птицу его покинуть. А подражание птичьему пению может отвлечь её от какого-нибудь важного занятия, например кормления птенцов. Не забывайте, что некоторые птицы, такие как лебеди или совы, способны атаковать вас, почуяв угрозу.

Увидев редкую птицу, не спешите немедленно обнародовать своё открытие. Её могут потревожить любопытные, или ей заинтересуются браконьеры, коллекционеры птичьих яиц, просто хулиганы. Лучше сообщите о находке в Союз охраны птиц России.

В первые выходные дни октября вот уже 20 лет подряд проводятся всемирные Дни наблюдения за птицами - это отличный шанс попробовать себя в роли орнитолога-любителя (см. «Наука и жизнь» № ). Нужно всего лишь понаблюдать за птицами некоторое время, а потом заполнить небольшую анкету на сайте: www.biodat.ru, где указать, сколько птиц, какого вида вы заметили. Опираясь на сведения, полученные от сотен тысяч орнитологов-любителей, учёные составляют реальную картину видового разнообразия птиц по всему миру. Таким образом, в дни наблюдения за птицами ежегодно регистрируется несколько миллионов особей. Среди них первенство принадлежит обыкновенному скворцу и утке-крякве. Выйдя из дома с биноклем, блокнотом и карандашом, вы можете добавить к этому списку ещё несколько особей, а это значит, что прогулку можно считать успешной!

Бёрдвотчингом увлекались многие известные учёные. Среди них американский биолог Джеймс Уотсон, открывший в 1953 году (вместе с Френсисом Криком) спиральную структуру молекулы ДНК и получивший за это Нобелевскую премию. Уотсон вспоминал: «…Мы с отцом почти каждое утро, особенно в мае, вставали, когда было ещё темно, чтобы добраться до Джексон-парка вскоре после восхода солнца. В итоге в нашем распоряжении было почти два часа на поиски наиболее редких видов славок, в основном в районе Лесистого острова. Папа различал голоса птиц намного лучше, чем я: например, услышав грубую песню красно-чёрной танагры, он никогда не принимал её за более мелодичное пение балтиморского цветного трупиала, который также прилетает в Чикаго, когда распускаются листья. Затем папа садился в идущий на север трамвай и уезжал на работу, а я ехал в школу в троллейбусе, шедшем в противоположном направлении…

В моё последнее лето в родительском доме я проводил всё больше времени на озере Вулф, наблюдая за птицами. Я обнаружил там сотни тулесов и десятки бурокрылых ржанок, о долгих перелётах которых через океаны я с восторгом читал в детстве. На песчаных берегах по-прежнему гнездились певчие зуйки вперемежку с более многочисленными перепончатопалыми галстучниками, прилетевшими в августе. Я наблюдал за птичьими стайками, носившимися вдоль берега, и старался понять, какие эволюционные силы создали этих социальных животных, неизменно собиравшихся в стаи, вместо того чтобы жить поодиночке…» (Джеймс Уотсон. Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке. - М.: Астрель: CORPUS, 2010).

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Вместе с детьми можно интересно организовать наблюдения за птицами.
Особенно часто можно недалеко от жилища увидеть воробьев . Бывает, что воробьи сидят молча на ветках. Так они греются, им холодно.

Детям надо объяснять, что птицам зимой холодно и трудно искать себе корм, особенно если кругом лежит снег.

Малыши знают повадки воробьев, за ними можно наблюдать. Воробьи часто прячутся под крыши домов, а также в пустые скворечники.

Предложите ребенку положить в кормушку вату, перья, лоскутки. И птички унесут это все к себе в гнезда.Им будет теплее.

В кормушку надо насыпать корм для птичек: зерна, семена, крошки хлеба.

Пусть малыши понаблюдают за птицами. Птицы прилетают разные: воробьи, синички, снегири, вороны.

Воробьи всегда рядом с человеком.

Прочитайте детям стихотворение о воробьях:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей!

Холодов не испугался,

С нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает-

Воробьи не унывают:

Стайкой весело снуют,

Всё, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей:

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку-

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

И пошел веселый стук-

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Часто возле дома мы видим большую белую птицу с черным хвостом и крыльями. Это —сорока.

Сорока очень красиво смотрится на белом снегу.Она найдет орех или косточку и долбит его клювом. Моей Юле было весело смотреть, как она это делает.

Стрекотунья белобока

Возле горницы моей

Скачет пестрая сорока

И зовет ко мне гостей.

Также можно наблюдать и за вороной . Эта птица также прилетает на кормушку.

А нам особенно нравится вести наблюдение за синичками . Они такие веселые, шустрые, прыгают и своим острым клювом достают из-под коры насекомых. А как весело они поют. Юля уже по голосу различает этих птичек. Я специально говорю, что поет, например, ворона. Она меня исправляет: »Нет, бабушка, неправильно. Это же синичка поет. »

Во время прогулок можно попросить ребенка описать синичку, какого она цвета, какого размера. Расскажите детям, что любит синичка есть.

Можно на ниточку повесить кусочек сала и синички будут прилетать и клевать его. Мы на балконе у моей мамы повесили кормушку и часто на нее прилетают синички. Так интересно из окна за ними наблюдать!

После Нового года люди выносят на улицу ёлку.И можно не выбрасывать её, а повесить корм для разных птичек и вести наблюдение: какие же птички прилетают.

Ягоды-для снегирей,

репейник-для щеглов,

злаки-для воробьев,

а кусочки сала-для синичек.

Так будет увлекательно за птицами наблюдать!

И дети будут радоваться, что помогают пернатым.

А дома в ящик можно посеять овес или другое зерно, прорастить его и подкармливать птиц витаминами.

Чаще рассказывайте детям о птицах, чтобы ребенок учился проявлять заботу о них. Такой ребенок вырастет добрым и внимательным, и не будет безразлично относиться к природе.

Вот еще хорошее стихотворение про птиц.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учите своих детей любить природу!

А в следующий раз я подберу интересные стихи про птиц.

Следите за обновлениями!

Делитесь своими мыслями в комментариях. И не забывайте, что на сайте проходит конкурс комментаторов!

С уважением, Ольга.



Поделиться