Изображения сделанные при помощи пинхол камеры. Мой пинхол

В этой статье рассмотрим как можно самому, в домашних условиях, сделать пинхол камеру из спичечного коробка. Для тех, кто не в курсе, пинхол камера - это фотокамера в которой вместо объектива используется маленькое отверстие. Она чем-то напоминает камеру обскура. Итак приступим.

Инструменты и материалы

Спичечный коробок (стандартный спичечный коробок обычно как раз подходит под ширину 35мм пленки)
Новая 35мм пленка. Можно использовать любую, хорошо подходит обычная цветная ISO 100 или 200.
Пустая кассета для 35мм пленки, из которой выглядывает обрывок старой пленки длиной хотя бы 1см.
Кусок тонкого картона (можно взять из коробки в которую упаковывается пленка)
Пустая алюминиевая банка
Черная изоляционная лента
Пластиковое звено спирального биндера или любой другой кусок изогнутого пластика.
Тонкая иголка или булавка
Ножницы
Острый канцелярский нож
Черный маркер

Коробок для пинхол камеры

Вытяните внутреннюю часть спичечного коробка, в которой обычно лежат спички. Посредине начертите квадрат размерами 24 мм. Если вы хотите получить стандартные фотоснимки прямоугольного формата (некоторые фотолаборатории такие легче принимают на обработку), то отмерьте прямоугольник 36х24мм. Осторожно вырежьте острым ножом дырку по контуру, сохраняя края ровными насколько это возможно, но если хотите, может сделать их и кривыми! Вся кривизна краев вместе с бахромой картона будут видны на каждом фото.

Для уменьшения внутренних отражений в камере закрасьте внутреннюю часть коробки черным маркером.


Постарайтесь закрасить также внутреннюю поверхность внешней части коробка.

Точно по середине передней части коробка отметьте квадрат стороной 6 мм. Осторожно вырежьте его сохраняя края ровными, чтобы бахрома картонных краев не мешала снимкам.

Пинхол отверстие

Вырежьте кусок алюминия с банки, квадрат размерами 15х15 мм. Положите квадрат на толстый картон. Используя острую иголку или булавку, осторожно надавите на центр квадрата. Зажмите иголку между пальцами, покрутите иголку и «просверлите» дырку в металле. Не нажимайте сильно, чтобы иголка не вошла полностью, нужно сделать очень маленькую дырочку с ровными краями.

Идеальный диаметр дырочки - около 0,2 мм, а лучше еще меньше. Больший размер приведет к тому, что снимки получатся менее резкими.

Закрасьте черным ту часть алюминиевого квадрата, которая будет обращена во внутрь камеры. Это также поможет уменьшить внутренние отражения.

Положите квадрат на коробок так, чтобы дырочка была точно по середине квадратной дырки. Прикрепите квадрат отрезками изоленты по четырем сторонам квадрата.

Затвор пинхол камеры

В качестве затвора можно использовать просто кусок изоленты, который прикрывает отверстие камеры, но лучше все же сделать выдвижной затвор. Из тонкого картона вырежьте два кусочка: квадрат стороной примерно 32 мм и прямоугольник 25х40 мм. В центре квадрата сделайте отверстие квадратной формы стороной 6 мм.


Наложите квадрат на пинхол дырочку и прикрепите с трех сторон изолентой.

Одна сторона должна быть свободной, в нее просовывается прямоугольный кусочек картона - затвор - так чтобы он мог ездить туда-сюда.

Проверьте, что затвор при нажатии вниз заезжает и полностью закрывает дырочку.

Трещотка

Трудно определить насколько перемотать пленку чтобы сменить отснятый кадр на новый. Если перемотать слишком много, с запасом, то будет потрачено много ценной пленки зря. Если недокрутить, то получится наложение соседних кадров. Но есть способ точной перемотки между кадрами.
Вам понадобится тонкий кусок достаточно жесткого пластика, который закручен в виток, как пружина. Одно звено пластикового биндера от брошюр как раз то.


Возьмите новую катушку с пленкой. Поместите спираль заостренным концом в дырку перфорации пленки.


Примотайте пластик к катушке чтобы закрепить. Протестируйте трещотку слегка потянув за конец пленки. Трещотка должна легко проскальзывать по пленке и выдавать щелчок когда она попадает в следующую дырку перфорации. Если этого не происходит, то перезакрепите пластик на кассете заново.

Зарядка пинхол камеры

Сначала ровно обрежьте выступающий конец новой пленки. Если обрывок старой пленки из использованной кассеты не ровный, то подрежьте и его.

Высуньте немного больше пленки из подающей кассеты и проденьте через спичечный коробок. Эмульсионная сторона пленки (матовая) обращена к пинхол отверстию.

Прозрачным скотчем соединяете концы пленок принимающей и подающей кассет. Добейтесь четкого совпадения краев обеих пленок, чтобы пленка легко входила в пустую принимающую кассету.

Задвиньте внутреннюю часть коробка в середину внешней.

Поверните шпиньдель принимающей катушки чтобы провисающая пленка зашла в кассету. Потом плотно прижимаете края кассет к коробку так чтобы не проглядывалась пленка.

Пленка заряжена но ее еще надо защитить от света.


Светозащита пинхол камеры

Если вы хотите защитить свои снимки от засветки очень важно чтобы в камеру никак не проникал свет, кроме как через пинхол отверстие «объектива». Черная изолента очень хорошо справится с светоизоляцией камеры.

Самые важные места, которые нужно закрыть - соединение кассет к коробку. Приклейте полоски изоленты с обоих сторон и в несколько слоев вокруг соединения.

Обратите внимание на концы каждого барабана. На них потратьте больше ленты, обрежьте ее вокруг вращающейся катушки, чтобы лента не зажимала ее и не мешала вращаться в кассете.

Картон спичечного коробка также будет пропускать свет, особенно на ярком солнце. Это придаст вашим снимкам ярко-красный эффект. Если вам этого не хочется, то замотайте лентой весь коробок, чтобы не было видно картона.

Перемотка пленки

Для легкой перемотки присоедините что-нибуть к верху принимающей катушки. Тут использована открывалка консервной банки.


При перемотке пленки, она будет пытаться втянутся обратно в подающую катушку. Чтобы сохранить натяжение пленки, положите на верх подающей катушки кусок бумажной салфетки и закрепите ее изолентой. Не переусердствуйте с натяжением, чтобы можно было свободно проматывать пленку.

На этом все. Камера готова к работе. Закройте затвор. Для перемотки пленки поверните ручку перемотки против часовой стрелки. Считайте щелчки трещотки. Отсчитайте 6 щелчков на каждый кадр при использовании квадратного формата стороной 24 мм и 8 щелчков для формата 36х24 мм. Не пытайтесь перемотать пленку назад в подающую катушку с насаженной трещоткой - она может порвать пленку.

Использование пинхол камеры

Пинхол камера имеет диафрагму около f/ 90. При использовании цветной фотопленки соблюдать точное значение выдержки не требуется. Вот некоторые ориентировочные значения для пленки чувствительностью ISO 100 или 200:

на улице, солнечно: 1 или 2 сек
на улице, облачно: 5 сек
в помещении, обычное освещение комнаты 5-10 минут

Когда перемотка уже дальше не идет, то настало время вынимать пленку. Можно просто разрезать коробок чтобы открыть камеру, но если вы аккуратно распакуете, то камеру можно использовать несколько раз. Если вы решили повторно использовать пинхол камеру, то осторожно отдерите изоленту, найдите конец пластмассовой трещотки и снимите ее пинцетом. Это сохранит пленку от разрыва при ее перемотке. Заклейте назад все изолентой и перемотайте пленку назад в подающую катушку. Осторожно снимите изоленту вокруг кассеты и отрежьте пленку, оставляя достаточный кусок пленки, вылезающий из камеры, чтобы в следующий раз приклеить к нему новую.

Пленку сможет проявить любая фотолаборатория. Лучше сообщить ей что расстояние между кадрами может быть неравномерным, чтобы работники боле внимательно отнеслись к печати фотографий.

Особо не переживайте о времени , проексперементируйте на первой пленке и вы будете поражены - насколько пленка простит вам все ваши огрехи. Наслаждайтесь.

Примеры снимков, сделанных пинхол камерой из спичечного коробка

Пинхол – это простейший вид фотографического устройства, принцип действия которого основан на законе прямолинейного распространения света. К пинхолам относят камеры, которые не имеют объектива, вместо него используется маленькое отверстие диаметра менее миллиметра. Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от этого отверстия, создает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Получаемые с помощью пинхола оптические изображения отличаются огромной глубиной резкости.

Сегодня съемка таким простейшим безлинзовым фотоаппаратом становится все более популярной благодаря технической простоте и необычайно широким творческим возможностям, привлекающим внимание как начинающих, так и профессиональных фотографов.

Пинхол-камера является прародительницей всех современных фотоаппаратов. Упоминание о сформированном пинхолом изображении можно найти еще в работах философов Мо Цу в V веке до н. э. и Аристотеля в IV в. до н. э. Впервые изображение, полученное с помощью пинхола, было опубликовано астрономом Геммой Фрисиусом в 1545 году. Наконец, первая пинхол-фотография была получена в 50-е годы XIX столетия шотландским ученым Дэвидом Брюстером. Именно ему и принадлежит авторство этого термина – пинхол («pinhole» или «pin-hole»). Во второй половине XIX века многие фотографы обратились к экспериментам с пинхолами для того, чтобы передать в изображении определенную атмосферу или настроение. Массовое производство линзовых камер в XX веке привело к постепенному забвению пинхолов. Однако, в конце 60-х годов вновь начались эксперименты с пинхолами и интерес к этому виду фотографической съемки возвращается.

Как же работает пинхол-камера и в чем ее особенности? Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через маленькое отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на фотопленке или фотобумаге. Таким образом, каждая точка исходного объекта формирует точку изображения на плоскости за отверстием. При этом, чем меньше размер отверстия в камере, тем резче будет полученное изображение . В тоже время при слишком маленьком размере отверстия свет будет его огибать, в результате чего резкость получаемого изображения понизится. Поэтому оптимальным считается размер отверстия от миллиметра до нескольких десятков микрон. Обычно оно проделывается в камере тонкой иглой в металлической фольге. Современные производители пинхол-камер используют для этой цели лазер, который позволяет контролировать точные размеры отверстия и получать абсолютно ровные края. Фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием.

Техническая простота конструкции пинхола обеспечивает широкий простор для экспериментов по созданию таких камер. Пинхол-камеры изготавливались из банок от кока-колы, обувных коробок, холодильников и других самых неожиданных предметов. Подобные камеры способны занимать целую площадь комнаты, благодаря чему зрители могут находиться как снаружи камеры, так и заходить внутрь нее. Но, пожалуй, самый популярный вариант конструкции пинхол-камеры – это изготовление камеры из обыкновенного спичечного коробка.


Все что для этого нужно в домашних условиях – лишь спичечный коробок, кусочек картона и фольги, моток изоленты, фотопленка, тонкая иголка и нож. В середине наружной части спичечного коробка вырезается отверстие, которое заклеивается алюминиевой фольгой. В ней с помощью иголки проделывается маленькое отверстие. Во внутренней части спичечного коробка прорезается рамка для кадра. Затвор пинхол-камеры делают из картона. Пленка проводиться изнутри коробка, а вся конструкция плотно заклеивается изолентой, чтобы в нее не проникал солнечный свет. Снимки с помощью такой пинхол-камеры получаются путем отодвигания картонки от отверстия в фольге на 3–10 секунд. Весь процесс изготовления камеры занимает всего полчаса.


Изображение, получаемое посредством пинхол-камеры, обладает своими уникальными особенностями. В первую очередь, это оптическое изображение не имеет такого распространенного в современной фотографии понятия, как глубина резкости. То есть объекты, расположенные близко и далеко от камеры, будут переданы одинаково резко. Все объекты, таким образом, сливаются в одну цельную картину, в которой нет разделения по планам. Пинхол в отличие от современных объективов передает реальность, никак не искажая ее.

Снимки, полученные с помощью пинхол-камеры, позволяют получить истинную картину миру, передать определенное настроение того или иного объекта. Особенностью такого изображения является еще и то, что оно не имеет каких-либо искажений. Хроматические и сферические аберрации, с которыми так борются производители линзовых камер, здесь просто не существуют. Оказывается, что для получения совершенного изображения совсем не требуются какие-либо оптические элементы или дорогостоящие линзы. Достаточно просто в домашних условиях самостоятельно сконструировать собственную пинхол-камеру.

Съемка с помощью пинхола заметно отличается от традиционной съемки посредством современных пленочных или цифровых фотоаппаратов. Прежде всего, для такой съемки обязательно используется штатив. Съемка при помощи пинхол-камеры также требует внимательного отношения к выдержке и точного расчета экспозиции. В частности, при съемке в пасмурный день или вечернее время выдержка может доходить до получаса и больше. Бывают ситуации, когда между открытием и закрытием затвора пинхол-камеры для создания качественного изображения, должно пройти несколько часов. При съемках в домашних условиях можно даже открыть затвор такой камеры при искусственном освещении и спокойно пойти поспать. Пинхол же четко зафиксирует то, что происходило в кадре за время экспозиции. Благодаря этому время словно становится осязаемым и начинает «жить» в каждой фотографии.

Современные цифровые камеры даруют нам возможность в оперативном режиме получить детализированную копию изображения благодаря своим уникальным техническим преимуществам. Однако, вместе с этим исчезает и определенное таинство или волшебство фотографии, которое было присуще процессу съемки в XIX и начале XX столетия. Работа с пинхол-камерой позволяет вернуться к истокам фотографии, к неспешному созданию правдивых и интересных снимков. В настоящее время пинхол-фотография становится все более популярной благодаря возможности поддерживать прямые взаимоотношения между фотографом и окружающим его миром. Пинхол – это волшебный контакт с действительностью и широкое поле для творческих экспериментов.

Продолжает свою напряжённую работу. На этот раз мы расскажем о том, как сделать своими руками пинхол - простую фотокамеру без линз, где роль объектива играет небольшое отверстие в корпусе.

В сети существует бесчисленное количество инструкций, как сделать пинхол из банки, спичечного коробка и практически чего угодно. Изготовление такого пинхола, как правило, не отнимает много времени и сил, но служить он будет, скорее всего, недолго. Поэтому сразу оговоримся: мы выбрали более сложный и трудоёмкий способ и сделали многоразовый пинхол. Впрочем, как сделать первый, более доступный вариант, мы показали в конце статьи.

Оборудование

ШАГ № 1




Вырезаем необходимые детали для корпуса из пенокартона. Нужно использовать чёрный матовый пенокартон либо покрасить его чёрной акриловой краской, чтобы внутренние стенки пинхола не отражали свет.

ШАГ № 2




Склеиваем две части корпуса. Одна будет вставляться в другую, поэтому необходимо склеить всё точно, с минимальным количеством зазоров, чтобы одна часть входила в другую достаточно плотно.

ШАГ № 3



Из кусочка жести вырезаем квадрат, красим его чёрной акриловой краской, затем иголкой ровно посередине проделываем отверстие.

Внимание: за неимением достаточного количества времени мы не стали пользоваться программой, рассчитывающей размер отверстия относительно размеров корпуса камеры (она нужна для того, чтобы на плёнку попадало достаточное количество света), и решили положиться на случай. Вам же советуем воспользоваться.

ШАГ № 4



Тщательно, не оставляя просветов, приклеиваем пластину с внутренней стороны чёрной изолентой.

ШАГ № 5



К использованной катушке с помощью изоленты приклеиваем край плёнки и пробуем прокрутить катушку. Она должна прокручиваться без торможения и трения.

ШАГ № 6





Из оставшейся жести скручиваем трубочку и фиксируем её изолентой. Она будет выполнять роль рычажка для перемотки.

Внимание: изначально мы собирались использовать для этого обычные канцелярские скрепки, но они не прокручивали катушку и гнулись.

ШАГ № 7




Пинхол № 2

Второй пинхол мы сделали гораздо более лёгким способом, используя коробку от плёнки в качестве корпуса. Такой пинхол собирается гораздо быстрее, но по сути является одноразовым, в отличие от предыдущего, корпус которого может служить вам достаточно долго.



Пример снимка. Плёнка Ilford Pan 400

Фотограф: Саша Тихонов

Известный уже несколько сотен лет человечеству прообраз фотоаппарата. В этой статье мы не только познакомимся поближе с ее историей и принципом действия, но и разберем, как сделать камеру-обскуру своими руками из подручных материалов несколькими способами.

Что такое камера-обскура

Камера-обскура (лат. camera - " комната", obscura - " затемненная, темная") - простейшее оптическое устройство, прообраз фотоаппарата. Ею может быть как коробочка или сундучок, на одной из стенок которого вырезан небольшой глазок- отверстие, а вместо другой натянут экран из полупрозрачного материала, так и темная комната с таким же небольшим глазком и экраном.

Другое название этого устройства - пинхол-камера (англ. pinhole camera - "камера, имеющая отверстие").

Принцип действия камеры-обскуры

Перед тем как сделать камеру-обскуру своими руками, необходимо разобраться, как же она действует. Ее работа основана на известном со школы законе прямолинейного распространения световых лучей. Через отверстие-глазок камеры проходит множество узких световых пучков. Каждый из них оставляет на экране противоположной стенки световое пятно, равное в размерах глазку. Такие пятнышки от множества лучей накладываются друг на друга на поверхности экрана пинхол-камеры, тем самым создавая на нем оптическое отражение-копию предмета либо панорамы, находящейся перед этим своеобразным аппаратом.

Человеческий глаз и пинхол-камера

Камера-обскура, кстати, напоминает принципом своего действия человеческий глаз - изображение на ее экран попадает также через маленькое отверстие и вверх тормашками. Происходит это от того, что свет попадает и в глаз, и в аппарат под углом - лучи, отражающиеся от верхней части предметов, направлены вниз, а лучи, отражающие близкие к земле предметы, устремлены вверх. Внутри камеры они пересекаются, поэтому изображение на экране камеры получается перевернутым. В нашем организме картинку в правильное положение возвращает мозг, а в фотоаппарате - зеркало.

История пинхол-камеры

Как сделать камеру-обскуру своими руками, задумывались и наши далекие предки - впервые это явление заметил Аристотель еще в IV в. до н.э.

Легендарный Леонардо да Винчи первым описал алгоритм и механизм ее работы. Его изобретением в Средневековье пользовались художники - камера-обскура помогала им сделать картины-копии тех или иных объектов.

О том, как сделать своими руками камеру-обскуру в более "продвинутой" версии, ученые думали и позднее. В 1568 году принцип действия пинхол-камеры был усовершенствован - венецианский изобретатель Де Барбаро заменил экран плоско-выпуклой линзой. Это новшество существенно улучшало четкость и насыщенность изображения. Устройство было названо стеноп-камерой. Оно и стало ступенью к современному фотоаппарату.

Как сделать камеру-обскуру своими руками из коробки

Для изготовления собственной пинхол-камеры будет нужна:

  • картонная коробка из-под чая или сока;
  • тонкая полупрозрачная бумага - отлично подойдет калька или пергамент;
  • ножницы;
  • клей;
  • скотч.

Итак, как сделать камеру-обскуру своими руками из коробки от чая, сока и т. д.:

  1. Вырежьте на одной из стенок коробки небольшое оконце.
  2. С помощью клея или скотча заклейте отверстие подходящим кусочком бумаги, превратив его в экран будущей камеры.
  3. В середине противоположной стенки сделайте отверстие диаметром не более 1 мм. Воспользуйтесь для этого иголкой, булавкой, канцелярской кнопкой.

Вот и вся инструкция, подсказывающая, как сделать камеру-обскуру своими руками из коробки. Используйте свое изобретение в затемненном помещении - наводите его на яркий и контрастный источник света - например на горящую свечу. Ее перевернутое изображение должно будет отразиться на бумажном экране.

Как сделать камеру-обскуру своими руками: фотоаппарат

В этом лайфхаке мы разберем создание более сложной, но и более интересной пинхол-камеры, с помощью которой можно получать настоящие фотоснимки. Для начала соберите нужные материалы:

  • алюминиевая баночка;
  • кусок пластика;
  • спичечный коробок;
  • 2 "бочки" для фотопленки;
  • сама фотопленка 35 мм;
  • черная краска, кисточка;
  • канцелярский ножик;
  • изолента;
  • иголка;
  • ножницы;
  • линейка;
  • карандаш.

Как сделать камеру-обскуру своими руками, читайте далее:

Вот мы и разобрали два способа, подсказывающие, как сделать камеру-обскуру своими руками. В последнем лучше для съемки использовать штатив, а затвор открывать на строго определенное время - в солнечную погоду на 6 секунд, в пасмурную - на 7-8 секунд.


Пинхол (от англ. pinhole), cтеноп — это простейший безлинзовый фотоаппарат, представляющий из себя коробку из светонепроницаемого материала с отверстием диаметра менее миллиметра. Практически это камера-обскура с плёнкой.

Принцип работы пинхола парадоксально прост и основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе. в качестве носителя может выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага, и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение (размер отверстия фактически соответствует размеру пятна нерезкости на носителе). Однако при слишком маленьких отверстиях свет, согласно законам дифракции, будет огибать отверстие и резкость снова понизится. Оптимальный размер отверстия, в зависимости от размеров носителя - от миллиметра до нескольких десятков микрон. Исторически отверстие проделывалось тонкой иглой в металлической фольге (отсюда и название камеры: "pin" - острие, "hole" - отверстие). В современных пинхолах отверстие обычно прожигается лазером, что позволяет точно контролировать диаметр и получать абсолютно ровные края.

Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от отверстия, дает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Поэтому для пинхола формально не существует фокусного расстояния - фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием. Более того, носитель не обязан быть плоским - он может быть цилиндрическим, сферическим, и т.п. Вогнутый в сторону от отверстия носитель даже обладает преимуществом - уменьшается падение освещенности по краям кадра, так как свет в этом случае проходит одинаковое расстояние и до центра и до края кадра. Чтобы привязать параметры изображения пинхола к параметрам обычных линзовых камер, за фокусное расстояние обычно принимается расстояние от отверстия до носителя. Т.е пинхол с расстоянием до носителя 50 мм и размером носителя 6x6 см будет формировать изображение с примерно такими же перспективой и углом обзора, как широкоугольный 50мм объектив на среднеформатной камере. Простым удалением или приближением носителя изображения к отверстию можно получить сверхширокоугольную камеру, можно - "штатник", а можно и "телеобъектив".

Техническая простота пинхола дает простор для экспериментов по самостоятельному конструированию камер из самых неожиданных материалов. Известны пинхол-камеры, созданные из банок от пепси-колы, кассет от 35-миллиметровой пленки, обувных коробок, бочек, холодильников, фургонов… Поскольку никаких технических ограничений на размер камеры не существует, пинхол может занимать целую комнату. В одной стене комнаты создается отверстие, на противоположную стену проецируется изображение. Такие гигантские камеры неоднократно создавались в ходе художественных выставок, будучи одновременно и средством фиксации изображения, и арт-инсталляцией и наглядным пособием. Зрители могли находиться как снаружи такой камеры, так и заходить внутрь нее. Для проявки изображений размером 2x32 метра, созданного одной из таких невероятных камер на рулоне фотобумаги (Simon Read, Roundhouse, London, конец семидесятых), была создана специальная бригада рабочих, вооруженная ведрами с проявителем и губками!
Изображение, формируемое пинхолом, обладает уникальными особенностями, отличающими его от линзовых камер. Первая, из них, наиболее бросающаяся в глаза - отсутсвие понятия "глубина резкости". Как уже упоминалось выше, пинхол дает сфокусированное изображение на любом расстоянии от отверстия. Но это правило распространяется не только на изображение за отверстием, на и на изображение перед ним. Объекты, расположенные в нескольких сантиметрах от пинхола и объекты на линии горизонта будут переданы одинаково резко! Эта особенность открывает перед фотографом совершенно неожиданные творческие возможности, недоступные для линзовых камер. Понятия "далеко" и "близко" исчезают, сливаясь в одну цельную картину. Больше нет разделения по планам, муравей под ногами и дерево на вершине горы живут в кадре на равных правах. Такое изображение с бесконечной глубиной резкости соответствует тому, как мы смотрим на мир глазами, постоянно перефокусироваясь на объекте внимания.

Другая особенность пинхола - отсутствие каких бы то ни было искажений. Хроматические и сферические аберрации, астигматизм, все эти болезни линзовых камер, с которыми уже второе столетие борются конструкторы, пинхолу просто не присущи. Да, как это ни парадоксально, для получения совершенного изображения не нужны ни десятки оптических элементов, ни стекла с аномальным рассеянием, ни асферические линзы. Надо всего лишь... упростить конструкцию до абсолютного минимума. Особенно ярко эта особенность проявляется при съемке сверширокоугольным пинхолом. Можно получить неискаженное изображение с охватом, который достижим только для "фишай" объективов.

Последняя, но визуально самая важная особенность - рисунок изображения. Говорить о рисунке изображения пинхола не совсем правильно, поскольку пинхол передает реальность как она есть, не привнося ничего от себя. Любые, даже самые совершенные объективы, искажают реальность, преломляя ее через многочисленные линзы. Объектив активно "рисует" изображение, делая его таким, каким хотел конструктор, привнося в результат собственное "Я". Пинхол просто отсекает лишние рассеянные лучи, никак не вмешиваясь в формирование изображения. Пинхол дает настоящую, истинную картину мира, какой ее наверное видит только сам Творец...
Изображение, формируемое пинхолом, не похоже на рисунок ни одного из современных объективов. Если попытаться отыскать аналогии, то ближе всего к пинхолу окажется рисунок монокля, еще одного образца оптической простоты. Рисунок пинхола такой же мягкий, но более строгий, без того буйства светов, которым славится монокль. У пинхола получается как бы немного отстраненное изображение, лишенное излишней конкретики и бьющей по глазам резкости современной оптики. Примерно таким же мы видим изображения в наших воспоминаниях, поэтому рисунок пинхола у многих подсознательно ассоциируется c понятием "вечность".
Техника съемки пинхолом сильно отличается от техники съемки современными камерами. Всей своей сущностью он противостоит методике "увидел, нащелкал, и пошел дальше", так распространившейся после появления цифровых камер. Через крохотное отверстие не может пройти много света. У пинхола очень маленькое эквивалентное значение диафрагмы. На практике это означает, что с выдержками короче секунды придется попрощаться раз и навсегда. Отсюда - непременное использование штатива, съемка с рук даже не обсуждается. В пасмурные дни или вечером выдержка может доходить до получаса и больше. Съемки в вечернее время требую особого внимания, поскольку за время экспозиции освещенность может упасть в несколько раз. Можно попасть в ситуацию, когда затвор надо открыть днем, а закрыть уже ночью, это надо учитывать при расчете экспозиции. Движущиеся люди и машины при таких выдержках совершенно не мешают, их просто не будет видно. При съемке в условиях искусственного освещения можно открывать затвор, оставлять свет включенным и идти спать. К рассвету кадр будет проэкспонирован.
Взаимоотношения пинхола и времени вообще очень интересны. Человек визуально воспринимает мир короткими отрезками, в течение которых удерживается взгляд на одном объекте. Пинхол никуда не переводит взгляд и честно фиксирует все, что происходило в кадре за время экспозиции. Более того, события накапливаться в кадре и суммируются друг с другом. На пинхол-фотографиях можно увидеть как плывут облака, как поворачиваются вслед за солнцем растения, как движутся звезды на небе. Перед фотографом открывается новое неисследованное измерение, совершенно не замечаемое в обычной жизни - измерение времени. Время становится осязаемым, оно начинает жить в каждой фотографии. Это не те доли секунд, которые обычно эксплуатируются при спортивных съемках или съемках с проводкой. Работая с пинхолом, фотограф имеет дело с настоящим временем, с минутами и часами, переходящими в вечность.

Пинхол как инструмент познания мира.
В ускоряющемся современном мире у фотографа остается все меньше возможностей для диалога с объектом съемки. Цифровые камеры дарят оперативность и технические преимущества, одновременно отодвигая объект все дальше от фотографа. Фотограф часто смотрит уже не на оптическое изображение объекта, а обработанную и пикселизированную его копию. Процесс съемки сводится к выбору той или иной встроенной возможности камеры и ее механистической активации, взаимодействие с объектом вне рамок интерфейса камеры практически исключено. Таинство, волшебство фотографии исчезают, исчезают и связанные с ними удивительные открытия и творческие прозрения. Работа с пинхолом позволяет вернуться к истокам фотографии, временам прямых и честных взаимоотношений фотографа с реальностью. Пинхол, с его правдивой и неспешной фиксацией изображения, убирает барьеры между фотографом и объектом съемки и заставляет поддерживать тесный, даже немного мистический контакт с действительностью. С пинхолом фотограф остается практически один на один с Творцом, между ним и окружающим миром нет ничего лишнего, ни линз, ни видоискателей, ни сложной механики, ни интеллектуальной электроники. В руках фотографа только заслонка затвора и рукоятка перемотки пленки. Так мало и одновременно так много...

И ещё очень полезный и познавательный



Поделиться