Фотосъемка с проводкой: настройка камеры, режимы съемки. Используйте режим серийной съемки

Меня всегда восхищали снимки с Формулы 1 и раллийных гонок, когда энергия и дух соревнований буквально читались в кадре. Движение, скорость автомобиля так здорово передавались за счет размытого заднего фона и совершенно четкого автомобиля.
Оказалось, чтобы так фотографировать, нужно использовать технику съемки «с проводкой». Информации об этой технике немного, но все же она есть — ссылки в конце поста.

Поэкспериментировал сам. Как оказалось, теоретическая основа этой техники достаточно проста, но вот чтобы научиться хорошо владеть ею, нужно очень долго практиковаться, да и во время самой съемки экспериментировать.
Сначала немного из теории — как я ее понимаю. Все мы знаем, что если снять движущийся объект с длительной выдержкой, то он непременно смажется. Фон, если статичен, при этом прорисуется четко.
Так вот – а вы не задумывались, что будет, если поменять систему координат? Пусть фон «движется», а главный объект замрет на месте! Чтобы еще лучше понять то, о чем я говорю, проведем следующую аналогию.
Все когда-нибудь ездили в поездах и любили наблюдать за проносящимся за окном пейзажем. Соответственно, если сделать фотографию человека на фоне этого окна мы получим размытый задний фон, но сам человек не смажется. Тоже самое будет, если мы сядем на карусель и будем снимать человека напротив или перед собой.

Техника съемки «с проводкой» фактически имитирует данные ситуации.

Вам нужно вести фотоаппарат за главным объектом съемки.

Чем «синхроннее» у вас это получается – тем лучше! Вот это главное правило съемки в проводку!

(Пусть не обижаются на меня знатоки русского языка, но кроме как использовать слово «синхроннее», я ничего лучшего не придумал)
Фактически что у нас получается:

  • Вы выбираете движущийся объект для съемки
  • Фокусируетесь на нем
  • «Ведете» его, т.е. глядя в видоискатель, параллельно с главным объектом съемки поворачиваете фотоаппарат
  • Не останавливая движение камеры, делаете кадр.

Если говорить о настройках камеры, то основные настройки это:

  • Выдержка 1/8-1/30 секунды или около того, все зависит от скорости движения объекта съемки.
  • Следящий автофокус.

Все остальное определяется конкретной ситуацией. Думаю, как достаточно освоюсь с данной техникой, напишу еще советы.
Вот что у меня получилось с первого раза:

Иногда очень хочется запечатлеть какое-то быстрое событие - проезд какой-то машины, выступление спортсмена во время соревнований или просто друга, делающего трюк на велосипеде или прыжок с трамплина на сноуборде. Новичок готовится к съёмке и в кульминационный момент давит на кнопку спуска.

Иногда очень хочется запечатлеть какое-то быстрое событие - проезд какой-то машины, выступление спортсмена во время соревнований или просто друга, делающего трюк на велосипеде или прыжок с трамплина на сноуборде. Новичок готовится к съёмке и в кульминационный момент давит на кнопку спуска. И каково же будет его (и его друга) разочарование, когда при просмотре снимка они вместо красиво выполненного трюка они увидят какую-то цветную кашу?!? Более продвинутые новички догадаются перед подобного рода съёмкой перевести свой фотоаппарат в режим "Спорт". Но даже этот приём далеко не всегда приводит к желаемому результату. Так в чём же дело и как избежать таких промашек???

Всё очень просто - съёмка быстротекущего процесса требует соблюдения двух условий (не обязательно одновременно):
1. Минимально короткая выдержка.
2. Съёмка с проводкой.

Именно по первому принципу устроен режим "Спорт" в большинстве фотоаппаратов. При этом, чтобы сохранить минимальную выдержку ЦФК может поднять светочувствительность до максимума. Результат вряд ли порадует, так как даже в случае попадания в кадр объекта съёмки весь снимок будет ощутимо зашумлён (напоминаю, что речь идёт о простых незеркальных ЦФК, где съёмка с ISO выше 200 - просто бессмысленна из-за обилия шумов). Вдобавок, если даже нам повезёт со светом (например, сцена снималась летним днём) и ISO оставалось в пределах разумного, снимок всё равно будет несколько безжизненным, ввиду отсутствия на нём движения. То есть мы получим как будто бы моментальную заморозку объекта съёмки и его фона.
Второй способ требует определённых навыков. Для этого фотограф должен научиться поворачивать объектив камеры ровно с такой скоростью, чтобы объект съёмки постоянно находился в кадре. Тренироваться можно на проезжающих мимо машинах - сначала тех, которые едут подальше и с меньшей скоростью. Или ещё лучше - на пешеходах. Важное условие: объект должен следовать курсом перпендикулярным (или близко к этому) к оптической оси объектива. Иными словами, объект не должен приближаться или удаляться от фотографа. Когда вы научитесь держать пешехода/машину под постоянным прицелом, ой, то есть в кадре, можно попробовать понажимать на курок, ой, то есть на кнопку спуска.

Теперь когда у вас появился навык поворота камеры согласно движущемуся объекту, перейдём к настройкам фотоаппарата. Если в вашем фотоаппарате есть возможность установки следящего автофокуса - установите его. Если в нём есть возможность ручной фокусировки - установите её на такое расстояние, где траектория движущегося объекта пересекается с оптической осью камеры. Если же ваш фотоаппарат не имеет ни первой, ни второй возможности, то сфокусируйтесь на точку пересечения при помощи полунажатия на кнопку спуска. Объектом для фокусировки при этом может быть земля/трава в этой точке или куст/дерево или ещё что-то такое. Если ваш фотоаппарат имеет функцию серийной съёмки - замечательно! - включите её.

Дальше начинается искусство. Чтобы объект съёмки как можно дольше оставался в фокусе лучше поставить минимальную диафрагму (т. е. максимальное диафрагменное число для вашего аппарата). Но чем меньше диафрагма, тем больше будет выдержка и/или ISO. БОльшая выдержка может привести к бОльшему смазу, бОльшее ISO - к бОльшим шумам. Так что экспериментируйте

Лично мои рекомендации - средняя диафрагма и минимальное ISO. А выдержка - какая получится для нормальной экспозиции. Чем бОльше выдержка - тем бОльшим будет смаз фона, тем сильнее будет эффект движения. В зависимости от скорости перемещения объекта и твёрдости рук фотографа выдержка может быть от 1/100 до 1/10 секунды.

Итак, поехали! Держим движущийся объект под прицелом, лучше будет, если мы к тому времени уже определились с расстоянием и полунажали спуск. Поворачиваем объектив согласно траектории движения объекта и как только он попадает в зону фокусировки, нажимаем спуск до конца и НЕ ПЕРЕСТАВАЯ поворачивать объектив следим за ним до тех пор пока он не выйдет из зоны фокусировки. Если у вас был включен режим серийной съёмки - получите несколько кадров из которых можно будет выбрать лучший. Да, ещё такой совет: будет лучше, если вы будете держать объект не точно в центре кадра, а немного с упреждением, чтобы перед объектом было больше пространства, чем за ним - это усиливает иллюзию движения.

Примеры съёмки с проводкой приведены в этом альбоме . Настоятельно рекомендую посмотреть EXIF-ы этих фотографий, чтобы посмотреть диафрагму, выдержку и фокусное расстояние (ISO везде равно 80).

Съемка с проводкой, очень старый, но актуальный прием для передачи динамичности сюжета на фотографии. Снимки сделанные с проводкой выгодно отделяют объект съемки от окружающего статического пространства смазывая задний фон на фотографии.

Из приведенного примера думаю понятно как выглядит результат такой фотосъемки. Конечно передать движение можно и "сюжетно" поймав объект съемки в момент прыжка, уловить момент когда из под колес будет лететь пыль и так далее, но статья не об этом, а именно о съемке с проводкой.

Что собой представляет данный прием. Съемка ведется на длинных выдержках 1/30 - 1/125, подбирается в зависимости от скорости движения объекта и степени желаемого смазывания второстепенных деталей. Естественно при таких выдержках быстро движущийся объект попросту будет смазан, как на примере ниже.

При использовании коротких выдержек от 1/500, мы просто заморозим всяческое движение в кадре, и эффекта съемки в проводку естественно не получим. Так на примере ниже непонятно, едет или стоит мотоцикл.

Такую остановку движения легко получить используя предустановленный режим "спорт", очень полезный режим для съемки, но не подходит для съемки в проводку. Пример использования очень коротких выдержек или режима "спорт".

Теперь техническая сторона. Залогом качественного снимка является плавность ваших движений. Поймав объект фотосъемки в видоискатель вы как снайпер нацеливаете на определенную точку объекта и как в прицел начинаете сопровождать объект съемки, "выстрел" делаем также плавно и аккуратно при этом продолжая проводку камеры за объектом. Также полезно будет использовать и серийную съемку и естественно следящий автофокус (Настройки камеры и включение режимов смотрите в документации к вашей камере). Конечно будут и неудачные снимки из-за рывков, из-за не четкого удержания объекта фотосъемки в видоискателе. Пример таких ошибок на фото ниже.

Использовать фотосъемку с проводкой можно не только на "шустрых" зеркалках, но и достаточно "тормознутых" компактах. Особенностью мылниц является их медлительность, и даже если у нее есть предустановленные возможности съемки на коротких выдержках есть большая вероятность получить эффект "ушедшего поезда" наподобие примера ниже. Пока фотоаппарат думал, объект "убежал" за пределы кадра.

Ранее мы писали о таких параметрах настройки фотоаппарата - как выдержка и диафрагма , и приводили некоторые рекомендации по их использованию.

Эта статья - будет посвящена съемке движущихся объектов - с помощью так называемой "проводки", и тема это - является частным примером использования длинной выдержки.

Данная техника - позволяет получать удивительные результаты, хотя многое в ней - зависит от сноровки и опыта. А опыт Вы, конечно, приобретете - в процессе съемок!

Суть техники в том, что Вы "следите", "проводите" объективом за движущимся объектом некоторое время, из-за чего сам объект остается на фотографии - резким, четким, а фон - размытым. И размытым - не абы как, а весьма характерно - чаще всего фон превращается в массу длинных линий - ориентированных в направлении движения объекта/фотомодели. Какое необычное "боке " - очень здорово усиливает ощущение движения и скорости на фотографии. Особенно хорошо - снимать таким способом - велосипедистов, машины, поезда - находящиеся в движении...

Фотосъемка с проводкой. Motion Blur Frozen from Mariano Kamp
Exposure 0.033 sec (1/30)
Aperture f/32
Focal Length 50 mm
ISO Speed 200

Хороший результат от применения съемки с проводкой легче всего получить - снимая объекты, движущиеся по линейной, предсказуемой траектории, и с предсказуемой скоростью. Иначе Вам будет сложно сделать качественную "проводку", и снимаемый "объект" скорее всего получится размытым. Поэтому так сложно снимать с проводкой - людей.


Бегущий человек. Снято с проводкой. The Runner from Hamed Saber ©
Exposure 0.013 sec (1/80)
Aperture f/4

Съемка с проводкой - как это делается? Простой алгоритм действий.

  • Выберите скорость работы затвора - более медленную, чем обычно. Начните с 1 / 30 секунды, а затем поэкспериментируйте с более медленными выдержками. Для этого используется либо ручной режим, либо режим "приоритет выдержки" фотоаппарата (Tv ). В зависимости от уровня освещенности и скорости движения объекта съемки - можно в конечном итоге использовать что-либо от 1 / 60 и 1 / 8 с. Можно, конечно, сделать выдержку и 1/2 секунды, и еще медленнее, но тогда во много раз возрастает вероятность того - что вообще весь кадр окажется размыт.
  • Встаньте на место, где вашему взору на предмет съемки ни что не помешает . Также следует учесть фон снимка , выбрать его - посимпатичнее. Хотя фон будет размыт - неудачные его цвета, или слабо размытые фигуры людей - могут испортить впечатление от фотографии. Обычно, лучшие результаты дает более или менее однородный фон - например - листва деревьев.
  • Плавная проводка. Когда объект появился в поле видоискателя - следует нажать на спуск - и секунду вести объектив - за ним - как приклеенный. Для того чтобы проводка была более "гладкой" - можно использовать штатив или монопод.
  • Для достижения наилучших результатов - возможно, придется скорректировать свое местоположение - относительно предмета фотографирования. Проще всего снимать - если Вы стоите от него с боку.
  • Использование автофокус. Если камера фокусируется быстро, и поддерживает функцию следящей фокусировки - Вы можете воспользоваться ей.
  • Если ваша камера не имеет достаточно быстрого автофокуса, вам необходимо предварительно сфокусировать камеру на том месте, в котором будет находится объект будущей фотографии - в момент когда Вы нажмете на "пуск" затвора.
  • После того как вы нажали на кнопку спуска затвора (а делать это как можно осторожнее, чтобы уменьшить дрожание камеры) по-прежнему не стесняйтесь вести объектив даже после того - как затвор отработает. Это поможет сделать кадр еще более качественным, т.к. Ваша проводка будет более "гладкой". Для еще большей гладкости движения - если снимаете без опоры - поворачивайте не только голову и камеру, но и всю верхнюю часть туловища.
  • Может быть полезен режим серийной съемки.

Дополнительный вариант съемки с проводкой.

Иногда, замечательных результатов - можно добиться - снимая с проводкой, при использования вспышки. Особенно - если съемка ведется в условиях недостаточной освещенности. Многое здесь зависит от мощности вспышки. Эффект в основном выражен в том - что объект съемки выделяется не только четкостью, но и яркостью - а фон освещается хуже, остается более темным.


Съемка с проводкой и со вспышкой. Cortland Hare Scrambles II from jdanvers ©
Exposure 0.02 sec (1/50)
Aperture f/4.0
Focal Length 32 mm
ISO Speed 200

Имейте в виду - что иногда придется корректировать мощность вспышки, например - ослабить вдвое или втрое! Также посмотрите в настройках Вашей вспышки - возможность использовать функцию "стробоскоп" - эта настройка также может повлиять на результат.

Ошибки при съемке с проводкой

Две самые главные ошибки:

  1. Неудачный фон, сливающийся с объектом съемки
  2. объекты стоящие между фотографом и объектом съемки, которые мешают получить максимально "чистый" кадр.

Съемка с проводкой и опыт...

Если ранее Вы еще не фотографировали подобным образом, то вероятно - успеха добьетесь не с первого кадра. Не отчаивайтесь, поэкспериментируйте!

Это может быть довольно весело! И в то же время - сложно.

Если Вам посчастливилось стать зрителем на мероприятии с подходящими предметами для фотографирования, например - машины на гонках, остерегайтесь делать снимки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с проводкой, сделайте также и снимки с короткой выдержкой - тогда Вы точно не уйдете разочарованным, и получите разнообразные фотографии.

Практиковаться в съемке с проводкой можно, например, стоя у шоссе. Проезжающие мимо машины - прекрасные "мишени" для такой съемки!

Не всегда главный объект Вашей фотографии будет получатся безупречно резким, но часто - этого и не требуется, небольшая смазанность объекта, бывает, также усиливает ощущение скорости.

Удачи Вам в экспериментах в съемке с проводкой!

Как же это делается?

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.



Поделиться