Финансово-хозяйственная деятельность предприятия - это что такое? Что такое финансовая деятельность? Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оценка состояния финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

дипломная работа

1.1 Понятие финансово хозяйственной деятельности организации и её основные направления

бюджетное учреждение финансовый доход расход

В российском гражданском праве юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д.

Исходя из того, какие права возникают у участников юридического лица в отношении этого юридического лица, ст. 48 ГК выделяет организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения); организации, в отношении которых у их участников могут возникать обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства); и организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств, а также фонды и объединения юридических лиц).

Сами юридические лица могут обладать имуществом на праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) либо праве собственности (все иные юридические лица).

В зависимости от принципа формирования состава участников юридического лица в континентальном праве традиционно различаются корпорации и учреждения. Корпорации создаются в результате объединения лиц на началах членства для достижения какой-либо общей цели. Учреждения, как правило, создаются одним лицом, самостоятельно определяющим и цели создания юридического лица, и состав необходимого для этого имущества; они не имеют членства. В российском праве термин "учреждение" имеет несколько иное значение и применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. К корпоративным юридическим лицам в российской правовой системе относятся хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц, большинство видов общественных объединений и др. Юридическими лицами некорпоративного типа являются унитарные предприятия, фонды, учреждения, государственные корпорации, автономные некоммерческие организации.

В зависимости от цели создания и деятельности юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Это наиболее важное деление юридических лиц, получившее свое закрепление в системе норм ГК о таких лицах (гл. 4). Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, которую они могут распределять между своими участниками, тогда как некоммерческие юридические лица преследуют цели, не связанные с предпринимательством.

Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей, и такая деятельность должна соответствовать этим целям. Они не вправе распределять полученную при этом прибыль между своими участниками, а направляют ее на реализацию уставных целей. Коммерческие организации могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК. В то же время перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК и Законе о некоммерческих организациях, не является закрытым и может быть дополнен иными законами.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, которые предусмотрены ее учредительными документами. Ряд видов предпринимательской деятельности осуществляется с обязательным ее лицензированием.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здание, сооружение, жилищный фонд, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Источниками формирования имущества в денежной и иных формах являются:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) другие не запрещенные законом поступления.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступление от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законодательством.

Деятельностью организации повседневно руководит исполнительный орган, он подотчетен высшему органу управления, если таковой существует в данном виде некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Особенно следует отметить тот факт, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях").

Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального Закона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена по отраслевому признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. Деятельность этих министерств оказывает существенное влияние на процесс экономического, социального, культурного и духовного развития общества. Они обеспечивают гражданам возможность получать образование, приобретать научные знания, укреплять здоровье, накапливать и развивать интеллектуальный потенциал. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из федерального и местного бюджетов. Кроме того, в условиях проводимых экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). В наиболее общем виде все составляющие хозяйственную деятельность многообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом:

натурально-вещественные процессы;

процессы, связанные с созданием стоимости;

социальные процессы;

экологические процессы.

К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных организаций.

Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы) относятся к экономическим. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.

Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.

Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.

Классификация направлений по категориям деятельности обеспечивает представление информации, позволяющей пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение организации и на сумму денежных средств (и их эквивалентов). Данная информация может также использоваться для анализа связи между указанными категориями деятельности.

Для обобщения и систематизации изученного материала составим таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Финансово-хозяйственная деятельность и ее основные направления

Высказывание

Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2007. 263 с.

Финансово-хозяйственной деятельность понимается как целесообразная деятельность предприятия, направленная на достижение иерархически упорядоченной системы целей, сформулированных его владельцами, и, в соответствии с первым постулатом, представляет собой эффективное использование имеющегося у предприятия экономического потенциала.

Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2008. 452с.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации по производству продукции, торговле, общественному питанию и т.п. Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями и долгосрочными финансовыми вложениями, а финансовая деятельность - с осуществлением краткосрочных финансовых вложений.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. -- 495 с.

Финансовая деятельность - деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Инвестиционная деятельность - деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Бухгалтерские термины и определения / Под ред. А.С.Бакаева. М.: Бухгалтерский учет, 2005. С.101.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. М.: Новое знание, 2008. 265 с.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 415 с.

Операционная деятельность - основной вид деятельности, создающий выручку организации, а также прочая деятельность за исключением инвестиционной или финансовой деятельности.

Инвестиционная деятельность - приобретение и выбытие внеоборотных активов и прочих инвестиций, не включенных в категорию эквивалентов денежных средств.

Финансовая деятельность - это деятельность, в результате которой изменяется величина и структура собственного капитала организации и ее кредитов и займов.

Международный стандарт финансовой отчетности № 7

Под финансовой деятельностью в международной практике подразумевают движение денежных средств, связанное с изменениями в составе и размере собственного капитала и займов предприятия (займы понимаются здесь в широком смысле, включая банковские кредиты).

Фролова Т.С. Инструменты и методы анализа финансовой отчетности // Горячая линия бухгалтера. 2007. N 23-24.

Операционная деятельность - основная деятельность, приносящая доход от деятельности предприятия. К операционной деятельности относятся все остальные изменения, то есть изменения оборотных активов (кроме краткосрочных финансовых вложений) и текущих обязательств.

ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
(с изм. от 24 июля 2007 г.)

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Голикова Е. Инвестиционная деятельность подрядчика // Финансовая газета. 2007. N 36.

Инвестиционная деятельность - это осуществление инвестиций и практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Исходя из высказываний различных авторов по вопросу о понятии финансово-хозяйственной деятельности и ее направлений, можно сделать вывод, что они не сильно отличаются один от другого. Изложенные подходы к определению рассматриваемых понятий являются достаточно традиционными для науки, если не сказать общепринятыми.

Представление информации о движении денежных средств и их эквивалентов по трем видам деятельности позволяется обеспечить пользователей финансовой отчетности полезной информацией для принятия экономических решений.

Таблица 2

Полезность информации

Вид деятельности

Полезность информации для пользователей

Операционная

Сумма денежных средств, возникающая в результате операционной деятельности, является ключевым достаточности потоков денежных средств, которые создает данная категория деятельности, для погашения кредитов и займов, поддержания производительной способности компании, выплаты дивидендов и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования.

Инвестиционная

Отдельное раскрытие информации о денежных потоках по инвестиционной деятельности отражает масштабы расходов на ресурсы, предназначенные для генерирования в будущем дохода и потоков денежных средств.

Финансовая

Отдельное раскрытие информации о потоках денежных средств по финансовой деятельности имеет большое значение для прогнозирования денежных требований со стороны тех, кто предоставляет компании капитал.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.

Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

2. Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

· Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

· Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

· Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

· Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой -- за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. В качестве примера можно привести тот факт, что даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации.

5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Как правило, организации не заинтересованы ни в экономии ресурсов, ни в поиске способов «зарабатывания» внебюджетных доходов, а лишь в наращивании бюджетного финансирования вне зависимости от реальной потребности.

· во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели;

· во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей;

· в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета.

В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг возникает необходимость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа.

Организационно-техническая и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Для общеобразовательных школ -- количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники).

Итак, хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Делись добром;)

Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку...

Анализ финансового состояния ОАО "Магнит"

Анализ финансовых результатов ОСАО "РЕСО-Гарантия"

РЕСО-Гарантия - универсальная страховая компания, созданная в 1991 году. Компания имеет лицензию на более 100 видов страховых услуг и перестраховочную деятельность...

Механизм исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации

Юридический - общество с ограниченной Финансово-экономическая осуществляется с 2011 Учредитель - австрийское с ограниченной ответственностью "ГмбХ"...

финансовый рентабельность ликвидность банкротство Содержание оценки финансово-хозяйственной деятельности состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции...

Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Оценка эффективности использования ресурсов организации

В таблице 5 приведены показатели рентабельности и оборачиваемости ОАО «Чебоксарский речной порт». Таблица 5. Анализ рентабельности и оборачиваемости Наименование коэффициента 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 1.Рентабельность продаж 0,85 7,2 0...

Оценка эффективности формирования прибыли OOO "КПТС"

ООО «Компания промышленно-торгового страхования» - это стабильная и надежная российская страховая компания, гарантирующая высокое качество обслуживания клиентов. Юридический адрес организация: 654038, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул...

Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности

Финансы выступают инструментом воздействия на производственно - торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм...

Управление дебиторской задолженностью и пути ее совершенствования

Для более полного представления о финансовом положении ООО «Демос-строй», оценим структуру баланса, рассчитаем основные показатели ликвидности на основании анализа бухгалтерского баланса за 2010 г (приложение)...

Управление инвестиционными рисками на предприятии

Финансовая состоятельность инвестиционного проекта

Анализ финансовой отчетности предприятия позволяет выявить взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность...

Финансовый анализ деятельности ОАО "Уралкалий" за 2011-2012 год

Для анализа уровня и динамики изменения основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия составляется табл. 1.1, в которой используются данные отчетности предприятия из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Таблица 1.1...

Cтраница 1


Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется прежде всего количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно производственных мощностей, наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется прежде всего количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно производственных мощностей, наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции. В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия - себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий - это целенаправленная деятельность на основе принимаемых решений, каждое из которых оптимизируется на основе интуиции или расчетов. Под риском принятия решения понимается вероятность несоответствия реально полученных результатов реализованного решения поставленным целям.  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия зависит от многих факторов (ресурсы, условия и др.), причем влияние и сравнительная характеристика не всех из них поддаются формализованной оценке. С позиции возможности такой оценки принято выделять трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия.  

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий сопровождается выполнением многочисленных и разнообразных операций. В свою очередь каждая хозяйственная операция обязательно оформляется учетными документами, в которых содержатся первичные сведения о совершенных хозяйственных операциях или право на их совершение. Объектами учетных документов являются процессы снабжения, производства и реализации, а также отдельные подразделения предприятия и различные финансовые, хозяйственные, расчетные отношения внутри и за пределами предприятия.  

Финансово-хозяйственную деятельность предприятий (объединений) оценивают на основе комплексного анализа, объективно вскрывая недостатки, упущения, потери, узкие места и вместе с тем выявляя те трудовые коллективы, которые работают честно, добросовестно, постоянно увеличивают денежные накопления.  

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или, наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно напрцвление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных и иных расчетов предприятия) - в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.  

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, т.е. характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. Термин система показателей широко распространен в экономических исследованиях. Аналитик в соответствии с определенными критериями отбирает показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе целых систем, а не отдельных показателей.  

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия не будет полон, если он не касается еще двух специфических аспектов его деятельности. Речь идет, прежде всего, о том, какое место в комплексной оценке предприятия занимает качество его продукции. Если продукция невысокого качества, вызывает нарекания потребителей, не соответствует санитарным нормам, государственным или рыночным стандартам, деятельность предприятия нельзя назвать успешной, комплексная оценка ее будет невысока Перспективы такого предприятия, если оно не намерено кардинально менять свою рыночную стратегию и качество продукции, нельзя признать блестящими.  

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, подлежащего государственной поддержке, должен содержать за отчетный период следующую информацию.  

бюджетное учреждение финансовый доход расход

В российском гражданском праве юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д.

Исходя из того, какие права возникают у участников юридического лица в отношении этого юридического лица, ст. 48 ГК выделяет организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения); организации, в отношении которых у их участников могут возникать обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства); и организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств, а также фонды и объединения юридических лиц).

Сами юридические лица могут обладать имуществом на праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) либо праве собственности (все иные юридические лица).

В зависимости от принципа формирования состава участников юридического лица в континентальном праве традиционно различаются корпорации и учреждения. Корпорации создаются в результате объединения лиц на началах членства для достижения какой-либо общей цели. Учреждения, как правило, создаются одним лицом, самостоятельно определяющим и цели создания юридического лица, и состав необходимого для этого имущества; они не имеют членства. В российском праве термин "учреждение" имеет несколько иное значение и применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. К корпоративным юридическим лицам в российской правовой системе относятся хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц, большинство видов общественных объединений и др. Юридическими лицами некорпоративного типа являются унитарные предприятия, фонды, учреждения, государственные корпорации, автономные некоммерческие организации.

В зависимости от цели создания и деятельности юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Это наиболее важное деление юридических лиц, получившее свое закрепление в системе норм ГК о таких лицах (гл. 4). Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, которую они могут распределять между своими участниками, тогда как некоммерческие юридические лица преследуют цели, не связанные с предпринимательством.

Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей, и такая деятельность должна соответствовать этим целям. Они не вправе распределять полученную при этом прибыль между своими участниками, а направляют ее на реализацию уставных целей. Коммерческие организации могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК. В то же время перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК и Законе о некоммерческих организациях, не является закрытым и может быть дополнен иными законами.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, которые предусмотрены ее учредительными документами. Ряд видов предпринимательской деятельности осуществляется с обязательным ее лицензированием.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здание, сооружение, жилищный фонд, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Источниками формирования имущества в денежной и иных формах являются:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) другие не запрещенные законом поступления.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступление от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законодательством.

Деятельностью организации повседневно руководит исполнительный орган, он подотчетен высшему органу управления, если таковой существует в данном виде некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Особенно следует отметить тот факт, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях").

Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального Закона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена по отраслевому признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. Деятельность этих министерств оказывает существенное влияние на процесс экономического, социального, культурного и духовного развития общества. Они обеспечивают гражданам возможность получать образование, приобретать научные знания, укреплять здоровье, накапливать и развивать интеллектуальный потенциал. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из федерального и местного бюджетов. Кроме того, в условиях проводимых экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). В наиболее общем виде все составляющие хозяйственную деятельность многообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом:

натурально-вещественные процессы;

процессы, связанные с созданием стоимости;

социальные процессы;

экологические процессы.

К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных организаций.

Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы) относятся к экономическим. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.

Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.

Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.

Классификация направлений по категориям деятельности обеспечивает представление информации, позволяющей пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение организации и на сумму денежных средств (и их эквивалентов). Данная информация может также использоваться для анализа связи между указанными категориями деятельности.

Для обобщения и систематизации изученного материала составим таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Финансово-хозяйственная деятельность и ее основные направления

Высказывание

Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2007. 263 с.

Финансово-хозяйственной деятельность понимается как целесообразная деятельность предприятия, направленная на достижение иерархически упорядоченной системы целей, сформулированных его владельцами, и, в соответствии с первым постулатом, представляет собой эффективное использование имеющегося у предприятия экономического потенциала.

Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2008. 452с.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации по производству продукции, торговле, общественному питанию и т.п. Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями и долгосрочными финансовыми вложениями, а финансовая деятельность - с осуществлением краткосрочных финансовых вложений.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. -- 495 с.

Финансовая деятельность - деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Инвестиционная деятельность - деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Бухгалтерские термины и определения / Под ред. А.С.Бакаева. М.: Бухгалтерский учет, 2005. С.101.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. М.: Новое знание, 2008. 265 с.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 415 с.

Операционная деятельность - основной вид деятельности, создающий выручку организации, а также прочая деятельность за исключением инвестиционной или финансовой деятельности.

Инвестиционная деятельность - приобретение и выбытие внеоборотных активов и прочих инвестиций, не включенных в категорию эквивалентов денежных средств.

Финансовая деятельность - это деятельность, в результате которой изменяется величина и структура собственного капитала организации и ее кредитов и займов.

Международный стандарт финансовой отчетности № 7

Под финансовой деятельностью в международной практике подразумевают движение денежных средств, связанное с изменениями в составе и размере собственного капитала и займов предприятия (займы понимаются здесь в широком смысле, включая банковские кредиты).

Фролова Т.С. Инструменты и методы анализа финансовой отчетности // Горячая линия бухгалтера. 2007. N 23-24.

Операционная деятельность - основная деятельность, приносящая доход от деятельности предприятия. К операционной деятельности относятся все остальные изменения, то есть изменения оборотных активов (кроме краткосрочных финансовых вложений) и текущих обязательств.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Голикова Е. Инвестиционная деятельность подрядчика // Финансовая газета. 2007. N 36.

Инвестиционная деятельность - это осуществление инвестиций и практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Исходя из высказываний различных авторов по вопросу о понятии финансово-хозяйственной деятельности и ее направлений, можно сделать вывод, что они не сильно отличаются один от другого. Изложенные подходы к определению рассматриваемых понятий являются достаточно традиционными для науки, если не сказать общепринятыми.

Представление информации о движении денежных средств и их эквивалентов по трем видам деятельности позволяется обеспечить пользователей финансовой отчетности полезной информацией для принятия экономических решений.

Таблица 2

Полезность информации

Вид деятельности

Полезность информации для пользователей

Операционная

Сумма денежных средств, возникающая в результате операционной деятельности, является ключевым достаточности потоков денежных средств, которые создает данная категория деятельности, для погашения кредитов и займов, поддержания производительной способности компании, выплаты дивидендов и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования.

Инвестиционная

Отдельное раскрытие информации о денежных потоках по инвестиционной деятельности отражает масштабы расходов на ресурсы, предназначенные для генерирования в будущем дохода и потоков денежных средств.

Финансовая

Отдельное раскрытие информации о потоках денежных средств по финансовой деятельности имеет большое значение для прогнозирования денежных требований со стороны тех, кто предоставляет компании капитал.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.

Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

2. Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

· Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

· Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

· Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

· Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой -- за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. В качестве примера можно привести тот факт, что даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации.

5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Как правило, организации не заинтересованы ни в экономии ресурсов, ни в поиске способов «зарабатывания» внебюджетных доходов, а лишь в наращивании бюджетного финансирования вне зависимости от реальной потребности.

· во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели;

· во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей;

· в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета.

В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг возникает необходимость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа.

Организационно-техническая и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Для общеобразовательных школ -- количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники).

Итак, хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Финансово-хозяйственная деятельность

организаторская и исполнительско-распорядительная деятельность командования (начальника, командира), органов управления, служб и должностных лиц войск и органов ПС РФ по руководству хозяйс­твом, включающим соответствующие материально-техническую базу, личный состав и финансы, в целях удовлетворения материальных и физиологических потребностей личного состава (отдыха, своевременного и качественного питания, медицинского, торгово-бытового и финансового обеспечения, обеспечение обмундированием и обувью, другими материальными средствами), в соответствии с условиями военного труда, организации досуга и удовлетворение духовных запросов, поддержанию в готовности к боевому применению (использованию) вооружения и военной техники; бесперебойного обеспечения боевой, общегосударственной и специальной подготовки, повседневной пограничной службы по охране ГГ и исключительной экономической зоны; поддержание боевой готовности пограничных формирований в стационарных условиях размещения. Она осуществляется непрерывно, согласовано и взаимосвязано с повседневной деятельностью ПС РФ на основе строгого выполнения за­конодательных, нормативных правовых актов российского государства, воинских уставов, наставлений и руководств, требований руководящих документов ПС РФ. Основными принципами организации финансово-хозяйственной деятельности пограничного формирования являются: строгая регламентация финансово-хозяйственной деятельности; единоначалия в организации финансово-хозяйственной деятельности и руководства ею; плановость финансово-хозяйственной деятельности; постоянная готовность всех сил, средств и объектов материально-технической базы хозяйства к решению поставленных задач; соответствие организации финансово-хозяйственной деятельности характеру задач решаемых пограничным формированием; соответствии организации финансово-хозяйственной деятельности физико-географическим условиям, дислокации пограничного формирования; эффективность финансово-экономической деятельности.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Финансово-хозяйственная деятельность" в других словарях:

    ФХД - финансово хозяйственная деятельность … Словарь сокращений русского языка

    САМОФИНАНСИРОВАНИЕ - – финансово хозяйственная деятельность, при которой все текущие расходы на простое и расширенное воспроизводство возмещаются за счет собственных источников. При этом расходы не только полностью окупаются, но также способствуют получению прибыли в … Краткий словарь экономиста

    Антикризисное управление - (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора

    МЖК - МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Памятная табличка на первом в стране жилом здании МЖК (г.… … Википедия

    Молодежный жилой

    Молодежный жилищный комплекс - МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

    Молодежный жилой комплекс - МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

    Молодёжный жилищный комплекс - МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

    Молодёжный жилой - МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

    Молодёжный жилой комплекс - Памятная табличка на первом в стране жилом здании МЖК (г. Королёв, пр. Королёва, д. 18/6). Молодёжный жилой комплекс (МЖК) социальное движение, существовавшее в … Википедия

Книги

  • Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения , Екатерина Иванова. На фактических материалах ряда книготорговых предприятий г. Москвы, Московской области и других городов России раскрываются понятие, порядок формирования, методика анализа и планирования… Купить за 199 руб электронная книга
  • Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения , Н. И. Пономарева, Л. М. Сыромятникова. Качественное использование нормативно-правовой базы по финансово-хозяйственной деятельности - дело не простое, и связано оно с определенными трудностями. Поэтомуочень важен и значим опыт тех…

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности - глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Роль АФХД. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. АФХД предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Значение. АФХД содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1)метод абсолютных, относительных и средних величин.

Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

±ΔП = П1 – П0

Где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен коэффициентом (база сравнения принята за единицу) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

2)Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.

3) Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Основные черты вертикального анализа:

Переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

Относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

4) Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

5) Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

6) Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости.

7) Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

Платежеспособность;

Прибыльность, или рентабельность;

Эффективность использования активов;

Финансовая (рыночная) устойчивость;

Деловая активность.

Методика комплексного анализа финансово- хозяйственной деятельности.

совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия,

следующие этапы.

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5) выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Элементы, технические приемы, и способы анализа, которые используются на различных этапах исследования для:

Первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

Изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

Определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

Обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;

Обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

Понятие и классификация хозяйственных резервов.

Хозяйственные резервы это постоянно возникающие возможности повышения эффективности деятельности резервами считаются запасы ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т.д.), которые необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них.

1) По пространственному признаку: внутрихозяйственные, отраслевые, региональные, общегосударственные

2) По признаку времени:

Неиспользованные резервы - это упущенные возможности повышения эффективности производства относительно плана или достижений науки и передового опыта за прошедшие промежутки времени.

Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени (месяца, квартала, года).

Перспективные резервы рассчитаны обычно на долгое время. Их использование связано со значительными инвестициями, внедрением новейших достижений НТП, перестройкой производства, сменой технологии производства, специализации и т. д.

3) По стадиям жизненного цикла изделия:

Предпроизводственная стадия. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже проведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. Это резервы, связанные с улучшением организации труда, повышением его интенсивности, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов.

Эксплуатационная стадия делится на гарантийный период, в течение которого исполнитель обязан ликвидировать выявленные потребителем неполадки, и послегарантийный. На стадии эксплуатации объекта резервы более производительного его использования и снижения затрат (экономия электроэнергии, топлива, запасных частей и т.д.) зависят главным образом от качества выполненных работ на первых двух стадиях.

Резервы на стадии утилизации - это возможности получения дохода в результате вторичного использования утилизационных материалов и сокращения затрат на утилизацию изделия после завершения его жизненного цикла.

4) по стадиям процесса воспроизводства:

В сфере производства – основные резервы – увеличение эффективности использования ресурсов

В сфере обращения - предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением, перевозкой и продажей готовой продукции).

5) по характеру производства: в основном производстве, во вспомогательных производствах, в обслуживающих производствах

6) по видам деятельности: в операционной деятельности, инвестиционной деятельности, финансовой деятельности

7) по экономической природе: экстенсивные, интенсивные

8) по источникам образования:

Внутренние- которые могут быть освоены силами и средствами самого предприятия

Внешние - это техническая, технологическая или финансовая помощь субъекту хозяйствования со стороны государства, вышестоящих органов, спонсоров и т.д.

9) по способам обнаружения:

Явные - резервы, которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности.

Скрытые - резервы, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом.



Поделиться