Что такое пейзаж в фотографии. Лайфхак по фотографии: Съемка красивых пейзажей

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Некоторые фотолюбители считают пейзаж одним из самых элементарных жанров съемки. В какой-то степени я разделяю их точку зрения: ходи себе, где нравиться, да снимай все, что взбредет в голову.

Плюс, в отличие от студийной съемки, которая требует немалых финансовых затрат, природа не исчезнет и не потребует взамен ничего, кроме бережного отношения к ней, да и обстановка меняется в зависимости от времени года, даруя простор фантазии.

Но так ли пейзаж на самом деле прост? Давайте разбираться вместе.

А начнем разбор полетов, пожалуй, с определения данного жанра и его места в человеческой реалии.

Пейзаж в фотографии

Пейзаж – это жанр, в котором центром изображения является природа.

Данное направление зародилось еще в эпоху отсутствия фотоаппаратов, когда известные и не очень художники выезжали на пленер и передавали уведенное с помощью кистей и красок.

Именно поэтому пониманию смысла данного жанра, следует учиться у художников-реалистов.

Картины, как ничто иное, позволяют прочувствовать всю красоту природы, они неразрывно связаны с внутренним миром человека, с его чувствами, настроением и любовью к жизни, в целом.

И в фотографии пейзаж – это не досконально точная перерисовка того или иного уголка природы, а собственное мировосприятие.

Современные пейзажные фотографии довольно разносторонни. Выставки подобных материалов прививают зрителю художественный вкус и развивают воображение, путем проведения ассоциативных параллелей между реальной жизнью и снимками.

Взаимосвязь между фотоискусством и жизнью породило новое направление – городской пейзаж, в котором доминантой становиться не природа, а детище общества – город с его многочисленными улицами, объектами архитектуры, площадями, а также нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов.

Городской и классический пейзаж увлекает даже самых скупых фотографов! И этому есть объяснение: снимая в этом жанре можно получить отличные кадры, не используя дорогостоящей техники.

Все что нужно – это желание, терпение, штатив, зеркальный фотоаппарат, и некоторые навыки его использования.

Съемка в этом жанре, как, собственно, и в любом другом, – это, в первую очередь, творческий процесс, сопровождающийся собственным видением происходящего, но, как ни странно, существует множество правил, соблюдение которых избавит от неудач.

Фотосъемка пейзажа

Закройте на мгновение глаза и представьте: перед вами раскинулись небывалой красоты просторы и кажется, что стоит только нажать на спуск, как на дисплее фотоаппарата появится самое прекрасное изображение, которое не видывал свет…

Запечатлейте в памяти данный эпизод и откройте глаза, ваша фантазий так и останется фантазией, и вы никогда не узнаете, как фотографировать пейзаж, если пренебрежете нижеперечисленными правилами.

  • Максимальная резкость . Многие фотографы практикуют съемку пейзажа при открытой диафрагме, тем не менее «многие» — не показатель хорошей работы.

Классическим приемом во время пейзажной съемки считается наведение резкости на все изображение (съемка на прикрытой диафрагме).

Обычно достаточно произвести простые настройки камеры, чтобы получилось резкое и в меру экспонированное фото: ползунок в районе f/11-16, а можно доверить автомату, если снимать в . Однако, во избежание шевеленки, лучше проводить съемку пейзажа при помощи или .

  • Наличие смысла . Для любого фото важно наличие смыслового центра композиции, чтобы, как говориться, глазу было за что зацепиться. Центром внимания может служить что угодно: интересной формы строение, дерево, гора, корабль посреди мора и т.д.
  • Правило третей в общей композиции кадра. Расположение смыслового центра относительно всех элементов и деталей снимка также важно, как наличие резкости.

Эталонное гласит: фото выглядит наиболее выигрышно, когда фотографируемые предметы, условно разделены линиями, которые делят изображение на три части, как вдоль, так и поперек.

  • Продуманный передний план . Располагайте смысловые центры на фронтальной части фото, оставляя «воздушное пространство» спереди, таким образом удастся создать эффект легкости и передать глубину.
  • Доминирующий элемент . Секрет удачной природной фотографии раскрыт – на снимке должно доминировать либо небо, либо передний план.

Если ваши фотографии не подходят под данное описание, скорее всего, их сочтут скучными и обыденными.

Если случилось так, что небо во время проведения фотосессии неинтересное и однотонное – сместите линию горизонта в верхнюю треть, так вы не позволите ему превалировать над остальным.

Но если создается впечатление, что воздушное пространство вот-вот взорвётся или обрушиться на землю потоками лавы – отведите ему 2/3 кадра и вы увидите, насколько может измениться сюжет происходящего.

  • Линии . Существует бескрайнее множество способов отразить красоту природы в полном объеме. Один из них – прием включения активных линий в композицию. С помощью линий можно перенаправлять взгляд зрителя с одной смысловой точки фота в другую, создавая при этом некую замкнутость пространства.

Линии не только создают узоры на фото, но и добавляют объем. Это касается и линии горизонта, за которой постоянно нужен глаз да глаз.

  • Движение . Многие считают пейзажные снимки спокойными и пассивными. Но это не обязательно так! Добавить жизни в фото можно при помощи воды или ветра, так например, зафиксируйте зеркальным фотоаппаратом буйство океана или струящийся водопад, дуновение ветра или падение листьев с дерева, взлет птиц или ход людей.

Влияние погоды и времени на качество ландшафтной фотографии

Золотое правило пейзажа: «Сцена и сюжет могут кардинально измениться в одночасье, в зависимости от погодных условий и времени года»

Ошибочно полагать, что лучшее время для природных снимков — солнечный день.

В пасмурную погоду, в плане световых эффектов, снимать одно удовольствие: град, дождь со снегом и гроза могут наполнить зловещим, таинственным настроением любой пейзаж.

Однако есть побочка – вероятность промочить ноги, заболеть и навсегда распрощаться с зеркалкой, поскольку влага может разрушительно сказаться на всей электронике.

Чтобы этого избежать, заранее планируйте свой день, серьезно отнеситесь к сборам: продумайте, что надеть на себя и во что завернуть камеру. Для этих целей лучше всего приобрести водонепроницаемый чехол или хотя бы , защищающую объектив от попадания капель на линзу.

Снимать в дождь не обязательно – это просто один из способов добиться художественности изображений.

Таким образом создается очень мягкий рассеянный свет, придающий снимкам легкость и особый сонный вид.

Лес, затянутый туманом будет выглядеть куда таинственней и привлекательней, нежели в солнечный день.

Хотя если съемка происходит в летний или осенний период, свет пробивающий сквозь листву может создать интересный , на открытой диафрагме.

Во время заката же, используя , можно сфотографировать не менее интересные пейзажи, особенно если передний план будет немного подсвечен сзади.

Чтобы избежать зайчиков используйте бленду или . Данный фильтр в пейзажной фотографии просто незаменим.

Ночная съемка в техническом плане, самая сложная. Снимать природу в полном естестве бессмысленно из-за отсутствия света. Поэтому нужно идти туда, где есть искусственные источники света – город.

Бесперебойно использовать вспышку в данном случае не стоит, поднимите значение до 800-1600 и вперед, навстречу городскому пейзажу!

Краткий ликбез на тему ландшафтной съемки подошел к своей точки не возврата! Надеюсь, данная статья была хоть сколько-нибудь поучительна и полезна. Я думаю, что я донес до вас смысл, как правильно фотографировать пейзаж, чтобы добиться нужных результатов.

Если вы начинающий фотограф, который хочет достичь положительных успехов в фотографии, тогда все в ваших руках. Для начала лучше всего начать с понятия своего зеркального фотоаппарата. А помощником может стать один из видеокурсов ниже. Большинство начинающих фотографов, после изучения данного курса, стали по-другому относится к зеркальному фотоаппарату. Курс поможет раскрыть все важные функции и настройки зеркалки, что очень важно на начальном этапе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь ссылками на статьи с друзьями.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Когда вы думаете о таком классическом понятии как пейзажная фотография, вероятнее всего, вы представляете себе высокие горы или спокойные морские пейзажи. Но что вы будете делать, если эти места недоступны … или может быть, вы просто хотите сфотографировать что-то другое?

1. Снимайте местные пейзажи

Есть много очень хороших причин, чтобы начать фотографировать местные пейзажи, а не тратить время на путешествия и испытывать удачу, получив в конце практические тоже самое, что было у вас под носом.

Мы все должны отдыхать от фотографических «норм», и в этом нет ничего плохого. Но вознаградит ли это вас великими образами, о которых вы мечтали?

Фото-поездки вдаль от дома — это отличный способ для подзарядки “творческих батарей” и вы сможете получить бесценный опыт, но в области фотографии, это означает, что вы играете в очень азартную игру.

Без знания местности и в зависимости от неблагоприятных погодных условий вы можете вернуться домой с пустыми руками.

В то время как, концентрируясь на вашем родном месте, вы получаете гораздо больше шансов оказаться в нужном месте в нужное время и, следовательно, спекулируя лучшими условиями.

Главный совет
Многие фотографии показываю то, какие глубокие знания в пейзаже вы хотите показать.

Это гораздо легче будет сделать в родной местности, чем вдали от дома. Вы будете иметь лучшее представление о том, когда цветут цветы и деревья, какой угол солнца в течение всего года и какое лучшее время дня для посещения того или иного места.

2. Рассказывают ли ваши фотографии историю?

Хорошая пейзажная фотография немного напоминает хорошую историю. Она нуждается в начале, середине и конце.

Ландшафт должен состоять из трех компонентов — передний план, золотая середина и фона. Это правило может помочь вам сделать ваши изображения более эффектными.

Конечно, не все изображения попадают под этот упрощенный вид композиции, но в большинстве случаев, вы не проиграете, если будете следовать этому правилу. Это также очень хороший способ, «построить» свои фотографии в направлении спереди назад.

Построив свои изображения данным методом, вы инстинктивно начнете “сочинять” свои фотографии. Конечным результатом будет фотография, на которой объект переднего плана тесно связан с фоном.

Один из способов сделать — это придать сильный акцент переднему плану, а затем скомпоновать снимок. Таким образом, глаз переходит на что-то интересное в середине фотографии и на ее фон.

С другой стороны, самым важным объектом картины может быть фон, и в этом случае передний план должен вызывать долю интереса, но не должен сбивать внимание с себя.

Главный совет
Такой подход к композиции, как правило, работает лучше при использовании широкоугольного объектива. Это делается для того, чтобы достаточно хорошо отобразить передний план фотографии, а также ее фон.

Только будьте осторожны, чтобы не фотографировать слишком широким углом. Изменив перспективу, вы очень сильно снизите значимость фоновых объектов.

3. Используйте боковое освещение, чтобы придать глубину изображениям

Использование бокового освещения, добавит ощущений глубины вашим пейзажным изображениям. Этот способ является одним из лучших для создания теней и выявления формы объектов.

Новичкам в фотографии мы часто говорим, чтобы они фотографировали с солнцем, которое светит за их плечом. Но когда дело доходит до пейзажной фотографии — это не лучшее решение.

Проблема в том, что переднее освещение делает пейзаж очень плоским и двумерным. В этом случае, тени появляются позади объекта и следовательно, они скрыты от камеры.

Если вы просто переставите камеру таким образом, чтобы солнечный свет падал сбоку, то создадите все условия к появлению объемного пейзажа.

Теперь тени падают по всему кадру, они помогают выявить форму объектов в пределах пейзажа и помогают создать иллюзию глубины в конечной фотографии.

Главный совет
Чем ниже будет положение солнца на небе, тем больше будет теней. Следовательно, получиться раскрыть больше особенностей вашего пейзажа.

Как правило, лучшее время, для съемки пейзажей, когда ваша собственная тень длиннее вашего роста, т.е. постарайтесь избежать полуденного солнца и фотографировать рано утром или в конце дня.

Об этом времени, которое называется , вы можете прочитать более подробно на нашем сайте.

4. Дайте погоде шанс

Голубое и чистое небо хорошо подойдет для принятия солнечных ванн. Но если вы хотите придать вашему пейзажу некую драму, то мы вам советуем не лениться и отправляться снимать во время дождя.

Погода часто является решающим фактором, когда дело доходит до пейзажной фотографии и пока синие небеса приятные и умиротворенные, они не будут будоражить мир.

Нет, драма, вот, что вам нужно. Большие, задумчивые небеса, полные намерений или пронзительные лучи солнечного света, сияющие сквозь дождевые облака.

Чтобы запечатлеть такие захватывающие моменты, вы должны быть готовы к многочисленным неудачам, а также быть готовыми к отличной возможности хорошенько промокнуть.

Солнце может взойти только на несколько мгновений, так что вы должны быть во всеоружии, с необходимыми настройками вашей камеры и готовыми к съемке.

Очень часто требуется подолгу ждать и вы можете быть вознаграждены только в единичных случаях.

Зато эти моменты никогда больше не повторятся, и только вы будете обладать этим волшебным снимком.

Ветреные или ливневые дни также очень хороши для переходного света, в это время облака движутся постоянно, позволяя солнечному свету просачиваться через узкие зазоры.

5. Исключите небо

Хорошее небо может играть большую роль в пейзажной фотографии, но если небо не представляет никакого интереса, то не стесняйтесь его вырезать.

Небольшое, безоблачное, голубое небо более-менее приемлемо, но если оно равномерное, бледно-серого цвета, как правило, лучшим вариантом будет полностью его исключить.

Вам просто нужно заново оценить свои возможности. Лесные интерьеры, водопады и прибрежные сцены, все они действительно хорошо выглядят в пасмурную погоду. В большинстве случаев, намного лучшие результаты получаются при съемке в мягком свете, чем при ярком солнечном.

Это происходит из-за того, что при работе в пасмурную погоду, уровень контрастности значительно ниже. Он позволяет сохранить в подробностях, как темные, так и светлые участки изображения.

Главный совет
Используйте все преимущества съемки в пасмурную погоду. Установите длинную выдержку, чтобы запечатлеть движущуюся воду в качестве творческого размытия.

Вы получите насыщенные цвета путем установки поляризационного фильтра, который уберет поверхностные блики с воды и листвы.

Поляризатор также снизит свет, достигающего датчика. Это означает, что вы сможете снимать на более длительных значениях экспозиций.

Все изображения от Mark Hamblin.

Артем Кашканов, 2019

Пейзаж - это наверное самый популярный жанр, который используют фотолюбители для приобщения к художественной фотографии. На то есть множество причин.

Во-первых - этот жанр самый доступный. В отличие от постановочной студийной съемки, при которой нужно, как минимум, платить за аренду фотостудии , природа от вас никуда не денется. Если снимок не удался, то можно еще раз съездить в это же место, но, например, в другое время суток или в другую погоду.

Во-вторых - пейзаж не очень требователен к уровню фототехники. Конечно, дешевым компактным аппаратом или смартфоном качественно сфотографировать пейзаж будет сложновато, но любительская зеркалка, беззеркалка или более-менее продвинутая компактная камера способна обеспечить приемлемый результат.

В-третьих - пейзаж не требует спешки в отличие, скажем, от репортажа. Он дает возможность экспериментировать с настройками камеры и точкой съемки, попробовать, наконец отказаться от автоматического режима в пользу ручного. Это в какой-то степени съемка "для души", причем съемочный процесс кому-то доставляет больше удовольствия, чем просмотр отснятого материала.

Исходя из этого может сложиться мнение, что пейзаж - это очень простой жанр, удел чайников и домохозяек (один "пафосный" свадебный фотограф так выразился, не буду называть имени). На мой взгляд, так могут рассуждать только те, кто не пытался вникнуть в тонкости пейзажной композиции, ограничивая свое творчество видами из окна дома или автомобиля. Как тогда объяснить то, что из миллионов пейзажных фотографий, опубликованных в сети Интернет, только единицы вызывают чувство восхищения? Значит, жанр не такой уж и простой...

Правило третей

Первое с чего стоит начать освоение пейзажной фотосъемки - это основы построения композиции. Самое простое правило, которое работает в большинстве случаев - это "параило третей". Мысленно делим кадр на 3 части по горизонтали 3 части по вертикали и ключевые объекты стараемся привязать к пересечениям линий - зрительным центрам:

У многих камер можно включить вывод подобной сетки на экран. Старайтесь крупные ключевые объекты "притянуть" к этим линиям, а мелкие - к их пересечениям (зрительным центрам).

Если основной объект в кадре один, старайтесь его поместить как можно ближе к одному из зрительных центров, причем так, чтобы больше пространства оставалось в том направлении, куда "смотрит" объект:

Линия горизонта

Линия горизонта присутствует практически в любом пейзажном фотоснимке. Возникает вопрос - как ее нужно располагать?

Во-первых - горизонт на пейзажной фотографии должен быть горизонтальным (простите за тавтологию). У некоторых камер есть очень удобная функция "электронный уровень", которая позволяет выдерживать горизонталь даже тогда, когда горизонт скрыт за деревьями, холмами, зданиями.

Во-вторых - горизонт может проходить по нижней или по верхней линии третей.

Пример 1.

Это композиция с "верхним" горизонтом. Она применяется в том случае, в композиции первичен передний план. В данном случае - это зеркало пруда и причудливо изогнутая линия водной растительности.

Если же передний план ничего особенного из себя не представляет (например, это монотонное поле или луг), при том что на заднем плане больше интересного, например, красивое небо, целесообразно сместить горизонт на уровень нижней трети и отдать большую часть кадра небу. Вот пара примеров пейзажей с "нижним горизонтом":

Однако бывают ситуации, когда приходится отходить от правила золотого сечения. Редко, но бывают. К примеру, и верх и них фотографии одинаково красивы и выразительны. В этом случае вполне оправдано расположить горизонт посередине кадра:

Бывает такое, что линия горизонта в кадре вообще может отсутствовать! Обычно это бывает при съемках в тумане:

Линия горизонта на этой фотографии отсутствует. Если быть точным, этот снимок нельзя назвать пейзажным в полной мере. Это что-то вроде минимализма. Красота - в простоте. Но эта "простота" должна быть тщательно выверена, чтобы не было ничего лишнего. Объекты располагаются по правилу третей, либо просто симметрично друг к другу относительно центра.

Отсутствие горизонта можно очень эффектно использовать в минималистических снимках. Обязательное условие - наличие внутренней динамики (то есть снимок должен направлять внимание зрителя в задуманном автором направлении) и сведение объектов к минимуму (объект может быть даже всего один, но расположить его нужно так, чтобы он был не по центру, но снимок не потерял бы уравновешенности). Вообще, про минимализм думаю, что будет отдельная статья.

Тональность

Второй очень важной особенностью фотографии является ее тональное (цветовое) решение. Поскольку цвет действует на психику, тональное решение является одной из главных составляющих настроения снимка. Тональное решение может быть нескольких типов.

1. Снимок в светлых тонах (высокий ключ)

Высокий ключ способствует передаче легкости, спокойствия, умиротворения. Можно использовать ч/б, либо неброски, но приятные тона. При съемке подобных снимков рекомендую использовать положительную экспокоррекцию примерно на 1EV, это усилит эффект, но следите за тем, чтобы светлые тона не провалились в белизну.

2. Снимок в темных тонах (низкий ключ)

Это главным образом ночные снимки. Справедливости ради стоит отметить, что природу ночью снимать - пустая затея. Передний план у нас будет совершенно черный, а на заднем плане будет достаточно темное небо. На ночные съемки нужно идти в город с его фонарями и светящимися окнами. Очень удачно ночные снимки смотрятся в холодных синих тонах (что достигается при обработке). В данном случае сыграно на контрасте тревожного настроения связанного с общей холодной тональностью и теплого света в окнах, вносящего каплю умиротворения. Вообще, желтый на синем почти всегда смотрится хорошо (но не наоборот!).

3. Высокий контраст

Это тот случай, когда на снимке одновременно присутствуют и темные и светлые тона, причем начиная от абсолютно черного, заканчивая абсолютно белым. Основная проблема при реализации этого тонального решения - передача полутонов. Динамического диапазона камеры часто не хватает для правильной передачи и светов и теней (приведенный пример - не исключение), поэтому значительную часть поля снимка могут занимать черные или белые области (потеря информации). Но если все же удастся свести эти потери к минимуму, иногда удается получить довольно эффектные снимки.

Для получения этого снимка была использован прием HDR - подробнее о нем можно (и нужно!) . Прием HDR часто применяется фотографами-пейзажистами, причем далеко не всегда удачно. Используйте его с умом и чувством меры!

Перспектива

Когда мы стоим на железнодорожном полотне и смотрим вдаль, то видим, что параллельные рельсы сходятся на горизонте в одну точку. Это и есть перспектива. В отношении к фотографии это понятие можно сформулировать так: перспектива - это отношение угловых размеров одинаковых объектов, удаленных от нас на разные расстояния.

Перспектива - один из важнейших приемов для создания в кадре объема, причем перспектива бывает разных видов.

1. Линейная перспектива

Это как раз эффект схождения параллельных прямых в точку. Причем, сходиться они могут по-разному, в зависимости от точки съемки и угла обзора объектива. Широкоугольные объективы дают ярко выраженную линейную перспективу, иногда даже избыточную.

Приведенный выше снимок сделан на сверхширокоугольный объектив (14 мм). Из-за ярко выраженного эффекта перспективы он как будто затягивает зрителя вовнутрь. Рассмотрим другой пример:

Эта фотография, сдеоанная с фокусным расстояние 40 мм, смотрится более "картинно" и восприятие ее близко к тому, что мы видим своими глазами.

Фотография, сделанная с телевиком (600 мм) перспективы практически не имеет (здания на переднем плане имеют такой же масштабе, что и на заднем), фотография выглядит как аппликация:



Однако должен заметить, что с и телевиком тоже можно снимать замечательные пейзажи. Но есть один нюанс. Поскольку геометрическая перспектива у телевика практически отсутствует следует использовать тональную перспективу. То есть, когда разделение планов наблюдается за счет разности в их освещенности (или видимости).

Освещение

Оригинальное определение фотографии - "светопись". Красивый свет превращает просто изображение объекта в произведение искусства. Как ни странно, о роли освещения часто незаслуженно забывают. И совершенно напрасно.

В пейзажной съемке у нас только один источник света - солнце, и нам нужно подстраиваться именно под него. Рассмотрим характерные особенности освещения в разное время суток.

1. УТРО

Справедливо считается, что самые лучшие условия освещенности бывают ранним утром сразу после восхода солнца. Солнце не очень ярко светит через пелену утреннего тумана и дает очень нежный и теплый свет. Сам туман, являясь рассеивателем света, предоставляет нам большие возможности по использованию тональной перспективы.

Туман творит чудеса! Обратите внимание, как прекрасно он позволяет передает объем, глубину снимка. А контровой свет, порождающий расходящиеся лучи придает снимку особый шик. А теперь представьте, как будет выглядеть снимок, сделанный в этом же месте, но ярким солнечным днем? Совершенно верно - ничего особенного! Обычные деревья, обычная трава. Тысячи раз такое видели! А при утреннем освещении и тумане можно делать очень интересные снимки практически в любом месте!

А что делать, если солнце низко а тумана нет (например вечером)? Используйте контровой свет .

Очень удачно контровой свет можно использовать, когда на переднем плане есть что-то, что будет подсвечено сзади (при общей темной тональности снимка). Например листья или цветы. Однако при использовании контрового света мы встречаемся с двумя препятствиями.

1. Динамический диапазон камеры. Как видите, на приведенном снимке его не хватило и небо ушло в белизну. (снято кстати тем самым Олимпусом 860, с которым я делал первые шаги в фотографии)

С контровым светом разобрались, а теперь посмотрим несколько примеров того, что хорошего можно увидеть в утренние часы. Это, несомненно, небо.

Очень часто летним утром в хорошую погоду на небе бывают очень красивые перистые облака, подсвеченные солнцем. Но для их съемки нужно: 1. широкоугольный объектив, 2. очень желателен поляризационный фильтр, который увеличивает контраст неба. (более подробно о том, что дает поляризатор читайте ). Первый снимок сделан сразу же после рассвета. Второй - спустя 1 час. Никакой обработки в фотошопе не производилось. Обратите внимание, насколько красиво и необычно смотрятся облака, освещенные низко стоящим солнцем (первый кадр). Второй выглядит более обыденно - почти так же, как снятый солнечным днем.

2. ДЕНЬ

Солнечный день - это на самом деле худшее время для художественной пейзажной фотосъемки. Единственное, что может сделать "дневной" пейзаж интересным - это прежде всего красивое место в совокупности с выверенной композицией. Если утренние фотоснимки больше похожи на картины, то дневные - это "открытки". Да, на них приятно смотреть, но вряд ли они нас "зацепят за живое".

Пасмурный день - тоже не лучший вариант, поскольку свет неинтересный. Нужно очень постараться, чтобы заснять что-то действительно стоящее. Фотографии в большинстве получаются без настроения - те же открытки, но "мрачные". Очень важную роль в художественной ценности снимка при дневных съемках играет небо. Весьма непросто снять нормальный пейзаж, если небо совершенно чистое или затянуто монотонной пеленой облаков. Гораздо более интересно смотрятся фотографии, в композиции которых какую-то роль играют облака (перистые или кучевые).

Как уже говорилось, для придания небу большей выразительности применяется поляризационный фильтр. Перистые облака интересны тем, что они как правило идут с каким-то интервалом, что можно выгодно использовать как основу для реализации ритма, динамики снимка.

Нельзя не упомянуть и то, что много интересного можно увидеть при неустойчивой погоде, когда могут одновременно присутствуют темные грозовые тучи и при этом светит солнце. А если повезет, то можно увидеть совершенно жуткие, но очень красивые явления такие как, например, атмосферные фронты.

Заметив, что с погодой творится неладное - не спешите прятаться ! Вполне возможно, что "армагеддон" будет очень красивый! :) Кстати, явление это очень быстротечно - не более 1-2 минут. Поэтому постарайтесь заблаговременно занять удачную точку съемки (причем такую, чтобы было где спрятаться от дождя :)

3. ВЕЧЕР, ЗАКАТ

Основное, что чаще всего снимают вечером - это закаты. Их снимают абсолютно все и по многу раз! Но почему-то большинство закатных снимков, присылаемых на фотосайты, получают весьма среднюю оценку.) . И немудрено! Закатов зрители уже видели столько, что их трудно чем-то удивить.

Итак, чтобы качественно (с художественной точки зрения) снять закат нужно тщательно обдумать идею снимка. Снимки типа "навел и щелкнул" обречены на неудачу из-за избитой идеи. Итак, основные составляющие успеха:

  • Цвета и формы. Имейте в виду, что очень интересные цветовые сочетания закаты имеют во время перемены погоды. Порой на горизонте возникают облака причудливой формы. Цвет неба как правило очень красивый и необычный.
  • Динамика. Во что бы то ни стало избегайте статичных сюжетов. Помните, сама идея до ужаса избитая, поэтому ищите то, что способно придать снимку "изюминку".

Поскольку освещение вечером очень скудное, земля как правило получается очень темной. Поэтому чаще всего закаты снимают над водой.

Еще один пример.

Это уже снято после заката. Красота - в простоте! На снимке всего лишь один объект, но удачно расположенный относительно заднего плана (образующего, кстати, диагональ) и "золотого сечения". Большую роль сыграла цветовая гамма снимка (опять же контраст между холодными тонами в левом верхнем углу (ЛВУ) с теплыми в правом нижнем углу (ПНУ).

Но давайте не будем зацикливаться на закатах, а повернем наш взгляд в другую сторону и я уверен, что там можно увидеть что-то вполне достойное.

Но для таких съемок уже нужен штатив. Снимки, выполненные ближе к ночи отличаются особым и порой очень ярко выраженным настроением, которое обусловлено преобладанием холодных тонов. Для оригинальности рекомендую поместить в кадр небольшие объекты, каким либо образом контрастирующие с общей тональностью.

4. НОЧЬ

Ночная съемка - одно из самых трудных в смысле техничности. Как уже говорилось, ночью природу снимать бесполезно. Поскольку естественных источников света нет (луна не в счет - слишком слаба). Поэтому на ночные съемки нужно идти туда, где есть искусственный свет. Обязательным является наличие штатива. Общие рекомендации таковы:

  • Выгоднее смотрятся лаконичные снимки
  • Не злоупотребляйте длинными выдержками. Это все-таки ночь и фотография должна быть в темной тональности.
  • Если хотите сделать тонировку в Фотошопе, для прорисовки общего плана используйте холодные тона, для светлых ключевых объектов - ближе к теплым.
  • Некоторые снимки в ч/б выглядят интереснее чем в цвете. Имейте это в виду.

Примеры:

Сочетание тумана и света на ночных снимках всегда смотрится очень выигрышно. Более подробно о ночной фотосъемке вы можете прочесть в статье " ".

Итак...

Пейзажная фотография - не такая уж и простая вещь, как многие себе представляют. Все то, что было здесь сказано - это не более, чем мое субъективное мнение. Уверен, что через какое-то время мне захочется многое поменять. Но пока это мой сегодняшний взгляд на пейзаж как жанр художественной фотографии - такой простой на первый взгляд и такой сложный, если копнуть глубже! :) Если возникли какие-то вопросы или предложения - отсылайте их на электронную почту, буду рад ответить.

Искусства. Фотографировать красивые пейзажи престижно и выгодно, так как лучшие представители этого жанра немало денег за . О том, как снимать пейзаж и получать красивые фотографии и пойдет речь в этой статье. Для получения качественных результатов, необходимо придерживаться нескольких простых правил в фотографировании, знать основы композиции и использовать правильные объективы. Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Основные особенности съемки пейзажей

Важной особенностью пейзажных фотографий является четкость картинки по всему кадру. Красота пейзажной фотографии заключается в том, что бы передать природу во всей её полноте. Поэтому важно, снимать пейзаж с наиболее узкой апертурой.

Качество света является одной из составляющих хорошей, красивой пейзажной фотографии. Есть, так называемое, золотое время фотографии, когда освещение наиболее благоприятствует к созданию привлекательных кадров. Это время после рассвета и на закате солнца. В холодное время года солнце изначально более мягкое, поэтому можете ориентироваться по обстоятельствам и фотографировать тогда, когда удобно. Не смотря на то, что золотым временем считается время сразу после рассвета, на само место съемки нужно прибыть хотя бы за час до начала фотографирования. За то время, что будет у вас в запасе, вы сможете найти наиболее удачные места для работы.


Для фотографирования пейзажа традиционно принято использовать широкоугольный объектив, только с его помощью вы сможете добиться максимально широкого охвата действительности. Широкого охвата можно добиться и с обычным китовским объективом (), но для получения качественных фотографий вам потребуется специализированная оптика, позволяющая делать качественные кадры. Аберрации, появляющиеся в виде цветных ореолов, чаще возникают при съемке с объективами с переменным фокусным расстоянием, поэтому при съемке пейзажа лучше использовать широкоугольный фикс.

Как снимать пейзаж? – Настройки фотоаппарата

Как уже говорилось, что бы создать качественный пейзажный кадр необходимо передать всю четкость изображаемой картинки, для этого необходимо снимать с узкой диафрагмой. Под узкой, предполагается апертура f/12 и уже. Условия света не всегда располагают к фотографированию с узкой диафрагмой и быстрой выдержкой, поэтому зачастую пейзажная съемка требует использования штатива или монопода для четкости изображения.

Скорее всего, работать придется в ручном или полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы. В фотоаппаратах также предусмотрен специальный автоматический режим пейзажной съемки, в этом случае камера сама установит все необходимые параметры.


Что касается выдержки, то в режиме приоритета апертуры фотоаппарат установит её автоматически, а в ручном режиме верная настройка ложится на плечи фотографа. При ярком освещении, при апертуре f/16 выдержка будет 1/100 сек., но так как освещение не всегда идеально, то скорость затвора может быть и существенно меньше. Для качественной работы, скорее всего, придется использовать штатив, иначе есть риск возникновения размытия кадра.

Значение чувствительности должно быть минимальным, в противном случае шум и зернистость изображения испортят детализацию в цветах кадра. Что бы снять красивый пейзаж лучше пожертвовать скоростью затвора, сделав её минимальной. Старайтесь ни в коем случае, не увеличивать ISO.

Композиция в пейзажной фотографии


Правило третей в композиции было впервые применено в живописи, но сегодня очень популярно в фотографическом искусстве. Точное расположение главных компонентов кадра по этому правилу позволит добиться выдающихся результатов и красивых снимков, таких, на которые ваш зритель захочет смотреть снова и снова.

После просмотра этих величественных пейзажей вам, возможно, очень захочется в Великобританию. Неудивительно, ведь это -лучшие работы британских фотомастеров, которые захватывают и впечатляют.

Конкурс пейзажной фотографии Landscape Photographer of the Year был основан в 2007 году известным британским фотографом Чарли Уэйтом. Ежегодно жюри конкурса выбирает лучшие пейзажные фотографии из тысяч претендентов. По традиции самые запоминающиеся снимки попадают в специальный альбом, а победитель конкурса получает чек на 10 000 фунтов (856 тысяч рублей). Перед вами работы, которые заняли призовые места фотоконкурса в 2018 году.

«Лучшим пейзажным фотографом 2018 года» стал Пит Роуботтом. Фотография «Ледяные шипы» была сделана в долине Гленко, Шотландия

Приз от Adobe достался Уиллу Милнеру за фотографию маяка в Бриксхэме, Девон, Великобритания

«Маяк и Морской змей» Эдварда Хайда. Снимок был сделан в гавани Нью-хейвена во время шторма Брайана в октябре 2017 года. Скорость ветра достигала 64 км/ч

«Поезд у залива Кардиган» Пола Фаулза

Джеймс Лавридж прожил в Дорсете 27 лет, но туман, стекающий с утеса к побережью, видел лишь однажды

Мэри Дэйви запечатлела эту красоту на рассвете в Хоутоне, Западный Сассекс

Победу в молодежной номинации (участники до 17 лет) Джозефу Фицджеральд-Патрику принес снимок бухты в Корнуолле



Поделиться