Что такое кадрирование фотографий. Портрет в полный рост

Доброго вечера всем моим читателям. Этот урок я пишу, так как и обещал в своей . И сегодня мы рассмотрим на примерах как же правильно кадрировать фотографии. Будем пользоваться мы , так как он мне нравится в этом деле больше фотошопа. Да и как я уже объяснял Вам.

Возьму я фотографию парня в полный рост и на основе этого фото буду показывать как правильно и не правильно кадрировать, чтобы Вы сами могли заметить разницу и больше не допускали ошибок. А то что толку, что я напишу: “Так делать нельзя”? Вообще, правил кадрирования существует множество, но в данной статье мы рассмотрим только основы.

Для того чтобы Вам лучше воспринималось, я сделал два маленьких коллажика. Но, для начала я расскажу как, вообще, можно кадрировать (основы).

1. Портрет по плечи

Один из самых тяжелых видов портретов. Ведь большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. Да и с помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. А это, поверьте, не так уж и легко сделать. Но, вернемся к кадрированию. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

2. Портрет по пояс

Один из самых распространённых видов портрета. Главное, в данной ситуации не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

3. Кадрирование выше колен

Главное не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

4. Кадрирование ниже колен

Опять же, колени ни в коем случаи не обрезать. И когда фотографируете данные портреты, рекомендую использовать объективы с фокусным расстоянием от 50mm. Иначе жутко искажаются пропорции. Но, честно говоря, я сам не любитель так кадрировать, только в исключительных случаях.

5. В полный рост

Раздолье! Можете показать человека полностью. В чём он одет, что он делает, чем они живет!

Но, опять же, мой Вам совет – не использовать широкоугольные объективы.

Но, я всегда говорил, что правила созданы чтобы их нарушать, но чтобы нарушать, их нужно хотя бы знать. И осознанно нарушать, что многие профессиональные фотографы и делают иногда. И я не зря подчеркнул слово “профессиональные” :)

Привет, друзья! Сегодня мы поговорим о кадрировании.

Фотограф отличается от художника тем, что художник включает в свою картину все, что он хочет там видеть, а фотограф стремится убрать то, чего он видеть не желает, поэтому кадрировать фотографию приходится почти всегда.


Очень часто и профессиональные фотографы, и любители вынуждены экономить время, тем самым не уделяя должного внимания построению правильной композиции. Но благодаря фоторедакторам эти незначительные огрехи легко убираются.
Кадрирование фотографий используется, чтобы подогнать фотоснимок под определенный формат либо, чтобы улучшить его композицию. В этом смысле, кадрировать фотографию – значит просто ее обрезать.

Прежде всего, кадрирование – это уточнение границ кадра. А соотношение границ кадра называется его форматом. Формат может быть самым разным, это зависит и от творческого замысла автора, и от конкретного сюжета, и от многого другого. Два главных формата, утвердившихся в фотографии - вертикальный

и горизонтальный.

Реже можно встретить квадратный формат, еще реже круглый или овальный. Вписывание сюжета в нестандартный формат делается в процессе обработки, но задумываться о композиции такого кадра нужно уже при съемке.

Кадрирование фотографий часто используется для того, чтобы убрать ненужные детали изображения.

Фото до кадрирования

Фото после кадрирования

Выровнять горизонт.

Фото до кадрирования

Фото после кадрирования

Одним из преимуществ кадрирования является возможность создания крупного плана даже из фотографии с мелкими объектами. Это преимущество особенно пригодится в случае, если камера не оснащена цифровым зумом, либо его не хватает для достаточно крупного отображения объекта. Единственным недостатком такого кадрирования является потеря разрешения – качества изначального фотоснимка.

Фото до кадрирования

Фото после кадрирования

Кадрировать изображение можно практически в любом фоторедакторе. Сейчас я хочу показать, как можно кадрировать снимок в фоторедакторе , который встроен в наш блог.

Итак, открываем редактор, загружаем нужную нам фотографию. Как видите фото не очень удачное по композиции. Здание находится далеко, горизонт завален, в правом углу в кадр попал совершенно не нужный предмет.
Попробуем фотографию улучшить.

Выбираем функцию Adjustment.
Для того чтобы выровнять горизонт воспользуемся функцией Rotate - повернуть.

Теперь самое время сделать кадрирование. В любом фоторедакторе кадрирование обозначено функцией Crop. Выбираем эту функцию в данном редакторе.

В редакторе есть несколько вариантов кадрирования. Выбирая любой из них, вы можете подобрать тот вариант, который лучше всего подходит к вашей фотографии. Если ни один из вариантов вас не устраивает можно воспользоваться функцией X:Y - свободное трансформирование и самостоятельна установить нужный вам crop.
Для своей фотографии я выбрала размер 16:9.


И в заключении несколько советов правильного кадрирования.

1. Старайтесь оставлять немного свободного места по направлению движения объекта, жеста или поворота, а так же в направлении взгляда на портретном снимке. Такое пространство не нарушит правила правильной композиции, а наоборот придаст изображению динамичность и глубину.

2. Старайтесь удалить из кадра ненужные, случайные и лишние элементы по краям. Таким образом вы сможете улучшить целостность композиции.

Теперь вы знаете, как правильно кадрировать фотографии. Но не забывайте, что лучше сразу снимать правильно скомпонованный кадр. Удачных вам снимков!

С необходимостью кадрирования фотографий сталкиваются и начинающие, и опытные фотографы. Если новички обычно руководствуются своим вкусом, то профессионалы – базовыми правилами кадрирования. Попробуйте воспользоваться ими и вы! Это поможет избежать ошибок, а также сделать фотографию более выразительной. В статье мы расскажем вам об основных нюансах обрезки фото, а также о « » - программе, в которой можно быстро и качественно кадрировать абсолютно любое изображение.

Зачем кадрировать фотографию?

Первая и, пожалуй, самая главная польза кадрирования заключается в том, что с его помощью вы можете превратить практически любую полноразмерную фотографию в портрет. Функция пригодится и в том случае, если в кадре присутствуют предметы или другие люди, перетягивающие на себя внимание зрителя. Если они находятся рядом с границами, то просто обрежьте фото и проблема будет тут же решена.


Также с помощью кадрирования вы сможете сделать акцент на определенной детали, которая на исходном снимке терялась, сливаясь с остальными предметами. Например, это могут быть глаза или губы модели, а также различные аксессуары – яркие заколки, сережки или любые другие предметы.

5 золотых правил кадрирования портрета

Помните, кадрирование не должно портить фотографию. Оно должно улучшать её и делать более выразительной. При создании портретных фотографий всегда фокусируйтесь на глазах модели. Именно они являются центром вашей работы. Если портрет в полный рост, то акцент стоит сместить на талию.



Не обрезайте макушку, а также локти и кисти рук, если те фигурируют в кадре. Это смотрится небрежно и очень сильно портит фотографию. Сравните два варианты обрезки снимка:



Если в кадре есть какое-то движение, то обязательно оставьте для него место. Например, это относится к взгляду: проследите за тем, чтобы он не упирался в край фото, как на первой из представленных фото:



Не кадрируйте тело по суставам. В случае с коленями, к примеру, лучше обрезать фото либо чуть выше, либо чуть ниже. В противном случае снимок приобретет нелепый вид.



Следить за равновесием на фотографии. Не оставляйте большие пустые фрагменты - лучше сосредоточьтесь на модели. При кадрировании сдвиньте ее ближе к центру, тогда фото станет более уравновешенным.



Вы узнали все основные правила кадрирования портрета. А это значит только одно - настало время переходить к практике. Выберите фотографию и загрузите её в программу «ФотоМАСТЕР». На панели сверху кликните по разделу «Композиция». Выберите в меню справа опцию «Кадрирование» и приступайте к работе!


Шаг 1. Выберите сетку

Для вашего удобства в программу встроена подборка сеток, которые сделают процесс кадрирования фото максимально комфортным, быстрым и, самое главное, правильным. При работе с портретом лучше всего подойдут варианты «Золотое правило» и «Правило трех». Во время расположения фото ориентируйтесь на линии, находящиеся поверх изображения. Cнимок станет намного эффектнее, если глаза модели расположены на уровне верхней черты.

Если взгляд модели направлен в сторону, то постарайтесь расположить ее рядом с одной из крайних вертикальных линий. Фотография станет намного динамичнее и интереснее!



Также можно использовать сетку «Диагональ». Этот принцип построения композиции хорош тем, что ведет взгляд зрителя через всю фотографию. При использовании этой сетки расположите все основные элементы на фотографии по диагонали. Например, от верхнего правого угла к левому нижнему:



Если вы хотите сосредоточить внимание зрителя на чем-то конкретном на портрете, то с задачей поможет справиться сетка «Золотая спираль». Она также присутствует в программе «ФотоМАСТЕР». Расположите в центре спирали фрагмент фото, на котором хотите сделать акцент. Например, в данном случае это переносица и глаза девушки:


Шаг 2. Настройте границы

При необходимости используйте готовые пропорции фото из каталога: 1:1 (квадрат), 16:9 (кино), 3:2 (iPhone), 4:3 (iPad) или 5:4. Если вы хотите взять за основу изначальные пропорции, то просто выберите соответствующий пункт в списке, тогда программа автоматически создаст рамку специально под ваше фото. Руководствуясь правилами кадрирования фото, ухватитесь мышкой за подсвеченную область и передвиньте ее в нужное вам место.



Вы можете вручную менять размер рамки, добавленной поверх фото: просто потяните любую из линий в нужную вам сторону, тогда эта граница тут же будет скорректирована. Также вы можете повернуть фотографию. Эта функция пригодится в том случае, если на снимке завален горизонт и вам нужно его выровнять.


Шаг 3. Сохраните изменения

Когда работа будет завершена, кликните по кнопке «Применить». Фотография будет мгновенно кадрирована. При необходимости вы можете скорректировать уже произведенную разметку: для этого не надо отменять внесенные правки, достаточно просто вновь вернуться в меню «Кадрирования» и внести желаемые изменения. Далее вы можете улучшить снимок: например, интересно будет смотреться под ретро или рисунок.

Теперь вы легко сможете создать эффектный портрет. Ведь всё, что для этого нужно - установить на свой компьютер программу «ФотоМАСТЕР», кадрировать фотографию и улучшить ее с помощью других инструментов редактора.

Одной из важных составляющих получения хорошей фотографии, наряду с правильным освещением и выстраиванием композиции, является кадрирование. Зачастую под кадрированием понимают простое уточнение границ и формат фотографии в зависимости от конкретного сюжета или авторского замысла фотографа. Хотя вписать сюжет в тот или иной формат изображения можно и в процессе обработки фотографии, задумываться о правильном кадрировании необходимо уже во время съемки. Поэтому в общем смысле кадрирование представляет собой выбор оптимальной точки кадра, ракурса и направления съемки, благодаря которому фотограф акцентирует внимание зрителя на наиболее важных деталях или объектах фотоизображения.

В наши дни, когда у каждого фотографа находится в руках цифровая фотокамера с ЖК-дисплеем, кадрировать любое изображение стало гораздо проще, причем даже не во время съемки, а в процессе постобработки фотографий. Тем более, что возможности современных графических редакторов предоставляют фотографу широкий набор инструментов для обработки изображений, способных изменить не только формат, но и визуальное восприятие каждой фотографии. Но все же не следует слишком переоценивать возможности цифровой обработки, ведь фундаментальная основа фотографии, которая и должна будет заинтересовать зрителя, закладывается именно в процессе съемки.

При постобработке можно только убрать какие-либо ненужные детали или исправить отдельные недостатки фотографии. Увлечение кадрированием готовых фотографий может привести к тому, что при осуществлении съемки фотограф просто перестанет размышлять об оптимальном расположении объектов в кадре, что отразится на качестве его фотографий. К тому же, для качественного кадрирования в графических редакторах необходимо брать за основу снимок самого высокого разрешения, что не всегда представляется возможным.

В той связи еще классик фотоискусства настаивал на том, что осуществлять кадрирование нужно только в процессе съемки, а уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Этого же мнения придерживаются и многие другие известные фотографы. Поэтому основная задача кадрирования заключается в том, чтобы определить границы кадра еще при съемке, поместив все нужные фотографу объекты и детали фотоизображения на ЖК-дисплее или в видоискателе камеры.

В зависимости от выбора точки съемки и ракурса фотографируемый объект может менять свое положение в кадре, тем самым, достигается то или иное композиционное решение снимка. Если композиционное решение выбрано фотографом правильно, то границы кадра будут ограничивать все самое важное, находящееся в снимаемом пространстве.

При кадрировании во время съемки задача фотографа состоит не только в том, чтобы правильно расположить в кадре снимаемый объект, учитывая его положение в пространстве, пропорции или авторский замысел. Важно еще и исключить все детали, которые не будут работать на сюжет, чтобы они не отвлекали зрителя при рассматривании снимка от того главного, что на нем запечатлено.

Каждый раз, нажимая на кнопку спуска затвора своей цифровой камеры, фотограф должен продумать, что он хочет показать в кадре и определить главный объект съемки или детали, на которые нужно сделать акцент. Даже при съемке одного единственного объекта у фотографа есть выбор – приблизиться ли к объекту съемки, чтобы он заполнил собою весь кадр, либо отдалить фотоаппарат, чтобы стало видно, что его окружает.

Это актуально и для пейзажной съемки, где за главным объектом может проглядывать горы или туман, и для портретной фотографии, в которой задний фон может иметь важное значение. От выбора того или иного варианта кадрирования фотоизображения во многом зависит зрительское восприятие. Например, если перед фотографом стоит задача произвести особенное впечатление, то он может расположить объект съемки на всей площади кадра. В то же время окружение и обстановка во многих случаях могут сообщать дополнительные сведения о главном предмете или объекте, помещенном в центр кадра.

Деление кадра

Фотограф может использовать несколько способов деления кадра на части. Главная задача здесь состоит только в том, чтобы обеспечить сохранение правильной взаимосвязи между отдельными объектами. Неудачное деление кадра может привести к некоему смысловому хаосу и, как следствие, к маловыразительной фотографии. При делении кадра фотограф имеет дело с выбором оптимальных пропорций как в классической живописи. Пропорции вызывают определенную реакцию у зрителя, вне зависимости от того соблюдены они или нет. Один из лучших вариантов заключается в делении кадра по геометрическим принципам, то есть с определенным соотношением геометрических объектов и теней.

На протяжении долгого времени художники для построения гармоничных композиций использовали так называемое правило «золотого сечения». В соответствии с ним, определенные точки в художественной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Всего таких точек насчитывается четыре, и они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Если нарисовать воображаемую сетку на изображении, мысленно поделив его на равные части по горизонтали и вертикали, то данные точки получатся в местах пересечения линий.

Правило «золотого сечения» гласит, что человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или изображения. Поэтому если объекты съемки расположить в местах пересечения линий, то они будут соответствовать наилучшему зрительному восприятию. Этим правилом при кадрировании фотографии и выстраивании композиции могут пользоваться начинающие фотографы, однако такой принцип в действительности отнюдь не всегда целесообразно применять.

Данное правило больше актуально для классического искусства, в фотографии же можно использовать более разнообразные приемы выстраивания изображения, подчас действуя интуитивно. В этом плане самым оптимальным подходом к делению кадра на части является накопление личного опыта и натренированность глаза фотографа, который может освоить нюансы построениягармоничного изображения в разных ситуациях.

Деление кадра на части зачастую определяет линия горизонта. Но она может приобретать и «завуалированный» характер (например, когда линия горизонта скрывается за туманной дымкой), что способствует большей концентрации внимания на объекте переднего плана. Достаточно логичным и удобным для зрительского восприятия выглядят фотографии, на которых объекты размещаются слева направо, от более крупного к более мелкому. Хорошие результаты может принести использование техники «кадр в кадре», когда зритель может наблюдать один план через другой, получая, тем самым, более полную и многомерную картину. Рамки внутри рамок приобретают роль своеобразных окон, в которые с интересом заглядывает зритель.

Кадрирование и композиция

Кадрирование и композиция- вещи взаимосвязанные, поскольку при кадрировании требуется соблюсти определенные пропорции и сделать снимок более гармоничным, что естественно невозможно без знаний правил построения композиции. Композиция позволяет представить целостную картину, передать сюжет фотографии и наполнить ее авторским смыслом. При выборе композиционного решения и кадрировании первая мысль, которая приходит в голову фотографу – это расположить объект съемки в центре кадра. Во многих случаях такое решение выглядит действительно предпочтительным, однако оно лишено оригинальности и авторского стиля. В то же время если поместить объект съемки в углу пустующего кадра, то для этого фотографу нужна действительно очень веская причина, иначе композиций снимка, в целом, будет выглядеть уродливой.


Таким образом, кадрирование неразрывно связано с композицией, которая, в свою очередь, определяется задумкой автора. При кадрировании и компоновке снимка следует всегда оставлять небольшое свободное пространство вокруг объекта для свободного движения взгляда зрителя, чтобы не ощущалось каких-либо ограничений. В то же время не стоит забывать, что чем крупнее объект съемки, тем больше его деталей можно будет показать зрителю. Соответственно, если объект выглядит очень интересным и необычным, он, конечно, должен занимать центральное место в кадре, заполняя собой его большую площадь. Это касается и портретов, и съемок редких животных или растений на природе.

Начинающие фотографы зачастую не задумываются о кадрировании и композиции фотографии, они машинально нажимают на кнопку спуска затвора и снимают все подряд. Но при съемке всегда следует обращать внимание на правильное кадрирование и компоновку будущей фотографии, которая должна выглядеть органично и интересно. Чтобы получить качественный результат, соответствующий авторской задумке, требуется уделять внимание ракурсу и направлению съемки, крупности плана, освещенности снимаемого объекта и определению расстояния до него. Здесь фотографу придется воспользоваться накопленными знаниями об основах композиции построения изображения на плоскости.


Хорошо откадрировать портрет – это вам не просто поместить лицо в середину кадра. Кадрировать нужно вдумчиво. Из этого небольшого руководства вы узнаете о пяти техниках кадрирования, которые помогут вам делать действительно привлекательные портреты.

Не обрезайте конечности по суставам

Если вы обрезаете фотографию человека по какому-либо суставу, складывается впечатление, что вы ампутировали человеку конечность. Чтобы такого впечатления не возникало, не обрезайте фотографию по пальцам ног (пусть это и не совсем конечности), лодыжкам, коленям, запястьям, локтям или плечам. Лучше «режьте» по голеням, бёдрам, торсу или по середине между двумя суставами рук. Таким образом, мы увидим часть конечности, зная, что другая её часть просто осталась за кадром. Так что нам не придётся думать о чём-нибудь плохом.

Оставьте пространства лицу



Вы в буквальном смысле должны оставить пространство перед лицом модели. На этой фотографии парень смотрит вправо. Это значит, что справа (перед лицом) вам нужно оставить больше пространства, чем слева. Так на снимке остаётся «пространство для дыхания», смотрящий на фотографию человек может не напрягаться, и модели есть куда смотреть.


Другой вариант тоже возможен. Если вы хотите, чтобы зрители почувствовали клаустрофобию и «застряли» в вашем снимке, тогда поместите лицо модели у края, отобрав у неё «пространство для дыхания».

Притягивайте внимание к глазам модели


Вы ведь знаете о правиле третей? Оно применимо и к портретам. Поместите лицо вашей модели в какой-нибудь интересной части кадра. Так вы дадите зрителям возможность поизучать фотографию вместо того, чтобы просто смотреть в её центр.

Ведите глаза зрителя



Этот совет подходит для любой фотографии. Убедитесь в том, что в кадре нет отвлекающих элементов. Вам нужно смотреть на то, на что будет смотреть человек, увидевший вашу фотографию. Первое, на что мы биологически запрограммированы смотреть, это лицо человека. Затем на любой текст, который заставляет нас хотеть его прочитать. Потом внимание переключается на самый яркий цвет или на часть изображения с максимальным контрастом.
На данной фотографии мы сначала видим лицо парня, а затем бутылку на заднем фоне. Потом мы обращаем внимание на руки, после чего, возможно, на отражение людей справа и в конце на пустоту слева. Элементов, на которые мы обращаем внимание, слишком много, и наши глаза двигаются по снимку слишком беспорядочно.
Обрежьте отвлекающие элементы, и у нас останутся только лицо, руки и окно. Глаза начнут «кружиться» по точкам интереса, а не выписывать хаотичные «кренделя».

Сохраняйте линию волос


Если вы только не делаете портреты с близкого расстояния для кастингового агентства, которое совсем не разрешает вам обрезать какие-либо участки головы, вполне можно что-нибудь «отрезать», но только не избавляйтесь от линии волос. Пока на фотографии остаётся достаточно волос, все будут знать, что «да, у этого человека есть волосы».
Если вы обрежете фото по линии волос, визуально у лба не будет конца, поэтому он будет казаться огромным. И что ещё хуже, модель будет казаться лысой. Если вы хотите убрать линию волос с фотографии, убедитесь, что вы обрезаете достаточно близко к линии бровей, чтобы минимизировать эффект «большого лба». Линия бровей в таком случае станет новой линией волос.


Если вы фотографируете на цифровой зеркальный фотоаппарат, то, скорее всего, вы получите фотографию в формате 8x12. Ваш заказчик хочет купить принт в популярном формате 8x10? Для вас всё становится несколько сложнее. Придётся отрезать часть фотографии, композицию которой вы так старались сделать удачной ещё во время съёмки.
Эту фотографию мне пришлось хорошенько подрезать, чтобы избавиться от всех отвлекающих элементов. Я оставил лишь столько места над головой, чтобы не отрезать верх шапки, и столько места внизу, чтобы руки парня не выглядели «ампутированными».


А как вы кадрируете портреты? Расскажите в комментариях.



Поделиться