Что рассказать своим детям о фотографии. Лучшие детские фотоаппараты

Попробуйте дать в руки ребенку фотоаппарат, и вы увидите мир глазами вашего ребенка. Этот мир потрясающе чудесен и удивителен.

Ребенок видит привычные для нас вещи совершенно по-другому, хотя бы потому, что он смотрит на мир снизу вверх. И благодаря деткам вы получите свежие и необычные кадры: голубое небо с одним облаком, лепесток цветка крупным планом, трещины на асфальте, лапу собаки.

Маленький фотограф

Каждый раз, разглядывая фотографии сделанные дочкой, я восхищаюсь. Я бы никогда не сфотографировала предмет именно так, как это делает Аня.

Благодаря таким фотографиям мы можем лучше узнать своего ребенка. А как же интересно наблюдать за малышом, бегающим повсюду с фотоаппаратом. Наша дочка, например, пыталась сфотографировать свои же ноги в прыжке. Забавно.

Фотосъемка поможет ребенку открыть свой творческий и художественный потенциал, развить чувство прекрасного, и даже почувствовать себя немного взрослее.

Не бойтесь дать фотоаппарат в руки ребенку . Вы выиграете намного больше, чем проиграете.

Идея научить дочку фотографировать у меня появилась, когда ей было около 2-х лет. А реализовалась в 3 года и 5 мес. Возможно это случилось бы и раньше, но я просто не могла дать ей в руки свой дорогостоящий зеркальный фотоаппарат.

Поэтому мы купили «мыльницу». Для дочки. И на случай, если маме лень нести с собой тяжелую технику:).

Для начала объясните ребенку основные правила обращения с фотоаппаратом:

  • Ремешок фотоаппарата всегда должен быть одет на руке. Даже тогда, когда малыш достает фотоаппарат из чехла.
  • Фотоаппарат это сложная техника: если упадет — сломается. И особенно опасно, если фотоаппарат упадет в воду.
  • Нельзя трогать пальцами объектив, потому что на снимках появятся пятна.
  • После съемки фотоаппарат всегда нужно выключать и убирать в чехол.
  • Фотоаппарат – не игрушка. С ним нельзя бегать и скакать.

Думаю, что не стоит сразу рассказывать ребенку все, что вы знаете про фотоаппарат. Хотя многое зависит от возраста, в котором ребенок сделает свой первый кадр.

В 3,5 года для начала я показала дочке всего три кнопки:

  • кнопку включения фотоаппарата;
  • кнопку для съемки кадра;
  • и кнопку просмотра фотографий.

После того, как Аня немного поснимала (прошел день-два) и почувствовала некоторую уверенность в своих действиях, я объяснила ей основные правила фотосъемки и назвала основные «детали» фотоаппарата.

Правила фотосъемки – доступно для детей

  • Держи фотоаппарат крепко двумя руками.
  • Пальчики не должны закрывать объектив и вспышку.
  • Жди, пока на экране появится готовый кадр – до этого момента шевелить руками нельзя.
  • То, что ты видишь на экране (в видоискателе) будет отражено на фотографии.

Именно в этот момент я научила дочку приближать или отдалять кадр, чтобы снять картинку именно так, как она хочет.

О конструкции фотоаппарата ребенку нужно рассказать минимум на «детском» языке не вдаваясь в подробности:

  • объектив – как наш глаз смотрит на картинку, а когда ты нажимаешь на кнопочку, фотоаппарат сохраняет её;
  • вспышка – освещает кадр;
  • видоискатель – нужен для тебя, чтобы видеть какая фотография получится.

Обо всем этом я рассказывала дочке «в процессе», так она лучше усваивает информацию.

Следующее о чем я расскажу Ане – о точке фокуса. Важно чтобы предмет, который ребенок хочет сфотографировать был четким. Поэтому нужно следить за фокусом кадра.

Композиция кадра

То чему НЕ нужно учить маленького ребенка – это композиции кадра. Не нужно навязывать свое мнение о том, как фотография будет выглядеть лучше. Так вы зарубите на корню творческий потенциал ребенка. Пусть ребенок сам пройдет свой путь творческого поиска. Именно это и увлекает детей в фотографии.

Рассматривайте вместе снимки, обсуждайте удачные и неудачные кадры, делайте выводы и ищите ошибки. Пусть ребенок расскажет, какие фотографии ему нравятся, а какие нет и почему.

Со временем ребенок сам поймет, что не нужно фотографировать маму без головы, и научиться обращать внимание на композицию кадра.

Фотоигры с ребенком

И наконец, с фотоаппаратом можно придумать множество веселых игр. Эти игры позволят ребенку развивать свое воображение. А нас, взрослых, они научат смотреть на мир детским глазами.

Изучаем времена года

Возьмите фотоаппарат на прогулку и снимайте все приметы осени: желтые листья, голые веточки деревьев, сухую траву, лужи на асфальте, нахохлившихся воробьев.

Кроме того, что ребенок укрепит свои навыки в фотографии, эта игра:

  • поднимает настроение;
  • развивает наблюдательность;
  • помогает запомнить и на практике изучить времена года;

Да, и вы тоже возьмите с собой фотоаппарат, вместе снимать веселее. Удачные кадры можно распечатать для .

Развиваем наблюдательность

Можно сделать тематическую прогулку и фотографировать: все красное, все встречающиеся цифры, всех птиц или собак, все вывески. Что еще подскажет ваша фантазия?

Выставка

Дома можно устроить выставку детских фоторабот. Распечатайте интересные фотографии (только выбирайте их вместе с ребенком) и разместите их на стене, на холодильнике или магнитной доске. Можно натянуть несколько веревочек на стене и развесить фотографии на прищепки. Пригласите на выставку папу, бабушку. И обязательно подпишите работы.

Вот так весело можно провести время вместе с вашим маленьким фотографом!

Фотографию как творчество, как искусство, любят многие. Многие посвящают этому увлекательному делу массу не всегда свободного времени и сил. Точно так же мы любим и своих детей. А что, если совместить занятия фотографическим творчеством с полезным времяпрепровождением со своими детьми? Нам кажется, что это вполне может стать серьезной победой.

Очень даже можно допустить, что ваш сын или дочка находятся в том возрасте, в котором лишь одно слово про фотокамеру пугает их, и они стремительно покидают помещение. А если такого возраста они еще не достигли - то достигнут совсем скоро. И какой же найти выход из этой ситуации? Как нам, взрослым, суметь получать удовольствие от любимого дела - фотографии, и при этом не забывать про собственных наследников на долгое время?

Короче, если ваши дети уже достаточно подросли, и им стало совсем не интересно быть папиной или маминой фотомоделью, то это означает, что пришло время из моделей превратить их в своих помощников, так сказать, папиных или маминых ассистентов.

Как нам это сделать? Не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, начинаем.

Первый шаг. Автоматический режим и композиция

Стоит только завести разговор об автоматических режимах фотографии, многие, даже не профессиональные, но достаточно подготовленные фотографы, начинают махать руками и затыкать уши. Фи - говорят они. Такие разговоры у них вызывают не то чтобы раздражение, а порой даже и отвращение. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но, тем не менее, на каком-то начальном этапе работы с собственным ребенком вам будет необходимо перебороть себя. Переступить через «немогу». Нужно однажды сделать это. Как рассказывает один из преподавателей детской школы фотографии, имеющий достаточно серьезный опыт работы в этом деле, учить своего сына фотографии дома так, как он учит своих учеников в классе, он бы ни в коем случае не стал. Он твердо убежден, что если бы учил своего ребенка по той же системе, что и учеников в школе, тот никогда бы не взял в руки фотокамеру. В школе же этот педагог каждый урок начинает с наглядных примеров. Например, заводя речь об экспозиции, он показывает им старенький зеркальный пленочный фотоаппарат. Снимает с него заднюю крышку и показывает детям реальные шторки затвора, другие узлы и механизмы, демонстрирует их работу. И ученикам сразу становится ясно - что такое выдержка. Они без труда понимают, что чем больше времени открыт затвор фотоаппарата, тем больше света попадает на светоприемник. Точно так же и с диафрагмой. Всю работу фотоаппарата ученики видят собственными глазами. Все то, что происходит в момент съемки в закрытой сегодня цифровой камере, на примере пленочного фотоаппарата становится им понятным. И лишь потом педагог этой фотошколы начинает объяснять своим юным ученикам основы композиции, работы со светом и многое другое.

Прекрасная методика для работы с группой учеников, не правда ли? Но если по этой методике обучать фотографии собственного ребенка дома - то, уверяем вас, далеко не всегда это может привести к желаемому результату. В чем же кроется причина такого неуспеха? Дело в том, что всевозможную теорию они изучают в обычной школе. И в школе же им надоело сидение за партами, общение на уровне «учитель - ученик», вопросы и ответы у доски, домашние задания, контрольные работы и прочее, и прочее. А тут дома этими же заморочками будет пичкать мама или папа. Ну какому ребенку, скажите, это может понравится? И вам бы самим не понравилось, согласитесь. Наши дети хотят от нас живого, непосредственного общения, хотят просто фотографировать с нами, не более того. И вот в этом общении их и нужно учить. Проще говоря, учить своих детей без внешних ярко выраженных признаков процессов обучения.

Большинство родителей многому научили своих детей еще до того, как они пошли в школу. Тот же самый принцип очень хорошо подходит и для знакомства собственного ребенка с искусством и практикой фотографии. Как уверяет уже упомянутый педагог детской фотошколы, уроки со своими учениками в классе он всегда начинает с изучения технических аспектов фотографии. А вот дома занятия фотографией с собственным сыном он начал со знакомства с основами композиции, отложив на потом устройство фотоаппарата.

Всем известно, что композиция - это некие законы и правила размещения объектов на плоскости. В случае с фотографией - это расположение объектов съемки в рамках, очерченных границами кадра. Но педагогу, человеку взрослому, при работе с детьми нужно учитывать одну деталь, про которую многие часто забывают. Дело в том, что ребенок несколько по-иному смотрит на мир, нежели взрослый. Его точка зрения, если так можно выразиться, менее выгодна, чем точка зрения взрослого фотографа. Вот поэтому прежде чем начать заниматься фотографией с собственным ребенком нужно постараться опуститься на его уровень, попробовать посмотреть на окружающий мир, на всё то, что находится вокруг нас, его, ребячьими глазами. Выходя на съемку с целью научить чему-то своего ребенка, можно вообще оставить дома свои крутые зеркалки. Возьмите лучше простенький компакт. Да даже и iPhone для этой цели прекрасно подойдет. iPhone вообще замечательная штука для того, чтобы изучать композицию фотографического кадра. На его экране в реальном времени отображается всё то, что находится перед объективом. Именно это и позволяет взрослому родителю-учителю показать своему ребенку-ученику на практике то, как нужно грамотно и правильно переносить всю эту картинку в границы кадра. Как раз в эти минуты у вашего ученика и включается творческое мышление, он начинает пробовать самовыразиться в процессе фотографирования. Более того, применяя на практике такую методику обучения, вы получаете великолепную возможность получше, поглубже проникнуть в мысли своего собственного ребенка. Вполне возможно, что вы подсмотрите в этих его мыслях что-то полезное и интересное для себя, для своего дальнейшего творчества.

На этом этапе собственно нажатие на спусковую кнопку фотоаппарата уходит на второй план. Главное - научить маленького человека творчески мыслить.

Второй шаг. Что снимать.

Теперь вам нужно подумать о том, что, по вашему мнению, в основах фотоискусства самое сложное и непонятное. Вспомните те времена, когда вы сами начинали постигать фотографию. Что для вас тогда было самым неинтересным, самым сложным? Воскресите в своей памяти всё это и - постарайтесь от всего этого избавиться! Чем больше вы приложите для этого усилий, тем увереннее гарантия того, что искусство фотографии заинтересует вашего ребенка.

Для начала давайте попробуем фотографировать неподвижные и привычные в быту объекты, вещи и предметы. Ну, например, вид из окна вашего жилища, мебель, в вашей комнате, игрушки ребенка… Объектом съемки может стать всё что угодно, хоть забор в вашем дворе, хоть крышка канализационного люка на вашей улице. Помогите ребенку выбрать объект съемки. Пусть этот объект будет «бесстрессовым», понятным ему. Если этот выбор будет сделан правильно, то шансы на успех станут намного реальнее. Тут нужно понять и принять то, что ваши закостенелые творческие взгляды на мир, на фотографию в целом, несколько ограничиваются вашей взрослостью и опытностью. Дети же непосредственны и естественны, их не давит опыт прошлого, взрослые понятия о творчестве, знания основ композиции. Как раз это и позволяет им выдвигать порой невообразимые, невероятные творческие идеи, находить оригинальнейшие композиционные, цветовые и световые решения. Вам, и как учителю, и как родителю, нужно стараться быть как можно открытее для этих детских идей. Не бойтесь, разрешайте ребенку генерировать эти идеи. Не сковывайте его творческий порыв, не подрезайте крылышки этому юному творцу в самом начале его творческого полета!

После того, как ваш ученик станет несколько увереннее чувствовать себя при ловле в рамку фотографического кадра своих мыслей, наступает пора поиграть с ним в новые игры, поставить перед ним новые задачи. Это как раз тот период, когда интерес ребенка к фотографии пойман вами. Теперь вашей главной задачей становится удержать то, что вы вместе с ребенком поймали. Не растерять эту драгоценность, не распылить ее. Превратить процесс дальнейшего обучения в веселый, завлекающий, интригующий. Для этого есть отличный способ - тематические фотосессии. Ну, например, «треугольники», «окна», «синее», «вода», «стены» и т.д. Такие фотосессии вовлекут в творческий процесс обучения воображение вашего ученика, расширят его фотографический, да и не только фотографический, взгляд на мир, на всё то, что его окружает.

Третий шаг. Может быть, уже пора завести разговор об экспозиции?

Ну вот. Ваш ребенок познакомился с композицией, узнал, как выбирать то, что снимать. Теперь он находится в выгоднейшем положении! Он уже может начать задавать вам вопросы о том, например, почему фотографии получаются темнее, чем ему хочется, или светлее. Почему они резкие, а почему нерезкие. Более того, он уже сам может попытаться ответить на эти вопросы, сам может кое в чем разобраться! К этому моменту, хочется думать, что вы и сами будете уверены в своем понимании экспозиции и взаимодействии выдержки, диафрагмы и светочувствительности. На первый взгляд, всё выглядит просто замечательным. Но… Но ваш любимый сын смотрит на вас совершенно непонимающими глазенками, хлопая при этом длинными ресницами… Ну что вы удивляетесь? Зачем пытаетесь ему объяснить, что такое глубина резко изображаемого пространства? Он еще не понимает этого. Рано ему еще это понимать.

Ну и что теперь прикажете делать? Как разрулить ситуацию? Всё достаточно просто. Даже проще, чем может показаться. Нужно продолжать обучение вашего чада наглядно и с помощью примеров.

Зайдите в одну из комнат своего дома. В такую, в которой одно окно. Закройте шторы. Всё. Теперь вы находитесь внутри фотоаппарата. Стены комнаты - это светонепроницаемый корпус фотокамеры, а окно и шторы на нем - это огромная действующая модель затвора и диафрагмы. Хорошо, если ваш ребенок поймет это сразу, с ваших слов. Если не поймет - приведите модель в действие. Приоткройте шторы чуть-чуть. Это будет маленькое отверстие диафрагмы. Раздвиньте их полностью, дайте свету с улицы широкую дорогу. Вот вам и полное открытие диафрагмы. А теперь опять закройте шторы. И откройте их на секунду. И снова закройте. Это сработал затвор. Это - выдержка. Откройте и закройте шторы медленно. Вам уже понятно, что это будет моделирование длинной выдержки? А теперь переходим к комбинациям ширины открытия штор и времени их открытия. Понятно зачем? Всё правильно. Так на вашей модели затвора вы покажете ребенку, что такое экспозиция и как можно регулировать количество света, которое попадает внутрь фотокамеры. Теперь любой ребенок легко поймет это.

Следующий этап, следующий вопрос. Как объяснить ребенку, что такое светочувствительность и как показать ему это на нашей модели фотоаппарата? Тут вам на помощь придут самые обыкновенные солнцезащитные очки. Все мы, взрослые фотографы, прекрасно знаем, что светочувствительность, то есть значение ISO, это не мера количества света, который проникает на светоприемник фотокамеры. ISO - это мера чувствительности матрицы (или раньше - фотопленки) к попадаемому на нее свету. Всё это можно легко объяснить ребенку, посмотрев на опыты, которые мы ему демонстрируем, через солнцезащитные очки и без них. Таким нехитрым способом вы легко докажете ему, что количество света, который проник сквозь окно в комнату, осталось неизменным, независимо от того, в очках вы сейчас или без очков. Но вот если вы в очках - то вы видите меньше света. Если очки снять - света вы увидите больше.

Четвертый шаг. Повеселимся?

Теперь настало время самого важного совета, самой главной рекомендации. Вот она: на всё происходящее нужно смотреть в истинном свете. О чем это мы? А вот о чем. Кто же будет спорить с тем, что в первую очередь мы любим своего ненаглядного ребенка, а уж только потом - фотографию? Во всем процессе домашнего обучения фразы типа «Ты делаешь это неправильно» и им подобные должны быть запрещены. Причем, запрещены категорически (вспомните табличку, которая висит на некоторых дверях: «посторонним вход строго запрещен»)! Дайте своему любимому ученику, собственному ребенку, право на ошибку. Несовершенство в его работе непременно должно присутствовать. Вы должны научиться наслаждаться этим, а не раздражаться подобными проявлениями творчества. Используйте эти ошибки на пользу себе. Но при этом ни в коем случае не забывайте, что ваш ребенок - это ваш ребенок и он видит вас как рентген - насквозь. Как только он поймет, что вы чересчур стали на него давить, что вам стало скучно общаться с ним, всему обучению наступит конец. Все ваши усилия по восстановлению контакта при обучении фотографии станут попросту тщетными. Вспомните себя, когда вы учились фотографировать, когда вы только что взяли в руки фотоаппарат. Ведь настоящим и опытным фотографом вы стали не за один день, не за один час. Вы долго и упорно шли к этому. Вы работали над собой. И если вы будете своему ребенку хорошим и ненавязчивым наставником, а не просто родителем, то и он станет хорошим мастером своего, то есть вашего уже общего дела. И, кто знает, вполне возможно, когда-нибудь создаст настоящий шедевр и превзойдет своего учителя. То есть вас.

Дети любят фотографироваться, а еще чаще - хотят фотографировать сами. Родители побаиваются вручить трехлетнему сорванцу дорогую "игрушку", но с возрастом ребенок становится более сконцентрированным, не стоит лишать его радости. Давайте поговорим о том, как дать ребенку фотоаппарат, что сказать, чему научить.

Возраст, с которого можно допускать ребенка к подобной технике, зависит от сложности самой техники, желания ребенка и вашего терпения. Можно держать фотоаппарат в четыре руки в три годика, обязательно закреплять на ручке ребенка шнурок фотоаппарата в 4 года, вполне спокойно можно вручать ребенку фотоаппарат в 6 лет. Сразу необходимо объяснить то, что как только фотоаппарат упадет или ударится об стену - он может поломаться. К слову, предупредить о том, что под водой фотоаппараты не плавают, тоже не помешает.

Первые фотографии ребенка скорее будут похожи на его первые рисунки - непонятные полосы, отсутствие фокуса, невнятные композиции. Это не зависит от возраста или художественного чутья. Первые пара десятков, а то и сотен кадров будут просто копированием поведения взрослых - нажать на кнопку, увидеть вспышку, обрадоваться результатам, каким бы то ни было. Если в три года малышу еще не объяснить сложности фокусировки или работы с автофокусом, то в 5 лет мелкая моторика пальцев разовьется достаточно, чтобы удерживать кнопку спуска, ожидая, пока фотоаппарат настроит фокус.

Рассказывать малышу секреты композиции, постановку света и тени, другие мелочи - не стоит. Вряд ли вы найдете нужные и понятные слова. Можно подсказать, как снимать портреты людей, чтобы в кадре не оказывался чей-то нос и кусочек подбородка, можно показать, гуляя с ребенком, как снимать предметы с разных ракурсов. Не перегружайте ребенка терминами, стройте все на игре и прикладном опыте. Кроме того, случайные кадры, снятые "от бедра" могут быть очень необычными.

Детские фотографии немного отличаются от фотографий взрослых, хотя бы тем, что ребенок намного ниже ростом, он на все еще смотрит снизу вверх. Необычный ракурс может испортить портрет мамы или папы в полный рост, но непривычно зафиксирует пространство при съемке интерьера или любого примелькавшегося предмета. Фотография поможет ребенку заинтересоваться природой, жизнью животных и насекомых - фотоохота очень захватывает. Главное обязательно просматривать снимки вместе с ребенком, отвечать на его вопросы о том, как сфотографировать тот или иной предмет. Научите его пользоваться макросъемкой и функцией приближения объекта (зумом), объясните, как настроить баланс белого на цифровом фотоаппарате, режим солнышко и тучка на пиктограммах в меню фотоаппарата понятны без слов.

Если вы дарите малышу фотоаппарат, или даете ребенку пользоваться своим фотоаппаратом, цифровым или пленочным, обязательно показывайте кнопки, на которые нельзя нажимать - кнопка удаления кадров на цифровике и кнопка открытия корпуса на пленочном фотоаппарате. Объясните, почему нельзя трогать пальцами объектив, покажите, как держать руки, чтобы не закрывать объектив и вспышку (в фотоаппаратах-мыльницах визир отделен от объектива, можно спокойно отснять целую пленку с ладошкой юного фотографа). Быть может, ваш ребенок вырастет и выберет фотографию, как профессию, а может быть, вы подарите ему хобби на всю жизнь, этого не знает никто. Однако если у ребенка есть стремление к процессу и интерес к результатам, не стоит ограничивать малыша, фотоаппарат всего лишь средство для познавания мира. Разумеется, для такого детского увлечения необходим самый простой, и желательно прочный фотоаппарат, и немного родительского терпения.

Ну, а как только результаты начнут приносить удовольствие, можно заняться печатью фотографий, подбором рамок. Фотография, сделанная ребенком, будет неплохим подарком на день рождения для бабушек и дедушек. Можно предлагать ребенку постановочные фотосессии, например, по мотивам мультиков или прочитанных книг, фотография кукольного чаепития или выставленных для захвата замка солдатиков - что угодно. Ребенок может стать фото-корреспондентом на вашем дне рождения или во время прогулки. Вас и малыша ждет незабываемое времяпровождение!

Практически каждый фотограф, да сегодня и не только фотограф, а даже самый обыкновенный фотолюбитель или вообще просто владелец фотоаппарата (а таковыми сейчас являются, в общем-то, 99% людей), прекрасно знают, что фотографирование детей - дело не из самых легких. Конечно, работа с каждым ребенком у фотографа индивидуальна, и каждая съемка никогда не будет похожа на другую, подобную, но, тем не менее, есть в этом деле некие общие моменты, некоторые общие критерии. Вот об этом мы сегодня и решили с вами поговорить. В этой статье мы постараемся дать вам несколько практических советов по фотографированию детей. Надеемся, что наши советы хоть чем-то помогут вам.

1. Начинаем с самого простого

Первый кадр всей фотосессии мы предлагаем сделать самым простым, можно даже сказать, банальным. Посадите ребенка на стул, и пускай он просто будет прямо на нем сидеть и смотреть непосредственно в объектив вашей фотокамеры. В начале съемки фотограф должен в основном уделять внимание непосредственно самому ребенку, его эмоциям, а не тому, что его окружает.

2. Мечтательность. А что? Интересно!

Давайте попробуем изобразить фотографируемого ребенка в образе мечтателя. Как добиться этого? Не так уж и сложно, как вам может показаться на первый взгляд! Для этого нужно попросить вашу начинающую фотомодель смотреть куда-нибудь в сторону, так сказать, за пределы того пространства, которое будет входить в границы кадра. Ну, например, скажите ребенку, чтобы он внимательно рассматривал картину, висящую на стене. Хорошо, если это будет так называемая сюжетная картина, с обилием деталей. Тогда она надолго может привлечь внимание маленького человечка, и вы с успехом сможете сделать вплоть до нескольких десятков кадров, из которых потом наверняка выберете хороший!

Такие снимки хорошо делать в начале фотосессии. В это время ребенок обычно бывает пока еще спокоен, он не устал от непривычной обстановки, от вас, фотографа, человека незнакомого и, как ему кажется, назойливого.

3. А теперь - развеселим ребенка!

Попробуйте чем-либо развеселить вашу модель! Скажите, чтобы он сделал что-нибудь смешное. Ну, например, смешную гримасу на личике изобразил, или сам себе «поставил рожки». Всё это поможет малышу расслабиться, снимет с него напряжение и усталость. И тогда ребенок станет таким, какой он есть на самом деле, то есть - ребенком! И все эти шалости, все эти игры - снимайте, снимайте и снимайте! На дворе не 19 и не 20 века, у вас нет никакой необходимости жалеть фотопленку!

4. Фотографируем с уровня глаз ребенка

Как известно, ребенок обычно бывает намного ниже взрослого человека (за редким исключением, конечно!). И если вы будете фотографировать малыша с уровня глаз человека взрослого, то снимки получатся не очень красивыми и даже просто невыразительными. Хотя, в прочем, в некоторых случаях такой ракурс может быть оправдан и даже очень хорошо сыграть на портрет в целом. Но чаще всего ребенка фотографируют с уровня высоты его глаз.

5. Фотографируйте в режиме непрерывной съемки

Это нужно для того, чтобы не упустить самый лучший момент, чтобы сделать самый подходящий, самый эффектный, и, возможно, просто потрясающий кадр, который впоследствии восхитит зрителя. Режим непрерывной съемки легко установить практически на любом, даже самом простеньком, фотоаппарате. Работая в таком режиме, одно нажатие вами спусковой кнопки затвора заставляет его, затвор, срабатывать несколько раз в секунду. То есть, проще говоря, делать сразу целую серию снимков. Почти как в кино. И из этой серии вы уж наверняка выберите пристойный, именно самый хороший, кадр!

6. Не забывайте и про других людей!

Смело включайте в кадр и других людей, присутствующих при съемке! Задействуйте маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. Даже собаку! Она ведь тоже своего рода член семьи маленького человечка, которого вы фотографируете! Кроме того, что такие групповые снимки приятно разбавят весь ряд фотопортретов малыша, в процессе работы другие люди отвлекут его внимание от фотографа, и он будет вести себя намного естественнее, что непременно скажется на качестве снимка.

Техническая сторона вопроса

7. Выдержка при съемке

Всем известно, что дети, особенно маленькие, и особенно мальчики - известные непоседы. Вот поэтому и снимать их нужно на довольно большой скорости затвора. То есть при выдержке не менее 1/160 - 1/200 доля секунды. Ведь в любой момент ваша модель может сделать непредсказуемое и резкое движение, и снимок будет элементарно смазан.

Очень хорошо детей фотографировать в режиме приоритета выдержки. На элементах управления фотокамер — это режим обозначается символами Tv или S.

Если вы решили сфотографировать ребенка в движении, ну, например, при беге или в прыжке, то снимать вам придется на еще более короткой выдержке. Вплоть до 1/300 и даже до 1/800 долей секунды. А чтобы снимать на таких выдержках, нужно иметь достаточное количество освещения. Вот поэтому мы рекомендуем делать подобные снимки на улице, в ясный и солнечный день.

8. Важность кадрирования

Кадрировать детские снимки всегда нужно с некоторым запасом во все четыре стороны кадра. Дело тут в том, что ребенок в любой, порой даже самый неподходящий момент, готов выскочить, выпрыгнуть «за пределы кадра». Вот поэтому нужно оставлять для этого прыжка некоторый запас. Это позволит вам не «отрезать» у ребенка некоторые части его тела. Особенно часто обрезаются ноги, точнее, ступни. А лишнее пространство в кадре вам будет очень легко убрать в процессе постобработки фотографии на компьютере. Функция кадрирования есть во всех, даже самых простейших, графических редакторах.

9. Светочувствительность (значение ISO)

При фотографировании детей многие фотографы светочувствительность рекомендуют поднимать. Нужно это в первую очередь для того, чтобы уменьшить выдержку, при этом широко не открывая диафрагму. Всё это в комплексе даст вам достаточно хорошую глубину резко изображаемого пространства. Если вы работаете несложной компактной фотокамерой с маленькой матрицей, то самым большим для вас значением светочувствительности может стать всего лишь 400 единиц ISO. Зеркальные же фотоаппараты даже любительского уровня позволяют снимать и при 800 единицах ISO. Ну, а серьезные фотокамеры профессионального уровня дают возможность делать снимки при 3000-5000 и выше единицах ISO.

10. Фокусирование при детской съемке

Для детской фотосъемки очень хорошо использовать светосильные объективы. Светосила их должна быть около f/1,8 или f/2,8. Дело тут в том, что снимая в помещении при выдержке в 1/200 долю секунды, для того, чтобы сделать технически качественный кадр не всегда бывает достаточно света. Именно по этой причине фотограф, работающий в этих условиях, вынужден открывать диафрагму до достаточно больших значений. А это, как вы сами наверняка понимаете, неизбежно ведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Фокусное расстояние и диафрагму мы рекомендуем выставлять таким образом, чтобы глубина резко изображаемого пространства была бы, как минимум, такой, чтобы в резкости было всё лицо модели полностью. Ну, а уж если нет возможности достичь большой глубины резкости, фокусироваться нужно так, чтобы идеально резким был глаз, который расположен ближе к фотокамере.

Если вы фотографируете ребенка в движении в полный рост, то систему автоматической фокусировки можно отключить, то есть на резкость наводить вручную (на подавляющем большинстве фотокамер эта функция легко отключается, посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату). Для того, чтобы снимок движущегося ребенка был идеально резким, надо заранее «прицелиться» в нужное вам место, попросив кого-нибудь из помощников встать в эту точку. Ну а потом, когда ребенок будет бежать в ту или иную сторону и окажется в нужном вам месте, плавно нажать на спусковую кнопку затвора. Кстати, никогда не нажимайте на спуск резко, рывком. Даже в таких ситуациях, как вышеописанная, и снимая на коротких выдержках. Эта резкость движения кисти вашей руки, особенно при недостаточном опыте работы и при съемке маленькой и легкой «мыльницей», легко может вызвать смазку изображения.

Описанный выше метод работы очень хорошо подходит и для съемки различных детских спортивных соревнований или подвижных игр наших малышей.

11. Не забываем и о безопасности!

Как мы уже сегодня неоднократно говорили, дети, особенно маленькие, всегда весьма непредсказуемы. Вот по этой причине рекомендуем вам при работе с ними принять определенные меры безопасности. Ну, во-первых, это касается вашей фотоаппаратуры. Настоятельно рекомендуем защитить объектив нейтральным светофильтром или хотя бы блендой. Ребенок может просто-напросто потрогать его своей ручонкой, которая, не исключено, что окажется грязной. Да и вообще старайтесь не оставлять свою аппаратуру без присмотра. Малышу всегда хочется поиграть с незнакомыми предметами, а то и попробовать их на вкус. Особенно часто в том плане страдают фотокамеры, установленные на штативе. Ну, а различные провода осветительных приборов, да и сами эти осветительные приборы, как известно, находятся под электрическим напряжением и вызывают непосредственную опасность здоровью, а то и жизни вашей модели.

Ну вот, пожалуй, и всё, о чем мы хотели вам сегодня рассказать. Надеемся, что наши советы пригодятся вам, хоть как-то пойдут на пользу. Попробуйте применить их на практике при первой же представившейся возможности. Мы думаем, что результатами своей работы вы будете приятно удивлены.

48760 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!



Поделиться