Что говорят рабочие «Уралвагонзавода», которых не пустили к Путину. АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод

Министерство обороны считает танки на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» слишком дорогими и не планирует закупать их у «Уралвагонзавода», заявил в конце июля зампред председателя правительства, курирующий оборонную промышленность, Юрий Борисов. Танки на базе платформы «Армата» (Т-14) несколько последних лет преподносились как главная военная разработка корпорации, в 2019 году их планировали начать массово поставлять российской армии. Подобная смена риторики федеральных властей с высокой долей вероятности негативно отразится на результатах деятельности предприятия, которое и так, судя по всему, намерено повысить инвестиционную привлекательность за счет оптимизации фонда оплаты труда.

Напомним, танки нового поколения Т-14 на единой боевой платформе «Армата» корпорация УВЗ изначально планировала начать поставлять вооруженным силам РФ в 2015 году, однако позже срок серийных поставок перенесли на 2017 год. По заявлениям руководства предприятия, до 2020 года УВЗ рассчитывало поставить 2,3 тыс. ед. техники.

В конце декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переходе НПК «Уралвагонзавод» в состав госкорпорации «Ростех». В марте 2017 года на предприятии сменился гендиректор Олег Сиенко, при котором разрабатывалась новинка. Его должность получил бывший замминистра промышленности РФ Александр Потапов.

После этого на предприятии были все имиджевые проекты, контрагенты корпорации массово сообщают о низкой платежной дисциплине и взыскать задолженность через арбитраж.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов еще в феврале 2018 года заявил о готовности продать до 100% акций научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ), когда госкорпорация сможет найти инвестора. По оценке С. Чемезова, сделка станет возможной ориентировочно через три года после того, как актив «приведут в порядок».

Отметим, что сейчас финансовая ситуация на УВЗ, очевидно, достаточно сложная. В 2014 году чистый убыток организации по МСФО составил 5,3 млрд руб., в 2015 году - 16,4 млрд руб., в 2016 году - 4,5 млрд руб. В I полугодии 2017 года показатель составил 3 млрд 133 млн руб., что на 39,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. После этого финансовую отчетность предприятия закрыли для публики. Однако судя по тому, что по итогам 2017 года предприятие не стало выплачивать дивиденды, вполне возможно, что и в прошлом году деятельность предприятия была убыточной.

В таких условиях работники небеспочвенно опасаются, что новое руководство УВЗ будет повышать инвестиционную привлекательность предприятия не только за счет избавления от непрофильных активов, но и оптимизации трат на персонал. В прошлом году на предприятии массовое тестирование сотрудников на выявление психических отклонений. Тогда работники корпорации предполагали, что результаты тестирования впоследствии могут быть использованы против самого персонала при конфликтных ситуациях с начальством.

К осени 2018 года УВЗ планирует сократить 46 работников головного предприятия в Нижнем Тагиле и уволить 8 работников «Уралтрансмаша» в связи с организационно-штатными мероприятиями, сообщили УрБК в департаменте по труду и занятости Свердловской области.

В пресс-службе предприятия появившуюся в СМИ информацию о готовящихся сокращениях сначала полностью опровергли и назвали попыткой дискредитировать корпорацию.

«Информация о том, что на УВЗ будут сокращены «тысячи сотрудников», относится к разряду слухов. Они распространяются с целью попытаться дискредитировать группу предприятий, производящих стратегическую важную для страны продукцию. Корпорация Уралвагонзавод не ожидает падения загрузки производственных мощностей и не испытывает дефицита в заказах. Поэтому массовых сокращений на предприятиях холдинга не планируется», ― ответили УрБК в пресс-службе на официальный запрос и посоветовали пользоваться для получения точных данных официальным порталом УВЗ, на котором не было свежих публикаций с 10 июля 2018 года.

Позже высвобождение работников Уралвагонзавода и Уралтрансмаша на предприятии назвали «переводом в другое подразделение», что противоречит поданному в департамент по труду и занятости уведомлению.

«Сокращений на УВЗ нет. Есть процедуры перевода из одного подразделения в другое с соблюдением всех требований законодательства. У несведущих людей они вызывают недоумение», ― прокомментировали в пресс-службе предприятия.


Ответ департамента по труду и занятости Свердловской области на запрос УрБК

По данным источников УрБК, с 2016 года корпорация начала ужесточать различные требования к персоналу. С тех пор работников УВЗ немассово сокращают, высвобождая одного за другим. Вероятно, что такая плавная волна увольнений может пройти незамеченной для общественности, а потому позволяет избежать ненужного руководству УВЗ негативного удара по имиджу. Вместе с тем выбранная стратегия лишь подтверждает опасения работников предприятия о желании оптимизировать затраты за счет персонала.

"Уралвагонзавод", ставший символом ядерного электората Путина, нуждается в поддержке, а рабочие судятся из-за невыплат зарплат. Русская служба Би-би-си встретилась с теми рабочими, которых не позвали на предвыборную встречу с президентом.

Кандидат в президенты Владимир Путин за две недели до выборов и через несколько дней после самого воинственного послания федеральному собранию за три своих президентских срока. Правда, цитадель российских танков он осмотрел , успев за это время поговорить с рабочими и с участниками "Форума рабочей молодежи".

Встретившие Путина рабочие просили Путина решить проблему закрывающихся вузов и построить легкоатлетический манеж. Путин кратко пообещал решить проблемы, посмотрел, что делает завод, и похвалил продукцию: "Какие красивые вагоны вы делаете".

Впервые Путин побывал тут в 1999 году, и нынешний его визит на "Уралвагонзавод" - уже четвертый, вспоминает мэр Нижнего Тагила Сергей Носов. Он напоминает, что в 2009 году, когда у завода начались серьезные экономические проблемы, премьер-министр Путин решил выделить на его поддержку 26 млрд рублей, что позволило спасти предприятие. И спустя три года благодарные рабочие ответили Путину взаимностью.

В 2011 году, после массовых митингов протестов против фальсификаций на выборах Госдумы, начальник сборочного цеха "Уралвагонзавода" Игорь Холманских предложил Путину .

Мужики, правда, доехали митинговать только до Екатеринбурга. Холманских спустя несколько месяцев был назначен полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе.

"Кто-то зашатался"

Евгений и Максим Соложнины работают в цеху по сборке вагонов. С 1936 года там не проводилась реконструкция, и условия работы они называют просто ужасными.

Максим - сварщик, а его отец Евгений - обрубщик. Их работа - делать боковую раму тележки вагона.

За шум, пыль и тяжелые условия труда им полагалась компенсация: в их цеху зарплата была самой высокой на заводе, где в среднем рабочие получают по 50-70 тысяч рублей в месяц.

Но в прошлом году высокие компенсации закончились, а цех остался прежним.

"Осенью прошлого года руководство завода кардинально снизило нам зарплату. Мне на 70%, отцу - на 40%", - рассказывает Максим Соломин.

По их мнению, руководство завода таким образом попыталось снизить себестоимость вагона, чтобы конкурировать с Тихвинским заводом.

"Но там производство роботизировано, а на "Уралвагонзаводе" все по старинке и делается вручную, как и 70 лет назад", - говорит Евгений.

Сначала Соложнины пытались обратиться к руководству завода, но безуспешно. В конце прошлого года вместе с 30 другими рабочими подали два коллективных иска к "Уралвагонзаводу". В начале 2018 года суд , указав на недостаточность аргументации. Сейчас они ожидают решения по апелляции в областном суде.

Пресс-секретарь Уралвагонзавода Дмитрий Калениченко в ответ на просьбу прокомментировать иск заявил, что на предприятии пересмотрели нормы выработки в связи с тем, что была повышена технологичность производства боковых рам и обрубщики стали тратить меньше времени на исправление дефектов.

При этом, по словам Калениченко, уровень зарплат работников остался на прежнем уровне, а документы, представленные ими в суде, отностятся к месяцу, когда на заводе проводилась забастовка и многие сотрудники ушли на больничные.

62-летнего Евгений отстранили от работы, объяснив это заботой о здоровье (Соложнин подчеркивает, что медосмотр перед этим не проводили).

"Обещали перевести на какую-то другую работу. Надеюсь все же, что что-то предложат", - кивает Евгений.

Сокращения зарплат - только одна из проблем завода. За последние несколько лет он взял несколько кредитов, которые не может погасить. Компания теряет заказы и испытывает трудности с закупкой оборудования из-за западных санкций. А в прошлом году УВЗ был передан в госкорпорацию "Ростех", что объяснялось "сложным финансово-экономическим положением предприятия".


"Поддержать шатающихся"

Рабочие завода, пожаловавшиеся на невыплату зарплат, "через разных посредников", но ответа не получили. Они уверены, что Путину о ситуации на заводе просто не докладывают, иначе бы он обязательно разобрался и вернул справедливость.

"Но он сейчас больше в международных делах. Лучше бы он уже обратно переключился на то, что у нас внутри страны происходит", - разводят руками Соложнины, хотя подчеркивают, что полностью поддерживают решение присоединить Крым и начать военную операцию в Сирии.

На встречу с Путиным на заводе Евгений и Максим Соложмины не попали. Впрочем, из нескольких почти тридцати тысяч сотрудников комплекса чести встретиться с главой государства удостоились лишь пара десятков.

"Нас на такие мероприятия, особенно с президентом, никто не пустит. Потому что мы не молчим, мы говорим о своих проблемах", - говорит Максим Соложмин.

О том, кого позвали на встречу рабочие высказываются в комментариях:

"Несколько знакомых лиц увидел в этой массовке, но они никогда работягами не были. Настоящих мужиков туда близко не подпускают, а эти все ряженые".

"Если посмотреть на последнее фото то на нем нет простых работяг (станочников, слесарей и т.д.) только ИТР. Зачем устраивать показуху. Такое впечатление складывается что Потапов Александр Валерьевич взял тот же курс, что и его предшественник".

В день визита часть рабочих была отправлена домой, а проходы между цехами в прямом смысле заколотили.

Те, кто попал на встречу с главой государства, о таких проблемах и правда не говорили.

"Зарплаты на "Уралвагоне" растут, а условия работы улучшаются", - такими словами попрощались с Путиным участники встречи.

Мэр Нижнего Тагила , что стабильность все-таки рабочие отстояли. "Стабильность уже есть в России. И это к удивлению наших западных партнеров, как бы кто ни старался", - улыбается в разговоре с корреспондентом Сергей Носов. Но и сейчас в случае чего жители города, многие из которых работают на Уралвагонзаводе, готовы ее гарантировать своей силой духа, уверяет он.

"В 2011-12 годах, наверное, кто-то дрогнул, кто-то зашатался. Но Урал - опорный край державы. Поэтому мы всегда готовы поддержать шатающихся, чтоб не шатались", - говорит Носов.

Поддержка Путина по прежнему важна не только Соложниным, но и заводу в целом.

За последние несколько лет в завод вложены миллиарды рублей, но годовые отчеты предприятия говорят о том, что финансовые вливания никак не повлияли на рентабельность предприятия, отмечает представитель профсоюза "Солидарность" Павел Сергиеня.

УВЗ погорел на вагонах и вагонных тележках, надежды на господдержку в виде ужесточения регулирования этого рынка на протяжении нескольких лет не оправдывались, говорил газете "Ведомости" редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. По его словам, большая часть долгов УВЗ была обусловлена инвестициями в производство гражданской продукции, прежде всего вагонов, а также дорожной и строительной техники.

"Всем очевидно, что без поддержки федерального центра завод просто не выживет. Или придется закрыть половину завода - весь сборочный конвейер вагонов сейчас фактически субсидируется. Это будет иметь катастрофические последствия для города. Без работы останутся около 5 тысяч человек. Основная часть людей занята именно на производстве вагонов", - отмечает Сергиеня.

В пресс-службе Уралвагонзавода изданию подтвердили, что от предыдущего менеджмента предприятию достались серьезные долги.

Кроме того, пресс-секретарь предприятия Дмитрий Калениченко отметил, что непростое финансовое положение Уралвагонзавода также было во многом связано со стагнацией на рынке вагоностроения.

"Сегодня ситуация стабилизировалась. Предприятие избавляется от непрофильных активов", - сообщил Калиниченко.

Пересмотр расценок на производство деталей и увеличение объёмов выпуска, проведённые в сентябре на «Уралвагонзаводе», вызвал массовое недовольство рабочих, о котором мы уже писали . На нарушение закона со стороны руководства предприятия указали как в Федерации профсоюзов Свердловской области, так и в независимом профсоюзе «Солидарность», также объединяющем ряд сотрудников крупного вагоностроительного предприятия. Решение о фактическом пересмотре оплаты труда, по словам профоргов, предварительно не обсуждалось с профсоюзами. В настоящее время представители коллектива продолжают переговоры с руководством УВЗ о выравнивании уровня оплаты труда на предприятии.

Сами сотрудники пока продолжают работать в прежнем режиме. Часть из них, по данным «Солидарности», заявляет о переходе на режим итальянской забастовки, то есть работы в соответствии с нормами ТК РФ, что в итоге приводит к снижению выработки. На УВЗ впрочем, подчёркивают, что даже с пересмотром расценок зарплаты остаются высокими.

«Раньше в литейку шли, чтобы заработать на квартиру, машину. Зарплата была под 100 тысяч, но далеко не все здесь выдерживают. Мы работаем в тяжёлых условиях!»

«Речь идёт о сотрудниках одного участка литейного цеха, где произошёл пересмотр расценок, приведение их в соответствие с действующим техпроцессом и реальной трудоёмкостью. После пересмотра расценок заработная плата у сотрудников данного участка составила более 60 000 рублей, что почти в 2 раза больше, чем средняя зарплата основных рабочих «Уралвагонзавода», – сообщили представители УВЗ в официальном комментарии.

Сотрудники литейного корпуса 3 цеха 560, работающие во вредных условиях труда, считают подход руководства несправедливым, а предложенные расценки не соответствующими реальным трудозатратам.

«Раньше в литейку шли, чтобы заработать на квартиру, машину. Зарплата была под 100 тысяч, но далеко не все здесь выдерживают. Единицы остаются. Мы работаем в тяжёлых условиях. Летом в цехе под плюс 50, зимой холодно. Чтобы согреться, жжём кокс. График здесь 4 через 1. С новыми расценками никто даже по 60 тысяч не зарабатывает. Допустим, у обрубщика деталь раньше стоила 647 рублей с премией 67%, а сейчас 380 рублей с премией в 150%. Хотя раньше обрубщикам ниже 400 рублей за деталь вообще не платили. Если план по выпуску деталей не выполняется, из премии вычитают..

«Работа опасная. На меня в том году дважды с кран-балки, которой уже больше 80 лет, падал болт в полкилограмма. Обещали установить новое оборудование, но пока мы его так и не увидели».

Работники УВЗ просят не публиковать их имен, люди опасаются давления со стороны руководства цехов. По их словам, особо активным работникам, требующим соблюдения своих прав, предлагают на несколько месяцев перейти на работу в исправительную колонию и налаживать производство там. Снижение расценок, по мнению заводчан, коснулось ряда цехов: № 560 (корпуса 2, 3), 320, 340, 360, 380. На это же указывают и в профсоюзе «Солидарность», который несколько лет боролся за введение доплат за работу во вредных условиях труда. В 2016 году они были добавлены к окладу сотрудников, ранее включались в него.

«Доплата за вредность у нас 3 тысячи рублей. Она зависит от количества часов выработки. Если норма по часам выработки не достигнута, могут не выплатить. Представители предприятия рассказывают, что у нас якобы улучшились условия труда. Но в реальности это не так. На дворе 21-й век, а мы до сих пор жжём кокс в цехе зимой, чтобы не замерзнуть», – считает сотрудник цеха № 560.

По словам рабочих, трудиться в тяжёлых условиях им приходится на старом, не всегда безопасном оборудовании. Попытки сообщить руководству УВЗ об этом, как и о пересмотре расценок, встречают сопротивление на предприятии.

«Я хотел обо всём рассказать гендиректору Потапову. На прошлой неделе с ним встречался профсоюз (ячейка профсоюза «Оборонпроф» на предприятии). Меня туда пытались не пустить. Профсоюз моё письмо гендиректору не передал... У нас ужасные условия труда. Сотрудники работают по сдельной оплате. Как, например, раньше сварщик получал высокую зарплату: он работал один на участке, где положено троим. Работа опасная. На меня в том году дважды с кран-балки, которой уже больше 80 лет, падал болт в полкилограмма. Несколько лет назад нам обещали установить новое оборудование, но пока мы его так и не увидели», – поделился с нами переживаниями мастер корпуса №3 цеха 560 Александр Иванов.

В коллективе снижение расценок связывают с установками руководства УВЗ по снижению себестоимости выпускаемых вагонов.

В профсоюзе «Оборонпроф» от комментариев относительно ситуации на заводе отказываются. Председатель «Солидарности» Александр Димитров заявляет о готовности обращаться в суд и добиваться возврата расценок на детали на уровень начала года. По словам профлидера, случаи нарушения трудовых прав на предприятии не редки. В этом году «Солидарность» выиграла в суде несколько исков по фактам незаконных увольнений сотрудников, задержек зарплат и не выплат сверхурочных.

В коллективе снижение расценок и другие попытки «экономии работодателя на оплате труда» связывают с установками руководства УВЗ по снижению себестоимости выпускаемых вагонов. На сегодняшний день основным конкурентом нижнетагильского производителя, по мнению экспертов рынка, является «Тихвинский вагоностроительный завод».

«Нам говорят, что поступил большой заказ и надо его сделать. Кто покупатель – мы не знаем. Говорят, что себестоимость при этом надо уменьшить на 200 тысяч рублей за вагон», – сообщил нам ещё один сотрудник литейного цеха, попросив не называть его имя.

На предприятии официально подтверждают намерение увеличить выпуск вагонов и превысить заявленный на 2017 год план в 14,5 тысяч штук. Однако на рост оплаты труда, по мнению сотрудников, это влияния не оказало.

«Уралвагонзавод» входит в одноименную научно-производственную корпорацию, которая включена в состав ГК «Ростех». В 2016 году предприятием было произведено порядка 10 тысяч вагонов.

Алина Старухина, специально для vgudok. com, Екатеринбург

"Под видом оптимизации будет уволено 15 тысяч сотрудников"

Крупнейшая корпорация УрФО, «Уралвагонзавод», готовит массовые сокращения. На улице могут оказаться 15 тысяч человек в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. Письмо руководства УВЗ разослано на 39 предприятий, входящих в холдинг. Власти заявляют о своем неведении, а топ-менеджмент УВЗ ищет источник утечки информации.

Как стало известно «URA.RU», предприятия корпорации получили письмо о необходимости реализовать «Программу снижения затрат холдинга» в начале лета. По данным источника на УВЗ, гендиректор корпорации Александр Потапов велел резко сократить расходы в два этапа. В рамках первого - уменьшить затраты уже в этом году. Параллельно предприятиям холдинга поручено разработать программу, рассчитанную на 2019-2025 годы. В помощь руководителям заводов было разослано еще одно письмо, где приложен шаблон таблицы с перечислением пунктов, на которых нужно будет экономить уже в этом году. В письме указан фонд оплаты труда и подпункт - «Сокращение численности».

По данным источника «URA.RU» в корпорации, все четыре десятка заводов прислали свои предложения и получили одобрение.

В числе главных мер по сокращению бюджета оказалось увольнение сотрудников. «Под видом оптимизации расходов будет уволено 15 тысяч сотрудников корпорации в разных регионах», - полагает собеседник.

Если данные верны, под сокращения попадут сотрудники 12-ти свердловских предприятий. Два из них находятся в Екатеринбурге. Остальные, включая головной завод «Уралвагонзавод», - в Нижнем Тагиле. В Челябинской области сокращения ожидают на семи предприятиях, самое крупное из которых - «ЧТЗ-Уралтрак». Увольнения затронут заводы из Башкортостана, Омской, Нижегородской, Кемеровской, Томской и Владимирской областей, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья.

Директор по корпоративным коммуникациям - советник генерального директора УВЗ Дмитрий Калениченко заявил корреспонденту «URA.RU», что наблюдаемые организационные изменения - это нормальный процесс уточненной стратегии развития холдинга. Ожидаемые сокращения в корпорации опровергли.

Тем более, что холдинг не ожидает падение загрузки производственных мощностей и не испытывает дефицита в заказах. Однако, одним из мероприятий плана сокращения затрат является оптимизация штатной численности. На некоторых предприятиях общества предусмотрены такие мероприятия, например, в связи с закрытием или консервацией цехов. Это нормальная финансово-хозяйственная деятельность, которая не означает массовое сокращение штата сотрудников», - заявили в пресс-службе.

По данным агентства, руководство корпорации ищет источник утечки информации.

Министр промышленности Свердловской области Сергей Пересторонин не поверил в информацию о грядущих сокращениях. «Предпосылок к этому нет, УВЗ работает в плановом режиме. По итогам года все показатели были выше 100%. Поэтому трудно сказать, кто такие прогнозы ставит. Видели же сами у „Уралтрансмаша“ стенд с трамваями на „Иннопроме“. А эта тема будет только увеличиваться. По гособоронзаказу сокращений тоже нет», - сказал «URA.RU» чиновник. На напоминание об отказе Минобороны от покупки производимых УВЗ танков «Армата» из-за дороговизны, министр ответил: «Армата»« как была, так и остается».

С и. о. главы Нижнего Тагила Владиславом Пинаевым оперативно связаться не удалось - по данным агентства, он находится в командировке. Журналист «URA.RU» обратился за комментарием в департамент труда и занятости Свердловской области, ответ оттуда пока не поступил.

Руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов сообщил, что официально никакой информации о сокращениях местных предприятий УВЗ не поступало. При этом в регионе имеется 11 тысяч вакансий. «Есть спрос на рабочих, заводчан», - подчеркнул чиновник. По данным «URA.RU», в штате на «ЧТЗ-Уралтрак» числится 6,3 тысячи человек. Предприятие уже давно перевело 1,5 тысячи сотрудников на неполное рабочее время. При этом на заводе большой штат конструкторов и административного состава, измеряемый сотнями человек.

Ради сокращения издержек УВЗ уже свернул финансирование социальных проектов вроде хоккейного клуба «Спутник» из Нижнего Тагила. По этому моногороду увольнения на «Уралвагонзаводе» ударят сильнее всего. В 2016 году там уже проходили митинги против массовых сокращений. Их организатор Илья Коровин, известный в городе как Илья Тагильчанин, подтвердил корреспонденту «URA.RU», что найти новую работу уволенным заводчанам будет крайне сложно. «Я живу в Дзержинском районе, где находится УВЗ. Кроме завода людям работать негде. Закрываются магазины, существовавшие 10-15 лет, и вместо них появляются алкомаркеты. Перестают действовать предприятия, например такие, как деревообрабатывающий завод. Средний и малый бизнес сводит концы с концами. Спрос падает на все. Люди, которые не могут попасть на УВЗ, занимают какие-то разнорабочие специальности, где получают по 10-15 тысяч рублей. И видно, как они просто деградируют», - поделился опасениями собеседник.



Поделиться