Пионерами боевого использования самолетов ДРЛОиУ для обнаружения вражеских самолетов на фоне земли и наведения на них своих истребителей стали ВВС Израиля. Успех, достигнутый израильскими летчиками в ходе ливанского конфликта 1982 г., объясняется, в первую очередь, грамотным применением самолетов ДРЛО Е-2С "Хокай". Израильтяне применили боевые порядки авиации многоярусного построения, состоящие из разнородных сил. Непосредственно над территорией Ливана действовали истребители и ударные самолеты, управление которыми осуществлялось с борта "Хокая". Сам Е-2С "выписывал круги" на высоте 8 000 мв 100 км от береговой черты, еще дальше и выше находился постановщик помех, переоборудованный из пассажирского Боинга 707. Несмотря на то, что
Вероятность прорыва сирийских истребителей к Е-2С считалось близкой к нулю, самолет "ДРЛО" прикрывало звено новейших тогда F-15. Строго регламентировался радиообмен между самолетами с целью максимального высвобождения радиоканалов для обеспечения управления с борта "Хокая". РЛС Е-2С, барражирующего над Средиземным морем, имела "слепые" зоны, затененные горными хребтами. Для получения полной радиолокационной картины территории Ливана, наряду с "Хокаями", использовались истребители F-15, чьи РЛС способны обнаруживать цели на фоне земной поверхности: самолет ДРЛО контролировал воздушное пространство "в целом", a F-15 "заглядывали" в радиолокационные тени гор. Сирийцы такой "картинки" не имели, за что их летчики неоднократно расплачивались жизнями. Израильтяне, как правило, вводили в бой истребители только после анализа сложившейся воздушной обстановки по командам самолета ДРЛО.
Война в Ливане стала квинтэссенцией использования разнородных сил, однако опыт по отработке комбинированных боевой порядков в реальных боевых условиях ВВС Израиля начали раньше. Первый в истории воздушный бой с участием истребителей F-15 состоялся над Южным Ливаном 27 июня 1979 г. Управление действиями шестерки "Иглов" и пары "Кфиров" осуществлялось с борта Е-2С. В ходе боя израильтяне, не потеряв ни одного самолета, сбили шесть из восьми сирийских МиГ-21. С самолетами ДРЛО ВВС Израиля частично рассчитался за сирийцев советский расчет ЗРК С-200, уничтоживший в декабре 1983 г. один "Хокай" над Средиземным морем на пределе дальности стрельбы ракетами -пока это единственный случай поражения самолета ДРЛОиУ (зенитно-ракетные дивизионы, укомплектованные советскими расчетами были переброшены в Сирию по просьбе правительства этой страны).
Над Средиземным морем показали свою профессиональную подготовку и экипажи "Хокаев" ВМС США. Авианосные "Хокаи" обычно работали с палубными перехватчиками F-14A "Томкэт": типовой состав воздушного патруля авианосного ордера включал один самолет ДРЛО и пару "Томкэтов", в случае осложнения военно-политической обстановки в районе действия авианосца, количество истребителей в составе патруля увеличивалось. Основными противниками американцев в Средиземноморье долгое время были ливийцы. Самолеты с зелеными кругами на фюзеляжах регулярно совершали облет американских боевых кораблей, в свою очередь палубная авиация периодически выполняла перехваты истребителей ВВС Ливии. Неоднократно "холодная война" переходила в горячую.
В январе 1989 г. экипаж "Хокая" засек взлет двух ливийских истребителей, после чего отслеживал их местоположение. Похоже, пара МиГ-23 выполняла рутинный полет в рамках "холодной войны" с 6-м флотом США. Также, рутинно, самолет ДРЛО навел на МиГи пару "Томкэтов", которые на удалении 72 км обнаружили ливийские истребители своими РЛС и начали маневр по выходу в атаку. Ничего необычного в этом все еще пока не было - угрожающее маневрирование входило в правила игры "холодной войны" над Средиземным морем; ливийцы никак не отреагировали на выход F-14 в атаку, а зря. Когда расстояние между противниками уменьшилось до 32 км с борта "Хокая" поступила команда: "Быть готовым к применению оружия", чуть позже: "-Пуск." Двумя из четырех выпущенных ракет американцы "завалили" оба МиГ-23, летчики которых катапультировались. Можно считать, что в январе 1989 г. над заливом Большой Сирт произошло (для американцев) учение по отработке действий воздушного патруля авианосного ордера с боевой стрельбой.
Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств попрежнему остается авиация... Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков - их глубокая специализация.
Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой - создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.
К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C “Фантом”. Он отличался от своего прототипа - истребителя-бомбардировщика F-4C - отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.
Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...
В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой “Локхид” по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).
U-2 представлял собой, в сущности, высотный монопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы “Локхид” Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.
Следующим проектом стратегического разведчика фирмы “Локхид” стал SR-71А “Блэкберд” (“Черная птица”). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.
По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью 3М, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до +427° С, а обшивка форсажных камер до +593° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.
А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом. С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии “Стелc”, задачей которой является создание “невидимого” для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета - удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элероны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.
После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились “крылатые радары” - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимых для корабельных РЛС.
На рубеже 40-50-х годов командование ПВО США заказало фирме “Локхид” самолет ДРЛО на базе пассажирского четырех моторного лайнера “Супер Констеллейшн”. Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.
В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В “Трейсер”, созданный фирмой “Грумман” на базе противолодочного самолета S-2 “Треккер”. Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.
В конце 50-х годов фирма “Грумман” приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 “Хокай” (“Ястребиный глаз”), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.
“Хокай” мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истребители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе “грязной” войны во Вьетнаме.
С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы “Грумман” Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.
Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО - американский Е-3А “Сентри”, поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета “Боинг-707-320” и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-3А в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов “противника”. Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.
Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного высокоплана с двигателями на крыле. Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 1,981 м, выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем - в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй - за управление самолетами-перехватчиками (ударными самолетами), третий - за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки доплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.
Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 7,31 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания “свой - чужой” и антенна передачи данных.
Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогоидолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.
Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.
Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей). Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние - белые. Расположение опознавательных знаков - обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.
В 1986 г. во время бомбардировок Ливии самолеты E-2C “Хокай” морского базирования успешно координировали атаки истребителей F-14 “Томкэт”, действовавших в составе ударной авианосной группы. Совместные действия самолетов E-2C и крейсеров АЭГИС обеспечивали полное господство ВВС США в воздухе.
Самолеты E-2C успешно обеспечивали управление системами ВТО во время войны в персидском заливе. Самолеты “Хокай” неоднократно совершали боевые и патрульные вылеты в воздушном пространстве Ирака. Благодаря им были уничтожены два иракских истребители МиГ-21, сбитых американскими F/A-18 в самом начале войны.
Кроме того, самолеты E-2С успешно используются в операциях по нейтрализации группировок наркомафии.
Модификации самолета:
Е-2А Hawkeye - первая серийная модификация на базе прототипа W2F-1 (Grumman G-123) c РЛС APS-96.
Е-2B Hawkeye - модификация Е-2А с компьютером Litton L-304 и c РЛС APS-120.
ТЕ-2B Hawkeye - тренировочная модификация Е-2В.
Е-2С Hawkeye - модификация самолета Е-2В, запущенная в серию с 1978 года. Установлена РЛС APS-125, с 1983 года APS-138, с 1988 года - APS-139, с 1991 года - APS-145.
ТЕ-2С Hawkeye - тренировочная модификация Е-2С.
Е-2Т Hawkeye - вариант Е-2В, модифицированный до уровня Е-2С, с РЛС APS-138, построенный по заказу ВВС Тайваня.
Тактико-технические характеристики самолёта Е-2:
Год принятия на вооружение - 1964
Размах крыла - 24,56 м
Длина самолета - 17,54 м
Высота самолета - 5,58 м
Площадь крыла - 65,03 кв.м
Масса, кг
Пустого самолета - 17265
Максимальная взлетная - 23556
Внутренние топливо - 5624 кг
Тип двигателя:
До 1989 - 2 ТВД Allison T-56-A-425
После 1989 - 2 ТВД Allison T-56-A-427
Мощность,
T-56-A-425 - 2 х 4980 л.с.
T-56-A-427 - 2 х 5170 л.с.
Максимальная скорость - 598 км/ч
Крейсерская скорость - 576 км/ч
Практическая дальность - 2583 км
Дальность действия - 320 км
Продолжительность полета - 6 ч
Практический потолок - 9390 м
Экипаж - 2 + 3 оператора ДРЛО
Самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» – глаза американского флота
Если сделать смелое предположение, что в составе российского ВМФ в самом скором времени появятся авианосцы, то новые корабли все равно не смогут стать полноценными боевыми единицами. Все дело в том, что для комплектования полноценного авиакрыла, базирующегося на авианосце, требуются самолеты, отсутствующие в настоящее время в боевом составе авиации ВМФ России. К таковым относятся палубные самолеты противолодочной обороны (ПЛО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, главным образом, дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). Без подобных летательных аппаратов авианосец никогда не станет грозным оружием российского флота и государства. Однако самолетов такого типажа в России нет даже в разработках. А без них отечественный флот никогда не станет по-настоящему океанским.
Самолет ДРЛО и У Е-2С «Хокай» способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели (в зависимости от ее размеров и внешних условий) составляет от 270 до 740 км.
Фото: US NAVY
Благодаря эффективной бортовой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С «Хокай» является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложному и крупногабаритному американскому Е-З.
Фото: US NAVY
«Хокай» оснащен мощным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль, система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система «Такан», радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.
Фото: US NAVY
До настоящего времени изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.
Фото: US NAVY
В носовой части Е-2С «Хокай» находится кабина летчиков, в центральной – оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора.
Фото: US NAVY
Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение самолета Е-2С позволяют уверенно контролировать воздушную обстановку.
Фото: US NAVY
Операторы Е-2С «Хокай» способны осуществлять до 30 перехватов одновременно.
Фото: US NAVY
27 июня 1979 г. над Южным Ливаном экипаж Е-2С «Хокай» осуществлял координацию действий и наведение шести F-15A и пары «Кфиров». В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21.
Фото: US NAVY
В ближневосточной войне 1982 г. основной причиной успеха израильской авиации являлось использование самолетов ДРЛО типа Е-2С. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС Е-2С перекрывала основные районы воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.
Фото: US NAVY
Показать источник
Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств по-прежнему остается авиация...
Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков - их глубокая специализация.
Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой - создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.
К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C «Фантом». Он отличался от своего прототипа - истребителя-бомбардировщика F-4C - отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.
Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...
В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой «Локхид» по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).
U-2 представлял собой, в сущности, высотный мотопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы «Локхид» Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.
Следующим проектом стратегического разведчика фирмы «Локхид» стал SR-71А «Блэкберд» («Черная птица»). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.
По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью ЗМ, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до -427° С, а обшивка форсажных камер до 4-393° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.
А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом.
С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии «Стелc», задачей которой является создание «невидимого» для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета - удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элевоны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.
После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились «крылатые радары» - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимый для корабельных РЛС.
На рубеже 40-50-х годов командование ПВО США заказало фирме «Локхид» самолет ДРЛО на базе пассажирского четырехмоторного лайнера «Супер Констеллейшн». Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.
В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В «Трейсер», созданный фирмой «Грумман» на базе противолодочного самолета S-2 «Треккер». Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.
В конце 50-х годов фирма «Грумман» приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 «Хокай» («Ястребиный глаз»), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.
«Хокай» мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истре-бители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе «грязной» войны во Вьетнаме.
С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы «Грумман» Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.
Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО - американский Е-ЗА «Сентри», поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета «Боинг-707-320» и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-ЗА в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов «противника». Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.
Послевоенные американские самолёты разведчики и самолёты ДРЛО | |||||
RF-4C «Фантом» |
U-2C | SR-71А | Е-2С «Хокай» |
Е-ЗА «Сентри» |
|
Год выпуска | 1963 | 1955 прототип |
1964 | 1971 | 1972 |
Размах крыла, м | 11,70 | 24,38 | 16,95 | 24,56 | 44,42 |
Длина самолета, м | 19,16 | 15,11 | 32,74 | 17,55 | 46,61 |
Площадь крыла, м 2 | 49,24 | 55,74 | 167,23 | 65,03 | 268,67 |
Число х тяга (мощность) двигателей, кгс (л. с.) | 2x7711 | 1x4990 | 2x15422 | 2x4910 | 4x9525 |
Взлетная масса максимальная, кг | 24765 | 7835 | 77100 | 23540 | 147420 |
Масса пустого самолета, кг | 12700 | - | 22215 | 17240 | 77238 |
Дальность полета, км | 3700 | 6400 | 4800 | 2580 | 8100 |
Максимальная скорость, нм/ч | 2320 | 740 | 3200 | 560 | 771 |
на высоте, м | 14700 | 24150 | 24000 | 3050 | 8810 |
Потолок, м | 21640 | 24400 | 27450 | 9390 | 12200 |
Палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «ХОКАЙ»
Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного вы-сокоплана с двигателями на крыле.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 0 1,981 мг выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем - в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй - за управление самолетами-перехватxиками (ударными самолетами), третий - за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки допплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.
Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 0 7,32 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания «свой - чужой» и антенна передачи данных.
Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогондолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.
Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.
Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей).
Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние - белые. Расположение опознавательных знаков - обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.
Самолет Е-2С «Хокай»:
1 - антенна сигнализации облучения РЛС противника, 2 - разрядник статического электричества, 3, 17, 27 - антиобледенители, 4 - стойка антенны, 5 - система аварийного сброса топлива, 6, 20, 69 - антенны, 7 - тормозной гак, 8 - подъемник тормозного башмака, 9 - тормозной башмак, 10 - подъемник тормозного гака, 11 - передатчик, 12 - герметичная переборка, 13 - туалет, 14 - места операторов, 15 - стойка РЛС, 16 - обтекатель РЛС, 18 - фазированная решетка антенны РЛС, 19 - привод, 21 - двигатель привода антенны, 22 - гидравлический подъемник, 23 - волновод, 24 - пульт РЛС, 25 - закрылки, 26 - навигационный огонь, 28, 53 - стойки шасси, 29, 64, 65 - створки шасси, 30 - основное колесо шасси, 31 -воздухозаборник маслорадиа-тора, 32 - воздухозаборник двигателя, 33 - винт «Гамильтон-Стандарт», 34 - воздухозаборник, 35, 36, 41 - блоки электронных систем и радиооборудования, 37 - кок винта, 38 - радиатор, 39 - ЭВМ радара, 40 - система охлаждения, 42 - навигационное оборудование, 43, 51 - распределительные электрокоробки, 44 - кресла пилотов, 45 - приборная панель, 46 - стеклоочиститель, 47 - колонка управления, 48 - механизм уборки шасси, 49 - педаль управления рулем, 50 - навигационные блоки, 52 - механизм управления передней стойкой, 54 - демпфер, 55 - захват под катапульту, 56 - носовой передатчик, 57 - кислородный баллон, 58 - носовая допплеровская антенна, 59 - обтекатель радиатора, 60 - иллюминаторы, 61 - трубка Пито, 62, 67 - стойки антенн, 63 - радиопрозрачный обтекатель РЛС, 66 - радиатор, 68 - обтекатель привода РЛС, 70 - механизм уборки шасси.
В. РИГМАНТ,
Авиалетопись "М-К"
Моделист-конструктор, №7"1989
Это самолет с бортовым номером 165828, серийным номером A52-199 NH-602
из VAW-120 "Greyhawks".При этом на самолете находятся опознавательные знаки VAW-117 и указания на то,что это самолет какое то время нес службу на авианосце "Нимитц".Всего таких самолетов было выпущено 212,а вообще всех модификаций 332.
Командованием ВМС США в 1999 года начало очередной этап модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета Е-2С (программа Hawkeye-2000). Его основной целью было повышение возможностей самолета по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. В состав силовой установки входят два ТВД Т56-А-427 фирмы Rolls-Royce, оснащенных восьмилопастными винтами с саблевидными лопастями. Основу бортового комплекса самолета составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ фирмы Рэйтеон. Масса, объем и средняя потребляемая мощность последней по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно.
Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.
В задачи, решаемые самолетами E-2С Hawkeye-2000, дополнительно включены: обмен данными с самолетами Е-8С(также были представлены на салоне в Дубаи) системы JSTARS, AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней в состав БРЭО будут введены соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания. Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы IТТ. Средняя излучаемая мощность модулей около 10 Вт, масса 80 г. В серийных комплектах планируется использовать АФАР высотой 15 см.
Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации и дополнительным терминалом оператора, увеличив, таким образом, дежурную смену до четырех человек. Впоследствии на машину будут установлены системы видовой разведки (возможно, инфракрасная система поиска и слежения IRST). Всего предусматривается приобретение 21 самолета Е-2С Hawkeye-2000. Общая стоимость программы 1,47 млрд долларов.
Эксплуатанты различных модификаций E-2:
Китайская Республика
Египет
Франция
Израиль
Япония
Мексика
Сингапур
США
ЛТХ:
Модификация E-2С Hawkeye-2000 E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03
Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.
Масса, кг
пустого самолета 16890 17265
максимальная взлетная 23200 23566
Внутренние топливо, кг 5624
Тип двигателя 2 ТВД Allison T-56-A-427 ТВД Эллисон T56-A-425
Мощность, кВт 2 х 3803 2 x 3661 (2x4910 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч 600 598
Крейсерская скорость, км/ч 575 576
Практическая дальность, км 2583 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.20
Практический потолок, м 9400
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)
Длина разбега: 610 м
Длина пробега: 439 м
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)
В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.
3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)
Немного истории создания этого самолета:
Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Эдванст Хокай».
Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО США.Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолетов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.
Стандартным самолетом сейчас является вариант E-2C,первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолетах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.
В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Эдванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Так же самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе
Назначение самолёта:
Самолёт ДРЛО E-2C обеспечивает обнаружение групп целей на расстоянии около 480 км (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты). «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения,а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолетов противника и управлять истребителями сопровождения.
Варианты:
W2F-1
оригинальное название Hawkeye, измененное на E-2A в 1962.
E-2A
начальная серийная версия, W2F-1 до 1962.
TE-2A
2 E-2As переделанные для тренировки экипажей.
YC-2A
2 E-2As переделанные в прототипы C-2 Greyhound
E-2B
то же что и E-2A но оборудованное встроенным вычислителем. Сделаны из E-2A.
YE-2C
2 E-2As переделанные в E-2C прототипы.
E-2C
как E-2B но с новой электроникой, поисковым радаром, . в модели плюс E-2C имеет новый винт
E-2C Hawkeye 2000
модернизированная версия E-2C.
E-2D
Сейчас выполняет полетные тесты. Он имеет новую авионику, двигатель, новый"стеклянный кокпит"(не аналоговые приборы,а мониторы) и систему дозаправки в воздухе. Готовность планируется в 2011 году.
E-2T
E-2C вариант для Тайваня, с частями взятыми со списанных E-2B(Bureau No# 151709, 151710, 151724, 152479) они были проданы как 4 восстановленных E-2A/B. но это E-2C Group II с APS-145 радаром.
Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение.
Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.