Цели социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Деятельность социального работника в учреждениях пенитенциарной системы

НОУ ВПО Московский Психолого-социальный Институт

Конаковский филиал

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Пенитенциарная педагогика»

«Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы»

Конаково 2010

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ

1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы РФ…………

1.2. Теоретическое обоснование деятельности социального работника…..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………


Введение……………………………………………………………………….......................................................... 2

Глава 1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ............................................................................................... 2

1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы РФ…………............................. 2

1.2. Теоретическое обоснование деятельности социального работника….......................... 2

Заключение……………………………………………………………………......................................................... 2

Список использованной литературы…………………………………………............................................ 2

1.2. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы...................... 3

Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы........................................................... 3


Введение

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. Так, с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % . На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.

Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ) увеличился в шесть раз.

Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная деятельность основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным.

Объектом изучения является пенитенциарная система Российской Федерации. Предметом выступает сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными. Цель реферата - выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника, определение ее основных направлений, принципов, методов и роли в пенитенциарной системе РФ.

Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.

В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось на 1 июля 1998г. 1017814 человек. “Видами исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются:

Исправительные учреждения являются органами государства, входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора.

Наказания различным категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.

“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена

лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.

Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима.”

Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенных необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а в уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54 человек на 100000 . Проблемами реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности.

После краха советского союза пенитенциарная система подверглась реформированию. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром. Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которыене могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.

По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1)Психолого-ориентированная

2)Социолого-ориентированная

3)Комплексно-ориентированная

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. « В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как

профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически “ подкован “. Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология рассматривающая только психологические аспекты, ни право

рассматривающее только правовую сторону проблемы.

Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту.

Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ

И др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства юстиции России: история и современность. М.: “Норма”., 1998 – 172с.


Уткин В. А., Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть. – Томск, 1995. – 94 с.

1 Шнайдер Г.Й.


Шнайдер Г.Й. Криминология – М.: “Прогресс”- Универс, 1994. - 502 с.,С.10.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость – один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма отражен в ст. 7 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с «низшим существом» мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде исправительных учреждений; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники исправительных учреждений относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.

Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего – несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7% имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3% пенсионного возраста. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых.

Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов (71,7%) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6% из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2% не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации.

На основе познанных закономерностей социальной работы формируются принципы, то есть базовые идеи (положения), правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность. Будучи комплексным универсальным видом деятельности, включающим правовые, социологические, психологические, педагогические и организационно-управленческие аспекты, пенитенциарная социальная работа опирается на классификацию принципов, предложенную Л.Г. Гусляковой, В.И. Курбатовым, Е.И. Холостовой и адаптированную в практике УИС: философские принципы , относящиеся ко всем наукам об обществе, человеке, их взаимоотношениях, а также процессам: детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности, историзм, взаимосвязь индивида и его социальной среды. Названные принципы позволяют проникнуть в сущность социальных феноменов в ИУ, а также определить содержание работы по созданию нормальных условий их функционирования.

Социально-политические принципы : единство государственной политики с национальными и региональными особенностями, опытом и традициями социальной работы с различными категориями населения, в том числе осужденными; демократизм ее содержания и методов; учет конкретных ситуаций, условий и обстоятельств жизнедеятельности личности осужденного, их особенностей при определении содержания и технологии работы; законность и справедливость деятельности специалиста.

Психолого-педагогические, акмеологические принципы , способствующие учету личностных особенностей осужденных, социально-психологических механизмов воспитания, обучения, формирования и развития личности во взаимодействии со средой, а также определению эффективных технологий психолого-педагогической помощи и воздействия: личностно-деятельностный подход; индивидуальный и дифференцированный подход; воспитательная направленность социальной работы в УИС; сочетание помощи, поддержки, защиты осужденного с его позитивным развитием и нейтрализацией деформаций, криминогенных детерминант; приоритет в работе развития положительных качеств и свойств; комплексность диагностики, внешних воздействий и осознанной личностной активности осужденных в разрешении трудных жизненных ситуаций и саморазвитии.

В группу организационных принципов пенитенциарной социальной работы, реализация которых влияет на ее результативность, входят: управляемость процессами и процедурами оказания социальной помощи, поддержки, защиты; систематичность, последовательность и преемственность работы; структурная целостность социальных служб УИС; единство прав и обязанностей, полномочий и ответственности субъектов социальной работы; профессионально-личностная подготовленность специалистов по социальной работе с осужденными; координация действий, взаимодействия и сотрудничества персонала УИС, осужденных, иных заинтересованных лиц и организаций.

Перечисленные выше принципы тесно связаны с собственно принципами социальной работы с осужденными :

Гуманности – в основе социальной работы в ИУ должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;

Доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, поло-возрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь Равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

Адресности – оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.), их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;

Добровольности – социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

Конфиденциальности – неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

Воспитательно-профилактической направленности – посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;

Стимулирования развития осужденного – работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;

Толерантности – терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;

Максимизации социальных и личностных ресурсов – для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).

В процессе научно-практического познания феномена пенитенциарной социальной работы на основе различных подходов к ее организационно-содержательному и психолого-педагогическим компонентам могут быть и будут выдвинуты другие положения, дополняющие и уточняющие систему приведенных выше принципов. На основании их определяется система требований к содержанию, методике и организации социальной работы. Наиболее значимые, приоритетные, непреходящие профессиональные идеальные представления о должном в этой деятельности составляют ее ценности. Безусловное принятие и руководство ими в социальной работе предопределяют ее высокую результативность, профессионально-личностную самореализацию. К числу базовых профессиональных ценностей пенитенциарной социальной работы могут быть отнесены: человеческая самоценность; всеобщность, прирожденность, неотъемлемость и целостность прав человека: уважение интересов и свобод личности, включающее взаимоответственность людей и общества: социальная ответственность и стремление к справедливости; максимально полное удовлетворение личностных и социальных потребностей человека; право каждого члена общества на полную самореализацию в жизнедеятельности.

Таким образом, цели, закономерности, принципы и ценности содержат общепрофессиональные и специально-специфические черты. Последние отражают особенности пенитенциарной социальной работы как самостоятельного направления деятельности по оказанию помощи, поддержки, защите осужденных. Специфические черты обусловле ны, во-первых, сферой, средой и условиями ее осуществления: места лишения свободы; физическая, но не духовная изоляция от общества; исполнение определенных судом уголовных наказаний; система законных правоограничений в свободах, возможностях произвольного удовлетворения интересов, потребностей, в том числе и непосредственном получении социальной помощи; жестко регламентированный во времени и пространстве порядок поведения, жизнедеятельности, внешних и внутренних взаимоотношений; принудительное содержание под охраной, надзором в специфических социально-бытовых условиях совместного проживания и времяпрепровождения; широкая распространенность «тюремной», криминальной субкультуры, стратификация осужденных, специфические регуляторы взаимоотношений в среде ИУ (понятия, нормы, обычаи, традиции); криминогенное межличностное и межгрупповое общение, а также ограниченность нормального общения; высокая степень конфликтности среды, распространенность криминальных способов разрешения противоречий, различных форм насилия и притеснений; неблагоприятный социально-психологический фон жизнедеятельности, гнетущая, психологически подавляющая личность обстановка и минимальные субъективные возможности для ее улучшения; повышенный риск быть подвергнутым насилию, оскорблению, ущемлению человеческого достоинства, опасность для физического и психического здоровья и другие. Следовательно, обстановка и среда в исправительных учреждениях характеризуется как сложная, насыщенная объективными и субъективными трудностями, новыми экстремальными, стрессовыми и кризисными ситуациями, которые актуализируют способности к социальному «выживанию», однако объективно имеют низкий воспитательный потенциал и затрудняют проведение социальной работы с осужденными. Поэтому пенитенциарная среда сама является одним из объектов социальной работы, а ее оздоровление входит в число приоритетных задач, направлений и условий эффективности деятельности специалиста.

Социальная работа выступает в различных ипостасях: как научная отрасль знания, как образовательная и практическая деятельность. Это обстоятельство определяет ее функции. Как наука социальная работа выполняет одни функции. Как образовательная и практическая деятельность – другие.

Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью. Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели УИС – ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций . К содержательным функциям социальной работы с осужденными относятся:

Ресоциализирующая . В ходе её реализации сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогически обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве;

Охранно-защитная (предупредительно-профилактическая) – обеспечивает условия для жизнедеятельности осужденных, контроль, надзор, охрану их прав, законных интересов и потребностей, предупреждает негативное развитие личностных трудных жизненных ситуаций, деструктивные процессы в среде осужденных;

Психологическая – в процессе реализации которой специалист выявляет психологические особенности личности, общности, среды, криминогенные детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.

Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.

Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства;

Реадаптационная – её реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей; направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, реабилитацию определенных категорий освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся:

Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно социальных проблем, определении степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды ИУ;

Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможные перспективы осужденного и общностей;

Программирования и планирования – принятие одного из решений, выработка программы ресоциализации и плана действий (совместное с осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц;

Координационная, организационно-исполнительская – обучение-инструктаж, консультирование, организация конкретных действий, помощь, поддержка, стимулирование, коррекция, организация общения, общественно полезных видов деятельности, обеспечение взаимодействия осужденных, специалистов, координация сотрудничества, контроль и оценка результативности отдельных действий и этапов работы.

Следовательно, социальная работа с осужденными как вид деятельности должна соответствовать таким признакам, как аналитико-прогностический, активно-преобразующий, воспитательно-формирующий, психологически развивающий, превентивный (при необходимости – коррекционный), ресоциализирующий характер.

Теоретические основы социальной работы с осужденными отражают современный уровень научно-практического познания этого сложного феномена. В дальнейшем они, несомненно, будут изучаться, учитываться, дополняться.

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля:

    Каков предмет пенитенциарной социальной работы как науки и учебной дисциплины?

    В чем состоит специфика социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях?

    Назовите и охарактеризуйте закономерности пенитенциарной социальной работы?

    Каковы общенаучные принципы пенитенциарной социальной работы?

    Каковы специфические принципы пенитенциарной социальной работы?

    С какими научными дисциплинами связана пенитенциарная социальная работа?

Литература к главе 1:

10 Калинин Ю. Приоритетные задачи органов и учреждений УИС // Преступление и наказание. – 2004. - №2.

11 Кузнецов М., Ананьев О. Социальная работа с осужденными в ИУ: Учеб. пособ. - Рязань, 2007.

12 Лузгин С.А . Социальная работа как одно из основных средств исправления осужденных // Ведомости УИС. – 2002. - № 6. - С. 27 – 30.

13 Морозов В.М., Виноградов В.В. Социальная работа в уголовно – исполнительной системе: Учеб. пособ. – Владимир, 2006.

14 Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: концепции и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Рязань, Академия права и управления Минюста России, 2003.

15 Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – 256 с.

Уровень развития социального организма определяется ролью, которую играет в нем социальная работа, и статусом, который имеет социальный работник. В развитых социальных системах политические и административные деятели обращаются за помощью к социальному работнику каждый раз, когда стоящая перед ними проблема не может быть эффективно разрешена политическими или административными методами, но может стать предметом воздействия технологий социальной работы. Исходя из данного критерия, можно сказать, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях России сегодня находится еще только в начальной стадии развития.

В настоящее время Россия занимает одно из первых мест в мире по числу заключенных на душу населения: на 100 тыс. российских граждан приходится 750 лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в том, что:

  • она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;
  • ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
  • социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем их менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира", при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);
  • она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;
  • социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам; в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, по и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (УИК РФ) перечислено шесть основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:

  • 1) режим отбывания наказания, т.е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания;
  • 2) общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей;
  • 3) воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);
  • 4) общеобразовательная подготовка;
  • 5) профессиональная подготовка;
  • 6) общественное воздействие.

Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов.

В ст. 61 Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными указываются функции социального работника в исправительном учреждении:

  • поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
  • поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
  • защита гражданских интересов осужденных;
  • защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Таким образом, социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 У И К РФ, следственным изолятором. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются па колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами "в" и "г" части второй ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой указанной статьи, а также осужденные женщины.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных: и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй ст. 101 УИК РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В большинстве западных стран пенитенциарная система состоит из закрытых, полузакрытых и открытых тюрем. При этом то, что у нас называется видом режима, предусмотрено в рамках одного учреждения, более того, мужчины и женщины отбывают наказание в изолированных секторах одного учреждения. Такая организация отбытия наказания позволяет экономить на перевозках и не удалять осужденного слишком далеко от семьи и постоянного места жительства.

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:

  • развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;
  • повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса;
  • помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой - влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;
  • содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;
  • помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;
  • содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;
  • организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.д.);
  • помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.);
  • помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальное развитие и прогноз развития учреждения;
  • содействие социально-правовой защищенности персонала.

Этот перечень свидетельствует о том, что некоторые задачи свойственны только социальной работе, другие являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой, психологией и психиатрией.

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XX в. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1) Психолого-ориентированная;

2) Социолого-ориентированная;

3) Комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. Наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.



Поделиться