Буран первый полет год. История шаттла буран

«Буран» — это советский космический корабль МНОГОРАЗОВОГО использования. Он ПРЕВЗОШЁЛ, по техническим характеристикам, американский корабль многоразового использования – «Шатл». Буран космический корабль – это крайний и самый ГРАНДИОЗНЫЙ проект, осуществлённый в СССР. В СССР такие проекты могли осуществляться только с ведома и согласия высшего руководства страны. До того момента пока не полетел первый Шатл, советское правительство было совершенно уверено, что такой проект создать, в то время — в ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО! Поэтому мощный ТОЛЧОК на создание Бурана космического корабля был получен только после 12-го апреля 1981 года, когда первый раз взлетел первый Шатл! Это был Шатл «Колумбия». Первый Шатл взлетел точно в День Советской Космонавтики, в 20-ю Годовщину полёта ПЕРВОГО КОСМОНАВТА нашей планеты, Ю.А.Гагарина. Скорее всего, дата полёта первого челнока была выбрана НЕ СЛУЧАЙНО.

Ракета-носитель Энергия с космическим кораблем Буран Мощность Энергии-170 000 000 л.с.

Советское правительство принималось за осуществление проектов такого масштаба только с точки зрения – ЧТО, данный проект может дать в ВОЕННОМ смысле. Что такое космос в военно-политическом аспекте это возможность совершить сокрушительный удар по противнику, НЕ получив при этом ответного удара. В конце 70-х, начале 80-х годов 20-го века гонка вооружений стала перемещаться в космос. Вперёд вышла ИСТИНА – КТО ВЛАДЕЕТ КОСМОСОМ – ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ. А это предполагает, прежде всего, создание Бурана космического корабля МНОГОРАЗОВОГО использования.

Система Энергия — Буран на взлёте

В самом начале космической гонки, СССР ВЫРВАЛСЯ ВПЕРЁД! Первый спутник Земли. Первый полёт человека в космос. Первая фотография обратной стороны луны. Первая женщина в космосе и т. д. и т. п. Лидерство СССР в космосе продолжалось 12 летс 1957 года по 1969 год. Лидерство СССР в космосе было переломлено американцами в 1969 годуприземлением человека на ЛУНУ! А также запуском в 1981-м году космического корабля МНОГОРАЗОВОГО использования, Шатла, который был подобен, созданному в последующем космическому кораблю, Буран! Кстати сказать, что ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ по высадке человека на Луну показывался по телевидению на ВЕСЬ МИР, в то время, в режиме как, сейчас говорят « ON LINE». Этот прямой репортаж НЕ смотрели только ДВЕ страны в Мире – это были СССР и Китай. Правда, в СССР прямой репортаж по высадке человека на ЛУНУ всё-таки несколько человек смотрели это были только советские космонавты в Центре Управления Космическими Полётами.

В СССР освоение космоса рассматривалось в основном только в ВОЕННОМ аспекте. Даже Ю.А.Гагарин полетел на боевой ракете, переделанной под полёт человека в космос. Но у ракет есть один очень серьёзный и существенный недостаток – она используется только ОДИН РАЗ. Соответственно, это очень ДОРОГО. Поэтому появилась идея создать Буран космический корабль МНОГОРАЗОВОГО использования, который будет после полёта в космос благополучно ВОЗВРАЩАТЬСЯ на Землю — на аэродром. Сразу скажем, что РЕСУРС космического корабля Буран около 100 запусков.

Первая попытка создать многоразовый космический корабль это был советский проект под названием «Спираль» (смотри статью «Неизвестные самолёты»). Он был так назван потому, что он приземлялся по спирали. Спираль – это был КОСМИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Его главное предназначение было уничтожение на орбите Земли космических объектов противника и возвращение на Землю. Для того, чтобы начать производство нового образца военной техники, необходимо было получить разрешение, в том числе и министра обороны. Тогда министром обороны СССР был А.А.Гречко. Он, НЕ разобравшись в деталях этого проекта, отказал в производстве Спирали, сказав дословно: «Фантастикой мы заниматься не будем???» Так одним росчерком пера была уничтожена перспективная разработка Спираль! Если бы Спираль НЕ была так просто зарублена, то ещё неизвестно, чей бы ЧЕЛНОК взлетел первым – американский или советский! Правда, надо сказать, что после смерти А.А.Гречко в 1976 году самолёт-аналог Спирали всё-таки, был построен и начал проходить лётные испытания. Первый полёт прошёл успешно, но будущего у Спирали уже не было было принято решение по созданию Бурана космического корабля.

Мы всё больше и больше отставали от американцев. В США в это время уже полным ходом шло строительство Шатла. Шатл был основным элементом программы СОИ – «Стратегической Оборонной Инициативы». СОИ – это размещение лазерного оружия в космосе для уничтожения спутников и баллистических ракет противника. В СССР об этих работах знали и, проведя исследования, пришли к неутешительным выводам. Шатл мог сделать «НЫРОК» из космоса на высоту 80 километров, сбросить ядерную бомбу и затем опять уйти на орбиту. В это время пост министра обороны СССР занял Д.Ф.Устинов. Принять решение делать или не делать советский Шатл, предстояло ему. В январе 1976 года вышло постановление о начале работ по созданию Бурана космического корабля. Вопрос получится или не получится, Буран космический корабль, даже НЕ стоял. После проигрыша в ЛУННОЙ гонке, была цель создать аппарат, ПРЕВОСХОДЯЩИЙ по техническим характеристикам Шатл.

Система Энергия — Буран Взлёт Мощность Энергии — 170 000 000 л.с

Буран — это общее название МНОГОРАЗОВОЙ космической системы. Она состоит из ракеты-носителя и космического самолёта. Буран космический корабль — это совсем НЕ копия Шатла, при его внешней схожести. Основа американской системы это сам ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ, установленный на топливном баке. Топливный бак, после сгорания топлива, отделяется от корабля и сгорает при падении в атмосфере. Все основные тяговые двигатели, для выхода на орбиту на Шатле, находятся на самом орбитальном корабле. На системе Буран, основные тяговые двигатели, для выхода на орбиту, находятся на ракете-носителе «Энергия». После сгорания топлива, ракета-носитель Энергия отделяется от корабля и сгорает при падении в атмосфере. На самом Буране космическом корабле есть только НЕ основные тяговые двигатели. Преимущество системы «Энергия-Буран» в том, что ракета-носитель Энергия может выносить на орбиту не только космический самолёт, но и ЛЮБУЮ другую полезную НАГРУЗКУ. Получается, что и ракета-носитель Энергия имеет бОльшую мощность и соответственно способность выносить на орбиту бОльшие веса и отдельно сам Буран космический корабль имеет бОльшую грузоподъёмность.

Система Энергия — Буран Выход на старт

Энергия — это ракета-носитель СВЕРХТЯЖЁЛОГО класса. Стартовая масса около 3 000 тонн. Масса выносимой на орбиту полезной нагрузки до 140 тонн. Высота ракеты на стартовом столе 70 метров. Суммарная мощность двигателей на старте 170 000 000 лошадиных сил. Ракету-носитель Энергию создавало Министерство Общего машиностроенияэто ракетная промышленность. Буран космический корабль создавало Министерство Авиационной промышленности. Космический самолёт должен уметь летать и приземляться на аэродром и должен НЕ СГОРАТЬ в атмосфере, при сходе с орбиты на скорости 8 км/сек. Буран космический корабль краткая техническая характеристика: масса пустого корабля 90 тонн, масса полезного груза 30 тонн, длина 35 метров, размах крыла 24 метра, высота 16 метров.

Для проверки аэродинамики и отработки посадки Бурана космического корабля был построен аналог – полная копия настоящего корабля, только ещё плюс дополнительные двигатели для взлёта с аэродрома. Как его только не называли: «Летающий булыжник», «Утюг», «Чемодан с крыльями». С трудом верилось, что этот угловатый объект высотой с пятиэтажный дом, вообще может взлететь. В то, что он сядет, верили ещё меньше. Специально для взлёта и посадки Бурана космического корабля была построена полоса длиной 5 500 метров самая длинная в Европе. Первый взлёт с аэродрома, Буран совершил 10-го ноября 1985-го года. Вопреки опасениям Буран легко оторвался от земли. Траектория снижения космического самолёта очень крутая. Непосвящённый человек может подумать, что Буран космический корабль камнем падает вниз, но при приближении к земле на определённой высоте самолёт выравнивается и мягко касается полосы. Всего аналог Бурана летал 24 раза.

Помимо задачи научить Буран летать, нужно было решить задачу не менее важную теплозащита космического самолёта. Весь Буран космический корабль покрыт теплозащитной плиткой сделанной из специального КВАРЦЕВОГО ПЕСКА определённого состава. Степень теплозащиты этой плитки такова, что после полного разогрева до температуры 1 700 градусов Цельсия, она остывает буквально за несколько секунд и её можно брать голыми руками. А если теплозащитную плитку Бурана космического корабля положить на ладонь и направить на плитку огненную струю синего цвета от паяльной лампы, то ладонь ощутит всего лишь тепло. Температура огненной струи синего цвета паяльной лампы около 3 000 градусов Цельсия. Всего теплозащитных плиток около 40 000 штук. Стоимость каждой плитки 500 рублей это когда средняя зарплата была 130 рублей в месяц! Соответственно вся только теплозащита Бурана космического корабля обошлась в 20 000 000 рублейэто в то время, когда цена рубля была сравнима с ценой доллара! В истории создания космического корабля Буран интересен ещё и такой факт. Во времена СССР должность президента называлась «Генеральный Секретарь ЦК КПСС». Когда правительство СССР приняло решение создать космический корабль многоразового использования Буран, Генеральным Секретарём ЦК КПСС являлся Л.И.Брежнев. Брежнева пытались отговорить строить космический корабль Буран, мотивируя отказ тем, что это буквально ФАНТАСТИЧЕСКИ ДОРОГОЙ ПРОЕКТ! Также говорили, что в стране и без этого КУЧА ПРОБЛЕМ, что в стране НЕТ ДЕНЕГ на такие разработки! Тогда, для того, чтобы дело НЕ остановилось, Брежнев сказал всего ДВА СЛОВА! Это были такие слова: «ДЕНЬГИ НАЙТИ!» И ДЕНЬГИ НАШЛИ!!!

Некоторые цифры температур нагрева различных поверхностей Бурана космического корабля, при сходе с орбиты: нос корабля и «брюхо» – 1 700 градусов Цельсия, «спина» — менее 370 градусов Цельсия, передняя кромка крыла, сделанная из сплава на основе вольфрама – около 3 000 градусов Цельсия. Указанные температуры нагрева возникают при спуске с орбиты Бурана космического корабля на высоте примерно 57 километров. Интересно, что при сходе Бурана космического корабля с орбиты и при входе его в атмосферу ДОПУСК ОТКЛОНЕНИЯ по ТАНГАЖУ составляет всего 0,5 градуса! В противном случае, при меньшем угле тангажа корабль рискует сгореть в атмосфере, а при большем угле тангажа он может отскочить от атмосферы, как блинчик от воды! Для испытания теплозащитной плитки в реальных условиях вспомнили о проекте Спираль. Сделали уменьшенную копию Спирали и запустили её в космос. Испытания прошли успешно!

Система Энергия — Буран на стартовом комплексе

С самого начала запуск Бурана космического корабля в КОСМОС планировался как БЕСПИЛОТНЫЙ – полностью АВТОМАТИЧЕСКИЙ. Обустройство автоматического полёта во много раз СЛОЖНЕЕ, чем полёт в ручном режиме. К слову заметим, что ни одного полёта Шатла НЕ было в автоматическом режиме. Наступило 15 ноября 1988 года день старта Бурана космического корабля. Погода портилась на глазах. Накануне поступило штормовое предупреждение. Скорость ветра достигала 20 м/с. После совещания главных конструкторов всё, таки было дано разрешение на старт. Буран космический корабль вышел на орбиту. Ему предстояло сделать 2 витка вокруг Земли. Многим уже тогда было ясно, что первый полёт Бурана космического корабля будет ПОСЛЕДНИМ. Во время посадки Буран боролся с сильным боковым ветром. Самолёт коснулся полосы почти в центре расчётной точки, отклонившись от осевой линии меньше, чем на 1 метр. Пробежал по полосе и замер.

Это была НАИВЫСШАЯ ТОЧКА развития СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ!!!


В Сети появились снимки российского фотографа, который на одной из выездных фотосессий отыскал последнее прибежище легендарного советского многоразового корабля «Буран», побывавшего на орбите всего один раз. Скорее всего, это была последняя фотосессия космического титана.

Российский фотограф Александр Маркин во время одной из своих выездных фотосессий наткнулся на удивительное место. Фотографу посчастливилось отыскать последнее прибежище легендарного советского космического многоразового корабля «Буран», которому удалось побывать на орбите всего один раз.


В действительности Маркин нашел останки не самого «Бурана» , а его первого опытного прототипа. Прототип нельзя было назвать космическим кораблем в полной мере, так как создавался он исключительно для испытаний в аэродинамической трубе. Сейчас этот прототип доживает свои последние дни. Корабль находится на специальном складе для военного космического мусора. Сейчас он в полной негодности и, скорее всего, ждет своей очереди на утилизацию.


Пока же это гордый памятник, некогда активно развивающейся космической отрасли СССР. Напомним, что космический корабль «Буран» - это орбитальный-ракетоплан, многоразовый транспортный космический корабль созданный в СССР. По внешнему виду корабля не сложно догадаться, что он стал на ответ «Космических шаттлов» NASA. К сожалению, «Бурану» было суждено выполнить всего один единственный полет.


15 ноября 1988 года "Буран" был запущен с космодрома Байконур. Выйдя на земную орбиту, он совершил два полных витка, после чего приземлился. Полет был испытательным и беспилотным. Распад СССР не пошел космической программе на пользу. В 1990 году проект «Буран» приостановлен, а в 1993 году и вовсе свернут. Единственный корабль вместе с носителями хранился в ангаре на Байконуре где и «погиб» в 2002 году в результате обрушения крыши.


Несмотря на такую бесславную «кончину», дело советского корабля живет.
Несмотря на внешнее сходство с американскими шаттлами, «Буран» имел множество конструктивных отличий. Наиболее важным было то, что корабль мог совершать посадку на автопилоте. Более того, изначально конструкторы не хотели добавлять в «Буран» ручное управление посадкой.


Однако их решение было изменено, после просьб самих космонавтов, которых не хотели настолько доверять автоматике. После закрытия программы, многие технологии «Бурана» были рассекречены и переданы иностранным коллегам из других аэрокосмических агентств в том числе Франции, Китая и США. Все современные корабли выходящие сегодня на орбиту, используют системы разработанные некогда для «Бурана».


В продолжение темы ещё . Мы собрали самые интересные и необычные проекты кораблей данного класса со всего мира.

Прародитель «Бурана»

«Буран» разрабатывался под влиянием опыта заокеанских коллег, создавших легендарные «космические челноки». Многоразовые корабли Space Shuttle проектировались в рамках программы NASA «Космическая транспортная система», и первый старт первый челнок совершил 12 апреля 1981 года - к юбилею полета Гагарина. Именно эту дату можно считать отправной точкой в истории многоразовых космических кораблей.

Главным недостатком шаттла была его цена. Стоимость одного запуска обходилась американским налогоплательщикам в 450 млн долларов. Для сравнения, цена запуска одноразового «Союза» – 35-40 млн долларов. Так почему же американцы пошли по пути создания именно таких космических кораблей? И почему советское руководство так сильно заинтересовалось американским опытом? Все дело в гонке вооружений.

Space Shuttle – детище Холодной войны, точнее – амбициозной программы «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), задачей которой было создание системы противодействия советским межконтинентальным ракетам. Колоссальный размах проекта СОИ привел к тому, что его окрестили «Звездными войнами».

Разработка шаттла не осталась незамеченной в СССР. В умах советских военных корабль предстал чем-то вроде сверхоружия, способного нанести ядерный удар из космических глубин. На самом деле, многоразовый корабль создавался лишь для доставки на орбиту элементов системы ПРО. Идея использовать шаттл как орбитальный ракетоносец действительно звучала, но американцы отказались от нее еще до первого полета корабля.

Гибель челнока «Челленджер» стала одним из самых драматичных эпизодов в истории мировой космонавтики. Катастрофа произошла 28 января 1986 года, сразу после взлета корабля. Причиной стало повреждение одного из боковых ускорителей. Драматизма ситуации придал тот факт, что на борту шаттла находилась Криста Маколифф (Christa McAuliffe) – школьная учительница, принимавшая участие в проекте «Учитель в космосе». Поэтому широкое внимание публики было приковано к миссии задолго до катастрофы, и крушение «Челленджера» стало для США национальной трагедией.

Многие в СССР опасались также, что шаттлы могут использоваться для похищения советских космических аппаратов. Опасения были небезосновательны: шаттл имел на борту внушительный манипулятор, а грузовой отсек легко вмещал даже крупные космические спутники. Впрочем, в планы американцев похищение советских кораблей, похоже, не входило. Да и как на международной арене можно было бы объяснить подобный демарш?

Однако в Стране Советов начали задумываться над альтернативой заокеанскому изобретению. Отечественный корабль должен был служить как военным, так и мирным целям. Он мог использоваться для проведения научных работ, доставки грузов на орбиту и их возвращения на Землю. Но главным назначением «Бурана» было выполнение военных задач. Он виделся главным элементом космической боевой системы, рассчитанной как на противодействие возможной агрессии со стороны США, так и на нанесение контрударов.

В 1980-е годы разрабатывались боевые орбитальные аппараты «Скиф» и «Каскад». Они во многом были унифицированы. Их вывод на орбиту рассматривался в качестве одной из главных задач программы «Энергия­Буран». Боевые системы должны были уничтожать баллистические ракеты и военные космические аппараты США лазерным или ракетным вооружением. Для уничтожения же целей на Земле предполагали использовать орбитальные головные части ракеты Р-36орб, которые бы размещались на борту «Бурана». Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Но существовали даже более амбициозные проекты. Например, рассматривался вариант строительства космической станции, боевыми блоками которой были бы модули корабля «Буран». Каждый такой модуль нес в грузовом отсеке поражающие элементы, и в случае войны они должны были обрушиться на голову неприятеля. Элементы были планирующими носителями ядерного оружия, размещавшимися на так называемых револьверных установках внутри грузового отсека. Модуль «Бурана» мог вместить до четырех револьверных установок, каждая из которых несла до пяти поражающих элементов. На момент первого запуска корабля все эти боевые элементы находились на стадии разработки.

При всех этих планах, ко времени первого полета корабля сколько-нибудь четкого понимания его боевых задач не существовало. Не было единства и у вовлеченных в проект специалистов. Среди руководителей страны находились как сторонники, так и ярые противники создания «Бурана». Но ведущий разработчик «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский всегда поддерживал концепцию многоразовых аппаратов. Свою роль в появлении «Бурана» сыграла позиция министра обороны Дмитрия Устинова, видевшего в шаттлах угрозу для СССР и требовавшего достойного ответа на американскую программу.

Именно страх перед «новым космическим оружием» заставил советское руководство пойти по пути заокеанских конкурентов. Поначалу корабль даже задумывался не столько альтернативой, сколько точной копией шаттла. Чертежи американского корабля разведка СССР добыла еще в середине 1970?х годов, и теперь конструкторы должны были построить свой собственный. Но возникшие трудности вынудили разработчиков искать уникальные решения.

Так, одной из главных проблем стали двигатели. СССР не имел силовой установки, равной по своим характеристикам американскому SSME. Советские двигатели оказались больше, тяжелее и имели меньшую тягу. А ведь географические условия космодрома «Байконур» требовали, наоборот, большей тяги, в сравнении с условиями мыса Канаверал. Дело в том, что чем ближе стартовая площадка находится к экватору, тем большую полезную массу может вывести на орбиту один и тот же тип ракеты-носителя. Преимущество американского космодрома перед «Байконуром» оценивалось примерно в 15%. Все это привело к тому, что конструкцию советского корабля пришлось изменить в сторону уменьшения массы.

Всего над созданием «Бурана» работали 1200 предприятий страны, и за время его разработки было получено 230 уникальных технологий.

До разработки «Бурана» Лозино-Лозинский руководил работами по проекту «Спираль», одному из самых амбициозных в истории космонавтики. Программа подразумевала создание «космического истребителя» и была ответом на американский проект X-20 Dyna Soar. Как Dyna Soar, так и «Спираль» были свернуты ради других, более реалистичных разработок. В наше время многие упрекают руководителей СССР за то, что они пожертвовали перспективной «Спиралью» ради корабля «Буран».

Первый полет

Свое имя «Буран» корабль получил буквально перед первым – и, как оказалось, последним – стартом, который состоялся 15 ноября 1988 года. «Буран» был запущен с космодрома «Байконур» и 205 минут спустя, дважды облетев планету, там же совершил посадку. Лишь два человека в мире могли видеть взлет советского корабля своими глазами – летчик истребителя МиГ-25 и борт­оператор космодрома: «Буран» летел без экипажа, и с момента взлета до касания с землей им управлял бортовой компьютер.

Полет корабля стал уникальным событием. Впервые за все время космических полетов многоразовый аппарат смог самостоятельно вернуться на Землю. При этом отклонение корабля от осевой линии составило всего лишь три метра. По словам очевидцев, некоторые высокопоставленные лица не верили в успех миссии, полагая, что корабль разобьется при посадке. Действительно, когда аппарат вошел в атмосферу, его скорость составляла 30 тыс. км/ч, так что «Бурану» пришлось маневрировать, чтобы замедлиться – но в итоге полет прошел на ура.

Советским специалистам было чем гордиться. И хотя у американцев имелся гораздо больший опыт в этой области, садиться самостоятельно их шаттлы не могли. Впрочем, летчики и космонавты далеко не всегда готовы доверить свою жизнь автопилоту, и впоследствии к программному обеспечению «Бурана», все же, добавили возможность ручной посадки.

Специально для транспортировки «Бурана» был создан самый большой в мире самолет – Ан-225 «Мрия». Длина гиганта составила 84 м, а размах крыльев – 88 м. Был построен лишь один экземпляр, который по сей день эксплуатируется компанией Antonov Airlines. Примечательно, что по такому же пути пошли американцы, приспособив для транспортировки шаттла Boeing-747.

Особенности

«Буран» был построен по аэро­динамичес­кой схеме «бесхвостка» и имел треугольное крыло. Как и его заокеанские собраться, он был довольно велик: 36,4 м в длину, размах крыльев – 24 м, стартовая масса – 105 т. Просторная цельносварная кабина вмещала до десяти человек.

Одним из важнейших элементов конструкции «Бурана» была теплозащита. В некоторых местах аппарата при взлете и посадке температура могла достигать 1430 оС. Для защиты корабля и экипажа использовались углерод-углеродные композиты, кварцевое волокно и войлочные материалы. Общий вес теплозащитных материалов превышал 7 т.

Большой грузовой отсек позволял взять на борт крупные грузы, например, космические спутники. Для вывода в космос таких аппаратов «Буран» мог использовать огромный манипулятор, аналогичный тому, который имелся на борту шаттла. Общая грузоподъемность «Бурана» составляла 30 т.

В запуске корабля участвовали две ступени. На начальном этапе полета от «Бурана» отстыковывались четыре ракеты с жидкостными двигателями РД-170 – самыми мощными из всех когда-либо созданных жидкотопливных двигателей. Тяга РД-170 составляла 806,2 тс, а его время работы – 150 с. Каждый такой двигатель имел четыре сопла. Вторая ступень корабля – четыре жидкостных кислородно-водородных двигателя РД-0120, установленных на центральном топливном баке. Время работы этих двигателей доходило до 500 с. После того как топливо было выработано, корабль отстыковывался от огромного бака и самостоятельно продолжал полет. Сам челнок можно считать третьей ступенью космического комплекса. Вообще ракета-носитель «Энергия» была одной из самых мощных в мире, и имела очень большой потенциал.

Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость. И действительно: единственной одноразовой частью этого комплекса должен был стать гигантский топливный бак. Однако в отличие от двигателей американских шаттлов, которые мягко приводнялись в океане, советские ускорители приземлялись в степи рядом с Байконуром, так что использовать их повторно было довольно проблематично.

Еще одна особенность «Бурана» заключалась в том, что его маршевые двигатели были не частью самого аппарата, а находились на ракете-носителе – а точнее, на топливном баке. Иными словами, все четыре двигателя РД-0120 сгорали в атмосфере, в то время как двигатели шаттла возвращались вместе с ним. В перспективе советские конструкторы хотели сделать РД-0120 многоразовыми, и это значительно бы удешевило программу «Энергия-Буран». Помимо этого, корабль должен был получить два встроенных реактивных двигателя для маневров и посадки, но к своему первому полету аппарат ими оборудован не был и фактически представлял собой «голый» планер. Как и его американский собрат, «Буран» мог зайти на посадку только один раз – в случае ошибки второго шанса не было.

Большим плюсом было то, что советская концепция поз­воляла вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т. Отечественный челнок имел некоторые преимущества перед шаттлами. Например, он мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени – около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составил только 17.

В отличие от шаттла, имел «Буран» и систему спасения экипажа. На малой высоте пилоты могли катапультироваться, а случись непредвиденная ситуация выше, корабль отделился бы от ракеты-носителя и совершил посадку на манер самолета.

Что в итоге?

Судьба «Бурана» с самого рождения была непростой, а развал СССР только усугубил сложности. К началу 1990-х на программу «Энергия-Буран» было потрачено 16,4 млрд советских рублей (около 24 млрд долларов), притом что дальнейшие ее перспективы оказались весьма туманны. Поэтому в 1993 году руководство России приняло решение отказаться от проекта. К тому моменту успели построить два космических корабля, еще один находился в производстве, а четвертый и пятый – лишь закладывались.

В 2002 году совершивший первый и единственный космический полет «Буран» погиб при обрушении крыши одного из корпусов космодрома «Байконур». Второй корабль остался в музее космодрома и является собственностью Казахстана. Наполовину покрашенный третий образец можно было видеть на выставке авиасалона МАКС-2011. Четвертый и пятый аппарат достраивать уже не стали.

«Говоря об американском шаттле и нашем «Буране», нужно, прежде всего, понимать, что эти программы были военными, и та, и другая, – говорит специалист в аэрокосмической области, кандидат физических наук Павел Булат. – Схема у «Бурана» была более прогрессивная. Отдельно ракета, отдельно – полезная нагрузка. Говорить о какой-то экономической эффективности не приходилось, но в техническом плане комплекс «Буран-Энергия» был значительно лучше. В том, что советские инженеры отказались от размещения двигателей на корабле, нет ничего вынужденного. Мы спроектировали отдельную ракету, у которой полезная нагрузка навешивалась сбоку. Ракета имела удельные характеристики, непревзойденные ни до, ни после. Она могла быть спасаемой. Зачем в таких условиях ставить двигатель на корабль?... Это прост­о удорожание и снижение весовой отдачи. Да и организационно: ракету делала РКК «Энергия», планер – НПО «Молния». Наоборот, у США это было вынужденным решением, только не техническим, а политическим. Ускорители сделали с твердотопливным ракетным двигателем, чтобы загрузить производителей. «Буран» же, хоть и делался по прямому распоряжению Устинова, «как шаттл», но был выверен с технической точки зрения. Он действительно получился намного совершеннее. Программу закрыли – жаль, но, объективно, не было полезной нагрузки ни для ракеты, ни для самолета. К первому пуску готовились год. Поэтому разорились бы на таких запусках. Чтобы было понятно, стоимость одного пуска примерно равнялась стоимости ракетного крейсера класса «Слава».

Конечно, «Буран» перенял многие черты своего американского прародителя. Но конструктивно шаттл и «Буран» сильно отличались. Оба корабля имели как неоспоримые достоинства, так и объективные недостатки. Несмотря на прогрессивную концепцию «Бурана», одноразовые корабли были, есть и в обозримом будущем останутся гораздо более дешевыми кораблями. Поэтому закрытие проекта «Буран», как и отказ от шаттлов, видится решением правильным.

В 2013 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин высказал предположение, что испытания «Бурана» могут продолжиться в современной России. Он указал на то, что многоразовые корабли намного опередили свое время, и в будущем придется к ним вернуться. Впрочем, многие увидели в этом заявлении обыкновенный популизм.

История создания шаттла и «Бурана» заставляет лишний раз задуматься о том, сколь обманчивыми бывают выгодные, на первый взгляд, перспективные технологии. Конечно, новые многоразовые аппараты рано или поздно увидят свет, но что это будут за корабли – вопрос иной.

Есть и другая сторона вопроса. Во время создания «Бурана» космическая отрасль получила бесценный опыт, который в будущем можно было применить для создания других многоразовых кораблей. Сам факт успешной разработки «Бурана» говорит о высочайшем технологическом уровне СССР.

Наш эксперт: Павел Булат, специалист в аэрокосмической области, кандидат физических наук.

205 минут полета корабля "Буран" стали оглушительной сенсацией. И главное - посадка. Впервые в мире советский челнок приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.

Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.

Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.


Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.


Практически каждый, кто жил в СССР и кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия». Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полёт во времена перестройки и был сильно повреждён при обвале крыши ангара на Байконуре в начале нового тысячелетия. Какова же судьба этого корабля, и почему был заморожена программа многоразовой космической системы «Энергия-Буран», мы и попытаемся разобраться.

История создания



«Буран» - крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы», которая была ответом советской космонавтики на известия в 1972 году о том, что США приступило к осуществлению программы «Спейс-Шаттл». Так что разработка подобного корабля была в то время стратегически важной задачей для сдерживания потенциального противника и сохранения Советским Союзом позиций космической сверхдержавы.

Первые проекты «Бурана», появившиеся в 1975 году, были практически идентичны американским шаттлам не только по внешнему виду, но также по конструктивному расположению основных узлов и блоков, включая маршевые двигатели. После многочисленных доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир после полёта в 1988 году.

В отличие от американских челноков, он мог доставлять на орбиту больший вес грузов (до 30 тонн), а также возвращать на землю до 20 тонн. Но главным отличием «Бурана» от шаттлов, определившим его конструкцию, было иное размещение и количество двигателей. На отечественном корабле отсутствовали маршевые двигатели, которые были перенесены на ракету-носитель, но имелись двигатели довыведения его на орбиту. Кроме того, они получились несколько тяжелее.


Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран» осуществился с космодрома Байконур в 6.00 утра. Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли. Полёт длился 206 минут, в течение которых корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме. Это было чрезвычайно радостное событие для всех разработчиков, конструкторов, всех, кто как-либо участвовал в создании данного технического чуда.

Печально, что именно этот корабль, совершивший «самостоятельный» триумфальный полёт, в 2002 году был погребён под обломками обрушившейся крыши ангара.


В 90-е годы государственное финансирование на космические разработки стало резко сокращаться, и в 1991 году МКС «Энергия-Буран» перевели из оборонной программы в космическую программу для решения народно-хозяйственных задач, после чего в следующем 1992 году Российское космическое агентство решило прекратить работы над проектом многоразовой системы «Энергия-Буран», и созданный задел подвергся консервации.

Устройство корабля



Фюзеляж корабля условно разделяется на 3 отсека: носовой (для экипажа), средний (для полезного груза) и хвостовой.

Нос корпуса конструктивно состоит из носового кока, герметичной кабины и двигательного отсека. Внутреннее пространство кабины разделено полами, которые образуют палубы. Палубы вместе со шпангоутами обеспечивают необходимую прочность кабине. В передней части кабины сверху находятся иллюминаторы.


Кабина разделена на три функциональные части: командный отсек, где размещён основной экипаж; бытовой отсек - для размещения дополнительного экипажа, скафандров, спальных мест, системы обеспечения жизнедеятельности, средств личной гигиены, пяти блоков с аппаратурой системы управления, элементами системы терморегулирования, радиотехнической и телеметрической аппаратурой; агрегатный отсек, обеспечивающий работу систем терморегуляции и жизнеобеспечения.

Для размещения на «Буране» груза предусмотрен вместительный грузовой отсек общим объёмом примерно 350 м3, длиной 18,3 м и диаметром 4,7 м. Сюда поместился бы, например, модуль «Квант» или основной блок станции «Мир», при этом данный отсек позволяет также обслуживать размещённые грузы и осуществлять контроль за работой бортовых систем до самого момента выгрузки из «Бурана».
Общая длина корабля «Буран» 36,4 м, диаметр фюзеляжа 5,6 м, высота на шасси 16,5 м, размах крыла 24 м. Шасси имеет базу 13 м, колею 7 м.


Основной экипаж планировался из 2-4 человек, однако космический корабль может взять на борт дополнительно ещё 6-8 исследователей для проведения на орбите различных работ, то есть «Буран» фактически можно назвать десятиместным аппаратом.

Длительность полета определяется специальной программой, максимальное время установлено до 30 суток. На орбите хорошие маневренные возможности корабля «Буран» обеспечиваются благодаря дополнительным запасам топлива до 14 тонн, номинальный топливный запас 7,5 тонн. Объединенная двигательная установка аппарата «Буран» представляет собой сложную систему, включающую 48 двигателей: 2 двигателя орбитального маневрирования для довыведения аппарата на орбиту с тягой по 8,8 тонн, 38 реактивных двигателей управления движением с тягой 390 кг и ещё 8 двигателей для прецизионных перемещений (точной ориентации) с тягой по 20 кг. Все эти двигатели питаются из единых баков углеводородным горючим «циклином» и жидким кислородом.


В хвостовом отсеке «Бурана» располагаются двигатели орбитального маневрирования, а в блоках носового и хвостового отсеков находятся двигатели управления. В ранних проектах также предусматривались два воздушно-реактивных двигателя с тягой по 8 тонн для возможности полета с глубоким боковым маневром в режиме посадки. Эти двигатели не вошли в более поздние конструкции корабля.

Двигатели «Бурана» дают возможность выполнять следующие основные операции: стабилизация комплекса «Энергия-Буран» перед его разделением со второй ступенью, отделение и увод корабля «Бурана» от ракеты-носителя, довывод его на начальную орбиту, формирование и коррекция рабочей орбиты, ориентация и стабилизация, межорбитальные переходы, сближение и стыковка с другими космическими аппаратами, уход с орбиты и торможение, управление положением аппарата относительно его центра масс и др.


На всех стадиях полёта «Бураном» управляет электронный мозг корабля, он также управляет работой всех ботовых систем и обеспечивает навигацию. На участке довыведения контролирует выход на опорную орбиту. При орбитальном полете обеспечивает коррекцию орбиты, сход с орбиты и погружение в атмосферу на допустимую высоту с последующим возвратом на рабочую орбиту, программные развороты и ориентацию, межорбитальные переходы, зависание, сближение и стыковку с сотрудничающим объектом, закрутку вокруг любой из трёх осей. При спуске контролирует сход корабля с орбиты, его снижение в атмосфере, необходимые боковые маневры, прибытие на аэродром и посадку.


Основа автоматической системы управления кораблём - быстродействующий вычислительный комплекс, представленный четырьмя взаимозаменяемыми компьютерами. Комплекс способен моментально решать все задачи в рамках своих функций и, в первую очередь, увязывать с программой полёта текущие баллистические параметры корабля. Система автоматического управления «Бурана» настолько совершенна, что при будущих полетах экипаж корабля в этой системе рассматривается лишь как звено, которое дублирует автоматику. В этом было принципиальное отличие советского челнока от американских шаттлов – наш «Буран» мог весь полёт выполнить в автоматическом беспилотном режиме, побывать в космосе, благополучно вернуться на землю и сесть на аэродроме, что наглядно продемонстрировал его единственный полёт в 1988 году. Посадка же американских шаттлов осуществлялась полностью на ручном управлении при неработающих двигателях.

Наша машина была гораздо манёвреннее, сложнее, «умнее» своих американских предшественников и могла автоматически выполнять более широкий спектр функций.


Помимо этого, в «Буране» была разработана система экстренного спасения экипажа при чрезвычайных ситуациях. На небольших высотах для этого предназначалась катапульта для первых двух пилотов; при возникновении аварийной ситуации на достаточной высоте корабль мог отсоединяться от ракеты-носителя и производить экстренную посадку.

Впервые в ракетостроении на космическом аппарате была использована система диагностики, охватывающая все системы корабля, подключающая резервные комплекты оборудования или осуществляющая переход на резервный режим работы в случае возможных неисправностей.


Аппарат рассчитан на 100 полётов как в автономном, так и в пилотируемом режимах.

Настоящее



Крылатый космический корабль «Буран» мирного применения не нашёл, поскольку программа сама по себе была оборонной и в мирную экономику, тем более после распада СССР, интегрироваться не смогла. Тем не менее, это был большой технологический прорыв, на «Буране» отработаны десятки новых технологий и новых материалов, и жаль, что эти достижения не стали применять и развивать далее.

Где теперь находятся знаменитые в прошлом «Бураны», над которыми работали лучшие умы, тысячи рабочих и на которые было потрачено так много усилий и возлагалось столько надежд?


Всего существовало пять экземпляров крылатого корабля «Буран», в том числе недостроенные и начатые аппараты.

1.01 «Буран» - осуществил единственный беспилотный космический полет. Хранился на космодроме Байконур в монтажно-испытательном корпусе. На момент уничтожения при обрушении крыши в мае 2002 года был собственностью Казахстана.

1.02 – корабль был предназначен для второго полёта в режиме автопилота и стыковки с космической станцией «Мир». Находится также в собственности Казахстана и установлен в музее космодрома Байконур в качестве экспоната.

2.01 – готовность корабля составляла 30 - 50 %. Он находился на Тушинском машиностроительном заводе до 2004 года, затем провёл 7 лет на причале Химкинского водохранилища. И, наконец, в 2011 году переправлен для реставрации на аэродром г. Жуковский.

2.02 - 10-20 % готовности. Частично демонтирован на стапелях Тушинского завода.

2.03 - задел был полностью уничтожен.

Возможные перспективы



Проект «Энергия-Буран» закрыли в том числе из-за ненадобности доставки больших грузов на орбиту, а также их возвращения. Строящийся скорее для оборонных, нежели мирных целей, в эпоху «звёздных войн», отечественный космический челнок «Буран» намного опередил своё время.
Кто знает, возможно, его время ещё придёт. Когда освоение космоса станет более активным, когда на орбиту и, наоборот, на землю потребуется часто доставлять грузы и пассажиров.


И когда конструкторы доработают ту часть программы, которая касается сохранения и относительно благополучного возвращения на землю ступеней ракеты-носителя, т. е. сделают систему вывода на орбиту более удобной, что значительно удешевит и сделает многоразовым не только использование крылатого корабля, но и системы «Энергия-Буран» в целом.

Поделиться